Виды избирательных систем. В своей совокупности они дают наиболее полное представление об образующих
В своей совокупности они дают наиболее полное представление об образующих избирательную систему элементах, различное сочетание и содержательное наполнение которых обусловливают выделение различных видов избирательных систем. В истории развития законодательства о выборах сформировалось много подходов к конструированию избирательных систем. При этом выбор того или иного вида избирательной системы — один из ключевых вопросов политической жизни страны, на решение которого существенным образом влияет состояние демократического развития и соотношение политических сил. Не случайно именно к такому выводу пришел и Конституционный Суд РФ. В определении от 20 ноября 1995 г. об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и запроса Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Суд подчеркнул, что выбор того или иного варианта избирательной системы и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности. В российских условиях этот выбор осуществляет Федеральное Собрание РФ в соответствии с правилами законодательной процедуры. Данное обстоятельство, однако, вовсе не означает, что вопрос об избирательной системе является сугубо политическим и лишен юридического смысла. Правовое значение избирательной системы состоит в надлежащем законодательном закреплении всей совокупности правил, регулирующих отношения, связанные с определением результатов выборов, и образующих юридическое оформление избирательной системы, включая закрепление различных ее видов. Действующее законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующий типов избирательных систем: мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы. 27.Близким понятию политическая утопия является понятие политический миф . Политический миф (от греческого: миф - слово, сказание) - непреднамеренное или искусственно создаваемое представление о политических реальностях, как правило, сложившихся, существовавших в прошлом. К числу наиболее известных политических мифов принадлежат знаменитый платоновский миф об Атлантиде, античный миф о золотом веке - времени общественной гармонии, социального благополучия, времени, когда-то существовавшем, но безвозвратно прошедшем. Политические утопии, политические мифы как формы неадекватного отражения политического бытия человеком - элемент политического сознания не только прошлого, но и новейшего времени. Достаточно вспомнить широко распространяемый в последние годы миф о благоденствующей России начала ХХ века, которая была уничтожена в результате революционных потрясений в октябре 1917 года. Возникновению и существованию политических утопий и мифов способствуют причины гносеологического (недостаток реальных знаний) и социального (как правило, неспособность или нежелание той или иной общественной системы познать мир политики, каков он есть) порядка. Категория политическая утопия имеет, впрочем, еще одно значение; способ выражения политического идеала какой-либо общественной группы. Уже упоминавшаяся Утопия Т.Мора является одной из первых попыток выразить социалистический идеал. В ХХ веке достаточно широкое распространение получила политическая антиутопия (одним из наиболее ярких ее образцов является знаменитый роман английского писателя Д.Оруэлла 1984 ). Политическая антиутопия - способ выразить политический антиидеал той или иной общественной группы, способ предостеречь общество от опасных для него последствий определенных негативных политических явлений. В основе этого способа, так же как и в политической утопии, конструирование некоей условной, реально несуществующей политической ситуации. Так, Д.Оруэлл в своем романе подвергает критике вполне реальное политическое явление - тоталитаризм, описывая не какую-то реально существующую страну, а вымышленное государство - Океанию. Отражение мира политики социальными общностями осуществляется на трех уровнях: 1) массовое сознание; 2) групповое сознание; 3) индивидуальное сознание. 28.Своеобразие средневековой политической мысли обусловлено главным образом сильным влиянием на нее христианской религии и римской католической церкви. Например, важнейшая черта социально-политических воззрений Блаженного Августина (354 — 430) — обоснование и оправдание неравенства в обществе, предопределенного миром небесным, понимание истории человечества как борьбы "двух градов", двух государств — "града Божьего" и светского государства. Официальной церковной идеологией средних веков стало учение Фомы Аквинского (1225 — 1274), которое в 1879 г. было объявлено Папой римским "единственно истинной философией католицизма". В XVI столетии во всех западноевропейских государствах господствующей стала культура Возрождения, в основе которой лежали гуманистические идеи. В противовес средневековым схоластам представители гуманизма изучали не Бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми, с государством и обществом. В социально-политических науках активно разрабатывались два основных направления. Первое — теоретическое обоснование необходимости замены феодально-сословного неравенства юридическим равенством, закрепления права частной собственности, защиты личности от религиозно-феодального произвола. Второе — политическая идеология низших слоев, предшественников рабочего класса, в основе которой лежали идеи утопического социализма. Итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469— 1527) выступал против политической раздробленности, за сильную государственную власть, базирующуюся на частнособственнических буржуазных отношениях. Он вошел в историю мировой политической науки как автор книги "Государь", в которой изложены его представления о происхождении и сущности власти, о формах правления, о требованиях к участникам политического процесса, среди которых важное место занимает технология политического лидерства. Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам. Высшее правило политики и главная ее проблема — определить такую форму действий, которая соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. В чрезвычайных обстоятельствах, когда "народ развращен", нужны и чрезвычайные меры. Ради упрочения государства допустимо использование любых средств, во имя государства можно нарушить и религию, и мораль. "Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно спрашивать лишь одно — спасет ли оно жизнь и свободу государства". Сердцевина политической теории Макиавелли — концепция исторического процесса, в основе которой лежит представление о социальной борьбе как движущей силе общественных и политических изменений. Макиавелли первый сформулировал чрезвычайно важную для позднейшей политической науки идею функциональности политического конфликта. Соответственно смену форм правления он связывал не с божественной волей или человеческой природой, а с закономерными повторениями определенных ситуаций и соотношений борющихся сил, которые обусловливают приход к власти то монарха, то аристократии, то народа. Француз Жан Боден (1530—1596) в работе "Шесть книг о государстве" писал о сильной государственной власти, способной вывести страну (у него — Францию) из хаоса религиозных войн. Государство он определил как правовую власть нескольких семей над социальными вопросами. Монарх — единственный, абсолютный источник права. Первым в истории политической мысли Боден выдвинул идею государственного суверенитета (фр. souverainete — носитель верховной власти). Суверенитет, или право творить и проводить в жизнь законы, принадлежит государству по определению. Государство — обладатель верховной политической власти как внутри собственной страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет не зависит от того, справедливы законы или нет, он зависит от силы творить их. Боден отрицательно относился к демократическому государству, в котором очень много законов и властей, а общее дело в упадке, и к аристократии, где много раздоров, а правит глупое большинство. Наилучшей формой правления он считал монархию, в которой обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает, один). Особенно необходимы монархии в больших государствах. Крупный вклад в развитие политологии того времени внесли английские мыслители Т. Гоббс и Дж. Локк. Томас Гоббс (1588 — 1679) свое политическое учение изложил в философском труде "О гражданине" и трактате "Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского". Верховная власть и независимость светского государства — основные идеи его политического учения. Признавая только три формы государства, он полагал, что самая лучшая форма власти — монархия, но в то же время отрицал теорию божественного происхождения власти и утверждал, что источником королевской власти является общественный договор. Государство — человеческое, а не божественное установление. В учении Т. Гоб- бса, таким образом, сосуществуют две концепции — либеральная ("общественный договор") и консервативная ("приоритет монарха и обеспечение свободы"). Сильное государство — средство избавления от человеческих недостатков. Настаивая на том, что монарх не имеет отношения к общественному договору, который заключает общество, а потому его власть не может быть ограничена обществом, Гоббс был против разделения власти. Воля государя — высший закон, и необходимо подчиняться ему. Джон Локк (1632—1704) более решительно, чем Гоббс, встал на позиции либерализма. Теория естественных прав и конституционализм — основной его вклад в политическую мысль. Он показал необходимость преобладания в политике гражданского начала, ограничения влияния монархии, первым обосновал понятия "личность", "общество", "государство". Локк считал, что государство подчиняется обществу, которое в свою очередь подчиняется личности. Правительству передается лишь часть прав личности, которая определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством, стоящим на страже этой собственности. Необеспечение названной функции делает правительство незаконным и дает гражданам право на сопротивление. Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и союзную (сфера внешней политики); судебную власть он относил к исполнительной. Государство должно подчиняться незыблемым принципам права, а само право из велений власти вырастает в стабильную основу общества равных перед законом собственников. 29. Понятие избирательной системы Пропорциональная система Смешанные избирательные системы 31. В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом организованной политической власти, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Макиавелли считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила; в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства. Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ – способ человеческий, второй – диких животных. Государи должны пользоваться обеими способами. Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Самоуверенность, смелость и гибкость – вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является наилучшим для поддержания государственной власти. Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетается демократический, аристократический и монархический элементы власти. В эпоху зарождения рыночных отношений в Западной Европе развитие политической мысли связано с целой плеядой таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). В работе «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» он описывает хаос естественного догосударственного существования людей, жизнь без красоты, промышленной культуры. В этом обществе были только конфликты, но люди, будучи разумными, нашли выход из хаоса – общественный договор. Они согласились передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и ее носитель, государство, по мнению Гоббса, учреждаются людьми путем договоренности между собой, индивиды доверяют единому лицу, верховной власти над собой. Государство и есть лицо, использующее насилие так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Политическая теория английского философа Джона Локка (1632-1704) является еще одной попыткой изложения гражданской концепции политики. Он был идеологом социального компромисса между дворянством и предпринимательским классом. Свои политические взгляды он изложил в работе «Два трактата о государственном правлении». Государство, по Локку, получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического сообщества – реализовать свои гражданские идеи и, прежде всего, владеть собственностью 32. «Демократию можно определить как режим, при котором правители назначаются посредством свободных и честных выборов», - утверждает французский ученый Лалюмьер. С принципом представительства и идеей партии тесно связана идея выборности, призванной обеспечить народный суверенитет и представительство всех слоев населения в системе власти. То есть выборы это не только признак демократии, но и условие демократии. Поэтому в индустриально развитых странах большое внимание уделяется подготовке подрастающего поколения к участию в политическом и особенно избирательном процессах. В системе образования, через официальные народные праздники, патриотические и политические организации обеспечивается пропаганда достоинств участия в голосовании. Помимо этого, обеспечение равных и справедливых выборов есть гарантия стабильности и легитимности существующей системы, что обусловило то, что в настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Но для его утверждения понадобилась длительная борьба демократических сил на протяжении более чем двух веков. В Нидерландах, например, в 1800 году электорат включал всего 12% взрослого населения, 1890 г. этот показатель поднялся до 27%, 1900 - 63%. 