Система социологического знания
Система -упорядоченная определенным образом совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Основные признаки соц. систем: качественная определенность выделенность относительно среды существования гетерогенность (неоднородность состава), т.е. наличие некоторого множества составных частей в целом. наличие интегральных свойств, в которых проявляется зависимость частей и целого. Система социологического знанияв качестве элементов включает: социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности. Установлению соц. фактов служат такие элементы социологического знания как: общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма... отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных. методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных. Социология и гуманитарные науки. Социология в своем развитии ориентируется на общественные науки, к которым относятся политология, история, психология, экономика, антропология и др. Эти общественные науки изучают человеческие отношения, социальный мир, а также закономерные связи в обществе. Социология - одна из общественных наук, изучающих поведение людей и функционирование общественных институтов. Каждая из этих областей знания имеет свои отличительные черты, но зачастую они совпадают. В антропологии, применяются многие методы, характерные для социологии, но антропологи изучают главным образом небольшие, не западные племенные общества, в то время как социологи исследуют в основном крупные современные общества Европы и Северной Америки. Например, предметом изучения антропологов является церемония, существующая у индейцев племени квакиутл под названием "потлатч", в процессе которой мужчина заявляет о своем праве на более высокое положение, уничтожая свое имущество.
Экономика- это исследование производства, распределения и потребления наличных ресурсов. Экономисты уделяют главное внимание изучению таких тем, как безработица, инфляция и международная торговля. Типично для экономистов исследование влияния инфляции на покупательскую способность потребителя. Политическая наука изучает, как люди приходят к власти и используют ее, а также распределение власти в обществе. Политологи занимаются главным образом деятельностью правительств, политических партий, групп, связанных общими интересами, а также спецификой поведения избирателей. Например, они могли бы попытаться выяснить, почему члены тех или иных первичных групп, как правило, голосуют за одних и тех же кандидатов. Наконец, психология - это научное исследование индивидуального поведения. Например, психологи анализируют, как люди овладевают навыками речи и чтения, когда в процессе обучения применяются поощрение и наказание; как формируются отношение к окружающему миру и отличительные черты личностей. Один знаменитый психологический эксперимент демонстрировал степень готовности людей подчиняться воле авторитета даже когда предлагалось подвергать беспомощную жертву действию электрического тока Вопросы для контроля: 1) Назовите основные функции социологии? 2) 2) Что является предметом социологии? 3) Какова взаимосвязь социологии с общественными науками? Литература: 1. Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Курс лекций по социологии. Ч.1 –Алмата,1998. – 132 с. 2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник.-2-е изд., испр. И доп.- М: НОРМА-ИНФРА, 1999.- 412 с. 3. Абсаттаров Р.Б., Бобырь В.Н., Дакенов М. Тесты по социологии: вопросы и ответы. – Алматы: Ғылым, 1999. -208 с.
Тема лекции № 2 Основные направления в истории социологии Цель: изучить этапы развития социологии. План: Возникновение науки. Этапы развития социологии. Теории социологии. Возникновение науки. Названием наука социология обязана своему создателю Огюсту Конту (1798–1857). Термин «социология» состоит из двух корней. Первый происходит от латинского societas, т. е. «общество», второй – от греческого loros, означающего в узком смысле «слово», а в широком – «учение», «наука». Таким образом, термин «социология» переводится как «наука об обществе». Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы. Идея родилась во Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции -это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества.Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества. Проект социологии был результатом соединения 4х фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий: идея общества, идея естественного закона, идея прогресса, идея метода (познавательный инструмент). Термин функция в социологии подразумевает: назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом. Следовательно, объектом изучения социологии, как и других общественных, социальных наук, является человеческое общество. Но человеческое общество изучают и другие общественные и гуманитарные науки, например философия, история, экономика, политология и т. д. Каждая из них изучает свою сферу общества, т. е. имеет свой предмет исследования. Есть он и у социологии. Разные социологи имеют различные взгляды на предмет исследования своей науки. Как полагал основатель социологии О. Конт, предметом исследования социологов должны являться законы общественного развития, из которых бы вытекали практические рекомендации, полезные во всех отраслях деятельности людей. О. Конт уподоблял социологию естественным наукам, называя ее иногда социальной физикой. Законы развития общества, подобно естественным, природным законам, носят, по его мнению, строгий, однозначный и объективный, не зависимый от воли людей характер. Макс Вебер (1864–1920) считал предметом социологии так называемое социальное действие, т. е. такое действие, которое соотносится с действиями других людей, ориентируется на них. Предмет социологии у М. Вебера субъективируется, «привязывается» к человеку. Эмиль Дюркгейм (1858–1915) пошел по другому пути. Он объявил предметом науки об обществе социальные факты, под которыми он понимал нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде, например, зданий, сооружений и т. д. Каждое поколение индивидов застает свой набор социальных фактов, который и определяет поведение людей. Подход Э. Дюркгейма к предмету социологии носит объективный, не зависимый от конкретного человека характер. Подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма объединяет то, что они, как и подавляющее число других социологов, считают поведение человека в обществе обусловленным связями, которые он имеет с окружающими его людьми и предметами, его предыдущим опытом общения, образованием, воспитанием, местом в общественной жизни, общественных институтах и т. д.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1273)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |