Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные подходы в специальном образовании 15 страница



2016-01-02 597 Обсуждений (0)
Современные подходы в специальном образовании 15 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




? Среда разнообразных, видов реабилитации все, более широкое распространение получает социальная. Реабилитация с участи­ ем в общественной жизни CBR (Community Based Rehabilitation, UNDP,, Женева, 1998) --— это альтернативная стратегия, цель которой ~? рсед, людей .с физическими и психическими недостат­ ками ■обеспечить.необходимыми услугами, чтобы для них стали: более доступными образование, работа, более эффективными за­ щита и.соблюдение прав человека..- . 1 ■ -Стратегия GBR построена на сотрудничестве между всеми об­щественными уровнями: местным, районным и общенациональ­ным. CBR охватывает все важнейшие области: образование, здра­воохранение, профессиональную подготовку, рабочие места, со­циальную жизнь и законодательство. Важная предпосылка — создание организаций самих людей, имеющих, недостатки в раз­витии. Конечная цель состоит в том, чтобы все нуждающиеся получили доступ к реабилитации. Каждая страна должна само­стоятельно учитывать, что именно она может организовать и оплатить в рамках подобной концепции. На- местном уровне CBR рассматривается как часть общей программы развития. Самый значительный ресурс —- семья че­ловека с ограниченными возможностями. Члены семьи должны обладать достаточными знаниями и практическими умениями, чтобы оказывать повседневную поддержку. Каждый населенный пункт выделяет одного или нескольких представителей, отвеча­ющих за программу. На районном уровне создается коллектив из хорошо обученных людей (медсестер, социальных работников и др.), которые состоят на государственной службе. На них воз­лагается обучение людей на местах, технический контроль за их работой, установление контактов с координирующей системой, с частными' лицами и организациями, которые могут оказать ПОМОЩЬ; ■"' "' ■ ■ ' В каждой стране, где применяется эта стратегия, следует учи­тывать социальные, культурные и экономические факторы, сте­пень доступности услуг и наличие персонала, экономическое и социальное положение страны, политическую ситуацию, при­оритеты государства и самих лиц с ограниченными возможнос­тями. ..■■". Организация досуга и свободного времени предполагает дости­жение следующих целей: умения пользоваться свободным вре­менем и находить различные возможности для этого; использо­вания свободного времени для отдыха' и укрепления здоровья, длятворческой деятельности и дальнейшего образования. Это на­правление включает а развитие принципа активности и самоде­ятельности, особенно в процессе кружковой работы (предметные, художественные, технические, спортивные кружки й секции). Одной из первых среди инвалидов, которые добились общест­венного признания, была американка Елена Келлер (1880— 1968). Потеряв в раннем возрасте1 (1.9 мес.) и зрение, и слух, она смогла, благодаря своей настойчивости, и стараниям ее настав- ницы и близких, достичь больших успехов во многих сферах. Помимо .английского языка, она научилась говорить на француз­ском и немецком, знала греческий и латынь, изучала классиче­скую литературу и философию. Те, кому приходилось говорить с Е. Келлер, находили ее голос приятным, хотя и однообразным. Она с удовольствием занималась спортом — научилась ездить верхом и плавать. В 1899 г. наравне со зрячими Е. Келлер сдает экзамены и ста­новится студенткой Гарвардского университета. На вступитель­ных экзаменах, говорят, не обошлось без сложностей: за два дня до сдачи выяснилось, что билеты по алгебре записаны но амери­канской брайлевской системе, а Елена знала только английскую. В срочном порядке ей пришлось изучать новую для себя систему записи. После получения диплома жизнь Е. Келлер была направлена на то, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам лиц с физическими недостатками. Она зарабатывала, выступая с лекциями,, писала книги, снималась в документальных филь­мах. о своей жизни, появлялась на благотворительных меропри­ятиях, занималась общественной деятельностью, будучи членом Социалистической партии и антивоенного движения. Она созна­вала ценность каждой человеческой души, отвергала все формы высокомерного отношения к инвалидам. Президент США Лин-дон Джонсон в 1964 г. наградил ее президентской медалью Сво­боды.. Марк Твен назвал ее «величайшей женщиной после Жан­ны д'Арк». Уильям Гибсон за драматическую пьесу о Елене Кел­лер «Сотворившая чудо» был удостоен в I960 году Пулицеров-ской премии. У Елены Келлер оказалось много последователей во всем мире :— людей с разнообразными недугами, которые не только каж­додневно совершают жизненный подвиг, но и развивают фунда­ментальную и прикладную науку. Среди них известный ученый в области теоретической;физики, открывший черные дыры в космосе, автор бестселлера «История времени» Стивен Хокинг. Несмотря на мучительные страдания от прогрессирующей и не­излечимой болезни нервно-мышечной системы, он самоотвер­женно трудился в должности профессора Кембриджского универ­ситета на той же кафедре, которую в свое время возглавлял Иса­ак Ньютой. Гуно Калгрек; профессор Стокгольмского универси­тета, крупный специалист по компьютерной лингвистике, имея врожденную прогрессирующую мышечную дистрофию и сколи- оз, глубоко уверена, что деньги, вложенные в реабилитацию, это более разумные капиталовложения, чем выплата пожизненной пенсии. В СССР за 50 последних лет было подготовлено 26 докторов наук и 106 кандидатов из числа инвалидов по зрению. Ольга Скороходова, слепоглухая, кандидат наук, старший научный сотрудник института дефектологии АПН СССР; профессор фило­софии Анатолий Ракитов, слепоглухой, заведующий кафедрой в Университете дружбы народов (Москва), работал советником президента В. Н. Ельцина и многие, многие другие, дающие нам пример жизненной стойкости. Вопросы и задания 1. На что направлена работа по коррекции личности в целом? 