Современные подходы в специальном образовании 15 страница
? Среда разнообразных, видов реабилитации все, более широкое распространение получает социальная. Реабилитация с участи ем в общественной жизни CBR (Community Based Rehabilitation, UNDP,, Женева, 1998) --— это альтернативная стратегия, цель которой ~? рсед, людей .с физическими и психическими недостат ками ■обеспечить.необходимыми услугами, чтобы для них стали: более доступными образование, работа, более эффективными за щита и.соблюдение прав человека..- .
1 ■ -Стратегия GBR построена на сотрудничестве между всеми общественными уровнями: местным, районным и общенациональным. CBR охватывает все важнейшие области: образование, здравоохранение, профессиональную подготовку, рабочие места, социальную жизнь и законодательство. Важная предпосылка — создание организаций самих людей, имеющих, недостатки в развитии. Конечная цель состоит в том, чтобы все нуждающиеся получили доступ к реабилитации. Каждая страна должна самостоятельно учитывать, что именно она может организовать и оплатить в рамках подобной концепции.
На- местном уровне CBR рассматривается как часть общей программы развития. Самый значительный ресурс —- семья человека с ограниченными возможностями. Члены семьи должны обладать достаточными знаниями и практическими умениями, чтобы оказывать повседневную поддержку. Каждый населенный пункт выделяет одного или нескольких представителей, отвечающих за программу. На районном уровне создается коллектив из хорошо обученных людей (медсестер, социальных работников и др.), которые состоят на государственной службе. На них возлагается обучение людей на местах, технический контроль за их работой, установление контактов с координирующей системой, с частными' лицами и организациями, которые могут оказать
ПОМОЩЬ; ■"' "' ■ ■ '
В каждой стране, где применяется эта стратегия, следует учитывать социальные, культурные и экономические факторы, степень доступности услуг и наличие персонала, экономическое и социальное положение страны, политическую ситуацию, приоритеты государства и самих лиц с ограниченными возможностями. ..■■".
Организация досуга и свободного времени предполагает достижение следующих целей: умения пользоваться свободным временем и находить различные возможности для этого; использования свободного времени для отдыха' и укрепления здоровья, длятворческой деятельности и дальнейшего образования. Это направление включает а развитие принципа активности и самодеятельности, особенно в процессе кружковой работы (предметные, художественные, технические, спортивные кружки й секции). Одной из первых среди инвалидов, которые добились общественного признания, была американка Елена Келлер (1880— 1968). Потеряв в раннем возрасте1 (1.9 мес.) и зрение, и слух, она смогла, благодаря своей настойчивости, и стараниям ее настав-
ницы и близких, достичь больших успехов во многих сферах. Помимо .английского языка, она научилась говорить на французском и немецком, знала греческий и латынь, изучала классическую литературу и философию. Те, кому приходилось говорить с Е. Келлер, находили ее голос приятным, хотя и однообразным. Она с удовольствием занималась спортом — научилась ездить верхом и плавать.
В 1899 г. наравне со зрячими Е. Келлер сдает экзамены и становится студенткой Гарвардского университета. На вступительных экзаменах, говорят, не обошлось без сложностей: за два дня до сдачи выяснилось, что билеты по алгебре записаны но американской брайлевской системе, а Елена знала только английскую. В срочном порядке ей пришлось изучать новую для себя систему записи.
После получения диплома жизнь Е. Келлер была направлена на то, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам лиц с физическими недостатками. Она зарабатывала, выступая с лекциями,, писала книги, снималась в документальных фильмах. о своей жизни, появлялась на благотворительных мероприятиях, занималась общественной деятельностью, будучи членом Социалистической партии и антивоенного движения. Она сознавала ценность каждой человеческой души, отвергала все формы высокомерного отношения к инвалидам. Президент США Лин-дон Джонсон в 1964 г. наградил ее президентской медалью Свободы.. Марк Твен назвал ее «величайшей женщиной после Жанны д'Арк». Уильям Гибсон за драматическую пьесу о Елене Келлер «Сотворившая чудо» был удостоен в I960 году Пулицеров-ской премии.
У Елены Келлер оказалось много последователей во всем мире :— людей с разнообразными недугами, которые не только каждодневно совершают жизненный подвиг, но и развивают фундаментальную и прикладную науку. Среди них известный ученый в области теоретической;физики, открывший черные дыры в космосе, автор бестселлера «История времени» Стивен Хокинг. Несмотря на мучительные страдания от прогрессирующей и неизлечимой болезни нервно-мышечной системы, он самоотверженно трудился в должности профессора Кембриджского университета на той же кафедре, которую в свое время возглавлял Исаак Ньютой. Гуно Калгрек; профессор Стокгольмского университета, крупный специалист по компьютерной лингвистике, имея врожденную прогрессирующую мышечную дистрофию и сколи-
оз, глубоко уверена, что деньги, вложенные в реабилитацию, это более разумные капиталовложения, чем выплата пожизненной
пенсии.
В СССР за 50 последних лет было подготовлено 26 докторов наук и 106 кандидатов из числа инвалидов по зрению. Ольга Скороходова, слепоглухая, кандидат наук, старший научный сотрудник института дефектологии АПН СССР; профессор философии Анатолий Ракитов, слепоглухой, заведующий кафедрой в Университете дружбы народов (Москва), работал советником президента В. Н. Ельцина и многие, многие другие, дающие нам пример жизненной стойкости.
Вопросы и задания
1. На что направлена работа по коррекции личности в целом?
2. Объясните следующее утверждение: «Основное право инвалида —
не быть инвалидом».
3. Какие средства и формы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эф фективны для конкретной категории детей с отклонениями в раз витии? Обоснуйте свой ответ.
4. Что общего и что отличного в воспитательном процессе массовой и
специальной щколы?
5. В соответствии с показателями воспитанности выделите конкретные полярные качества, характеризующие направленность личности, нравственность, самосознание, волевые усилия, умственное разви тие, эмоциональность, трудолюбие.
6. Подготовьте сообщения о жизни выдающихся людей, имеющих ог раниченные возможности здоровья.
Литература для самообразования
Антропов А. II. Взгляды ученых США на проблемы социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии // Дефектология. 1991. Ж 2.
Кащенко В. № Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. Кн. для учителя. М.: Просвещение,
1994.
Парк Л, Как быть другом инвалида? // Социальное обеспечение. 1990.
Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. Мн.: Народная асвета, 1987.
7 Зак. 2280
Скороходов®, О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий: мир. М.., 1972.
Саломатина Й: В. СоцйаЛьнд'Секеуальное воспитание слепоглухих ..школьников//Дефектология. 1996.Ш 1. ' " ' ' ■•■
Шипицина Л. М, и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Образование, .1995. ,,
2.7. Воспитание ребенка с дизонтогенезом в,
семье
Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети.
Л. И. Толстой
В процессе реформирования системы специального образова ния в нашей стране восстанавливается приоритет семьи в воспи тании, детей, В прежние годы господствовала система отчужде ния ребенка с дизонтогенезом от семьи — большую часть време ни они проводили в закрытых специальных учреждениях, появ ляясь дома всего несколько раз в году. Программы абилитации и обучения детей с недостатками в развитии требуют максималь- ногб взаимодействия и участия многих сторон; В зависимости от дефекта могут потребоваться знания и опыт врачей общего про филя, специалистов по неврологии, физиотерапии, психологии, педагогов, логопедов, социальных работников и др. Но только сам ребенок и его родители придают смысл этому процессу, со ставляя его ядро. ...
До недавнего времени специалисты смотрели на родителей ребенка с врожденными нарушениями как на дилетантов, которые вмешиваются не в свое дело, воспринимают проблемы своего чада настолько эмоционально, что неспособны даже $& простейшее объективное понимание вопроса, тем более на позитивные шаги в его решении. Родители, в свою очередь, рассматривали специалистов как «врагов», Порой отношения сторон напоминали разговор сытого с голодным о вреде переедания. Тем не менее, родители, подготовленные должным образом и оптимистично настроенные, оказывают самое эффективное воздействие на воспитание, состояние и адаптацию своего ребенка. В конечном итоге их влияние оказывается гораздо более долговременным
и продуктивным, нежели влияние врачей, сиделок, учителей, психологов, т, е. всех, кто помогает больному на его жизненном пути. Крайне важно, чтобы родители и специалисты стремились ко взаимовыгодному сотрудничеству в интересах психического, физического и социального развития ребенка.
Для этого необходимо; ,
1. Помощь родителям в осознании истоков своей эмоциональной и интеллектуальной реакции по отношению к дефекту развития..
2. Подведение родителей к полному пониманию программы его обучения и реабилитации.
3. Привлечение родителей к активному участию в обучении ребенка и предоставление в их распоряжение способов оценки эффективности этого процесса на каждой его стадии.
Следует четко определять права родителей в отношении их сотрудничества со специалистами. Они имеют право:
• на время, необходимое для того, чтобы справиться с множеством горьких, противоречивых чувств, вызванных рождением необычного ребенка;
• на получение объективной медицинской,, психологической, педагогической и иной информации о своем ребенке;
• на четкое понимание своей конкретной роли в удовлетворении специфических потребностей ребенка;
• на участие в разработке и реализаций программы коррек-ционного обучения;
• на периодический контроль и оценку, планирование новых целей деятельности;
• на информацию о системах помощи общества для удовлетворения финансовых, образовательных и социальных потребностей;
• на взаимодействие с другими родителями, имеющими схожие проблемы; .,
• на свое развитие как личности.
Врач или комиссия, сообщающая родителям конечный диагноз, в максимальной степени должны отразить в нем, что может делать ребенок, каковы его перспективы, сильные стороны. Программа коррекции и реабилитации может быть реализована только с учетом этих положительных аспектов.. Процесс этот долгий, трудный и всепоглощающий, и на всем его протяжении родители нуждаются в поддержке и ориентации. 'Им необходимо научиться так рассчитывать свое время, чтобы удовлетворять
I0-, потребности ребенка, не поступаясь при этом личными физическими» психологическими и духовными потребностями. Древнегреческий философ Демокрит, размышляя в свое время о семейном воспитании, сказал, что это рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, а в случае неудачи — горе несравнимо ни с каким другим. Эти 'слова приобретают двойной вес, когда речь идет о ребенке с врожденной патологией. Столкновение с таким фактом зачастую порождает естественные чувства замешательства и страха, болезненного разочарования, невосполнимой потери, вины, ощущения беспомощности и обреченности. Отсутствие правильного понимания ситуации может не .только привести к подавленности, но и безразличию, не позволяя правильно воспитывать своего ребенка. В морали к известной сказке. «Мальчик с пальчик» содержатся такие слова (первоначально многие сказки предназначались взрослым людям и к ним составляли своеобразное толкование): Мы все не прочь иметь хоть дюжину ребят, Лишь только бы они ласкали ростом взгляд, Умом да внешностью красивой; Но всяк заморыша обидеть норовит: Все гонят, все гнетут враждой несправедливой, А сплошь да рядом он, прямой байбак на вид, Спасает всю семью и делает счастливой. Преодоление психологического барьера следует начинать с того, чтобы помочь родителям уяснить, что их подавленность и разочарование вполне объяснимы, эмоциональные переживания, терзания, страхи — нормальная реакция на случавшееся, но на этом нельзя замыкаться и думать, что жизнь остановилась. Необходимость профессиональной помощи родителям в осознании истоков эмоциональной и интеллектуальной реакции на рождение необычного ребенка крайне важна, так как эти чувства часто мешают им правильно воспринимать процесс