Современные подходы в специальном образовании 14 страница
Наблюдения психотерапевтов обнаружили, что нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы помогает музыка, исполняемая на кларнете и скрипке; воздействие мелодичной музыки обеспечивает седативный эффект, музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения.
Музыкально-психологический массаж основан на принципах поведенческой психотерапии Вольпе. Суть его заключается в тренировке нервных процессов. Нередко, попав в трудную ситуацию, человеку бывает не просто из нее выбраться. Мысли постоянно вертятся вокруг неприятного события и влекут за собой тяжелые переживания. Дли того чтобы выйти из этого состояния, необходимо встряхнуться, поменять внутреннюю картину, т.е. образы, стоящие перед глазами. Участникам группы предлагается в. течение нескольких минут прослушать с закрытыми глазами музыкальный фрагмент „насыщенный отрицательными аффектами, при этом вспомнить эпизод из своей жизни, который ложится на эту музыку, и пережить его как бы заново. Затем следует спокойная, плавная музыка. Из негативных нережива-
ний берутся эмоции страха и гнева, из положительных — умиротворенность и радость,
Ландшафтотерапия — влияние пейзажей, отдельных растений, деревьев, птиц на душевное состояние человека. Это воздействие может быть разным: полезно-раздражающим созидательного характера; полезно-возбуждающим, активным, способствующим бодрости и оптимизму; полезно-щадящим, малоактивным, вызывающим мечтательность и самоуглубленность; полезно-тормозящим, малоактивным, создающим; покой. Эффект цветовой гаммы природы (составление букетов, представление любимого цветового фона, воспроизведение памятного объекта природы), фитотерапия также относятся к средствам эмоционального развития.
В настоящее время арттерапия все шире и шире используется в лечебной и психолого-педагогической практике. Е. А. Медведева и др. (2001) выделяют несколько направлений в этой деятельности: психофизиологическое (коррекция психосоматических нарушений), психотерапевтическое (воздействие на когнитивную и эмоциональную сферу), психологическое (выполняющее катарсическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация, потенциальных возможностей).
Холдинг-терапия (автор метода Марта Велш, руководитель Материнского центра, Нью-Йорк, 1983) — психотерапевтичес кая помощь, направленная на преодоление аутизма и других эмоциональных нарушений у детей. Название метода происхо дит от английского глагола to hold — держать. Вся процедура состоит в том, что мать обнимает ребенка и крепко его держит лицом к лицу. Аутичный ребенок оказывает сильное сопротив ление, он может драться, кусаться,- плеваться. ■ .
Классическая схема холдинг-терапии: конфронтация — отвержение (сопротивление) "-разрешение (расслабление). Преобразование, «переламывание» негативных аффектов, снятие эмоционального напряжения, возбуждения, тревоги, страха, преодоление агрессии и негативизма — «очищающий компонент». В Москве успешно развивается другое направление действия холдинга — разработка новых форм эмоционального контакта, что способствует взаимодействию,- подражанию, пониманию эмоционального смысла, стимулирует развитие речи. О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг разработали оценочный
подход к системе эмоциональной организации поведения аутич-ных детей, который может быть полезен и при работе с другими формами нарушения психического развития.
В процессе наблюдения следует обращать внимание на следующие, моменты;
• чувствителен ли ребенок к резкой перемене силы голоса;
• не испытывает ли он дискомфорта при неожиданном зрительном контакте с незнакомым человеком, труден ли для него длительный зрительный контакт с другими людьми;
• чувствителен ли он к качеству прикосновений, напрягается, отклоняется ли он, если кто-либо неожиданно сильно или резко притягивает его к себе, усаживает, передвигает;
• испытывает ли беспокойство, напряжение, если кто-либо резко меняет дистанцию во время общения (садится близко, касается коленями);
• капризничает ли при быстрой смене видов деятельности;
• не боится ли он находиться в пустых, слишком просторных помещениях или боится маленьких, закрытых?
