Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическое действие и политическое участие



2016-01-05 1038 Обсуждений (0)
Политическое действие и политическое участие 0.00 из 5.00 0 оценок




Политический процесс состоит из действий. Политическое действие определяется как сознательное и добровольное вмеша­тельство отдельного человека или группы в отношения власти данной системы с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Деятельность социаль­ных групп или индивидов связана со стремлением усо­вершенствовать или изменить социально-экономичес­кий и политический порядок.

Политические действия ориентируют политиче­скую систему на достижение определенных целей, вы­ражающих интересы различных групп. Эти интересы облекаются в теоретическую, идеологическую форму. От того, какой идеологии придерживаются участники по­литического процесса, не в последнюю очередь зависит и то, направлена ли их деятельность на революционные изменения общества или на его реформирование.

Политическое действие всегда совершается "здесь" и "сейчас", то есть в конкретной ситуации. По­тому необходим анализ объективного положения дел, конкретных условий, прежде чем начать действовать. Надо выявить специфику каждой ситуации, чтобы выб­рать правильные методы и средства политического дей­ствия, ибо перенос стратегий, имевших успех в одной ситуации, не приносит успеха в другой. Одно из обстоя­тельств, мешающих правильно оценить ситуацию, - идеологический догматизм. Так, многие исследователи считают, что прихода нацистов к власти в Германии можно было бы избежать, если бы социал-демократи­ческая и коммунистическая партии правильно проана­лизировали ситуацию и выступили единым блоком про­тив фашизма, вместо того, чтобы вести ожесточенную борьбу между собой.

Важен и тот инструментарий, с помощью кото­рого оценивается ситуация. Разумно изменить наши схемы и догмы, если в них не укладывается политическая реальность, ибо она всегда богаче любых схем. Ли­ца, действующие в политике, должны иметь солидный багаж знаний, быть компетентными. Кроме того, они должны творчески применять свои знания в той или иной ситуации. И если данная ситуация не укладывает­ся в рамки теории, разумнее пересмотреть теорию. Тео­рия в политике имеет смысл тогда, когда может дать адекватный ответ на конкретную проблему. Теории, ставшие догмами, рано или поздно изживают себя. Ко­нечно, группа, разделяющая ту или иную теорию, нелегко отказывается от нее, ибо это может вести к потере

или уменьшению власти. Этим объясняется упорство, с которым защищаются некоторые политические теории, изжившие себя, не работающие в данных условиях.

В любой политической системе есть определен­ные нормы, правила игры, которые обязаны соблюдать участники политического процесса. Нарушают, как правило, эти нормы те, кто хочет изменить политическую систему посредством насилия. Однако, в случае завоевания власти, они устанавливают свои нормы действия, свои правила игры.

Политические действия связаны также с политическими мифами, то есть верой в будущее, надеждой на что-то лучшее, что объясняет героическое поведение многих людей, их самопожертвование. Каждое крупное политическое движение предлагает свой миф, мобили­зующий людей. Так, Французская революция привлекла массы эгалитарным мифом (равенством), нацизм - ми­фом расового превосходства арийцев, новой римской империи, социализм - мифом бесклассового общества, если бы люди не верили в мифы, эти движения не ста­ли бы сильными. Современный человек также нуждается в вере.

В политике весьма сложно разделить индивидуальных и коллективных субъектов политического действия. Часто они дей­ствуют вместе: лидер и массы, партийные вожди и ря­довые члены. Потому имеется ряд классификаций субъ­ектов политического действия. Так, французский политолог М.Дюверже подразделяет их на классовые, терри­ториальные и корпоративные группы.

Понятие классов является центральным в марксизме, где они определяются по отношению к средствам производства. Вне марксизма классы различаются по образу и уровню жизни, доходам, престижу и другим критериям. Однако все авторы согласны с такими ха­рактеристиками классов, как неравенство условий жизни и труда, наследственная передача привилегий (соб­ственности, статуса, круга связей). У классов неравны шансы, уровни богатства, юридические привилегии, культурные преимущества.

В основе формирования территориальных групп лежит солидарность. Основная территориальная группа - нация, принадлежность к которой осознается каждым человеком особенно остро. Потому конфликты между нациями отличаются особой ожесточенностью, превос­ходя в этом отношении даже классовые конфликты. К территориальных группам относятся также коммуны, районы, провинции.

Корпоративные группы образуются людьми, занимающимися одинаковой или близкой деятельностью (профессиональные, парапрофессиональные группы, организации досуга). Профессиональные группы объе­диняют людей одной профессии, работников одной от­расли. Парапрофессиональные группы образуют выпу­скники одной школы, одного университета. Они характеризуются корпоративным духом, то есть чувством принадлежности к одному кружку, противостоящему другим. Особенно развит корпоративный дух у выпуск­ников привилегированных учебных заведений, где учат­ся те, кто претендует на место в элите общества.

Политическое действие можно характеризовать с учетом различных критериев. Так, различается по­зитивное политическое действие, заключающееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной це­ли, и негативное, состоящее в том, чтобы "прекратить что-то делать". Позиция воздержания не является нейт­ральной, поскольку всегда имеет определенные послед­ствия. Тот, кто воздержался, облегчил действия других. Непрепятствование событиям идти своим чередом на­зывается абстенционизмом. Те, кто практикует абстенционизм, иногда полагает, что находится вне политической игры, вне интересов групп. Однако на практике такая позиция укрепляет определенную политическую линию.

Абстенционизм практикуется изнутри и вне политической системы. Нейтралитет некоторых государств [может рассматриваться как внешний абстенционизм. Отказ от участия в выборах, голосовании (абсентеизм), от принятия каких-либо решений, участия в блоках, коалициях и т.д. также можно рассматривать как формы абстенционизма, которые имеют политические последствия.

Политическое действие можно характеризовать как рациональное и иррациональное. Рациональное действие означает, что его агент имеет четкое представление о целях, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, устанавливая систему при­оритетов, а также способен менять стратегию, если она не приводит к желаемым результатам.

Практика показывает, что рациональность политического действия - скорее идеал, а не широко распро­страненное явление. Талант лидера и измеряется, в ча­стности, способностью приблизиться к этому идеалу. Что же касается иррационального политического дейст­вия, то оно, как правило, заканчивается неудачей из-за неспособности политиков увязать цели и средства, сле­пого отношения к действительности, которую рассматривают в соответствии со своими догмами и схемами. Это почва политических иллюзий, которые зачастую приводят к печальным для общества последствиям.

Реальные политические действия, которые мы наблюдаем ежедневно, представляют собой сочетание различных степеней рациональности и иррационально­сти. Да и сама политическая жизнь есть переплетение достижений и ошибок.

Политическое действие можно рассматривать как инерционное и творческое. Инерционные действия воспроизводят принятые нормы поведения, существующую политическую систему, сохраняют ее. Творческие действия вносят в политику перемены, новые моменты, динамику. Политические системы функционируют, как правило, на основе этих двух типов действий, пооче­редно переживая стадии стабильности и изменений. В них не бывает ни абсолютной стабильности, ни посто­янных изменений.

Политическое действие может быть стихийным или организованным. Как правило, действия элит более организованны, что дает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию и тактику, претво­рять в жизнь свои планы. Однако в любом политиче­ском действии может быть и доля стихийности, случай­ности, несогласованности. Кроме того, не все действия лидеры политической системы могут контролировать, что приводит к возникновению стихийных движений, выдвигающих своих лидеров. В реальной политической борьбе всегда присутствует синтез сознательных дейст­вий и элементов стихийности, непредвиденных и не­контролируемых действий.

Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действи­тельности. В результате политических действий полити­ческие системы изменяются как быстро, так и медлен­но. Максимальным радиусом действия обладают революция, мятеж, восстание, контрреволюция, крестьян­ская война.