лечения. Родители должны быть не только ознакомлены с содержанием программы обучения и реабилитации, но и активно участвовать в ее осуществлении, внося но мере необходимости свои коррективы и дополнения на каждом этапе. В первый момент родителям может показаться, что в отношении их ребенка вряд ли можно что-либо предпринять. Для мно- гих из них каждый выход на улицу представляет собой новый стресс, так как им кажется, что все только и смотрят на их ребенка и показывают на него пальцем. Лишь по истечении некоторого. времени родители, осознавшие суть явления и получившие определенную подготовку, могут продемонстрировать то положительное, что есть в ребенке с физическим или умственным недостатком, объяснить, что их ребенок — особенный. Таким образом, первый шаг в коррекционной работе — это Л. И. Аксенова (2001) в зависимости от типа внутрисемейных отношений и стиля воспитания выделяет четыре группы семей, имеющих детей со значительными отклонениями в развития. 1. Родители с выраженным расширением сферы родительских 2. Для второй группы характерен стиль холодного общения — гипопротекция, снижение эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекция на него со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Это ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах. Родители этой группы фиксируют излишнее внимание на лечении, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка. 3. Конструктивная и гибкая форма взаимодействия родителей и ребенка в совместной деятельности. Родители из этой группы семей отмечают, что рождение такого сына или дочери не- стало фактором, ухудшающим отношения между-супругами, «беда сплотила», объединила в экстремальной ситуации.-В этих семьях отмечается устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество* и диалог в выборе целей и программ совместной деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома, 4. Репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию (чаще отцовскую). В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения, всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. Нередко прибегают к физическим наказаниям. При таком стиле воспитания у детей отмечается аффективно-агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше осложняет их физическое и психическое состояние. Некоторые авторы выделяют-такие" типы семейного воспитания, как «золушка», «кумир», безнадзорность, жесткость, правильное воспитание и пр. Все эти типы характерны как для нормально развивающегося, так и для ребенка с дизонтогенезом. В семьях, имеющих детей-инвалидов, очень высок процент разводов. Как правило, мать вынуждена одна нести тяготы ежедневных забот о ребенке и обеспечивать все необходимые мероприятия по его лечению, обучению и воспитанию. Отдельные специалисты считают, что посвящение родителей в медицинские, психологические тонкости и специальную информацию, — это пустая трата времени. Подготовка профессионала, утверждают они, занимает годы, поэтому родители не смогут глубоко вникнуть в этот круг проблем, а дилетантские знания опаснее, чем: их отсутствие. Испытывая чувство неловкости и неподготовленности перед лицом конкретных человеческих проблем, когда им Приходится вести беседу с родителями о физических и психических нарушениях детей, они пытаются зама- скировать такую, ситуацию результатами анализов, рассказами о тяжелых медицинских случаях, употреблением сложной научной терминологии, что только усугубляет страх и отчаяние родителей. ,,.'„. В прежние годы чаще звучали советы сдать ребенка в социальное учреждение, чем рекомендации, .как научиться с ним общаться. И возникала ситуация, которую можно описать словами А. Н. Добролюбова, который глядя на скопище мух, сказал: «Родителей полно, но где же отцы и матери?!» ... Родителям необходимо сообщать факты, ибо они развязыва Воспитание ребенка с дизонтогенезом в семье имеет свои сложности и недостатки. И потому оказание помощи с целью сохранения ответственности родителей за его будущее лучше начать с изучения семьи: материальные условия, внутрисемейные отношения, общекультурный уровень, педагогические способности, наследственность. Как отмечалось выше, основной проблемой, имеющей важнейшее значение, является отношение родителей к дефекту сына или рочери. От этого зависит стратегия и тактика воспитания. Переоценка нарушения может привести к излишней опеке, что создает условия для искусственной изоляции