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы опира ется на теорию психодинамического развития. В рамках; этой теории в раннем детстве очень важна практика, игра, формиро вание образа «Я». . ... . . ,
Основные особенности проведения психокоррекцивнивй работы:
• смысл психологической коррекции заключается не в изменении ребенка, а в создании условий для его полноценного развития;
• психологическая коррекция эффективна в том случае, если она ориентирована не на отдельные свойства личности, а на целостную систему значимых отношений;
• желательно участие в коррекционной работе семьи, учителей, сверстников;
• план коррекционных мероприятий должен строиться с
учетом возраста. Итогом психокоррекционной работы должны стать изменения в содержании и структуре эмоциональной сферы личности, овладение ребенком приемами эмоциональной саморегуляции. Как в античном призыве*. «Победи свое сердце и гнев!». При коррекции эмоционально-волевой сферы следует помнить, что есть дети-оптимисты и дети-пессимисты, и что многое у ребенка зависит от настроения. Однако.настроения не появляются и не исчезают
в один момент, они накапливаются. Корригировать их достаточ но сложно, но возможно — через повышение:психической"актив ности. ." ■'■ '"-,-■ ■' ■ -■"-
О своих эмоциях можно и нужно сообщать ребенку, но только в форме «Я-сообщения». «Ты-сообщением» добиться успеха очень сложно. Однако следует .начинать высказывайте в первой форме, а заканчивать во второй. Например; «Мнение -нравится, что ты оставляешь после умывания грязную раковину. Возможно ли увидеть ее когда-нибудь чистой? ».
Эмоции не развиваются сами по себе; но их развитие можно стимулировать опосредованно, косвенно направлять и регулировать через деятельность, в которой они возникают и проявляются. Говорят, эмоции и чувства преподаются не методами и приемами, а человеком* Логично предположить, что также, как необходимо «каждый день по капле выдавливать из себя раба», следует по капле наполнять свое эмоциональное состояние. Конечно, ведущая роль здесь за психологом, но это не-снимает ответственности и с педагога.
Вопросы и задания - - -
1. Чем различаются между собой эмоции, чувства и настроения?
2. Каковы Причины нарушений эмоционального развития у детей?
3. В чем основная роль эмоционального воспитания?
4. Выделите основные приемы коррекции эмоциональной сферы.
5. Определите роль, место и средства арттерапии в специальном образовании.
6. Подготовьте игру-загадку «Куда идем?», в качестве партнера выберите слепоглухого человека или иностранца, которому необходимо невербальным способом объяснить, куда вы его приглашаете.
?' Литература для самообразования
Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. М., 1990.
■Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с йем. Мл Педагогика, 1991. .. >■■■ ■ •■
Итрд X. Психология эмоций, СПб.: Питер, 1999.
Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. / Под ред. И, Ренгле-ра, Б, Херцберга, Д. Эпстайна; Пер. с англ- М.', Мир, 1993.
Лещшская Т. Л., Хвойницкая В, Ч. Некоторые аспекты социально-эмоционального воспитания детей // Дэфекталопя. 2000. № 1.
Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи
семье, имеющей аутичвого ребенка /■/ Дефектология. 1996. Ш 8. Медведева Е.А, и др. Артпедагогика и арттерапии в специальном образовании. М,., 2001. Никольская О, С,, Баенская Е. Р., Либлинг М. М- Аутичньгй ребенок:
пути помощи. М., 1997. ■ ','
Психокоррекционаая и развивакйцая работа с детьми / Под ред. И. Ш
Дубровиной. М.: Академия, 1999. ' '"' '
Стрелкова Л. П. Эмоциональный букварь от Ах до Ай-Яй-Яй. Обуче ние эмоциональной культуре дошкольников и младших школьни ков. М..: Интерпракс, 1995. ■
2.6. Коррекция личности
Жить в обществе и быть свободным от общества йельзя. • - В. И. Ленин
Цель коррекции личности заключается в формировании социального опыта, навыков культурного поведения и социального взаимодействия, т.е. успешной социализации.
Социализация — это процесс и результат усвоения человеком общественно-исторического опыта, становление его как общественного существа. Нередко йод социализацией понимают осознанную адаптацию ребенка к окружающей действительности, а также постепенное включение в систему общественных и производственных отношений. По выражению-Фребел я, «сделать человека» — это включить его в прошлое, настоящее и будущее культуры. Социализация представляет собой двусторонний процесс, который должен носить опережающий характер. Стандарты социализации систематически пересматриваются и обновляются во всем мире. Они строятся на освоении 7 основных социальных ролей: член семьи, друг, член социальной группы и своего «Я», потребитель, производитель и гражданин, В современном контексте теория воспитания рассматривается как процесс формирования социальных ролей.
