Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типология политического процесса



2016-01-05 762 Обсуждений (0)
Типология политического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Более детальная характеристика и оценка содержания политического процесса связана с анализом различных его типов. В самой общей форме можно сказать, чтополитические процессы бывают двух типов: внешнеполитические и внутриполитические.Первый будет рассмотрен в специальной теме. Для понимания же особенностей внутриполитических процессов прежде всего необходимо отметить ведущую роль и значение институализированных форм политического участия и принятия решений.

Организационная структура власти является подлинным хребтом политического процесса, предопределяя те или иные объемы политической активности населения, влияя на средства политической мобилизации граждан, господствующие методы управления. Поэтому содержа­ние политических процессов существенно разнится в парламентских унитарных государствах (Великобрита­ния), в странах с полупрезидентско-унитарным правлени­ем (Франция), в президентских системах, сочетающих разделение властей и федерализм (США), в государствах с парламентско-федеральным правлением (Канада) или в иных государственных устройствах. Понятно, таким образом, что возможности развития политического процесса будут зависеть от способности политической организации видоизменять функции своих звеньев, быстро справляться с переменами в правящей элите и сменой лидеров, обеспечивать создание новых необходимых институтов и проч.

С точки зрения системных качеств организации пол­итической власти различаются два крупных класса пол­итических процессов: демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее разнообразие которых определяется тем, находятся ли у власти теок­ратические или военные группировки, авторитарные ли­деры или монархи, партии того или иного типа. Если же брать во внимание определяемый организацией власти характер политического участия, сложившийся в данном обществе (например, мобилизованный, традиционный, инновационный и т.д.), а также принятия решений (в час­тности, конфликтный, консенсусный или иной), то типо­логия внутриполитических процессов будет значительно богаче: мобилизационно-консенсусные, традиционно-конфликтные и проч.

Еще одной важной характеристикой внутриполитиче­ского процесса является его предметная направленность на регулирование тех или иных областей общественной жизни. Таким образом, можно говорить о политических изменениях, происходящих в процессе властного регулирования экономической жизни, социальных отношений, культуры и т.д.

В конкретном обществе, как правило, удельный вес этих разновидностей политического процесса неодина­ков. В отдельных случаях сосредоточение внимания го­сударственных органов только на какой-то одной сфере общественных отношений (например, экономических) в ущерб другой (социальным) способно вызвать резкий дисбаланс внутри политического процесса, чреватый не только нарастанием напряженности, но и кризисом пра­вящего режима. Поэтому власти всегда должны ста­раться проводить более сбалансированную политику, из­бегая перекосов в политическом регулировании тех или иных областей общественной жизни.

Отличия внутриполитических процессов можно определить и по другим основаниям. В частности, с точки зрения публичности осуществления эли­той и электоратом своих функций, явного или неявного отправления государством своих полномочий и прерога­тив можно выделить открытый и скрытый (теневой) пол­итический процессы.

Открытый политический процесс характеризуется, прежде всего, тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, а также в других формах публичных притязаний людей к госу­дарственной власти. При демократии это выражается в непрерывных контактах между группами, гражданами и институтами власти, обсуждении и оспаривании частных и общих целей, корректировке политического курса, осуществляемой под воздействием общественного мнения.

В условиях же тоталитарных режимов, как правило, обнажены другие черты политического взаимодействия субъектов и институтов власти: административный бес­предел центра, всепроникающее силовое влияние госу­дарства на рядовых граждан и т.д. В то же время, если в демократических государствах открытость политиче­ского процесса выражается в открытости для обще­ственности различных фаз и этапов принятия политиче­ских решений, корректировки программ, рекрутирова­ния элит, а также других участков властного взаимодей­ствия граждан, то в тоталитарных режимах открытость политического процесса никогда не распространяется на механизмы управления и особенно на святая святых — выработку стратегических и тактических целей правле­ния.

В противоположность открытому теневой процесс базируется на публично неоформленных политических ин­ститутах и центрах власти, а также на таких властных при­тязаниях групп и граждан, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носите­лям власти.

В качестве же центров власти, к которым в таком случае аппелируют граждане, могут выступать запре­щенные, нелегализованные и непризнанные обществом структуры (например, мафиозные кланы, действующие на той или иной территории). В таком случае это власт­но-политическое пространство будет регулироваться принятыми в этих центрах решениями, предложенными ими средствами и нормами реализации целей, установ­ленными правами и свободами действующих там субъ­ектов. Чаще всего управленческая информация не обра­щена к общественному мнению субъектов, действую­щих в зоне данного политического процесса, а контроль за правящими элитами начисто отсутствует.

Теневой политический процесс может выступать как в альтернативной официальной политике форме (напри­мер, в форме паразитирования мафиозных структур на государственных институтах власти, как это имеет мес­то в странах с высоким уровнем коррумпированности правящих слоев), так и в неальтернативной, когда вы­сшая власть определенных институтов официально не афишируется, но признается.

Такая ситуация довольно типична, когда государство передает высшие властные функции своим отдельным структурным звеньям (например, органам политическо­го сыска, тайной полиции, репрессивным структурам и т.д.) или тем или иным партийным формированиям. Вто же время теневым может быть и политический процесс, которому препятствуют в его легализации и потому он приобретает неуправляемый и непроявляемый характер.

Существуют и другие классификации политического процесса. Так, например, в зависимости от темпов и дли­тельности изменений он делится на революционный, отли­чающийся быстротой и глубиной преобразований, и эволю­ционный — процесс постепенных длительных изменений.

С точки зрения устойчивости основных формвзаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс характеризуется устойчивыми институализированными формами политической мобилиза­ции и поведения граждан, а также функционально отра­ботанными механизмами принятия политических реше­ний. Как правило, такой политический процесс основыва­ется на сформированной социальной структуре, леги­тимном режиме правления и высокой эффективности господствующих в обществе культурных норм и прежде всего доверия, взаимоуважения прав участниками политического процесса.

В силу этого настрой последних на сотрудничество значительно сильнее, чем потребность в конфликтном развитии отношений. Как считает А.Хадениус, самым на­дежным основанием стабильности политического процесса является приверженность людей демократическим ценностям, которые «должны стать всеобщей идеоло­гией, объединяющей большинство граждан, партийных организаций». В этом случае само политическое участие не будет рас­сматриваться людьми как форма борьбы с опасными и жестокими противниками.

Отличительным признаком стабильности политиче­ских процессов является их высокий уровень институализации реализации гражданами своих демократических прав и свобод. Опыт западноевропейских и североамериканских политических систем показал, что стабиль­ность политических процессов, как правило, велика там и тогда, где и когда гражданское общество обладает высоким уровнем автономности, независимости от вла­стей, где даже при конфликтных ситуациях в отношениях гражданских институтов и объединений государство не вмешивается в развитие событий, отдавая предпочтение механизмам саморегулирования противоречий. При этом правительство постоянно реагирует на запросы об­щественного мнения, что дает людям уверенность в сво­их возможностях влиять на власть.

Нестабильный политический процесс обычно возни­кает в условиях кризиса власти как проявление необхо­димости изменения политического курса. К этому мо­жет привести осложнение международных отношений, спад материального производства, социальные конфлик­ты, вызванные изменившимися условиями вертикальной и горизонтальной мобильности населения. Иначе говоря, разрыв между новыми потребностями общества или групп и неспособностью режима отреагировать на них адекватным изменением механизмов политического уча­стия и управленческих стратегий и вызывает нестабиль­ность политического процесса.

Нередко нестабильность возникает и в обществах, где у власти постоянно находятся представители одних и тех же сил, партий, союзов, что неизбежно создает яв­ное или неявное противоборство двух блоков политиче­ских сил, концентрацию всех конфликтов вокруг одной линии противоречий. Постоянная политическая дискрими­нация даже сравнительно небольшой социальной или на­циональной группы, ее устойчивая неудовлетворенность своим политическим статусом могут стать причиной ост­рых и ожесточенных конфликтов. В обществах же, обла­дающих различными способами влияния групп на про­цесс принятия решений, чаще всего эти источники пол­итической нестабильности и не возникают.

 



2016-01-05 762 Обсуждений (0)
Типология политического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типология политического процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (762)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)