от общества, к тому же она вызывает развитие эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. Недооценка чревата столь же серьезным негативным влиянием на ребенка. Сейчас повсеместно идет создание института консультаций и служб психологической разгрузки семьи. На очереди организация педагогического ее патронажа, цель которого заключается в раннем вмешательстве и коррекционной поддержке. С. Ю. Бе-нилова (1999) разработала систему взаимодействия родителей и детей по принципу «Особые дети —; особое общение». Она не за- трагивает семейную направленность воспитания, а только предлагает изменить внешнюю форму общения. ' Например, при пренебрежении, эмоциональном отвержении, недооценке проблем, преувеличении трудностей ребенка и т. п. даются следующие рекомендации: 8 выражение лица и тон голоса должны быть максимально доброжелательными; • желательно избегать в разговоре с ребенком отрицательных и приказных форм, включать как можно чаще местоимение мьц • не говорить с иронией и насмешкой; • не торопить ребенка; ■• не сравнивать с другими детьми и не вставать на сторону людей, проявляющих негативное отношение к ребенку; • как можно чаще высказывать одобрение, показывать свою любовь; • не стесняться тактильных-контактов — обнимать, гла При выполнении этих советов родители смогут сыграть действительно важную роль в процессе обучения, воспитания и развития ребенка с дизонтогенезом. Один отец так написал об этом: «Однажды вдруг начинаешь сознавать, что все тяготы, волнения, беспокойство и страхи дали крупицу того, что ты искал, — крупицу понимания. С некоторым удивлением вдруг обнаруживаешь, чтоуроки, которые ты получил, бесценны, и пусть иной раз ты восставал против всего этого, подвергал, сомнению, негодовал; тебе, уже не забыть их, ибо ты начал познавать глубины того, к чему так долго стремился. Твой опыт позволил тебе теснее соприкоснуться с другими. В этом твоя победа. Если ребенок осознает, что ты дорос до этой убежденности, он будет чувствовать себя свободнее, перестанет быть обузой тебе или кому-либо еще, будет не сковывать тебя, а окрылять. Бели ребенок осознает'это, он будет знать,, что дал тебе возможность расти вместе с ним, и этот процесс роста будет продолжаться и дальше. Возможностям нет предела. Разве не в этом суть? » Особенности и содержание воспитания ребенка в семье. Семья играет первостепенную роль в развитии знаний и представлений об окружающем, формировании навыков самообслуживания, учебных и социальных умений. Процессы усвоения ребенком, новых, знаний, а затем приспособления к новым обстоятельствам Жан Пиаже обозначил терминами «ассимиляция» и «аккомодация». Под ассимиляцией, подразумевается овладение ребенком с помощью осязания и движений новым опытом. Аккомодация —- это изменение на основе этих знаний поведения в новых ситуациях, предъявляющих иные требования. В течение всей жизни ассимиляция и аккомодация постоянно взаимодействуют. Поскольку действия ребенка приводят к различным результатам в разных ситуациях, он учится отличать неодинаковые впечатления друг от друга. Например, сосание груди матери (или соски на бутылочке с молочной смесью) связывается с получением пищи, а сосание пальца приносит иное удовлетворение. Постепенно он усваивает, что плач — это сигнал взрослым, который помогает получить помощь и пищу. Позднее плач становится неодинаковым и родители учатся улавливать его оттенки. Скорость удовлетворения потребности ребенка и постоянство, с которым это делают ухаживающие за ним взрослые, Позволяют малышу ощутить первые простые связи в повседневной жизни. Игра ребенка со своим телом и близко лежащими предметами приносит ему огромный осязательный опыт. Прикасаясь к ним, малыш замечает, что различные материалы дают разные ощущения. На их основе ребенок усваивает, что такое собственное тело и что такое окружающая среда. Прежде чем он научится передвигаться самостоятельно, можно самим стимулировать его к новым играм. Например, помещать рядом различные игрушки, которые он видит и которых может касаться. Возможность увидеть что-то новое вокруг себя расширяет сферу его восприятия, делает периоды бодрствования более интересными, способствует росту любознательности и активности. Однако не менее важно следить за тем, чтобы ребенок, нуждающийся в отдыхе, находился в спокойных условиях. Несомненно, уставший малыш почти всегда засыпает, тем не менее, оптимальное соотношение отдыха и стимулирования — очень существенный фактор его развития. Осязательно-двигательный опыт развивает способность ребенка использовать свои органы чувств. Он становится более деятельным. Игрушки, которые он видит и начинает доставать, служат объектами воздействия. Активность, которая радует и стимулирует к новым играм, очень важна, поскольку она закладывает важный базовый опыт, приводящий постепенно к пониманию причинно-следственных связей. Часто опыт, которым располагают дети, недостаточен. По мере того как в окружающем »11ЯШ11ИЯ111Ш!