Еще в 20-х годах XX века В. П.- Кащенко отмечал, что установка врача и педагога должна быть ориентирована на потенциальную социально-психологическую полноценность формируемой личности, что коррекция недостатков личности в-процессе
<Mlillllllllllllllllllllllllllllll|iillllllllll!ltllllllllllllllllllllllllllllillllllllllllll!llllllllllll||
I
'ШШШШШШШшшшшшшшшиш.---------------
оо становления.— проблема большой социальной значимости .и
решать-ее нужно в контексте государственной политики.
' Социальная адаптация включает'базовое образование, различные аспекты воспитания, в том числе правовой, эстетический, семейный. Она охватывает все необходимые жизненные роли, установки и события в их взаимосвязи. Наряду с обучением в школе предусматривается также обучение на дому, в частных или общественных организациях и в трудовом коллективе. Каждый педагог в школе связывает свой предмет с задачами социальной адаптации. Создание условий для интенсивной социализации — одна из насущных проблем общей и коррекционной педагогики.
С момента возникновения (конец 50-х годов XX века) понятие «адаптивное поведение» вызывает много споров. Предмет дискуссии — насколько целесообразно учитывать компонент адаптивного поведения при диагностике умственной отсталости. Адаптивное поведение является совокупностью многих аспектов поведения и большого числа специфических способностей (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, моторных) или их отсутствия. Все они выступают как часть общего процесса приспособления к окружающему миру, поэтому и интеллектуальное функционирование, и адаптивное поведение необходимо рассматривать в контексте общей адаптации. Уровень интеллектуального функционирования соответствует определенному уровню адаптивного поведения. Нарушение интеллектуального функционирования находит свое отражение в нарушении процесса приспособления. Таким образом, компонент адаптивного поведения позволяет решать вопросе наличии/отсутствии умственной отсталости более дифференцированно.
В свое время Л. С. Выготский подчеркивал, что именно в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка. Безусловно, неизменным остается положение о том, что умственная отсталость обусловлена нарушением интеллектуального функционирования, однако само понятие «настоящее функционирование» в зарубежной науке существенно обогащается: вводится расширенное понятие «значительное ограничение настоящего функционирования». Впервые указывается, что умственная отсталость является не чертой, а состоянием, при котором функционирование нарушено специфическим образом. Уточняется, , ' что умственная отсталость проявляется как основная трудность
в обучении и освоении повседневных житейских навыков, а также в затруднениях, связанных с реализацией способностей, личности —- концептуального, практического и социального интеллекта.
Концептуальный интеллект относится к внутренним способностям личности и включает в себя познание и обучение. Практический интеллект проявляется в адаптивных способностях сенсомоторной сферы, самообслуживании, навыках безопасности, выступает важным компонентом деловой направленности личности, ее умения жить в микросреде и взаимодействовать о ближним социумом. Социальный интеллект связан со способностью осознавать уровень требований, предъявляемых обществом, умением адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих в различных социальных ситуациях. Социальный интеллект включает в себя социальное самосознание, интуицию, умение делать умозаключения, коммуникацию.
Один из аспектов социализации — воспитание как целенаправленное формирование личности.
В настоящее время воспитание понимают по-разному: в передача социального опыта и мировой культуры;
• воспитательное воздействие на человека, группу люд ой или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
• организация образа жизни и деятельности воспитании-
• взаимодействие воспитателя и воспитанника;
• создание условий для развития личности воспитанника, т. е. оказание ему помощи и поддержки в случае семейпы к проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.
Сущность процесса воспитания — это управление рнанити ем. Человек не рождается личностью, а становится ею, он фор мируется как личность в определенной системе общественных отношений путем целенаправленного и продуманного воепитп ния. Понятие «личность» обозначает единство индивидуал i. ими особенностей и социальных функций. Это — целостный чолоипк, способный на практике проявить, раскрыть, обнаружить сини
внутренние качества, заложенные природой и сформироши...
жизнью и воспитанием. Как подчеркивал К. Маркс, «ОуЩЙО! 11 человека не есть'абстракт, присущий отдельному ИИДИЖВД . 1
своей деятельности она есть совокупность но-,; <иш.....