1917 году было введено всеобщее право голоса для мужчин, а для женщин – в 1919 г. В США только в 50-х – 70-х годах были сняты ограничения на участие негров в избирательном процессе. В 1971 году Конгресс США одобрил поправку к Конституции о снижении возрастного ценза на участие в голосовании с 21 года до 18 лет. Женщины получили право голоса в США в 1918 году, в Швейцарии – лишь в 1971 году. 33. Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. Субъектами оппозиционных внутриполитических конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры. С другой - организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Пре; метом конфликта в данном случае является существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта - смена политической системы. Поэтому конфликты подобного рода называют радикальными. 34. Основополагающие идеи и концепции, сформулированные в XVII-XIX вв. и реализованные в политических системах многих стран, составляют каркас, несущую конструкцию политологии. Но современную западную политологию невозможно представить без вклада авторов XX в. На рубеже XIX-XX вв. социализм мощно наступал на позиции капитализма. Первая мировая война и мировой капиталистический кризис 1929-1933 гг. поставили перед капитализмом выбор: сдаться или измениться. Теоретики вновь сказали свое веское слово. Дальновидные политические деятели Запада их услышали и оценили. Одним из самых авторитетных западных социологов и политологов является Макс Вебер (1864-1929). Его часто называли буржуазным антиподом К.Маркса или «Марксом буржуазии». Вебер исследовал проблему власти. Власть, основанную на вере, Вебер называл харизматическим господством. Власть, основанная на традиции, получила у теоретика название традиционного господства. Власть, базирующаяся на праве, названа им легальным господством. Важную роль в легальном или правовом государстве Вебер отводил рациональной бюрократии и разработал ее идеальный тип. Еще более важную роль Вебер отводил авторитарной власти харизматического лидера, который выбирается всем населением, опирается на его поддержку и не допускает превращения бюрократии из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. Свою теорию плебисцитарной демократииВебер разработал, опираясь на американский опыт. Он говорил: «Демократия – это политическая система, где люди избирают себе вождя, который затем говорит: «Заткнитесь и слушайте меня!». Роль политической элиты в осуществлении власти разработал итальянский экономист и политологВильфредо Парето (1848-1923). Он исходил из того, что люди различаются между собой физически, морально и интеллектуально. Марксисты на это обстоятельство почти не обращали внимания. Совокупность индивидов, добивающихся высоких результатов в любой области, Парето называлэлитой. Эволюцию человеческого общества Парето читал историей расцвета и упадка элиты, которая принимает стратегические решения по развитию общества. От качества правящей элиты в решающей мере зависит ситуация в обществе, динамическое равновесие различных групп интересов. Одним из основателей партологии стал немецкий политолог Роберт Михельс (1876-1936). Он считал, что прямая демократия, прямое господство масс невозможно, так как с формально-технической стороны сама по себе толпа не может принимать сколько-нибудь серьезных, обдуманных решений. Следствием такого положения становится делегирование от масс отдельных членов в защиту собственных интересов. Формируются представительские организации – партии. Работа Михельса называлась «Политические партии: социологическое исследование олигархических тенденций современной демократии» (1911). Дело в том, что политолог связывал с возникновением организации появление первых признаков олигархизации – отрыв властвующей верхушки от масс и превращение ее в замкнутую касту. Совокупность причин и методов возникновения олигархической власти в любой организации Михельс называл «железным законом олигархии». В политической истории XX в. заметный след оставил фашизм. Этот термин итальянского происхождения означает «пучок, связку, объединение». Фашизм представляет собой совокупность социально-политических движений, идеологий и государственных режимов, существовавших в ряде стран. Идеологами фашизма были Адольф Гитлер (1889-1945) и Бенито Муссолини (1883-1945). Основу теории фашизма составляли расизм, шовинизм, антидемократизм, антимарксизм, агрессивный милитаризм, терроризм, культ вождя. Муссолини первым с помощью государственной власти установил тотальный контроль над обществом. В фашистских государствах подавлялась любая оппозиция, любые организации, неподконтрольные единой власти, например даже церковь. Институтам и ценностям демократии фашизм противопоставил «новый порядок» с предельной централизацией и концентрацией власти в руках вождя и верхушки правящей массовой тоталитарной партии. 35. Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. В развитии политической системы общества избирательная система играет исключительно важную роль. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны. С точки зрения социальной парадигмы политической науки, суть которой состоит в том, что политические процессы формируются под воздействием внешних по отношению к ним факторов (экономических, социальных, духовных и др.), само существование выборов и избирательных систем обусловлено уровнем социально-экономического развития общества. Если в традиционных аграрных обществах выборы в современном значении этого слова, как правило, отсутствуют, то в индустриальных обществах они в той или иной степени обязательно существуют.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |