Мощность, подведенная к ведущим колесам с использованием возможностей двигателя и трансмиссии, определяется по формуле:
Nк= Ne – Nтр= Nе . hтр,
где Ne – эффективная мощность двигателя, кВт;
Nтр. – мощность, потерянная в трансмиссии, кВт.
hтр=0,89
При 1000об/мин. на первой передаче мощность подведенная к колесам Nк=15,2*0,89=13,52
Мощность, теряемая на преодоление внешних сопротивлений при установившемся движении на горизонтальном участке дороги определяется по формулам:
Nf= Рf. v . 10-3
Nw=Pw. v . 10-3.
При 1000об/мин. на первой передаче мощность теряемая на сопротивление воздуха Nw=1,99*2,02*10-3=0,0043
При 1000об/мин. на первой передаче мощность теряемая на сопротивление качению Nf =169,08*2,02*10-3=0,34
Таблица 7 – мощностной баланс
Пере-дача
Об/мин.
v, м/с
Nе, кВт
Nк, кВт
Nf, кВт
Nw, кВт
Nf + Nw, кВт
2,02
15,2
13,52
0,34
0,004
0,344
3,03
23,8
21,18
0,53
0,013
0,547
4,04
32,4
28,83
0,74
0,032
0,773
5,05
40,9
36,40
0,96
0,063
1,027
6,06
48,7
43,34
1,20
0,109
1,312
7,07
55,5
49,39
1,45
0,173
1,631
8,08
60,8
54,11
1,73
0,258
1,988
9,09
64,2
57,13
2,01
0,367
2,387
10,10
65,5
58,29
2,32
0,504
2,831
11,11
64,1
57,04
2,65
0,671
3,323
12,12
59,7
53,13
2,99
0,872
3,867
3,8
15,2
13,52
0,69
0,026
0,717
5,66
23,8
21,18
1,10
0,088
1,195
7,5
32,4
28,83
1,57
0,206
1,778
9,4
40,9
36,40
2,11
0,406
2,518
11,3
48,7
43,34
2,71
0,706
3,421
13,2
55,5
49,39
3,38
1,126
4,511
60,8
54,11
4,08
1,653
5,735
16,9
64,2
57,13
4,88
2,364
7,253
18,9
65,5
58,29
5,81
3,308
9,126
20,7
64,1
57,04
6,72
4,346
11,078
22,6
59,7
53,13
7,76
5,656
13,425
5,4
15,2
13,52
1,04
0,077
1,122
8,1
23,8
21,18
1,73
0,260
1,996
10,8
32,4
28,83
2,55
0,617
3,167
13,5
40,9
36,40
3,49
1,205
4,701
16,2
48,7
43,34
4,58
2,083
6,665
18,9
55,5
49,39
5,81
3,308
9,126
21,6
60,8
54,11
7,21
4,937
12,15
24,3
64,2
57,13
8,77
7,030
15,802
65,5
58,29
10,50
9,646
20,152
29,7
64,1
57,04
12,42
12,836
25,260
32,4
59,7
53,13
14,53
16,665
31,199
7,8
15,2
13,52
1,65
0,232
1,885
11,7
23,8
21,18
2,85
0,784
3,635
15,6
32,4
28,83
4,32
1,860
6,188
19,6
40,9
36,40
6,16
3,689
9,853
23,5
48,7
43,34
8,29
6,359
14,650
27,4
55,5
49,39
10,77
10,079
20,857
31,3
60,8
54,11
13,65
15,025
28,675
35,2
64,2
57,13
16,93
21,370
38,303
39,2
65,5
58,29
20,75
29,512
50,269
43,1
64,1
57,04
24,94
39,230
64,178
47,0
59,7
53,13
29,63
50,873
80,503
9,4
15,2
13,52
2,11
0,406
2,518
14,1
23,8
21,18
3,72
1,373
5,098
18,8
32,4
28,83
5,77
3,255
9,025
23,6
40,9
36,40
8,35
6,440
14,791
28,3
48,7
43,34
11,40
11,105
22,511
33,0
55,5
49,39
15,02
17,609
32,638
37,8
60,8
54,11
19,36
26,464
45,827
42,5
64,2
57,13
24,27
37,615
61,886
47,2
65,5
58,29
29,88
51,525
81,410
51,9
64,1
57,04
36,26
68,500
104,767
56,7
59,7
53,13
43,56
89,318
132,884
Вывод: по условиям расчета мощностного баланса, автомобиль ВАЗ-2110 не может превысить скорость в 153км/ч по причине нехватки подводимой мощности к ведущим колесам для преодоления внешних сопротивлений движению. Рисунок 7.1 – Мощностная характеристика автомобиля
Оценка топливной экономичности транспортного средства
Удельный расход топлива с учетом степени использования мощности и частоты вращения коленчатого вала двигателя определяется по формуле:
,
где ge(Nн) – удельный эффективный расход топлива при номинальной мощности, кВт.
Для 1000об/мин 230*(1-1*(1000/5000)+1*(1000/5000)2)=193,2
Путевой расход топлива определяется по формуле:
где rт – плотность топлива, кг/л.
Для 1000об/мин. на первой передаче
(193,2*6695*10-4)/(3,6*0,75*0,89)= 53,83
Пере-дача
λд
v, м/с
v, км/ч
ge, г/кВт×ч
Q, л/100км
2,02
7,27
193,2
53,83
3,03
10,9
181,7
52,82
4,04
14,54
174,8
51,89
5,05
18,18
172,5
51,70
6,06
21,81
174,8
51,99
7,07
25,45
181,7
52,78
8,08
29,08
193,2
53,79
9,09
32,72
209,3
54,70
10,10
36,36
55,21
11,11
39,9
255,3
54,52
12,12
43,63
285,2
51,99
3,8
13,68
193,2
30,06
5,66
20,37
181,7
28,87
7,5
174,8
28,04
9,4
33,84
172,5
27,46
11,3
40,68
174,8
27,18
13,2
47,52
181,7
27,08
193,2
27,03
16,9
60,84
209,3
26,89
18,9
68,04
26,29
20,7
74,52
255,3
25,70
22,6
81,36
285,2
27,83
5,4
19,44
193,2
20,10
8,1
29,16
181,7
19,72
10,8
38,88
174,8
19,38
13,5
48,6
172,5
19,31
16,2
58,32
174,8
19,41
18,9
68,04
181,7
19,71
21,6
77,76
193,2
20,09
24,3
87,48
209,3
20,43
97,2
20,62
29,7
106,92
255,3
20,36
32,4
116,64
285,2
19,41
7,8
28,08
193,2
13,87
11,7
42,12
181,7
13,61
15,6
56,16
174,8
13,37
19,6
70,56
172,5
13,32
23,5
84,6
174,8
13,39
27,4
98,64
181,7
13,60
31,3
112,68
193,2
13,86
35,2
126,72
209,3
14,09
39,2
141,12
14,22
43,1
155,16
255,3
14,05
47,0
169,2
285,2
13,39
9,4
33,84
193,2
11,51
14,1
50,76
181,7
11,29
18,8
67,68
174,8
11,09
23,6
84,96
172,5
11,05
28,3
101,88
174,8
11,12
33,0
118,8
181,7
11,29
37,8
136,08
193,2
11,50
42,5
209,3
11,69
47,2
169,92
11,80
51,9
186,84
255,3
11,66
56,7
204,12
285,2
11,11
Рисунок 8.1 – Топливно-экономическая характеристика автомобиля
Вывод: в ходе расчета топливной и экономической характеристики наиболее экономичным режимом движения автомобиля ВАЗ-2110 по мокрому асфальтобетону будет движение на 5-й передаче со скоростью не более 85км/ч. Путевой расход топлива при этом будет составлять не более 11.05л/100км.
Литература
1.Вахламов В.К. Автомобили. Эксплуатационные свойства. М.: Академия, 2012.
2.Гришкевич А.И. Автомобили. Теория. Минск: Высшая школа, 1986.
3.Литвинов А.С., Фаробин Я.Е., Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств. М.: Машиностроение, 1989.
4.Краткий автомобильный справочник. М.: Трансконсалтинг, 1994.
5.Руководство по устройству и эксплуатации автомобиля …………….. .