Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение маркетинга



2016-01-02 477 Обсуждений (0)
Определение маркетинга 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Маркетинг(market – рынок), как самостоятельное экономическое явление, возник на высокой ступени развития товарного производства, когда из-за быстрого роста производительных сил и общественного благосостояния "рынок продавца" стал превращаться в "рынок покупателя" (кризисы перепроизводства в конце ХIХ – начале ХХ веков). Зачатки маркетинга возникли с самого начала появления товарообмена между людьми – как особого рода коммерческая деятельность по продвижению товаров к потребителям, он появился вместе с формированием товарно-денежных отношений. Сам же термин "маркетинг" появился в конце ХIХ века.

Маркетинг – это философия бизнеса. В рыночных условиях планирование переплетается с маркетингом и в значительной степени заменяется маркетингом. Маркетинг – комплекс мероприятий, предпринимаемых отдельными хозяйственными звеньями с целью увязки производства с потреблением. Маркетинг включает в себя все виды деловой активности предприятия и координирует работу всех подразделений:

– предпроизводственную деятельность (поиск заказчиков, поставщиков);

– производственный период;

– после производственный период (сдача работ, отгрузка продукции, сервисное обслуживание и т.д.).

На каждом этапе развития маркетинг имеет свои задачи, цели, функции.

В странах с рыночной экономикой поэтапно используется:

1. Сбытовой маркетинг (1890-1930 г.г.). Хозяйственная деятельность, нацеленная, на решение проблемы сбыта товаров.

2. Функциональный маркетинг (1940-1960 г.г.). К сбытовой задаче добавляется воздействие на потребителя, а также учет требований рынка при организации деятельности предприятия.

3. Маркетинг, как рыночная концепция управления (1960-1980 г.г.). Делается упор на ориентацию всей совокупности хозяйственной деятельности предприятия (научно-исследовательской, производственной, снабжения, сбытовой, кадровой, финансовой и т.д.) на удовлетворение конкретного спроса. Маркетинг превращается из функции в само содержание функционирования предприятия, стремящегося к получению максимальной прибыли.

4. Информационный маркетинг (с середины 80-х годов). Философия бизнеса, интегрированная и ориентированная на потребителя и прибыль.

Каким бы ни был маркетинг, его цель – достижение согласия между производителями продуктов и их потребителями (покупателями).

В странах с условиями жесткого централизованного планирования руководители, осуществляя плановые поставки, не задумываются о сбыте – продукцию обязаны принять. Бюджет покрывает издержки неэффективных производств, финансирует капитальное строительство. В этих условиях главная задача предприятия – неукоснительное выполнение плана, в разработке которого оно практически не принимало участия.

В условиях рыночной экономики торговая сеть может отказаться от продукции, государство убытки не покрывает, существует конкуренция и т.д.

Поэтому маркетинг (неотъемлемая часть рыночная экономики) одновременно является и функцией менеджмента и философией (цельной концепцией) менеджмента.

К основным понятиям маркетинга относятся: аспекты маркетинга внешняя среда маркетинга, принципы маркетинга, сегменты рынка, функции маркетинга, жизненный цикл продукции, рыночная доля, цена и др.

Аспекты маркетинга определяют:

1. Выбор целей. Получение высокой прибыли, расширение объема производства, улучшение качества продукта, сокращение издержек производства и т.д.

2.Определение статуса маркетинга. В рыночных условиях маркетинговая служба – первый помощник руководителя. Она объединяет планово-производственные процессы, снабжение, сбыт, кадровую и финансовую политику, накопление и использование информации и т.д.

3. Прогнозирование и планирование. В маркетинге важнее сам процесс планирования, а не план как таковой; план – не догма, а ориентир.

К основным принципам маркетинга относятся:

1. Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса, обстановки на рынке при принятии решений.

2. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса, исходя из долгосрочной перспективы, а не сиюминутной выгоды.

3. Воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств (в то же время потребитель-король, требования которого необходимо выполнять безоговорочно).

Функции маркетинга включают:

1. Исследование и формирование рынка (реклама, сервисное обслуживание, повышение качества и т.д.).

2. Планирование продукции, покупку и снабжение, продажу и сбыт.

3. Транспортировку и хранение продукции.

4. Стандартизацию (вся продукция должна соответствовать ГОСТу).

5. Исследование и минимизацию риска.

6. Предпродажное и послепродажное обслуживание потребителей (снабжение информацией, сервисом, запчастями, деталями, специалистами).

Внешняя среда маркетинга представлена на рис. 7.1.

 

 
 

 

 


Рис. 7.1. Внешняя среда маркетинга.

 

Внешнюю среду маркетинга определяют следующие факторы:

1. Степень стабильности политической системы в стране рынка.

2. Социально-экономические условия в стране рынка (жизненный уровень, покупательная способность общества, демографические процессы в нем).

3. Правовая и законодательная системы в стране рынка, экономические вопросы; уровень научно-технического прогресса, который дает возможность производить новую продукцию и осуществлять эффективную маркетинговую деятельность.

4. Институциональные факторы (наличие в стране организаций, осуществляющих транспортировку, продажу товаров и т.д.).

5. Географические, климатические, исторические условия, культурные традиции, которые оказывают большое влияние на маркетинг.

Сегментами рынка называются группы потребителей с различными вкусами.В мире трудно найти одинаковых потребителей с одинаковой реакцией на предлагаемый товар. Один и тот же товар (продукт) может быть предназначен для различных групп потребителей.

Процесс выявления групп своих потребителей называют сегментацией рынка. Цель сегментации рынка – проникнуть на такие сегменты рынка, где находится покупатель данного товара, а не распылять усилия по всему рынку.

Основные классификационные признаки сегментации рынка – это:

– социально-экономические характеристики покупателя (возраст, пол, образование, доход, род занятий и т.д.);

– культурные различия (и мода), географические и климатические факторы;

– поведение потребителей на рынке.

В процессе сегментации рынка важным является окружение продукта: послепродажный сервис, удобство приобретения, надежность поставок, марка продукта, цена и дизайн продукта.

Жизненный цикл продукции является объективной реальностью. Он делится на несколько стадий:

1. Внедрение на рынок (малый спрос),

2. Рост объема продукции,

3. Зрелость (большой спрос, пик спроса),

4. Насыщение рынка (сокращение объема продаж),

5. Спад (резкое снижение объема продаж),

6. Снятие с производства.

Важно уловить стадию насыщения и особенно спада, т.к. держать на рынке морально устаревший товар убыточно и вредно для престижа фирмы.

Большинство компаний производит и продает различные продукты (продуктовый портфель). Желательно, чтобы продукты продуктового портфеля находились на различных стадиях жизненного цикла (рис. 7.2.).

Ключевым показателем, определяющим эффективность деятельности компании на рынке, является показатель "рыночная доля", характеризующий долю продаж определенного продукта данной компании в объеме продаж данного продукта, осуществляемых компаниями-покупателями.

Важным элементом комплекса маркетинга является цена. Главное – обеспечить определенную норму прибыли за весь жизненный цикл продукта. Слишком высокая цена уменьшает спрос.

 

 
 

 


Рис. 7.2. Продуктовый портфель предприятия

 

В зависимости от конкретной ситуации на рынке с точки зрения состояния спроса различают следующие типы маркетинга:

– конверсионный,

– стимулирующий, развивающий,

– ремаркетинг (оживление спроса), синхромаркетинг, поддерживающий,

– противодействующий, демаркетинг (снижение спроса товара конкурирующей фирмы).

 

7.2. Исследования, организация и планирование маркетинга

 



2016-01-02 477 Обсуждений (0)
Определение маркетинга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение маркетинга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)