Революция представляет собой свержение господ­ствующих групп, преобразование общества в целом. Со­циальные и политические революции возникают как следствие нарастания противоречий в обществе. Их причины могут быть различны, но основная, несомнен­но, заключается в том, что господствующие классы те­ряют свою легитимность. Революционный взрыв могут вызвать война, политический кризис, интервенция, ту­пики в решении социальных проблем, политическая коррупция и т.д. Выделяются следующие типы социаль­ных и политических революций: антиимпериалистичес­кие (национально-освободительные, антиколониаль­ные), буржуазные, народные, народно-демократические, социалистические.

Революция - чрезвычайно сложное явление. Гос­подствовавшие классы и группы лишаются экономичес­кой и политической власти. Появляется новая полити­ческая элита, предлагающая обществу новый проект развития, управляющая на основе других ценностей и институтов. Революционные процессы, как правило, яв­ляются насильственными, предполагают открытое стол­кновение групп, борющихся за господство.

В победившей социальной революции выделя­ются следующие этапы: ее вызревание (революционная ситуация), взрыв, победа, институционализация. Эти этапы различны по продолжительности, сопровождают­ся разрушениями, человеческими жертвами, внутренней борьбой в среде революционеров. Не случайно говорят, что "революция пожирает собственных детей". В случае успеха революции заканчиваются созданием новых политических и государственных институтов, новых форм жизни, которые защищаются новой элитой, в том числе и с применением насилия.

Одной из главных опасностей победившей рево­люции является предоставление привилегий определен­ным группам. Возникает противоречие между идеалами, провозглашенными революционерами и новой политической элитой, и привилегиями, что порождает критику и разочарование широких масс. Революционная элита, как и любая другая, подвержена коррупции, понимае­мой как использование политического влияния в лич­ных целях. Возможно, самое сильное сопротивление революционным переменам связано с сознанием людей. Невозможно также в короткие сроки коренным образом преобразовать общество. Все это вызывает разочарова­ние в целях, идеалах и результатах революции.

В связи с тем, что не все слои населения под­держивают революционные изменения в обществе, формируется движение, которое выступает против рево­люции. Контрреволюция - это политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями, теми, кто порвал с революцией. Це­лью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков. Для финансирова­ния контрреволюционных движений используются средства эмигрантов, тех стран, которые заинтересованы в ликвидации революционного режима. Обычно контр­революционеры используют вооруженное насилие, экономический саботаж, политическую пропаганду. Если широкие массы поддерживают революционные силы, то контрреволюция терпит поражение. В случае успеха контрреволюции начинается этап открытой реставрации власти прежних господствующих групп.

Открытое сопротивление народа законной влас­ти может выражаться в мятежах, бунтах, крестьянских войнах. Серьезной политической проблемой для совет­ской власти были крестьянские бунты, инициатива ко­торых нередко шла от сельских сходов. Бунт - результат возмущения масс действиями местных властей, перерас­тающего в беспорядок, погромы.

Второй тип политических действий составляют реформы. Они ведут к общественным переменам, не подрывая основ существующего строя и власти правя­щего класса. Классическим примером успешных ре­форм, проведенных в XX веке, можно считать реформы капитализма в развитых странах, которые не изменили его сущности, однако способствовали решению многих социальных проблем, предотвращению социальных конфликтов.

Реформистская стратегия не пытается реоргани­зовать общество в целом на основе общего плана, но лишь устранить препятствия, мешающие его нормаль­ному функционированию. Реформизм направлен на ре­шение конкретных проблем, он характеризуется духом прагматизма. Успех зависит также и от своевременности проведения. Запоздавшие реформы не приводят к смягчению социальной напряженности, открывают путь революционным процессам, предотвратить которые как раз и стремились с помощью реформ.

К третьему типу политических действий отно­ся политические перевороты: государственный переворот, путч, дворцовый переворот, военный заговор. Они ведут к переменам в сфере власти, в первую очередь персональным, путем использования физического насилия. Государственные перевороты - это, как правило дело рук представителей аппарата власти или самих правящих групп, тогда как путч - дело политических аутсайдеров.