2. Объясните следующее утверждение: «Основное право инвалида — не быть инвалидом». 3. Какие средства и формы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эф­ фективны для конкретной категории детей с отклонениями в раз­ витии? Обоснуйте свой ответ. 4. Что общего и что отличного в воспитательном процессе массовой и специальной щколы? 5. В соответствии с показателями воспитанности выделите конкретные полярные качества, характеризующие направленность личности, нравственность, самосознание, волевые усилия, умственное разви­ тие, эмоциональность, трудолюбие. 6. Подготовьте сообщения о жизни выдающихся людей, имеющих ог­ раниченные возможности здоровья. Литература для самообразования Антропов А. II. Взгляды ученых США на проблемы социальной адап­тации детей и подростков с отклонениями в развитии // Дефектоло­гия. 1991. Ж 2. Кащенко В. № Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1994. Парк Л, Как быть другом инвалида? // Социальное обеспечение. 1990. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. Мн.: Народная асвета, 1987. 7 Зак. 2280 Скороходов®, О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окру­жающий: мир. М.., 1972. Саломатина Й: В. СоцйаЛьнд'Секеуальное воспитание слепоглухих ..школьников//Дефектология. 1996.Ш 1. ' " ' ' ■•■ Шипицина Л. М, и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллекту­альном и физическом развитии. СПб.: Образование, .1995. ,, 2.7. Воспитание ребенка с дизонтогенезом в, семье Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Л. И. Толстой В процессе реформирования системы специального образова­ ния в нашей стране восстанавливается приоритет семьи в воспи­ тании, детей, В прежние годы господствовала система отчужде­ ния ребенка с дизонтогенезом от семьи — большую часть време­ ни они проводили в закрытых специальных учреждениях, появ­ ляясь дома всего несколько раз в году. Программы абилитации и обучения детей с недостатками в развитии требуют максималь- ногб взаимодействия и участия многих сторон; В зависимости от дефекта могут потребоваться знания и опыт врачей общего про­ филя, специалистов по неврологии, физиотерапии, психологии, педагогов, логопедов, социальных работников и др. Но только сам ребенок и его родители придают смысл этому процессу, со­ ставляя его ядро. ... До недавнего времени специалисты смотрели на родителей ребенка с врожденными нарушениями как на дилетантов, кото­рые вмешиваются не в свое дело, воспринимают проблемы свое­го чада настолько эмоционально, что неспособны даже $& про­стейшее объективное понимание вопроса, тем более на позитив­ные шаги в его решении. Родители, в свою очередь, рассматри­вали специалистов как «врагов», Порой отношения сторон напо­минали разговор сытого с голодным о вреде переедания. Тем не менее, родители, подготовленные должным образом и оптимис­тично настроенные, оказывают самое эффективное воздействие на воспитание, состояние и адаптацию своего ребенка. В конеч­ном итоге их влияние оказывается гораздо более долговременным и продуктивным, нежели влияние врачей, сиделок, учителей, психологов, т, е. всех, кто помогает больному на его жизненном пути. Крайне важно, чтобы родители и специалисты стремились ко взаимовыгодному сотрудничеству в интересах психического, физического и социального развития ребенка. Для этого необходимо; , 1. Помощь родителям в осознании истоков своей эмоциональ­ной и интеллектуальной реакции по отношению к дефекту раз­вития.. 2. Подведение родителей к полному пониманию программы его обучения и реабилитации. 3. Привлечение родителей к активному участию в обучении ребенка и предоставление в их распоряжение способов оценки эффективности этого процесса на каждой его стадии. Следует четко определять права родителей в отношении их сотрудничества со специалистами. Они имеют право: • на время, необходимое для того, чтобы справиться с мно­жеством горьких, противоречивых чувств, вызванных рож­дением необычного ребенка; • на получение объективной медицинской,, психологичес­кой, педагогической и иной информации о своем ребенке; • на четкое понимание своей конкретной роли в удовлетво­рении специфических потребностей ребенка; • на участие в разработке и реализаций программы коррек-ционного обучения; • на периодический контроль и оценку, планирование но­вых целей деятельности; • на информацию о системах помощи общества для удов­летворения финансовых, образовательных и социальных по­требностей; • на взаимодействие с другими родителями, имеющими схожие проблемы; ., • на свое развитие как личности. Врач или комиссия, сообщающая родителям конечный диа­гноз, в максимальной степени должны отразить в нем, что мо­жет делать ребенок, каковы его перспективы, сильные стороны. Программа коррекции и реабилитации может быть реализована только с учетом этих положительных аспектов.. Процесс этот долгий, трудный и всепоглощающий, и на всем его протяжении родители нуждаются в поддержке и ориентации. 'Им необходи­мо научиться так рассчитывать свое время, чтобы удовлетворять

I0-,


потребности ребенка, не поступаясь при этом личными физичес­кими» психологическими и духовными потребностями.

Древнегреческий философ Демокрит, размышляя в свое вре­мя о семейном воспитании, сказал, что это рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, а в случае неудачи — горе несравнимо ни с каким дру­гим. Эти 'слова приобретают двойной вес, когда речь идет о ре­бенке с врожденной патологией. Столкновение с таким фактом зачастую порождает естественные чувства замешательства и страха, болезненного разочарования, невосполнимой потери, вины, ощущения беспомощности и обреченности. Отсутствие правильного понимания ситуации может не .только привести к подавленности, но и безразличию, не позволяя правильно воспи­тывать своего ребенка.

В морали к известной сказке. «Мальчик с пальчик» содержат­ся такие слова (первоначально многие сказки предназначались взрослым людям и к ним составляли своеобразное толкование):

Мы все не прочь иметь хоть дюжину ребят, Лишь только бы они ласкали ростом взгляд, Умом да внешностью красивой; Но всяк заморыша обидеть норовит: Все гонят, все гнетут враждой несправедливой, А сплошь да рядом он, прямой байбак на вид, Спасает всю семью и делает счастливой. Преодоление психологического барьера следует начинать с того, чтобы помочь родителям уяснить, что их подавленность и разочарование вполне объяснимы, эмоциональные переживания, терзания, страхи — нормальная реакция на случавшееся, но на этом нельзя замыкаться и думать, что жизнь остановилась.

