Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел П. Теоретаеские проблемы этики



2016-01-02 636 Обсуждений (0)
Раздел П. Теоретаеские проблемы этики 0.00 из 5.00 0 оценок





I


Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали


111


 


а представляют собой систему,все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, нормы морали складываются на основе определенных принципов и выражают их. Принципы вырабатыва­ются или принимаются в зависимости от идеалов личности или об­щества. Однако эта связь носит не однонаправленный, а обратимый характер. Например, человек может выбрать идеал на основе своих принципов, или господствующие в обществе нормы могут восприни­маться как идеал.

Каким же образом влияет система морали — ее принципы, нор­мы, идеалы — на реальную нравственность в обществе? Чтобы отве­тить на этот вопрос, необходимо рассмотреть структуруморали, че­рез которую реализуется механизм моральной регуляции.

4.3. Структура морали


Сознание

Поведение

Принципы Нормы Идеалы

Моральные нормы, принципы, идеалы существуют не только в виде идей. Они проявляются в моральной деятельности людей, пред­ставляющей собой результат сложного взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения. В своем единстве и взаимообусловленности они и есть способ бытия морали, воплощенный в ее структуре,которую схематично можно предста­вить следующим образом:


Моральные отношения

Центральным элементом структуры морали являются мораль­ные отношения. Это наиболее «философский» элемент морали, ес­ли иметь в виду, что сама философия — это рефлексия над отно­шениями человека и мира. При этом специфика моральных отношений в том, что их нельзя рассматривать как некий особый, автономно существующий вид отношений: в нравственных отноше­ниях фиксируются определенные свойства любой человеческой дея­тельности с точки зрения ее моральной оценки.

Иными словами, как нет «чисто» нравственных отношений, которые не проявлялись бы в каких-то других — производственных, политических, национальных, семейно-бытовых отношениях, так не может быть и са­мих этих отношений без их нравственного содержания.

Основной формой нравственных отношений выступает общение — общение человека с природой, обществом, друг с другом. Именно в общении материализуются, становятся реальными те во многом эфемерные связи, которые обозначаются понятием отношения. Имен­но в общении проявляется, насколько это вообще возможно, под­линная сущность человека, его личностное Я, его моральный облик. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе, к природе.

Отношениечеловека к обществурегулируется рядом принци­пов, в частности, рассмотренными нами принципами коллективизма или индивидуализма.

Отношение человека к обществу

Я<МЫ Коллективизм

я* мы

Индивидуализм

I
МЫ Ф ОНИ Групповой эгоизм

МЫ = ОНИ Индифферентность

I
МЫ <-> ОНИ

Я <-> ОНИ


112 Раздел П. Теоретические проблемы этики


Глава4. Структурно-функциональный анализморали_____________________ Ш


 


В первом случае, как уже отмечалось, человек подчиняет свои интересы общественным, видит свой долг в служении обществу. В слу­чае индивидуалистической направленности он ориентируется на са­мого себя, на свои силы, разум, предприимчивость.

Вместе с тем возможны причудливые сочетания этих принципов. Так, смыкание коллективизма и эгоизма порождает так называе­мый групповой эгоизм, когда личность, идентифицируя себя с опре­деленной группой (партией, классом, нацией), разделяет ее интересы и претензии, бездумно оправдывает все ее действия. В результате возникает единство «Я — Мы», как правило, предполагающее про­тивостояние «Мы — Они», деление на «своих» и «чужих», «на­ших» и «не наших», что, в свою очередь, предполагает нетерпимость к «чужим», «поиски врага» и ведет не к диалогу, а к насилию. Именно с позиций группового эгоизма некоторые этические доктрины (мар­ксистская, мусульманско-фундаменталистская и др.) прямо обосно­вывают и утверждают приоритет групповых — классовых или ре­лигиозных ценностей над общечеловеческими.

Такое понимание коммунистической морали выражал, например, В.И. Ле­нин: «Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борь­бы пролетариата». В этом случае даже такое всепобеждающее чувство как любовь, отходит на задний план, уступая место групповым интере­сам. Гражданская война в России дала множество примеров подобного рода, описанных, в частности, в художественной литературе. На основе «классового чувства» убивает своего «белого» возлюбленного «крас­ная» героиня повести Б. Лавренева «Сорок первый»; пытает и убивает отца-белогвардейца сын-будеповец из книги И. Бабеля «Конармия», вы­дает большевикам любимого мужа — белогвардейского офицера Лю­бовь Яровая из пьесы К. Тренева.

Интересам своей нации всегда была подчинена мораль фашистов разного толка — от итало-германских до современных. В фашистской Германии борьба «за чистоту расы» приводит к тотальному осуждению и наказанию за любовь к представителю «неполноценной расы». И об этом тоже — множество книг и кинофильмов.

Несмотря на теоретическое различие индивидуализма и эгоизма, также возможно их практическое смыкание в отношении человека к обществу. Так, удовлетворяя собственный интерес, человек, руко­водствующийся принципом индивидуализма, может нанести ущерб другим людям, эгоистически реализуя себя «за их счет». Именно


поэтому индивидуализм воспринимается многими как принцип «че­ловек человеку — волк»: ведь в нем действительно воплощается конкретная борьба на рынке человеческих возможностей и способ­ностей. Отношение человека к обществу предполагает поэтому ра­зумное сочетание вличности положительных, продуктивных. мо­ментов, имеющихся и в коллективизме, и в индивидуализме.

В системе отношений человека к обществу большое место зани­мают принципы, идеалы и нормы гражданственной ориентации.К ним относятся, прежде всего, патриотизм (альтернативой ему мо­жет быть космополитизм), национальное самосознание (или его от­сутствие), активная гражданская позиция (или политическое рав­нодушие) и другие качества и ориентиры личности. Однако наличие или отсутствие их у человека само по себе еще не является показа­телем уровня его Нравственной культуры. Все здесь зависит от со­держания этих качеств.

Так, патриотизм, заключающийся в беззаветной любви и пре­данности своему Отечеству, может проявляться как в безоговороч­ном принятии и оправдании любых действий и политики своего государства и его властей, так и в критичном отношении к негатив­ным моментам, препятствующим развитию общества. Космополи­тизм — осознание себя «гражданином мира», включенным в систе­му планетарных отношений, предполагает, как правило, равнодушие или даже нелюбовь к своему Отечеству, однако он может сочетаться и с любовью к нему. Чувство национального самосознания может быть продуктивным, нацеленным на процветание нации и ее куль­туры, а может быть деструктивным, несущим в себе элементы нацио­нализма или шовинизма, враждебности к другим народам. С другой стороны, отсутствие национального самосознания может свиде­тельствовать как о равнодушии к судьбе собственной нации, так и об уважении и терпимости к другим народам. Активная граждан­ская позиция характеризуется чувством сопричастности и ответст­венности за судьбу человеческого сообщества и собственного Оте­чества. Но проявляться она может как всерьезном, вдумчивом, ответственном стремлении к участию вжизни общества, так и в безу­держной фанатичной поддержке власти или, напротив, внеосознан­ной (бессознательной) оппозиции ей. В последнем случае граждан­ская индифферентность, пассивность может быть даже более разумной и целесообразной. Очевидно, что каждый человек должен сам для себя делать выбор между тем, «что такое хорошо и что


__________________ Раздел II. Теоретические проблемы этики


Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали__________________ Ш


 


такое плохо». Важно не допускать здесь максимализма и подхо­дить к собственному выбору достаточно ответственно.

От отношения человека к обществу в целом в значительной степе­ни зависит его отношение кдругим людям: отношение «Я — Ты». Оно может носить субъектный или объектный характер.

Отношение к другим людям


общения и — одновременно — в нравственной «глухоте к оклика-нию», когда собеседники не хотят и не умеют слышать друг друга и упиваются только собой («глухари на току»). Очевидно, что если первый подход базируется на принципах альтруизма и толерантно­сти, то в основе второго лежат эгоизм и нетерпимость.

Отношение человека к другому самым тесным образом связано с его отношением к самому себе.


 


Я = ТЫ Я ФТЫ

Субъект-субъектное Субъект-объектное

\ \

Альтруизм Эгоизм

В первом случае Я подхожу к Ты как к равному мне субъекту. Другой человек выступает для меня целью общения. Я готов при­нимать и уважать его право на «самость»: быть индивидуально­стью, личностью, самим собой. Более того, я способствую его само­реализации и раскрытию: он мне интересен, причем не только «совпадением» со мной, но и своей «инаковостью», непохожестью на меня, за счет которой обогащаюсь и я.

Второй подход превращает Ты в объект моего воздействия, ко­гда Другой становится средством: средством моего самоутвержде­ния, удовлетворения моих интересов и потребностей и т.д. В этом случае его «инаковость» и «самость» раздражают меня, вызывают мою нетерпимость, стремление навязать ему мои взгляды, ценности, линию поведения.

Своеобразным проявлением объектного подхода выступает так назы­ваемый «вещный синдром», когда отношение к Другому строится по принципу «использовал — выбросил». В этом случае Другой представ­ляет для Я чисто утилитарный интерес, оценивается с точки зрения полезности. Когда же эта польза исчерпана или появляется другой, бо­лее интересный объект, от первого отворачиваются и «выбрасывают» его из жизни.

Субъектный тип отношений Я к Ты характерен для гуманистиче­ской этики и проявляется в диалоге Я и Ты. Объектный тип харак­терен для этики авторитарной и проявляется в монологической форме


>


 

->• Неадекватная

Отношение человека к самому себе

Самооценка-

Адекватная ■<-

Завышенная Заниженная

Высокая Низкая

Эгоизм

Ч /

Комплекс, неполноценности

Индивидуализм

Нелюбовь к себе

Любовь к себе

Здесь также линия водораздела определяется различиями авто­ритарного и гуманистического подходов, особенно в понимании эго­изма, индивидуализма и любви к себе, о чем говорилось ранее. Ярким примером авторитарного подхода выступают этические идеи, тре­бующие от человека самоотречения, отказа от личного счастья «во имя» чего-то: Бога, идеи, отчизны и т.д. Противоположный подход демонстри­рует гуманистическая этика, провозглашающая «любовь к себе» глав­ным моральным принципом и призывающая человека «быть» в первую очередь «для себя», считая, что это — залог того, что он сможет таким образом быть и «для других». Истина же, как всегда, вероятно, где-то посередине.

В последнее время в системе отношений, регулируемых моралью, особое место стало занимать отношение человека к природе.Вклю­чение в систему моральной регуляции, предметом которой до недав­него времени традиционно были сугубо «человеческие» отношения, отношений «не-человеческих» (человек и природа, человек и вещь)


116__________________ Раздел II. Теоретические проблемы этики




2016-01-02 636 Обсуждений (0)
Раздел П. Теоретаеские проблемы этики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел П. Теоретаеские проблемы этики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (636)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)