отношений». Богатство человеческой личности опрод! m
..... н|.н|.1Ш
ШШ|ШШ||11Ш1111П.......... ШШ1ШШ1ШНШ1Ш1Ш Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную. К группе объективных факторов относятся: • генетическая наследственность и состояние здоровья человека; • социальная и культурная принадлежность семьи; ■■ . 9 обстоятельства биографии; • культурная традиция, профессиональный и социальный статус; • особенности страны и исторической эпохи. Группу субъективных факторов составляют: • психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого; • система отношений с социумом; • организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества. , Многие факторы являются и условиями, и средствами воспи тания. Это — семья, природа, сказка (по выражению В. А. Су- хомлинского, «сказка — зто свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи»), религия, школа, коллектив, книга, те атр, музыка и др. Дети, у которых отсутствует духовная пища в виде сказок, былин, мифов, ищут ее в другом месте. Они начи нают читать страшные истории, обмениваться сальными анек дотами, смотреть боевики и т. п. Бедная, неразвитая фантазия побуждает повторять негативный опыт, почерпнутый из этих источников. "-:' Особое внимание надо уделить коллективу как условию и средству воспитания личности. Коллектив не должен быть самоцелью, он воздействует на личность лишь в меру активности самой личности. Следовательно, необходимо развивать в первую очередь активность ребенка. А. С. Макаренко отмечал, что воспитатель способен развивать личность постольку, поскольку ему удается, объединить все воздействующие на детей силы в целенаправленный поток воспитательных влияний. В. М. Бехтерев, известный русский психолог и психиатр, анализируя влияние коллектива на детей, пришел к выводу, что оно может быть: а) стимулирующим, когда мышечная и психическая, энергия человека в присутствии других людей повышается, когда он становится сильнее, сообразительнее, когда пассивный ребенок, видя своих товарищей за определенным делом, заражается их активностью, сам примыкает к ним; б) подавляющим, когда коллектив тормозит деятельность ребенка, проявление его личности, иногда до полного ее подавления и отказа от самого себя. В возрастном аспекте рассматривал проблему взаимоотношений коллектива и личности ребенка П. П. Блонский. Он установил, что маленькому ребенку вследствие его природной анархичности необходимо пройти школу безусловного подчинения коллективу, а юноша с развитой индивидуальностью и инициативой должен подчиняться коллективу в силу внутреннего убеждения в правоте последнего. Детей в коллективе сплачивает не только совместная деятельность, но и совместное восприятие того или иного значимого для всех ребят события, совместные переживания по поводу этого события, процесс выработки общих суждений, принятия общего решения. Недооценка субъективного фактора в развитии детского коллектива привела к тому, что социально-психологические аспекты его функционирования выпали из сферы влияния педагогики на долгие годы. Коллектив необходим для самовыражения, самоутверждения, самореализации, он «должен состоять из единиц, а не из нулей, ибо если к нулю прибавить нуль, то получится не коллектив, а нуль» (Ф. К. Сологуб). Содержание коррекции личности включает следующие на-правлёЖияХпоВ. А. Феоктистовой!:"""" • воспитание адекватного отношения к себе (своему дефекту развития) и окружающим; • воспитание специальных умений и навыков познавательной деятельности, общения в условиях сенсорной' и интеллектуальной депривации; • воспитание в развивающей среде; • подготовка к выполнению социальных ролей; • воспитание гуманистического типа отношений между людьми. В специальных образовательных учреждениях совмещаются 5Ш11111Ш111111Ш!«"|1Шшт11Ш',,,ш,иш'ш"''........................ — ���774377�0�60�673�20839�3160386030�02677�43263���677337758�01477375345968�308�65826406000602�20�948�0 общая и воррекционная направленность воспитательной работы: специально организованное социокультурное .воспитание и воррекционная помощь. Коррекция личности: в целом включает в себя все виды воспитания: нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д. В мире до сих пор по-разному подходят к проблеме нравственного развития детей с психофизическими отклонениями: одни видят в них ангелов, которые помогают сделать мир добрее и милосерднее, другие считают, что все они. изначально порочны в моральном плане. Изучение и развитие ценностных ориентации у таких детей привлекает все больше внимание исследователей. В задачи нравственного воспитания входят формирование духовного мира ребенка, привычек общественного поведения, сознания; формирование правильной моральной оценки как критерия отношения общества к человеку, человека к человеку и коллективу. Содержание, нравственного воспитания составляет соблюдение порядка и дисциплины, культуры общения и поведения, взаимоотношений с окружающим (природа и социум). В воррекционной работе целесообразно использование разных