Примером специфических политических действий служат митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шествия и т.д. Особыми видами политических действий являются выборы и проведение избирательных кампаний, референдумы, официальные визиты государственных, партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры.

Специфическим типом политических действий является популизм, который принято определять как деятельность, имеющую целью обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер. Популист в современной по­литике - это деятель, заигрывающий с массами. Как свидетельствует историческая практика, популизм расцветает в условиях низкой политической культуры общества в силу особой политической ментальности широких масс.

В современных условиях разумной альтернативы реформам нет. Необходимо всем политическим силам стремиться к согласию, создавая атмосферу доверия, формируя механизм общения людей от высшего уровня до рядовых граждан. Альтернатива гражданского согласия - вражда, насилие порождает только ответное насилие и вражду. Потому из арсенала политических действий надо использовать далеко не любые, заботясь о гражданском мире и процветании государства.

Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, ре­лигиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений.Участие людей в политике служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Не вся­кое участие в общественной жизни является политиче­ским. Если люди принимают участие в решении произ­водственных, профессиональных проблем, в техниче­ских решениях, в управлении техникой, вещами, не влияя на распределение власти, то такое участие не яв­ляется собственно политическим. Участие приобретает качество политического, когда личность, группа, слой, класс вовлекаются в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления, носящий по­литический характер. Следует, конечно, учитывать, что в условиях существования государства вовлеченность граждан в процесс принятия решений и управления в социальной, экономической и культурной сферах в той или иной степени политизируется.

Политическое участие позволяет выявить реаль­ную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов как на местном уровне, так и в политической системе общества. Если граждане принимают активное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики, контроле за ее осуществлением, то такую политическую систему можно считать основанной на уча­стии. В таком обществе политические элиты играют роль лояльных слуг общества, адекватно представляя интересы масс.

Политическое участие зависит от политическою режима. Так, в демократическом обществе это участие - всеобщее, свободное, инициативное и действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные инте­ресы граждан. Оно является для них средством достижения целей, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении, в проявлении чувства гражданственности. Демократическое государство обес­печивает такое свободное участие правовыми нормами и процедурами, а также относительно равномерным рас­пределением среди различных слоев общества таких ресурсов участия, как деньги, образование, знание механизмов принятия решений, свободное время, доступ к средствам массовой информации. Демократическое общество допускает такие формы протеста и несогласия, как митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, забастовки, направление петиций.

Авторитарный режим часть населения полно­стью или частично отстраняет от участия в политике. Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия поддержки режима. Граждане вынуждены под страхом наказания, экономических санкций идти на митинги, демонстрации, организуемые правящей элитой. В этом случае политическое участие масс находится под жестким контролем со стороны правяшей группировки, им манипулируют для укрепления власти. В диктаторско-тоталитарном обществе запреще­ны все формы политического протеста и даже несогла­сия. Несогласные с проводимым политическим курсом объявляются врагами народа, злоумышленниками, по отншению к ним применяются репрессии.

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные органы территориального общественного самоуправле­ния, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных де­лах. В Конституции Республики Казахстан определяются основные задачи и компетенция органов местного управления и самоуправления. Формой пря­мого участия граждан в решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни являются общегосударственные и местные референдумы, которые также предусматриваются Конституцией Республики Казахстан.

При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Чем крупнее общество, тем меньше возможно­стей для самоуправления. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, по­скольку избранные представители, депутаты могут пре­следовать собственные интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют. Массы могут те­рять контроль над своими представителями, и степень их политического участия снижается. Тем не менее, представительное участие является единственно воз­можным в крупных политических системах.

В зависимости от политического режима, традиций, размеров территории, численности населения, развитости средств транспорта и коммуникаций в каждом обществе наблюдается различное сочетание прямого и опосредованного политического участия. Посредниками участия в современном обществе выступают политиче­ские партии, общественно-политические организации и движения, а основной формой его - выборы.

Для политического участия граждан важное значение име­ют как объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества), так и их субъективное отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности, знания, информированность. Эти и другие факторы влияют на то, становиится или не становится человек частью некоего полического целого.

Одна из наиболее разработанных схем политического участия включает следующие элементы:

- реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях;

- участие в делегировании полномочий (выборах), Это электоральное поведение;

- участие в деятельности политических и иных организаций;

- выполнение политических функций в рамках государственных и иных политических институтов, в том числе в оппозиционных партиях и т.д. Это профессиональные политики, должностные лица, депутаты,

лидеры и функционеры партий;

- прямые действия (участие в митингах, демонстрациях и т.д.).

Эти типы участия весьма неравнозначны. Одни из них занимают скромное место в политической жизни, другие весьма развиты, что позволяет судить о политической культуре конкретного общества. Так, из всех форм политической активности на Западе наиболее развитой является электоральная, хотя процент голосующих в разных странах неодинаков. Даже членство в пар­ях ограничивается зачастую участием в предвыборной кампании данной партии, голосованием за ее кандидата. Действительная активность - это удел немногих, меньшинства.

Если активность людей направлена на поддержание существующих порядков, то политическая система ее поддерживает. Если же отдельные группы требуют изменений, то правящие круги могут на них реагировать по- разному в демократических и недемократических странах, даже применяя насилие. Если процесс приня­тия решений сосредоточен исключительно в кабинетах властей, то отчужденные от политики массы выступают в ней, лишь как исполнители. Политическая жизнь мо­жет выходить на улицы и становится народным дейст­вием, но и тогда это действие определяется типом об­щества. При авторитарном или тоталитарном правлении массовые акции - это часть официального ритуала, де­монстрирование поддержки и одобрения политики, иногда не без харизматического подъема. В демократи­ческом обществе - политика на улице - это необходимый элемент политической жизни, фактор обратной связи власти и народа, форма народовластия. Политическое участие масс активизируется, если ошибки власти при­водят к конфликту с обществом. Тогда митинги, марши, шествия становятся способом волеизъявления народных движений, партий, широких масс. Политическое уча­стие может быть направлено против действий и реше­ний властей, выражая протест, возмущение, неприятие данной политической линии. Политический протест - это вид негативной реакции индивида (группы) на сло­жившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возни­кает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.

К формам политического протеста относятся та­кие действия, как политическое и гражданское непови­новение, петиции, бойкоты, повреждение собственнос­ти, саботаж, убийства, похищения, террор, партизанские действия, революции, войны.

Люди, интересующиеся политикой и активно участвующие в ней, составляют, как правило, меньшинство. Большинство же проявляет апатию и безразли­чие, что является характерным признаком многих поли­тических систем. Существуют различные причины та­кого положения.

Так, многие люди выключены из политической жизни из-за низкого уровня личного развития, образо­ванности. Они потеряли веру в собственные возмож­ности, не верят, что могут повлиять на политические процессы. Выделяется группа апатичных граждан, кото­рые не интересуются политикой. Они занимаются соб­ственными проблемами и увлечениями, профессиональной карьерой. Некоторые из них считают политику скучной, непривлекательной, непонятной.

Наблюдается отчужденность от политической жизни как результат заорганизованности политической системы. Люди разочаровываются в политике, ибо не видят существенной разницы между политическими партиями и их программами. Они считают, что политические решения все равно будут принимать немногие, независимо от их участия в голосовании и других поли­тических акциях. Они не ощущают личной выгоды от политики, считая, что она обслуживает лишь интересы элиты.

Есть группы людей, настроенные враждебно к политической системе и ее институтам. Они занимают позицию политического бойкота, неучастия. Например, во времена революций, оккупации многие люди отказываются от сотрудничества с новыми властями, не при­емля их позиции. В изменившихся условиях они могут стать активными участниками политического процесса.

На уровень политического участия влияют такие социальные факторы, как образование, социально-экономический статус, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политической информации, социально-экономическая ситуация.

 



2016-01-05 1038 Обсуждений (0)
Политическое действие и политическое участие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическое действие и политическое участие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1038)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)