Необходимость профессиональной помощи родителям в осо­знании истоков эмоциональной и интеллектуальной реакции на рождение необычного ребенка крайне важна, так как эти чувст­ва часто мешают им правильно воспринимать процесс лечения. Родители должны быть не только ознакомлены с содержанием программы обучения и реабилитации, но и активно участвовать в ее осуществлении, внося но мере необходимости свои коррек­тивы и дополнения на каждом этапе.

В первый момент родителям может показаться, что в отноше­нии их ребенка вряд ли можно что-либо предпринять. Для мно-


гих из них каждый выход на улицу представляет собой новый стресс, так как им кажется, что все только и смотрят на их ре­бенка и показывают на него пальцем. Лишь по истечении неко­торого. времени родители, осознавшие суть явления и получив­шие определенную подготовку, могут продемонстрировать то положительное, что есть в ребенке с физическим или умствен­ным недостатком, объяснить, что их ребенок — особенный.

Таким образом, первый шаг в коррекционной работе — это
помощь родителям побороть в себе негативные .эмоции, чувство
безысходности, взглянуть фактам в лицо и стать активными уча­
стниками обучения, воспитания и развития собственного ребен­
ка. «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом
пал». '

Л. И. Аксенова (2001) в зависимости от типа внутрисемейных отношений и стиля воспитания выделяет четыре группы семей, имеющих детей со значительными отклонениями в развития.

1. Родители с выраженным расширением сферы родительских
чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека,
когда ребенок становится центром всей жизнедеятельности се­
мьи, по этой причине коммуникативные связи с окружением
деформированы. Родители имеют неадекватные представления
о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отме­
чается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-пси­
хической напряженности. Это оказывает негативное влияние на
формирование личности ребенка, что проявляется в его эгоцент­
ризме, повышенной зависимости, отсутствии активности и сни­
жении самооценки ребенка.

2. Для второй группы характерен стиль холодного общения — гипопротекция, снижение эмоциональных контактов родите­лей с ребенком, проекция на него со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Это ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчиво­сти, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную безза­щитность, неуверенность в своих силах. Родители этой группы фиксируют излишнее внимание на лечении, предъявляя завы­шенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компен­сировать собственный психический дискомфорт за счет эмоцио­нального отвержения ребенка.

3. Конструктивная и гибкая форма взаимодействия родителей и ребенка в совместной деятельности. Родители из этой группы


семей отмечают, что рождение такого сына или дочери не- стало фактором, ухудшающим отношения между-супругами, «беда сплотила», объединила в экстремальной ситуации.-В этих семь­ях отмечается устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество* и диалог в выборе целей и программ совместной де­ятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по срав­нению с представителями других групп, имеют опыт пережива­ния стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверен­ности в себе, потребности в активном установлении межлично­стных отношений как в семье, так и вне дома,

4. Репрессивный стиль семейного общения, который харак­теризуется родительской установкой на авторитарную лидиру­ющую позицию (чаще отцовскую). В этих семьях от ребенка тре­буют неукоснительного выполнения, всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психи­ческих и интеллектуальных возможностей. Нередко прибегают к физическим наказаниям. При таком стиле воспитания у детей отмечается аффективно-агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше осложняет их физическое и психическое состояние.

Некоторые авторы выделяют-такие" типы семейного воспита­ния, как «золушка», «кумир», безнадзорность, жесткость, пра­вильное воспитание и пр. Все эти типы характерны как для нор­мально развивающегося, так и для ребенка с дизонтогенезом. В семьях, имеющих детей-инвалидов, очень высок процент разво­дов. Как правило, мать вынуждена одна нести тяготы ежеднев­ных забот о ребенке и обеспечивать все необходимые мероприя­тия по его лечению, обучению и воспитанию.