категорий, помогающих постепенному продвижению в освоении адекватных моделей поведения. Так, категория «допустимое/ недопустимое» используется в ситуациях не столько для определения правильных и неправильных действий, сколько для осознания того, насколько данное действие отражает конкретную ситуацию. (Какова разница в выражении чувств и отношений при встрече с незнакомыми людьми и с членами семьи?), Категория «общественное — частное». Общественное — это место, где тебя может увидеть любой, и это допустима. Частное — это место, где посторонним вход воспрещен. Правовое воспитание предполагает знание своих прав, и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к Конституции, правам, человека и на критическое отношение к тем, кто преступает законы. Значение правового воспитания для нравственного развития личности трудно переоценить. Оно помогает формировать социально-нормативное поведение и выступает как средство социально-трудовой адаптации и предупреждения асоциального поведения, Задачи и содержание правового воспитания включают изучение основ административного, трудового, уголовного, семейно- го права» В специальных школах организовано знакомство о За* комом «Оправахребёнка*. ;•' • •' • ■'■■■■ "■'■•■.• ■■■'V '"■■^■-" " ■ Важное значение в коррекщионной работе приобретй&т-фордш- рование здорового образа жгШш.-Содержание,-формыШ методы работы по половому, -антиалкогольному, аитинаркотеческому воспитанию (медико-биологический, психолого-педагогйческий, санитарно-гигиенический, правовой аспекты')'шдеют общую ос нову — просвещение и профилактику. Формирование представ лений о пагубном влиянии алкоголя и наркотиков на организм ребенка, развитие негативного отношения к ним достигается че рез воздействие на эмоционально-чувственную сферу, осознание необходимости здорового образа жизни. Основной акцент дела ется на выработку привычки находить полезные, интересные за нятия в свободное время. „••" • Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Главной его задачей выступает формирование экологической грамотности, экологического мышления, правильного поведения и навыков природоохранной деятельности. Оно ориентирует на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Формирование основ экологического мышления помогает осознать человеку, что он только часть природы, а не ее царь, и если плохо природе, то и человеку нездоровится. Экологическое воспитание предполагает деятельностный подход. Эстетическое воспитание в специальном учреждении, как и в массовом, должно быть подчинено подготовке к восприятию и пониманию прекрасного в природе, труде, искусстве, челове ке; формированию эстетических потребностей и практических умений -в области художественного творчества. Особенности эс тетического воспитания при формировании личности ребенка с нарушениями психофизического развития определяются струк турой дефекта. ' • V В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения, музыку, искусство, кино, театр, фольклор, .моделирование ситуаций «Ах!». Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном. творчестве, организацию лекций, бесед, встреч с художниками и музыкантами, посещение музеев и выставок, изучение современной архитектуры и древнего зодчества. Большое внимание Обращается на эстетику быта, воспитание культуры поведения. Существенную роль в этом играет декоративно-художест- ■ ,. HUTI I ШЩШШШШШШШШШшшшм ■ >•'■■ I.................. венное оформление интерьера школы. Воспитательное значение имеет эстетика организации труда, привлекательное оформление классных комнат, художественный вкус, проявляющийся в одежде учащихся и педагогов. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут служить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов, . Сегодня очень важно позаботиться о создании условий в социуме для независимого проживания инвалидов, а также о создании безбарьерной среды. Желание стать независимым вступает в противоречие с постоянной зависимостью по причине двигательной или иной ограниченности. Зависимость — это потребность в помощи постороннего человека как физической, так и моральной. Различают полную независимость, когда все действия, характеризующие функцию, выполняются индивидуумом самостоятельно без специальных приспособлений и за оптимальное время. При частичной независимости выполнение действий требует одного или нескольких дополнительных условий. Частичная зависимость имеет место, когда человек выполняет самостоятельно задания на .50 % и более. Понятие «безбарьерная среда», имеет прямой и переносный смыл, который заключается в преодолении как естественных физических барьеров, так и психологических. Независимость для инвалидов предполагает независимость в самообслуживании; материально-экономической сфере (за счет частичной оплаты посильного труда); организации свободного времени,,досуга. Основными принципами отношения общества к инвалидам должны стать нормализация и интеграция..При этом следует больше воспитывать общество, чем людей с ограниченными возможностями. Создание для них систем персональной помощи направлено на обеспечение их права на независимость в собственном доме и окружающей обстановке. Независимость (как человеческое право каждого) включает такие аспекты, как содержание, благополучие, внешний вид, комфорт, безопасность, взаимодействие в общине и обществе .в целом,, т. е. все то, что позволяет забыть о неполноценности. Улучшение функционирования инвалида зависит от состояния здоровья, условий жизни, воспитания. Оно выгодно всем — и обществу, и инвалиду, так как растут его жизненные притязания, а не претензии к жизни. Полноценно функционирующий человек (по К. Роджерсу) — это психически здоровый, творческий человек, который «открыт опыту»,- т. е. способен слышать себя, переживая то, что в нем происходит. Он открыт своим чувствам страха, упадку духа, боли,■'чувствам смелости, неясности и благоговения. Он способен осознавать свои чувства й жить ими, не прибегая к защитным реакциям; у него выражено стремление жить настоящим, что означает отсутствие статичности, И предполагает изменение, динамику собственного Я. Большая роль в коррекции личности отводится социально-психологической реабилитации*, индивидуальной и Групповой психотерапии, формированию социальных умений, созданию рабочих мест. Значение трудовой подготовки в процессе социализации огромно. Производственные возможности инвалидов в сфере обслуживающего труда, промышленного и сельскохозяйственного производства при надлежащих условиях их организации не перестают удивлять. В этой области требуется государственное регулирование вместо свободного рынка в отношении инвалидов. По решению Международной организации труда (МОТ) все предприятия обязаны сохранять 5 % квоту рабочих мест для инвалидов, хотя некоторые работодатели предпочитают платить компенсацию за «неработу». Для лиц с тяжелыми психическими нарушениями должны создаваться лечебно-трудовые мастерские. К сожалению, в реальной жизни эти гуманные предписания не выполняются. Так, в г. Минске из 44 тыс. инвалидов только 14 тыс. обеспечены работой, как правило, из четырех степеней утраты здоровья это люди с первой', наиболее легкой степенью. Безработица обесценивает человека. Повсеместно для многих молодых людей очень сложно найти работу после окончания школы, даже если они имеют определенную профессионально-трудовую подготовку. Даже в богатых Соединенных Штатах Америки вынуждены оптимизировать процесс перехода от школы к самостоятельной трудовой жизни при максимальном сокращении периода «барахтанья». Суть явления такова: после окончания школы выпускники ищут любую работу с помощью родителей, друзей, знакомых, иногда идут туда, где они подрабатывали во время учебы. Только сменив несколько мест, они находят наиболее для них подходящее —■с ясными перспективами продвижения и хорошей зарплатой. Запоздалый переход во взрослую жизнь означает, что между тем, чему учат в школе, и реальностью существует много различий. В решении этой проблемы американцы определили несколько подходов. ТЫ ill Ш .Первый условно называется .«работа-— учеба». Его.реализу- ют, совместно государственные школы и местные агентетва по социальной реабилитации. Главная цель — ..создание для. уча щиеся средних классов интегрированной академической, соци альной я профессиональной программы, подкрепленной соответ ствующей трудовой подготовкой. Координаторами программы выступают учителя, на эту деятельность планируется до полови ны их рабочего времени. >. / ■ ;. ,■-'■■■■ , ■.. , „ Второй подход — профессиональное образование — имеет бо лее общий характер и рассчитан на все категории учащихся. Под профессиональным образованием понимается предоставление молодым людя.м возможности овладения академическими зна ниями, ознакомление о окружающим миром (ближний социум), достижение высшего личного экономического и общественного уровня через труд (оплачиваемый и бесплатный), освоение, раз личных социальных ролей. По многим аспектам программа «Профессиональное образование» может быть расценена как рае- щирение'Црограммы «Работа—учеба». ,- Третий подход — модель «мостов» -,?р включает, три типа служб, которые готовят ребят к переходу от школы к работе. Первый мост «Переход без специальных -служб» предполагает использование общих служб для всех членов общества» в том числен для, инвалидов. Примером общих служб-может служить общественный колледж. Второй,мост «Переход с краткосрочны--ми службами;!» -г* это создание специализированных служб.для инвалидов.в виде центров профессионально-трудовой реабилитации. Третий мост «Переход с непрерывными службами» — это поддерживающее трудоустройство. Акцент делается на трудоустройстве как главном результате эффективности перехода, однако это не означает снижения интереса к другим сторонам взрослой жизни: успех в-общественной работе, личная-судьба,; организация досуга и т. д. (Andrew S.1 Halpern, Transition: Old Wine in New Bottles //Exceptional-Children. Vol.58, No3. 1992).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |