Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные подходы в специальном образовании 10 страница



2016-01-02 511 Обсуждений (0)
Современные подходы в специальном образовании 10 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




• по направлению звучания (при расположении Источни­ка звучания спереди или / и сзади, справа или / и слева); • по тембру звучаний при прослушивании аудиозаписи (на­пример, грохота грома, мяуканья кошки, громкого стука, пения жаворонка) определяется эмоциональная окрашен­ность услышанного. Умения воспринимать, дифференцировать, запоминать нере­чевые звучания, а также выполнять темпо-ритмические движе­ния под музыку являются базовыми для становления речевого слуха и. выразительной устной речи. На третьем, фонемном этапе дети должны практически усво­ить фонетическую и фонематическую системы языка. Овладение фонетикой происходит в ходе развития психических процессов слуховой модальности, фонетического слуха (узнавание и разл-и-

Ш11ШШиШ1ШШШ1Ш1Ш1Ш1Ш1 пи. uiiyicoji речи но их акустическим и интонационным пр iitt/шнм) и формирования нормативного звукопроизношения, ел хо-моториого контроля. Формирование фонетического слуха про водится одновременно с постановкой звукопроизношения ? включает различение слогов, звукокомплексов по акустический характеристикам (громкость, высота, длительность). Развита, интонационного слуха заключается в различении и воспроизве дении речевого темпа, слогового ритма, тембра речевых звуча ний. На четвертом, интеграционном этапе целью работы являете развитие связной речи на основе соединения фонетика-фонема­ тических и лексика-грамматических средств языка, формирова­ ния самоконтроля речи. В этом случае слуховое восприятие реч происходит в сложных условиях: шумовые помехи» музыкаль* ное сопровождение, смежные помещения, многоканальная ком­ муникация (восприятие двух, одновременно следующих сообще­ ний, одновременного слушания и говорения). ■ Даже .если у ребенка абсолютно нормальный слух, он может сталкиваться с проблемами восприятия более тонких нюансов устной речи, разговорного языка. Это, в свою очередь, влияет на способность правильно сочетать звуки и буквы. Интересно мож­но организовать занятия по составлению ритмического рисунка фразы, развитию интонационных характеристик речи как в учеб­ной, так и внеклассной работе. Для,этого частично используется методика проведения музыкальных и логопедических занятий с акцентом на просодику (основные типы интонаций). Вначале желательно произносить только гласные с разнообразными мо­дуляциями (тише — громче, ниже — выше, имитируя интона­ции вопроса, ответа, восклицания и т. п.). Такая тренировка ча­сто включается в игровую ситуацию, что способствует более яр­кому проявлению эмоций, следовательно, и интонационной вы­разительности. Затем эта тренировка проходите использовани­ем слогов, слов и фраз. Подобный подход весьма эффективен при работе с заикающимися детьми. При усвоении грамоты большую роль играет развитие фоне­матического слуха — дифференцирование речевых звуков и зри­тельного восприятия написанных букв. Уровень воспитанности музыкального слуха облегчает восприятие модели звучащего слова и на родном, и на иностранном языке. В процессе развития слухового восприятия речи можно ис­пользовать специфические приемы: • воспроизведение фраз, сказанных в условиях шумовых помех; • воспроизведение фраз, сказанных в смежных помещени­ ях (двое детей размешаются в смежных комнатах, при этом один из них составляет предложения по сюжетным картин­ кам и произносит их голосом нормальной громкости в сред­ нем темпе, а другой воспроизводит услышанное); 9 запоминание и воспроизведение (моментальное и отсро­ченное) слов и фраз, воспринятых через наушники магни­тофона; • пересказ текста, воспринятого через магнитофон, дикто­фон (тексты проговариваются различными голосами: муж­ским, женским, детским); • декламацию стихотворений и небольших текстов под му­зыкальное сопровождение; • последовательное воспроизведение двух слов или фраз, сказанных одновременно двумя людьми третьему, который сидит между ними и должен повторить сказанное каждым из своих товарищей; • ответы на два вопроса, одновременно заданные двумя де­ тьми (трое детей становятся на расстоянии 3—4 м друг от друга; двое по команде педагога одновременно задают по одному вопросу, продуманному заранее; третий ребенок дол­ жен последовательно ответить (не вербально или вербально) на каждый вопрос; • вербальное «музыкорисование» на основе прослушанных музыкальных фрагментов (дети прослушивают с закрыты­ми глазами музыкальный отрывок, представляя различные образы и сюжетные картины, рисуя их в воздухе; по окон­чании прослушивания рассказывают, что они нарисовали); • составление рассказов но слуховым образам проводится после предварительной лексико-грамматической работы по определенной теме: после составления рассказа по опорным картинкам данной тематики и после прослушивания отдель­ных невербальных звуков, соотносимых с изучаемой темой. Указанные упражнения подаются в игровой форме, что спо­собствует дальнейшему развитию эмоциональных потребностей ребенка, осознанию им конкретных целей: запомнить, вспомнить речевой материал. Это обусловливает закрепление процесса саморегуляции, при котором внешний контроль исполнения постепенно переходит в                         самоконтроль,'.регулирующий отдельные виды речевой деятелЩШ ности детей и всю ее в целом. . -. Результативность работы по формированию слухового восприВ ятця и обучению- произношению детей с нарушением-слуха нД ходится в прямой зависимости от правильности подобраннотЯ режима усиления индивидуальных слуховых аппаратов, слухом вых. тренажеров, аппаратуры коллективного пользования. ' "Ш Методика подбора режима звукоусиления зависит от уровнЯ развития речи и состояния слуха. При правильно подобранном режиме человек длительное время пользуется индивидуальной ми слуховыми аппаратами или стационарной аппаратурой и нЯ испытывает дискомфорта. Современные технические средств» позволили в ряде стран, в том числе и в-Польше* .практический победить глухоту: все глухие перешли в категорию слабослышащ щих. Индивидуальные слуховые аппараты, изготовленные наЦ основе новейших технологий (Philips Advanced Digital ТесНщ nology), позволяют не только повысить порог восприятия, нём дают возможность настроиться только на голос учителя (или со'Я беседника) в классе, гасят все посторонние шумы и,звуки, споЯ собствуют концентрации внимания. Кроме этого, они имеют миЯ ниатюрный размер, эстетический внешний вид и очень просты Д эксплуатации. . Щ В качестве одного из перспективных направлений реабилита*1 ции людей с нарушениями слуха (прежде всего детей с большй-'l ми потерями слуха), и их интеграции в среду слышащих можно;1 рассматривать кохлеарную имплантацию. Суть операции в том,;| что во внутреннее ухо пациента вводится система электродов,! обеспечивающих восприятие звука посредством электрической 1 стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. Кохлеар-1 ная имплантация по существу является разновидностью слухо-1 протезирования, однако, в отличие от обычного слухового.anna-.' i рата, который усиливает акустические сигналы, кохлеарный'} имплант преобразует их в электрические импульсы, стимулиру-1 ющие слуховой нерв. Использование импланта основано на том,'' что при сенсоневральной тугоухости наиболее часто поражены рецепторы улитки (волосковые клетки), в-то время как волокна слухового нерва долгое время, остаются сохранными. Поврежден­ные волосковые клетки не могут обеспечить преобразование аку­стического сигнала в электрические импульсы, необходимые для возникновения слуховых ощущений. Эту функцию и выполня­ет кохлеарный имплант. В странах СНГ такие операций осуществляют в Москве, Кие-не, Санкт-Петербурге, Минске. Отношение к ним у нас Ж за рубе­жом неоднозначное. Причины негативного отношения разные, некоторые вызваны тем, что не все'операций дают ожидаемые результаты. Однако международные сообщества глухих отверга­ют такие операции на том основании, что глухие не хотят стать слышащими, и расценивают такого рода медицинское вмеша­тельство как культурный геноцид, выступая за их запрет. По материалам исследования, проведенного английскими спе­циалистами, в Великобритании, Германии, Голландии, Швейца­рии в основном положительно относятся к кохлеарной имплан­тации; во Франции, Италии, Испании, Швеции — преимущест­венно отрицательно; в Австрии, Бельгии, Греции, Норвегии — нейтрально (Archbold, Robinson, 1997). Глухие люди часто идентифицируют себя как культурно-линг­вистическое меньшинство и не считают свою глухоту болезнью. Акцент с оценки глухоты как патологии на восприятие глухих как культурного и лингвистического меньшинства начал пере­носиться с конца 70-х годов XX века. Эта тенденция особенно ярко проявилась в США, когда на смену идеологии «плавильно­го котла» пришла идея «мозаики культур». У глухих Как обще­ственного меньшинства существует своя культура. Определен­ным своеобразием отличаются нормы их поведения, этикет. У них есть свой фольклор, бытуют свои истории, рассказы, анек­доты. Достаточно вспомнить художественный фильм Валерия Тодоровского «Страна глухих». Противники имплантов убежде­ны, что родители не вправе принимать решение, которое способ­но изменить всю дальнейшую судьбу ребенка. Этот выбор дол­жен сделать только сам неслышащий. Социально-этическая про­блема — одна из главных, встающих перед наукой и всем обще­ством в связи с новыми достижениями молекулярной биологии и генной инженерии. Вопросы и'задания 1. Какие сенсорные эталоны характеризуют слуховое восприятие? 2. На основе противоречия между ведущей ролью зрительного,воспри­ятия и вербальным характером обучения докажите, почему нужно больше уделять внимания развитию дифференцированного слухово­го восприятия у всех детей? 3. Какое оборудование (учебно-тренировочный материал) можно ис­пользовать для развития и коррекции слухового восприятия? 4. Какова роль звукоусиливающей аппаратуры на общеобразователь-j ном уровне? . , ... ; Литература для самообразования Гелъфанд С. А. Слух. Введение в психологическую акустику: Hep. с англ.] М., 1984. • "I Королева И. В., Пудов В. И., Жукова О. С, Кохлеарная имплантация — новое направление реабилитации глухих детей // Дефектология, j 2001. №1. . . . - ' . . .1 Методика обучения глухих устной речи / Под ред. Ф.. Ф. Pay. М., 1976. .• Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н. А,! Ветлугиной. М.: Просвещение, 1982. Назарова Л. Д. Методика развития слухового восприятия у детей с на- ! рутением слуха. М., 2001. \ Пелымская Т. В., Шматка Н, Д. Занятия с ребенком с нарушенным ''■ слухом первого года жизни // Дефектология. 1996. № 2. Современные проблемы реабилитации детей с нарушениями слуха // Дефектология. 1999. № 5. Черкасова Е.Д. Стратегия логопедического воздействия при сочетании недоразвития речи и минимальных нарушений слуха у детей до­школьного возраста // Дефектология. 2001. № 4. Ярмаченко Н, Д. Проблема компенсации глухоты. Киев: Рад. школа, -\ 1976. < Коррекция осязания Познавательные возможности осязания; характеристика ■ формы, величины, фактуры материала, качества поверхности, определение температуры, веса тактильным способом. Первые впечатления ребенок получает через ощущения от прикоснове­ний, которые сообщают ему о том, что происходит вокруг. Так­тильную информацию об окружающем мире малыш восприни­мает через физический контакт, например, когда его пеленают, баюкают, поглаживают, целуют. Он выражает свое удовлетворе­ние (или неудовлетворение) физическим действием. Идет процесс познания, который рождает сознание. Ощущения от прикосно­вений дополняются визуальными и слуховыми впечатлениями. К осязанию относятся тактильные, температурные, баричес- • кие, болевые ощущения, т. е. те, что воспринимаются кожей, площадь которой у человека в среднем 2 кв. м. (некоторые к* ося­занию относят также вибрационные ощущения, чувство «препят- ствия» у незрячих). Природная потребность в тактильных ощу­щениях велика: как кошки точат когти, так и маленькие дети любят царапаться,-кусаться. Взрослые этому всячески препят­ствуют, тем самым «душат природу». Выход, из этой ситуации состоит в замене объектов. Например, кольца для зубов — «про-резыватели» сейчас изготавливают с разной твердостью поверх­ности, с различными фруктово-ягодными ароматами и приятны­ми звуками, которые они издают при кусании. £ Основные задачи развития и коррекции осязания: ■ • различение структуры и качества поверхностей (на уров­не пассивного словаря); • усвоение характеристик: гладкий. — шероховатый; мяг­кий — твердый, жесткий; пушистый — колючий (исполь­зование в активной речи). В качестве оборудования для проведения сенсорного тренин­га можно использовать «клавишную доску» Монтессори (образ­цы различных поверхностей, наклеенные на доску и напомина­ющие клавиши пианино), кусочки разных видов бумаги, ткани (фланель, ситец, шерсть, атлас, шелк, мех и т. д.); образцы раз­личной древесины,,металла, пластика и других материалов; ре­льефные изображения объектов, тактильные мешочки, весовые наборы длд развития кинетической чувствительности, мускуль­ных ощущений и т. п. Наиболее типичные задания, игры и упражнения: «Найди такую же поверхность», «Подбери пару», «Что напоминает эта поверхность на ощупь?», «Волшебный мешочек» и др. Большой интерес у детей вызывает подбор по структуре поверхностей крыш к домикам, шляпок к ножкам грибов и т. п,; посчитать пальчиками на ощупь количество мелких предметов, располо­женных в линейном порядке и вразброс (например, наклеенные на картон бусинки, ракушки или обломки спичек); прочитать пальчиками одно- и двухсложные слова, составленные рельеф­ным шрифтом. Можно также предлагать объемные аппликации из толстого картона, сплошные и контурные изображения хоро­шо и малознакомых предметов, выложенные конструкции из палочек, спичек, проволоки, а также узоры из тесьмы, веревки, жгута и пр. Учащиеся тактильно запоминают предложенный образец, а затем зрительно находят ему пару, либо делают его зарисовку, или конструируют аналогичную фигуру из имеющих­ся материалов (проволока, спички, вощеные нити и пр.). Таким же образом осуществляют соотнесение плоскостного с объемным. 5 3ак.228й 129 _______ - V КорреНционнЫе приемы и методические указания: aepeifi дить от мягкого к твердому, используя контрасты между грубо структурой материала и гладкой. Зрячие дети выполняют упраж нения с закрытыми'или завязанными глазами. Осязанием, кй средством самокомпёнсации, активно пользуются не тольй люди с нарушением зрения, но и слуха, ■ речи, интеллекта. Н знавательные движения руки следует целенаправленно исполь зовать в лепке, рисовании, конструировании, при знакомстве'С: 'новыми предметами, сравнении различных объектов. Особо важ­ ное значение имеет организация осязательной деятельности при восприятии и изучении формы предмета, букв, цифр, геометри­ ческих фигур, которые в целом ряде случаев легче усваиваются посредством ощупывания, чем зрительно. ■ ~; В 1963 году А. С. Новомейский установил, что при ощупыва/ нии цветной поверхности бумаги одинаковой фактуры у испы­туемых ноявляются'разные ощущения. Одни цветовые тона опи­сывались как гладкие, другие —- как шероховатые, третьи — как вязкие. Исследования других авторов уточнили данные А. С. Новомейского. Так, в Харьковской школе-гнмназйй для слепых> "детей было выявлено, что в этой классификаций не хватает еще одного класса тактильных ощущений,* являющихся недостаю*> щиМ звеном для формирования целостного образа восприятия,' " цвета. Этим звеном стали ощущения мягкости — твердости^} ясно осознаваемыеиспытуемыми у одних цветовых тонов, и сла­ бо — 'у других. В итоге оказались, что полная-информация о цве-:, те передается не'дднйм, а минимум двумя ощущениями — так1-- тильными признаками цвета. Все светлые тона'объединяются понятием «скользкие», а темные--'- «тормозящими». В резуль­ тате была получена новая,'более полная и Точная клаесифика-,' ция признаков цвета в тактильном'отражений и разработана: методика кожно-оптического восприятия Пигментных цветовых'■:". тонов контактным (на ощупь) и дистантным (не дотрагиваясь-до : пове'рхности)епособами. Физиологическая природа феномена до сйх пор точно не установлена: либо это фоторецепцйя кончиков,, пальцев, температурная рецепция, или нечто иное?Вопрос пока: Остается без ответа. - '-"ч - " Все больший авторитет в коррекцйонной работе со всеми ка-;; тегориями детей завоевывает тактильная стимуляция, которая ' способствует «оживлению» аутичного ребенка и установлению с ; ним контакта; Раздражение правой стороньГ туловища приводит .■■ к активизации левого полушария, и наоборот. Левое полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции правойполо- .пины тела, перерабатывает информацию аналитически и после­ довательно, отвечает за развитие речи. Правое полушарие дер­ жит под контролем левую половину тела, анализирует информа­ цию одновременно и "целостно, обеспечивает зрительный и- пр*Ьь отранственный праксис, оно связано с интуицией и творчески­ ми способностями. Каждое полушарие имеет сильные и слабые стороны, каждое вносит свой вклад в формирование и развитие мышления и сознания. ■ ' * "" Тактильная стимуляция не только повышает чувствитель­ность отдельных участков тела, которые передают сигналы в кору головного мозга, «будят» дремлющие клетки, но и позволяет ребенку уютнее почувствовать себя в своей «шкуре» (коже). Так­тильную стимуляцию; кроме разнообразных массажных'движе­ний рук — поглаживание, растирание, постукивание, пощипы­вание, похлопывание — можно проводить с помощью меха, кис­точки, щетки, перышка, губки, ваты и т. п., а также использо­вать фен, вызывая холодный, теплый, горячий потоки воздуха, втирать крем, расчесывать, щекотать, покалывать. Много при­ятных эмоций может доставить прохождение через своеобразный «душ чувств» в виде штор из легких газовых шарфов, лент, ша­риков, пробок, бамбука и др. Такие реакции, как улыбка, мор­гание, вздрагивание, поворот и пр. (особенно при детском цереб­ральном параличе, моторной алалии, раннем детском аутизме), не являются самоцелью, но по ним можно контролировать ощу­щения ребенка. Для развития (нормализации) чувствительности кожи хоро­шо подходят сухие шариковые бассейны. Частично йХ могут за­менить ванны, ящики, заполненные песком, стружкой, листвой, семенами, каштанами, желудями, в которые укладывается ре­бенок, или только погружаются его руки, ноги поочередно/Бла­годаря этим погружениям и "спонтанным манипуляциям в них, у ребенка развиваются психомоторные навыки. В этих условиях имеет смысл организовать целенаправленный поиск: в наполни­теле прячется какой-либо объект или несколько, которые надо обнаружить (на ощупь руками или ногами) и достать. Посредством осязания человек дополняет, расширяет и уточ­няет информацию, полученную при помощи других анализато­ров. Развитое осязание очень значимо для многих видов профес­сионального труда-, предметно-практической, художественной, музыкальной деятельности.   '.'!;:1'!;.Ш11ПШШШН|1 |Н|!!!Ш1Ш1ШШ1шцш»11.нш<   Коррекция обоняния и вкуса Познавательные возможности органов обоняния и вкуса: узнавание,'.предмета по запаху и вкусу; установление степени^ приятности пищи; степени свежести (испорченности) продукта, 1 зрелости плодов; определение качества запаха и вкуса, темпера- ' туры и качества поверхности, съедаемого; дифференцирование предметов на съедобные и несъедобные; использование запаха при ориентировке в пространстве, в качестве сигнала о происхо­дящих событиях и др. С эволюционной точки зрения органы обоняния являются са­мыми древними органами чувств. Они обеспечивают самую ко­роткую и надежную связь между окружающим миром и мозгом, несмотря на передачу 2 % информации. Если зрительные и слу­ховые раздражители предварительно преобразуются, прежде чем дойдут до мозга, то рецепторная клетка, которая уловила в носу молекулу ароматического вещества, посылает сигнал без проме­жуточных «станций» прямо в обонятельный центр мозга. Он находится в теснейшем контакте с центрами, отвечающими за память и обеспечивающими сексуальное и эмоциональное воз­буждение. Именно этим объясняются ситуации, когда, казалось бы, случайный аромат вдруг вызывает у человека необыкновен­но сильные чувства и переживания. Это обстоятельство исполь­зуется при работе с афазиками, дементными больными. Подби­рая соответствующие сочетания запахов, можно вернуть ощуще­ния, которыми они наслаждались прежде, и тем самым актуа­лизировать прошлый опыт. Сила этого сенсорного анализатора в том, что он непосредст­венно влияет на подсознание. Буддийская мудрость гласит: «Приятный запах наполняет энергией, озаряет лицо улыбкой и удлиняет жизнь». Мы можем закрыть глаза, заткнуть уши, но не дышать не можем. Общая площадь рецепторов, реагирующих на запахи, у человека составляет 5 кв. см, у собаки — Во кв. см, а у акулы — 155 кв. см (у многих других животных этот анали­затор является ведущим). Человек вооружен 30 млн «обонятель­ных» клеток, которые обновляются каждый месяц.. Его нос спо­собен различать более 10 тысяч запахов, хотя многие люди об этом даже не догадываются. Специалисты выяснили, что ребе­нок обладает обонянием, еще до рождения (зародыш может «чув­ствовать», если мать курит или ест острую пищу). В некоторых западных клиниках в детских инкубаторах, оставляют одежду матери, чтобы создать иллюзию ее присутствия. Дети с особен­ностями психофизического развития часто воспринимают вку­совые и обонятельные раздражители, пассивно и не могут диф­ференцировать. Гиперчувствительность же свойственна эгоцент- рикам. Мы подразделяем запахи на «плохие» и «хорошие», опреде­ляем их в соответствии с.нашими собственными ассоциациями. Последние разработки «изобретателей ароматов» призваны дать ощущение покоя — они источают свежий запах чистого белья и аромат уютного дома, где тебя любят и ждут. Обоняние, конечно, не играет сейчас той роли, которую оно выполняло в древности. Древние египтяне «записывали», опред­мечивали ароматами наиболее важные события, собирая их в мешочки. Полинезийцы, эскимосы и лапландцы трутся друг о друга носами в знак приветствия и расположения, что позволя­ет им уловить запах кожи и таким образом отличить «друга от врага». Среди племен Новой Гвинеи до сих пор сохранился по­добный обычай. Европейские люди с такой практикой не знако­мы, тем не менее нам известен запах Нового года, Дня Святого Валентина (корица) и некоторых других праздников. Герой Ос­кара Уальда в «Портрете Дориана Грея», изучает технику изго­товления духов, чтобы «открыть истинные связи ароматов, по­стичь тайны, скрытые в этих смолах, вобравших в себя мистиче­ские силы природы — амбры, замешанной на страсти, фиалки, вызывающей воспоминания об умершей любви, мускуса, возбуж­дающего мозг». Правая ноздря связана с активизирующими структурами, левая — с расслабляющими. Когда проходимость обоих ходов одинакова (нет полипов, значительных искривлений носовой перегородки или других аномалий) — у человека гармоничное дыхание. Если проходимость левой ноздри хуже (активнее ды­шит правая) — человек склонен к перевозбуждению. Если же хуже дышит правая — не избежать вялости,, подавленности. В последнее время все шире и шире распространяется арома-терапия — использование различных запахов, чаще всего в виде эфирных масел, в лечебных целях. Некоторые оптимисты заяв­ляют, что ароматами «можно лечить все, кроме аппендицита». Приведем некоторые примеры: эвкалипт — стимулирует дыха­ние, очищает воздух; розмарин — естественный энергетик, рас­слабляет мышцы, способствует пищеварению; сосна. — дезинфи- ^"««"«^р^ Чарует, реком Укрепляет JZ Ндуется при бегг>п, ле*ь усталость Г,?^' УкРенЛяе^Г*^*^ W^' *ЙС' Скальной1нГ"11СИХВДеСГЛГИе- АР°Сь в1ОСТй' °** »>т ее vr.„ ФуакЧйонал1=.^ *аайческ^^ Сех Чать^ К>т ее vГ ФУнкЧйональГ УЮ й Ф*№чвск£Г **ВСе* а йо «Рактнк1?КУУДетей«ДНП£?°Ma,45P*№« 11 *е Быдаля Для стимуле Но ВЬгСйясен^т.- opire«rai>o*» Ш' а пр.. 6ЛЬная ««ль, аромат' ^^crh, ос^Ст ^^ Наб°4 rarb*°HTpacw***№рие*ъсиметп;} • . ,КараЧдащи ■ °б*одаИос^^^ коровье» ИйТ ЯОИСк« в „11 И3 с«азки £%°eTe«He- «» ярйхода*/ге^а' ^омерно больтя I ^ ЯЗЬ«овд КР°Хот*Ь1Й ад°ад. как Ув,п ГарАг°иичЙОе еоот» Я' В1Ч>оцееор ' МаРавлЙЧн0 Т°ЛОГО ^овека L ШейИе с ЙЗХЙ***Pe6e* *6WCTpo ^п Щевдавнневпем ЭТ0Т "РоДессТп М °рга*^- *0*ы) еще 2 ' ЧТ0 НеРвная>1АРУГИе ^ msmLll °ДНи^ти Истемои обмена ве-   ••"■-^^^ Ществ, если СЛедИТг ««Щей достаточное °бн Дет« с болы™ - D3p?rук-р-:^r^aM ^S-::глол— ■ '«рослее, чем т.* р взяла непп™„ Хол°Д«ой ваппк Иксы недостаточ,1Д ьши- №™вши„„ ' мвн «Щесто, но „„" Я Wttt Душевной лт7г, риалам книги wa °«ом Hbxf clS?BeKe °б^наГед12°СТй ^енка») ^^ *°« егвм> так его во3вра1це в АнЛ„^! °туда помести- -ЙЩ?" ПИга™- —яов ЗД СУМ°- "™всгао, оеоТ™;:!™™» *Фи«Гв"аНмГ"ЯаСМ№и»оовре- ЛОТЫ, А и F" Q ^*ыа ВИТамиипи <П *ипОВ Не НОЛУ(гпгл„ ЗяОкосчъ „Л ' 0™жает имм™,, оа,""«ювенв» »„„ лрсВ1г ' частьге nDopT,r, иммУвитет. ичя.хрони- Д«мы, вровмочаш».Т етуЛ". сонливость ». Мишина С. Пр?^1? П№ «OfKe зубо° ™ W" «"РИгавне сна ^н«вт с«*ГГ«иТа°М ^Р»»ГвГТ "■"•■^™с. ИУДшеиио зрен^! " и "м«вя сыщ, „™ !Г *"*"а А »ог„ .......................... ........................ ■' - —                 мение и покалывание в руках и ногах — признаки недостатка в| организме витамина' В12, а слабость, понос, извращение вкуса,! сухость й жжение во рту, болезненность языка, бледность губ,] нарушение психического равновесия — признаки недостатка! витамина Р. - щ Витамин Е необходим для воспроизводства потомства. Кромй! того, он обеспечивает нормальное функционирование сердечной! мышцы, эффективно способствует лечению диабета и астмы. Он® также препятствует образованию тромбов в кровеносных еосуНЯ дах, очищая вены и артерии от кровяных сгустков. К тревожными сигналам о его недостатке относятся нарастающая яышечнаям слабость, нарушение половой функции. Следствием нехватки™ витамина D могут быть мучительные боли костей и мышц, ау-Ш бов, а также частое потение головы. Недостаток этого витамин» особенно опасен для детей, так как в этом случае у них можёяЯ развиться рахит. щ В одной известной рекламе говорится: «Еда — это наслаждед ние вкусом». Однако это также и стимуляция деятельности мозЯ га>. где непрерывно работают свыше 100 миллиардов нервяыэД клеток, причем каждая связана с еще 10 000 других. Для тогщй чтобы этот сложнейший механизм функционировал без ебоев|Н клеткам серого вещества необходимо большое количество эне гии. Хотя масса человеческого мозга составляет всего 2—3 % \ массы тела, он ежедневно забирает не менее 20 % всей энергш получаемой из пищи. Таким образом, то, что мы едим, решав щим' образом сказывается На работоспособности центрально нервной системы. Для улучшения, памяти специалисты рекоме» дуют потреблять тертую морковь с растительным маслом. Эт блюдо стимулирует обмен веществ в мозге, за счет чего облегчи ется процесс заучивания наизусть. Тот, кому необходимо уде| живать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуя дается в большом количестве витамина С (лимон, ананас, крь жовник). Для развития кратковременной памяти предлагаете авокадо как, источник энергии за счет высокого содержания жи| ных кислот. Для усиления концентрации внимания следует п| больше есть креветок, орехов, репчатого лука, которые помоги ют при умственном переутомлении и психической усталости способствуют разжижению крови, улучшают снабжение мозж кислородом. J Для творческого озарения советуют есть инжир,'который оЯ вобождает голову для новых идей; тмин — эфирные масла, щ держащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Тому, кто нуждается в творческой активности, следует пить чай из тмина (на чашку 2 чайные ложки измельченного тмина). Капуста сни­мает нервозность, так как снижает активность щитовидной же­лезы, что позволяет спокойно готовиться и сдавать экзамены. Лимон, черника освежают мысли и облегчают восприятие инфор­мации. На положительные и отрицательные эмоции тоже моле­но повлиять при помощи пищи. Так, паприка, чем острее, тем лучше. Ее ароматические вещества, так же как и серотонин, со­держащийся в бананах, способствуют выделению «гормонов сча­стья» — эндорфинов. Клубника, быстро нейтрализует отрицатель­ные эмоции. Депрессию хорошо снимает шоколад и абрикосы. Обоняние и вкус, несмотря на незначительный процент вос­ принимаемой информации извне, дают широкие, эмоционально насыщенные возможности для совершенствования и коррекции психофизического развития человека. ., }. .

Вопросы и задания

1, Проведите сенсорные тренинги по развитию зрительного, слухово­
го восприятия, осязания, обоняния и вкуса.

2. Пользуясь таблицей «Ароматерапия», определите лечебные масла
для коррекции нарушений нервной системы,

8, Как может сказаться на формировании характера ребенка повышен­ная чувствительность к запахам и вкусовым качествам пищи? Ее отсутствие?

4, Определите для себя стимулирующие и расслабляющие раздражи­тели.

Литература для самообразования -

Ваумгартнер М. и др. Карточки с играми для специальной и лечебной педагогики. Мн., 1996.

Джелдард Ф. Кожные системы связи. Теория связи в сенсорных систе­мах. М.: Наука, 1964.

Ёаффежанас Р. В. Сравнительное исследование осязания у аномальных детей разных категйрий //Дефектология. 1991. № 5.

Перес лени Л. И. Особенности восприятия сложных тактильных сигна­лов у глухих. Дефектология. 1970. 5.

Редфорд Джоан. Семейная ароматерапия. Мн., 1996.

Селезнева Е. В. Осознание ребенком с нарушением зрения своих сенсор­ных возможностей при восприятии окружающего мира //Дефекто­логия. 1996. № 1.

Вльнебю И льва. Без твоего прикосновения я умру... Мн., 1999.


541�



2016-01-02 511 Обсуждений (0)
Современные подходы в специальном образовании 10 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные подходы в специальном образовании 10 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (511)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)