Отдельные специалисты считают, что посвящение родителей в медицинские, психологические тонкости и специальную ин­формацию, — это пустая трата времени. Подготовка профессио­нала, утверждают они, занимает годы, поэтому родители не смо­гут глубоко вникнуть в этот круг проблем, а дилетантские зна­ния опаснее, чем: их отсутствие. Испытывая чувство неловкости и неподготовленности перед лицом конкретных человеческих проблем, когда им Приходится вести беседу с родителями о фи­зических и психических нарушениях детей, они пытаются зама-


скировать такую, ситуацию результатами анализов, рассказами о тяжелых медицинских случаях, употреблением сложной науч­ной терминологии, что только усугубляет страх и отчаяние ро­дителей. ,,.'„.

В прежние годы чаще звучали советы сдать ребенка в соци­альное учреждение, чем рекомендации, .как научиться с ним об­щаться. И возникала ситуация, которую можно описать слова­ми А. Н. Добролюбова, который глядя на скопище мух, сказал: «Родителей полно, но где же отцы и матери?!» ...

Родителям необходимо сообщать факты, ибо они развязыва­
ют инициативу, дают понимание и ясность, а вместе с ними и
практические знания, необходимые для воспитания ребенка.
Факты расширяют возможности реалистического видения и по­
нимания родителями своего малыша, делают их более компетент­
ными и полезными в коррекционном процессе. Важно помнить,
сколько бы подготовленных специалистов не работало^ с ребен­
ком, никто на протяжении всей его жизни не будет находиться с
ним в более тесном контакте, чем мать и отец, никто не окажет .
более сильного и.глубокого влияния, чем они. Опыт показыва-,,
ет, что дети осведомленных и активных родителей гораздо луч­
ше подготовлены к. жизненным трудностям. - -, .,■„ -..,..,. ..

Воспитание ребенка с дизонтогенезом в семье имеет свои слож­ности и недостатки. И потому оказание помощи с целью сохра­нения ответственности родителей за его будущее лучше начать с изучения семьи: материальные условия, внутрисемейные отно­шения, общекультурный уровень, педагогические способности, наследственность. Как отмечалось выше, основной проблемой, имеющей важнейшее значение, является отношение родителей к дефекту сына или рочери. От этого зависит стратегия и такти­ка воспитания. Переоценка нарушения может привести к излиш­ней опеке, что создает условия для искусственной изоляции от общества, к тому же она вызывает развитие эгоистической лич­ности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. Недооценка чревата столь же серьезным негативным влиянием на ребенка.

Сейчас повсеместно идет создание института консультаций и служб психологической разгрузки семьи. На очереди организа­ция педагогического ее патронажа, цель которого заключается в раннем вмешательстве и коррекционной поддержке. С. Ю. Бе-нилова (1999) разработала систему взаимодействия родителей и детей по принципу «Особые дети —; особое общение». Она не за-


трагивает семейную направленность воспитания, а только пред­лагает изменить внешнюю форму общения. '

Например, при пренебрежении, эмоциональном отвержении, недооценке проблем, преувеличении трудностей ребенка и т. п. даются следующие рекомендации:

8 выражение лица и тон голоса должны быть максималь­но доброжелательными;

• желательно избегать в разговоре с ребенком отрицатель­ных и приказных форм, включать как можно чаще место­имение мьц

• не говорить с иронией и насмешкой;

• не торопить ребенка;

■• не сравнивать с другими детьми и не вставать на сторону людей, проявляющих негативное отношение к ребенку;

• как можно чаще высказывать одобрение, показывать

свою любовь;

• не стесняться тактильных-контактов — обнимать, гла­
дить.

При выполнении этих советов родители смогут сыграть дей­ствительно важную роль в процессе обучения, воспитания и раз­вития ребенка с дизонтогенезом. Один отец так написал об этом: «Однажды вдруг начинаешь сознавать, что все тяготы, волнения, беспокойство и страхи дали крупицу того, что ты искал, — кру­пицу понимания. С некоторым удивлением вдруг обнаружива­ешь, чтоуроки, которые ты получил, бесценны, и пусть иной раз ты восставал против всего этого, подвергал, сомнению, негодовал; тебе, уже не забыть их, ибо ты начал познавать глубины того, к чему так долго стремился. Твой опыт позволил тебе теснее сопри­коснуться с другими. В этом твоя победа. Если ребенок осозна­ет, что ты дорос до этой убежденности, он будет чувствовать себя свободнее, перестанет быть обузой тебе или кому-либо еще, бу­дет не сковывать тебя, а окрылять. Бели ребенок осознает'это, он будет знать,, что дал тебе возможность расти вместе с ним, и этот процесс роста будет продолжаться и дальше. Возможностям нет предела. Разве не в этом суть? »

Особенности и содержание воспитания ребенка в семье. Семья играет первостепенную роль в развитии знаний и пред­ставлений об окружающем, формировании навыков самообслу­живания, учебных и социальных умений. Процессы усвоения ребенком, новых, знаний, а затем приспособления к новым обсто­ятельствам Жан Пиаже обозначил терминами «ассимиляция» и


«аккомодация». Под ассимиляцией, подразумевается овладение ребенком с помощью осязания и движений новым опытом. Ак­комодация —- это изменение на основе этих знаний поведения в новых ситуациях, предъявляющих иные требования. В течение всей жизни ассимиляция и аккомодация постоянно взаимодей­ствуют. Поскольку действия ребенка приводят к различным ре­зультатам в разных ситуациях, он учится отличать неодинако­вые впечатления друг от друга. Например, сосание груди мате­ри (или соски на бутылочке с молочной смесью) связывается с получением пищи, а сосание пальца приносит иное удовлетво­рение. Постепенно он усваивает, что плач — это сигнал взрослым, который помогает получить помощь и пищу. Позднее плач ста­новится неодинаковым и родители учатся улавливать его оттен­ки. Скорость удовлетворения потребности ребенка и постоянст­во, с которым это делают ухаживающие за ним взрослые, Позво­ляют малышу ощутить первые простые связи в повседневной

жизни.

Игра ребенка со своим телом и близко лежащими предмета­ми приносит ему огромный осязательный опыт. Прикасаясь к ним, малыш замечает, что различные материалы дают разные ощущения. На их основе ребенок усваивает, что такое собствен­ное тело и что такое окружающая среда. Прежде чем он научит­ся передвигаться самостоятельно, можно самим стимулировать его к новым играм. Например, помещать рядом различные иг­рушки, которые он видит и которых может касаться. Возмож­ность увидеть что-то новое вокруг себя расширяет сферу его вос­приятия, делает периоды бодрствования более интересными, способствует росту любознательности и активности. Однако не менее важно следить за тем, чтобы ребенок, нуждающийся в от­дыхе, находился в спокойных условиях. Несомненно, уставший малыш почти всегда засыпает, тем не менее, оптимальное соот­ношение отдыха и стимулирования — очень существенный фак­тор его развития.

Осязательно-двигательный опыт развивает способность ребен­ка использовать свои органы чувств. Он становится более дея­тельным. Игрушки, которые он видит и начинает доставать, слу­жат объектами воздействия. Активность, которая радует и сти­мулирует к новым играм, очень важна, поскольку она заклады­вает важный базовый опыт, приводящий постепенно к понима­нию причинно-следственных связей. Часто опыт, которым рас­полагают дети, недостаточен. По мере того как в окружающем



»11ЯШ11ИЯ111Ш!Ш!ИИ11И


пространстве появляются совершенно незнакомые предметы, от ребенка можно ожидать новых реакций. Некоторые, из этих пред­метов он принимает осторожно, новое всегда встречается с долей страха. Однако для каждого ребенка характерны большие инди­видуальные различия, проявляющиеся в новой среде и при {зна­комстве с новыми вещами.

Развитие зависит от собственной чувственной и двигательной активности, а также способов удовлетворения потребностей .ре­бенка, к которым прибегают взрослые. Когда впечатлений ста­новится так много, что их трудно классифицировать, когда на­грузки чрезмерно возрастают, взаимодействие с окружающими ухудшается. Ребенок должен накапливать опыт в спокойном тем­пе, при стабильном окружении. Опыт приносит знание. Нельзя спрятать ребенка от всех опасностей: плита (вцда, чайник) мо­жет быть и горячей, и холодной. Предметы не всегда остаются одинаковыми, так же как и взрослые. Особое внимание следует обратить на детские игры дома, как предметные (настольные), так и сюжетно-ролевые.

Очень важна ориентировка в пространстве, которая начина­
ется с ориентировки в самом ближайшем окружении и собствен­
ном теле, и ориентировка во времени. Ребенок должен понимать
отношения вверху — внизу, слева — справа (или сбоку), вперед
— назад; различать части суток, дни недели (будние, выходные,
праздничные дни). • ,

Такие простые виды деятельности, как срисовывание, рисо­вание, раскрашивание в совокупности позволяют выявить акту­альный уровень развития всех наиболее значимых предпосылок учебной деятельности:

• регуляторно-динамических (удерживает ли ребенок по­ставленную перед, ним задачу, может ли самостоятельно в соответствии с задачей выбрать нужные средства деятель­ности, спланировать ее, проверить полученный результат, найти исправить ошибки);

• интеллектуально-перцептивных (способен ли ребенок адекватно воспринимать информацию, предъявляемую зри­тельно и на слух, отделить в ней главное от второстепенно­го; выделить закономерности, осуществить действия клас­сификации и обобщения);

• психофизиологических (насколько развита у ребенка мелкая моторика руки, кинестическая чувствительность, комбинаторика, координация в системе «глаз — рука»).


Большая роль семьи в формировании у ребенка положитель­ной Я-концепции — системы осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о самой себе, на которых она строит свое поведение, которая является основой внутреннего стимулирую­щего механизма.личности («Я хороший, добрый, красивый; я справлюсь со всеми трудностями; я люблю окружающих, я ин­тересен и нравлюсь людям»). В задачу семьи входит не только формирование положительной Я-концепции, но и коррекция негативной модальности («Ребенок хорош, плох его поступок»), Недопустимо порицание ребенка за школьные неуспехи в агрес­сивных оценках, что приводит к состоянию подавленности и формированию стойкого негативного отношения к учебной дея­тельности. Важной задачей семьи, как и школы, должна стать забота о раскрытии индивидуальных задатков, склонностей, спо­собностей ребенка.

Зда Ле Шан в своей книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» сформулироваладесять самых важных, с ее точки зрения, вещей, которым родители могут научить своих детей: •■ •< • *

1. Любить себя. ■ г

2. Интерпретировать поведение. у :

3. Общаться с помощью слов.

4. Понимать различия между мыслями и действиями.

5. Интересоваться и задавать вопросы.

6. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов.

7. Не бояться неудач (как необходимое условие взросления).

8. Доверять взрослым.

9. Думать самому.

10. Знать, в чем можно полагаться на взрослого.

Однако самое главное, что должны сформировать родители у своих непростых детей — это простые навыки самообслужива­ния: умение пользоваться туалетом, самостоятельно есть и пить, умываться и чистить зубы, вытирать нос и рот, поддерживать чистоту и порядок своих вещей и своей комнаты и т>. п. Родите­ли должны ознакомить детей с «вежливыми словами», показы­вать пример культурного поведения дома-, в гостях, на улице и других общественных местах.



2016-01-02 597 Обсуждений (0)
Современные подходы в специальном образовании 15 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные подходы в специальном образовании 15 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (597)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)