Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование и распределение прибыли АО



2016-01-05 755 Обсуждений (0)
Формирование и распределение прибыли АО 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Акционерное общество относиться к числу коммерческих организаций, и основной его целью является: систематические извлечения прибыли, ко­торая формируется за счёт доходов общества после покрытия всех его рас­ходов.

Эффективность политики управления прибылью предприятия опреде­ляется не только результатами ее формирования, но и характером ее рас­пределения. В идеале, на предприятии должна существовать определенная политика распределения прибыли, определяющая направления использова­ния ее в соответствии с целями и задачами предприятия.
Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии предприятия, являются основным инструментом воздействия на рост его рыночной стоимости, важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности. Одновременно распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала пред­приятия, обеспечения дополнительной социальной защищенности работни­ков. Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень теку­щей платежеспособности предприятия.

Основу распределения прибыли составляет дивидендная политика, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных за­дач управления предприятием: необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) - получе­ние высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном прогнозируемом периоде времени с учетом всех возможностей.
Поэтому основной целью политики распределения прибыли, с учетом обеспечения стратегии предприятия, является оптимизация пропорций ме­жду капитализируемой частью прибыли и потребляемой частью прибыли.
Приоритетность учета интересов и менталитета собственников пред­приятия. Менталитет собственников может быть направлен на получение высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестиционного капитала. И часто именно он определяет главную пропор­цию распределения прибыли - между потребляемой и капитализируемой частями. Если собственники (акционеры) нуждаются в постоянном притоке текущих доходов или не приемлют риски, связанные с длительным ожида­нием этих доходов в будущем периоде, они будут настаивать на обеспече­нии высокой доли потребляемой прибыли в процессе ее распределения. В то же время, если собственники не нуждаются в высоких текущих доходах и предпочитают еще более высокий уровень этих доходов в предстоящем периоде за счет реинвестирования капитала, доля капитализируемой части прибыли будет возрастать. Эта пропорция может меняться во времени в связи с изменением внешних и внутренних условий деятельности предпри­ятия.

Основной для акционера формой дохода является дивиденд, т.е. часть прибыли общества, распределяемая среди акционеров, пропорционально числу и в соответствии с типом принадлежащих им акций.

В акционерных обществах, распределение прибыли осуществляется с помощью дивидендной политики. Дивидендная политика представляет со­бой часть управления распределением прибыли. Термин "дивидендная по­литика" связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Од­нако все названные нами принципы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной формы деятельности. Меняется только терминология - вместо терминов акция и дивиденд используются термины пай, вклад и прибыль на вклад; механизм же выплаты доходов собственникам остается таким же. Распределение при­были в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант. В принципе же, в более широкой трактовке под термином "диви­дендная политика" можно понимать механизм формирования доли при­были, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Практическое использование этих теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики - консервативный, уме­ренный (компромиссный) и агрессивный. Каждому из этих подходов соот­ветствует определенный тип дивидендной политики.

Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд вы­платы дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетво­рена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможно­стей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала, то основная часть прибыли должна быть направлена на реализа­цию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников.

Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает вы­плату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надеж­ность. Она создает чувство уверенности акционеров в неизменности раз­мера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, опре­деляет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами дея­тельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъ­юнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная дея­тельность может быть сведена к нулю. Для того чтобы избежать этих нега­тивных последствий, стабильный размер дивидендных выплат устанавлива­ется обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип ди­видендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных тем­пов прироста собственного капитала акционерного общества.
Политика стабильного минимального размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика "экстра-дивиденда") по весьма распро­страненному мнению представляет собой наиболее взвешенный тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, по­зволяющей увеличивать размер дивидендов в период благоприятной хозяй­ственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной ак­тивности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на пред­приятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжи­тельной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная при­влекательность акций компании снижается и соответственно падает ры­ночная стоимость акций компаний, прибегающих к данной политике.
Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установле­ние долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществами этой поли­тики являются простота формирования и тесная связь с размером форми­руемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является неста­бильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая неста­бильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она "сигнализирует" о высоком уровне риска хозяйственной деятельности данного предприятия). Даже при высо­ком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно ин­весторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со ста­бильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной по­литики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в дина­мике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.
Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осуществляе­мая под девизом - "никогда не снижай годовой дивиденд") предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну ак­цию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики проис­ходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их раз­меру в предшествующем периоде. Преимуществом такой политики явля­ется обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и форми­рование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при до­полнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутст­вие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой на­пряженности - если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрас­тает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма при­были), то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффи­циенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных усло­виях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позво­лить себе лишь реально процветающие акционерные компании. Если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.

Завершающим этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:
1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее про­стая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.
2. Выплата дивидендов акциями. Такая форма предусматривает предостав­ление акционерам вновь эмитированные акции на сумму дивидендных вы­плат. Она представляет интерес для акционеров, менталитет которых ори­ентирован на рост капитала в предстоящем периоде. Акционеры, предпочи­тающие текущий доход, могут продать эти акции в предстоящем периоде.
3. Автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты предоставляет акционерам право индивидуального выбора - получить дивиденды налич­ными или реинвестировать их в дополнительные акции (в этом случае ак­ционер заключает с компанией или обслуживающей ее брокерской конто­рой соответствующее соглашение, предусматривающее детальную проработку).
4. Выкуп акций компанией. Он рассматривается как одна из форм реинве­стирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращаю­щихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует со­гласия акционеров.

Сегодня законодательство достаточно мягко регулирует вопрос форми­рования и распределения прибыли в акционерных обществах. В соответст­вии с общим решением акционеров общество обязано осуществлять вы­платы дивидендов акционерам. Проблеме выбора оптимальной дивиденд­ной политики посвящено множество теоретических и эмпирических иссле­дований. Теоретические модели не дают однозначного ответа на вопрос об оптимальном уровне дивидендных выплат.

 

 



2016-01-05 755 Обсуждений (0)
Формирование и распределение прибыли АО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование и распределение прибыли АО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (755)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)