Ш!ИИ11И пространстве появляются совершенно незнакомые предметы, от ребенка можно ожидать новых реакций. Некоторые, из этих предметов он принимает осторожно, новое всегда встречается с долей страха. Однако для каждого ребенка характерны большие индивидуальные различия, проявляющиеся в новой среде и при {знакомстве с новыми вещами. Развитие зависит от собственной чувственной и двигательной активности, а также способов удовлетворения потребностей .ребенка, к которым прибегают взрослые. Когда впечатлений становится так много, что их трудно классифицировать, когда нагрузки чрезмерно возрастают, взаимодействие с окружающими ухудшается. Ребенок должен накапливать опыт в спокойном темпе, при стабильном окружении. Опыт приносит знание. Нельзя спрятать ребенка от всех опасностей: плита (вцда, чайник) может быть и горячей, и холодной. Предметы не всегда остаются одинаковыми, так же как и взрослые. Особое внимание следует обратить на детские игры дома, как предметные (настольные), так и сюжетно-ролевые. Очень важна ориентировка в пространстве, которая начина Такие простые виды деятельности, как срисовывание, рисование, раскрашивание в совокупности позволяют выявить актуальный уровень развития всех наиболее значимых предпосылок учебной деятельности: • регуляторно-динамических (удерживает ли ребенок поставленную перед, ним задачу, может ли самостоятельно в соответствии с задачей выбрать нужные средства деятельности, спланировать ее, проверить полученный результат, найти исправить ошибки); • интеллектуально-перцептивных (способен ли ребенок адекватно воспринимать информацию, предъявляемую зрительно и на слух, отделить в ней главное от второстепенного; выделить закономерности, осуществить действия классификации и обобщения); • психофизиологических (насколько развита у ребенка мелкая моторика руки, кинестическая чувствительность, комбинаторика, координация в системе «глаз — рука»). Большая роль семьи в формировании у ребенка положительной Я-концепции — системы осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о самой себе, на которых она строит свое поведение, которая является основой внутреннего стимулирующего механизма.личности («Я хороший, добрый, красивый; я справлюсь со всеми трудностями; я люблю окружающих, я интересен и нравлюсь людям»). В задачу семьи входит не только формирование положительной Я-концепции, но и коррекция негативной модальности («Ребенок хорош, плох его поступок»), Недопустимо порицание ребенка за школьные неуспехи в агрессивных оценках, что приводит к состоянию подавленности и формированию стойкого негативного отношения к учебной деятельности. Важной задачей семьи, как и школы, должна стать забота о раскрытии индивидуальных задатков, склонностей, способностей ребенка. Зда Ле Шан в своей книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» сформулироваладесять самых важных, с ее точки зрения, вещей, которым родители могут научить своих детей: •■ •< • * 1. Любить себя. ■ г 2. Интерпретировать поведение. у : 3. Общаться с помощью слов. 4. Понимать различия между мыслями и действиями. 5. Интересоваться и задавать вопросы. 6. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов. 7. Не бояться неудач (как необходимое условие взросления). 8. Доверять взрослым. 9. Думать самому. 10. Знать, в чем можно полагаться на взрослого. Однако самое главное, что должны сформировать родители у своих непростых детей — это простые навыки самообслуживания: умение пользоваться туалетом, самостоятельно есть и пить, умываться и чистить зубы, вытирать нос и рот, поддерживать чистоту и порядок своих вещей и своей комнаты и т>. п. Родители должны ознакомить детей с «вежливыми словами», показывать пример культурного поведения дома-, в гостях, на улице и других общественных местах.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (597)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |