Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 1. Предмет экономики таможенного дела



2016-01-05 8158 Обсуждений (0)
Лекция 1. Предмет экономики таможенного дела 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ______________________________

кафедра «Таможенное право и организация таможенного дела»

Конспект фондовых лекций

По дисциплине «Экономика таможенного дела»

 

к.э.н., профессор Дианова Валентина Юрьевна

 

 

Москва, 2015 г.

Содержание

Лекция 1. Предмет экономики таможенного дела

1.1. Экономика таможенного дела как наука

1.2. Объект и предмет экономики таможенного дела

Лекция 2. Методы экономики таможенного дела

2.1. Характеристика основных методов экономики таможенного дела

2.2. Действие экономических законов в сфере таможенного дела
Лекция 3. Таможенное регулирование как вид экономической деятельности

3.1. Общая характеристика механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

3.2. Содержание таможенной политики

Лекция 4. Экономические задачи таможенных органов

4.1. Функции и задачи таможенных органов

4.2. Воздействие таможенных органов на национальную экономику

Лекция 5. Создание и размещение таможенных органов

5.1. Принципы и факторы размещения таможенных органов

5.2. Эффективность размещения таможенных органов
Лекция 6. Специализация и концентрация в таможенном деле

6.1. Специализация в таможенном деле

6.2. Концентрация в таможенном деле

Лекция 7. Кадровый потенциал таможенного дела, его использование

7.1. Кадровый потенциал таможенного дела

7.2. Планирование штатной численности кадров таможенных органов

7.3. Оплата труда и материальное стимулирование сотрудников таможенных органов

7.4. Оплата труда и материальное стимулирование работников

таможенных органов

Лекция 8. Активы таможенных органов и их использование

8. Основные средства и нематериальные активы в таможенном деле

8.2. Материальные запасы

8.3. Организация и планирование материально-технического

обеспечения таможенных органов

8.4. Капитальное строительство в таможенном деле
Лекция 9. Расходы таможенных органов, их финансовое обеспечение

9.1. Расходы таможенных органов

9.2. Финансовое обеспечение таможенной службы

Лекция 10. Планирование в таможенном деле

10.1. Значение и виды планов в таможенном деле

10.2. Процесс планирования и методы плановых расчетов
Лекция 11. Эффективность и инновации в таможенном деле

11.1. Критерии и показатели оценки эффективности таможенного дела

11.2. Инновации в таможенном деле
Лекция 12. Экономические аспекты международного сотрудничества таможенных органов

12.1. Многостороннее международное регулирование таможенного дела

12.2. Участие России в интеграционных процессах в таможенном деле

Лекция 1. Предмет экономики таможенного дела

1.1. Экономика таможенного дела как наука

Таможенное дело относится к ведению органов государственной власти и представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в страну и вывозе товаров из страны.

В формировании мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности участвуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Реализация же комплекса таможенно-тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности возлагается на таможенные органы. В каждой стране таможенные органы образуют единую централизованную систему, включающую орган государственной исполнительной власти, обладающий полномочиями в области таможенного дела, таможни и таможенные посты. В странах с федеративным устройством могут создаваться региональные таможенные управления (РТУ).

Таможенное дело – это особая область практической деятельности, часть национальной экономики, ее общественного (государственного) сектора, в которой таможенные органы без вмешательства региональных и местных органов власти, общественных объединений осуществляют на основе единой технологии таможенные работы и услуги, обеспечивающие реализацию их регулятивных, контрольных, экономических и информационно-аналитических функций.

Таможенное дело характеризуется рядом особенностей:

- представляет собой организационно оформленную систему, включает субъектов двух видов: управляющую подсистему – орган государственной исполнительной власти, обладающий полномочиями в области таможенного дела, и управляемые подсистемы – региональные и специализированные таможенные управления, таможни и таможенные посты, а также подведомственные таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, предприятия и организации;

- представляет собой финансируемую из государственного бюджета часть общественного сектора экономики;

- обеспечивает выполнение таможенных работ и оказание таможенных услуг и выступает как «чистая» экономическая отрасль, поскольку все входящие в нее организации заняты выполнением только таможенных операций.

Соответственно, в таможенном деле можно выделить три взаимосвязанные стороны: организационную, управленческую и экономическую.

Таможенное дело имеет сложную организацию.

Понятие «организация» имеет три значения. Во-первых, это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением. Во-вторых, это совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. В-третьих, это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. В первом значении организация рассматривается как свойство (результат), во втором – как процесс, в третьем – как объект (явление).

Применительно к таможенному делу под организацией как свойством следует понимать совокупность структуры системы и способов функционирования ее элементов.

Организационную структуру таможенного дела следует рассматривать с социально-экономической, материально-вещественной, технологической и информационной стороны.

Социально-экономическая структура таможенного дела определяется формой собственности на основные ресурсы, с помощью которых выполняются таможенные работы и оказываются таможенные услуги. Таможенное дело осуществляется на основе государственной формы собственности посредством реализации всех ее правомочий с соблюдением законодательно закрепленных принципов законности, равенства лиц перед законом, единства системы таможенных органов и централизованного руководства, профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов.

Материально-вещественную основу таможенного дела составляют основные средства и материальные запасы, которыми в соответствующих объемах и соотношениях наделяются таможенные органы для выполнения своих функций. Основные средства и материальные запасы должны использоваться с соблюдением принципов законности, единства системы таможенных органов и централизованного руководства, профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов.

Технологический аспект отражает совокупность процессов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг в таможенном деле. Эти процессы должны осуществляться в условиях совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, с соблюдением других принципов деятельности таможенных органов.

Информационная составляющая таможенного дела отражает совокупность форм и способов упорядочения таможенной информации с соблюдением всех принципов деятельности таможенных органов.

В общем виде под управлением понимается функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Управление рассматривается как воздействие управляющей системы на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения.

Управлениев таможенном деле представляет собой сложный процесс. В литературе отмечается, что таможенное дело в явном виде содержит в себе признаки как управляемой, так и управляющей системы.

Таможенное дело как объект управления представляет собой систему таможенных институтов, организаций (таможенных органов), процессов (деятельности таможенных органов), таможенных услуг и таможенного персонала. На этот объект оказываются управленческие воздействия со стороны высших органов государственной власти.

Таможенное дело является субъектом управления по отношению к сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), к участникам ВЭД, к товарам и транспортным средствам, перемещаемым в процессе ввоза в страну и вывоза из страны[1]. На эти объекты таможенные органы оказывают управленческие воздействия.

Достаточно сложна и экономическая сторона таможенного дела.

Понятие «экономика таможенного дела» имеет несколько толкований.

Во-первых, это хозяйство таможенной системы. В самом общем виде это преобразование экономических ресурсов в таможенный продукт; привлечение, использование, распределение и потребление субъектами таможенного дела (таможенными органами) производственных ресурсов для выполнения таможенных работ и оказания таможенных услуг.

Во-вторых, это совокупность экономических отношений между физическими и юридическими лицами и государством в лице таможенных органов в сфере таможенного дела.

В-третьих, это совокупность научных знаний о поведении людей в процессе использования ресурсов таможенного дела при выполнении таможенных работ и оказании таможенных услуг, о принципах, законах и закономерностях функционирования и развития экономических объектов, процессов и отношений в таможенной сфере во всем многообразии их связей, зависимостей и опосредований.

 

1.2. Объект и предмет экономики таможенного дела

Объект исследования экономики таможенного дела – таможенное дело, образующее систему со сложной социально-экономической и организационно-технологической природой.

К экономическим ресурсам таможенного дела относятся затрачиваемые в этой сфере труд, природные ресурсы, средства производства, денежные средства, информационные ресурсы, время. Экономические ресурсы следует отличать от факторов производства. Ресурсы – это то, что поступает в сферу таможенного дела, а факторы – то, что в ней реально используется.

При рациональном применении экономические ресурсы таможенного дела обеспечивают получение результата (экономического блага).

Под экономическими благами, создаваемыми в таможенном деле, следует понимать таможенные работы[2] и таможенные услуги[3]. По способу возникновения и форме реализации они отличаются от продуктов – результатов производства, имеющих вещную форму, и товаров – предметов сделок на рынке. Однако по мере развития экономики эти различия становятся все менее существенными. Так, например, информационная услуга становится тождественной информационному продукту; ряд таможенных операций на возмездной основе осуществляют действующие в условиях рыночной конкуренции таможенные брокеры и другие лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела.

К таможенным работам и услугам в соответствии с нормами действующего законодательства относятся:

- взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

- таможенное оформление и таможенный контроль;

- ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности и принятие решений о классификации товаров;

- обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

- ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

- ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

- информирование и консультирование в области таможенного дела;

- осуществление контроля за валютными операциями;

- выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

По общепринятой классификации экономических благ большую часть результатов таможенной деятельности можно отнести к информационным (невещественным), недолговременным (исчезающим в процессе разового потребления), настоящим, прямым (потребительским) благам.

По характеру потребления результаты таможенной деятельности относятся к коллективным благам (то есть потребляемым совместно), к такой их разновидности, как общественные блага. Благо является общественным, если, будучи потребленным одним лицом, оно доступно для потребления другим. Общественное благо, будучи коллективным благом, обладает свойствами несоперничества в потреблении (его потребление одним человеком не уменьшает возможности его применения другим) и неисключаемости потребителей (ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно).

Таможенные работы и услуги, как и другие экономические блага, характеризуются:

- полезностью – комплексной субъективной оценкой натуральных свойств блага конкретным лицом (потребителем) в данный момент времени;

- экономической ценностью (стоимостью);

- затратами физических, интеллектуальных или денежных ресурсов (издержами), производимыми таможенным органом с целью выполнения работ и оказания услуг.

На сферу таможенного дела распространяется в модифицированном виде действие общих экономических принципов, законов и закономерностей, рассмотренных в курсе экономической теории.

Принцип ограниченности ресурсов.Все виды экономических ресурсов, находящихся в таможенной сфере, являются обособленной частью государственной собственности и предназначаются для целевого использования. В количественном и качественном выражении их может быть недостаточно в нужном месте в каждый рассматриваемый момент времени для полноценного удовлетворения изменяющейся потребности в таможенных работах и таможенных услугах.

Так, труд таможенных служащих и работников ограничен их количеством, квалификацией, производительностью, продолжительностью рабочего времени, местом нахождения. Средства производства (основные средства и материалы) таможенной сферы имеют конечные технико-экономические характеристики и закреплены за организациями. Денежные ресурсы таможенного дела в условиях бюджетного финансирования ограничены. Реальный объем информационных ресурсов таможенной сферы и обмен ими не всегда достаточны для эффективного решения возникающих проблем.

Рассматриваемый принцип имеет всеохватывающий, фундаментальный характер, но его не следует абсолютизировать. Как в экономике в целом, так и в таможенной сфере некоторые виды ресурсов могут быть взаимозаменяемыми, а некоторые – присутствовать в достаточном количестве. В условиях инновационного экономического развития острота проблемы ограниченности ресурсов существенно снижается.

Принцип разделения труда, специализации и кооперирования. Результативность таможенной деятельности определяется количеством, качеством и эффективностью применяемых ресурсов, а также уровнем общественного разделения труда.

Таможенная деятельность – это жестко скоординированная деятельность большого числа субъектов по удовлетворению личных, групповых и общественных потребностей граждан в таможенных работах и услугах. Осуществляется она на основе:

- разделения труда и специализации – сосредоточения основной деятельности ряда таможенных органов на выполнении специфических таможенных работ и услуг (в Российской Федерации созданы и действуют энергетическая, авиационные, оперативные и другие таможни);

- последующей кооперации, в том числе с участием иностранных партнеров;

- экономической интеграции как внутри сферы таможенного дела, так и на уровне национального хозяйства и на международном уровне.

В условиях инновационного экономического развития происходит углубление общественного разделения труда, ускоряются процессы специализации, кооперации, экономической интеграции в таможенном деле.

Принцип максимизирующего поведения экономического агента. В соответствии с этим принципом экономический агент (хозяйствующий субъект, участник ВЭД) всегда принимает рациональное решение, то есть решение, обеспечивающее наибольшую возможную в данных условиях положительную разность полезностей результатов и затрат. Этого принципа экономический агент придерживается как в рыночной сфере, так и в нерыночных областях, в том числе в таможенной отрасли, при двух допущениях. Во-первых, при осуществлении субъектом экономической деятельности в условиях реализации различных целей при ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы неодинаковыми способами. Во-вторых, в ситуации, когда решения принимаются только на уровне независимых, рациональных экономических агентов, деятельность которых определяется принципом методологического индивидуализма, а не на основе общепринятых норм.

Все эти моменты должны учитываться в экономической деятельности таможенных органов.

Закон возвышения потребностей. Под потребностями понимают нужды лиц (людей, организаций), принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах; недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития субъектов экономики. У лиц, пересекающих таможенную границу, участников ВЭД, с одной стороны, и государства, с другой стороны, возникают, соответственно, потребность и необходимость в таможенных работах и услугах. Перемещение людей, товаров и транспортных средств через таможенные границы год от года растет в результате происходящих в мире процессов интернационализации производства, инновационного развития, глобализации, повышения уровня жизни населения. Соответственно потребности в таможенных работах и услугах следует рассматривать как неограниченные, ненасыщаемые, имеющие тенденцию роста в количественном и качественном выражении.

Закон возрастания альтернативных издержек. В рыночной экономике в условиях ограниченности производственных возможностей увеличение производства одного товара может быть достигнуто лишь ценой снижения выпуска другого товара. Количество этого другого товара, от которого приходится отказаться для того, чтобы получить дополнительную единицу первого товара, и определяет альтернативную стоимость первого товара.

Издержки в виде альтернативной стоимости, обусловленные отказом от выпуска одного товара в пользу выпуска другого товара, получили название альтернативных (дополнительных) издержек.

В таможенном деле, как и в других сферах экономики, в соответствии с действием закона возрастания альтернативных издержек для получения каждой дополнительной единицы одного блага приходится расплачиваться потерей все возрастающего количества других благ или увеличением упущенных возможностей. Эту зависимость называют также законом возрастания стоимости замены одного экономического блага другим по мере увеличения объема замены. Острота проблемы может снижаться в условиях перехода к инновационному экономическому развитию.

Закон убывающей доходности (убывающей отдачи ресурсов, факторов производства) устанавливает зависимость между затратами производственных факторов и выпуском продукции в определенных условиях. Такими условиями являются: применение неизменной технологии, увеличение затрат одного из факторов производства и стабильность затрат других факторов производства. В соответствии с этим законом приращение выпуска экономического блага за счет увеличения одного переменного фактора при неизменности остальных (фиксированных) факторов убывает, начиная с некоторого объема выпуска. Эта зависимость проявляется и в таможенном деле при указанных допущениях.

Закон убывающей предельной полезности экономических благ. Под предельной полезностью блага понимается дополнительная полезность, извлекаемая экономическим субъектом из потребления дополнительной единицы блага, или приращение суммарного потребительского эффекта от определенного блага, получаемое за счет потребления каждой его дополнительной единицы. В соответствии с законом убывающей предельной полезности каждая последующая единица потребляемого блага, начиная с определенного уровня насыщения, имеет меньшую предельную полезность, чем предыдущая, то есть приносит потребителю постоянно уменьшающееся дополнительное удовлетворение. В условиях действия этого закона экономические субъекты при выборе для потребления набора из нескольких благ ведут себя определенным образом: в рамках ограниченного бюджета они выбирают такой набор благ, при котором отношение предельной полезности каждого блага к его цене или затратам на его приобретение одинаково для всех благ из данного набора. Этот закон должен учитываться и в таможенном деле при оценке поведения участников ВЭД.

Закон спроса отражает тенденцию сокращения объема закупок блага с ростом цен на него и при неизменности иных (неценовых) факторов. Спрос может быть эластичным, если небольшие изменения цены вызывают значительные изменения объема покупок, и неэластичным, если существенное изменение цены вызывает незначительное изменение объема покупок.

Закон предложения состоит в том, что с ростом цены экономического блага и неизменности иных (неценовых) факторов увеличивается объем производства и соответственно предложения этого блага на рынке. Предложение, как и спрос, может быть эластичным и неэластичным.

И закон спроса, и закон предложения выражают устойчивые тенденции ценового поведения экономических агентов, проявляющиеся в рыночной экономике при определенных условиях. Таможенные органы должны учитывать действие этих законов при оказании услуг участникам ВЭД и в собственной финансово-хозяйственной деятельности.

Закон денежного обращения отражает устойчивые связи между обращающейся в национальной экономике денежной массой, перемещающейся от покупателей к продавцам, и товарной массой, движущейся в противоположном направлении. Взаимосвязь перемещающейся за определенный период времени денежной и товарной массы выражается уравнением Фишера:

MxV = QxP, (1.1)

где М – общая масса наличных и безналичных денег, обращающихся в стране в течение определенного периода времени;

V – скорость оборота денежной единицы;

Р – уровень цен товаров;

Q – количество проданных на рынке товаров и услуг.

Из рассматриваемого закона, в частности, следует, что, регулируя (в том числе с помощью таможенных инструментов) денежную и товарную массу в обращении, государство может влиять на цены. Деятельность таможенных органов, таким образом, может внести существенные коррективы в сам механизм осуществления закона денежного обращения. Но, с другой стороны, и таможенные органы в своей деятельности должны учитывать требования этого экономического закона.

Таможенное дело включено в сферу проявления макроэкономических закономерностей. Так, с участием ресурсов и результатов таможенной деятельности формируется макроэкономическое равновесие (равновесный объем и уровень цен), обеспечиваются экономический рост, устойчивое экономическое развитие, ускорение научного и технологического развития. На таможенной деятельности отражаются цикличность, изменение макроэкономической структуры, мультипликационные эффекты.

На таможенную сферу воздействуют и мегаэкономические закономерности, такие как углубление международного разделения труда, интернационализация, глобализация и регионализация хозяйственной жизни, международная экономическая интеграция.

Действуют в таможенной сфере и специфические экономические законы (закономерности), выявлением и обоснованием которых призвана заниматься наука экономики таможенного дела.

Предметом экономики таможенного дела является изучение экономических отношений в процессе использования ресурсов таможенных органов при выполнении таможенных работ и оказании таможенных услуг; выявление принципов, законов и закономерностей функционирования и развития экономических объектов, процессов и отношений в таможенной сфере во всем многообразии их связей, зависимостей и опосредований.

В рамках предмета экономики таможенного дела можно выделить следующие разделы:

- таможенное дело, его место в национальной экономике;

- объект и предмет экономики таможенного дела;

- методология и методы экономики таможенного дела;

- экономические задачи таможенных органов;

- таможенное регулирование как вид экономической деятельности;

- экономические основы деятельности в сфере таможенного дела;

- создание и размещение таможенных органов;

- концентрация и специализация в таможенном деле;

- показатели деятельности таможенных органов;

- таможенные платежи в структуре доходов государственного бюджета;

- кадровый потенциал таможенного дела, его использование;

- активы таможенных органов, их использование;

- расходы таможенных органов, их финансовое обеспечение;

- планирование в таможенном деле (виды планов и программ, планирование материально-технического обеспечения, штатной численности кадров, работ и услуг, таможенных платежей, финансовое планирование);

- эффективность таможенного дела, инновации в таможенном деле;

- экономические аспекты международного сотрудничества таможенных органов.

Специфика предмета экономики таможенного дела обусловливает специфику методологии и методов исследования.

Рекомендуемая литература:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза
на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17.

2. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г № 311 –ФЗ.

3. Андрейчук Е.Л. Экономика таможенного дела: учебник / Андрейчук Е.Л., В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов. – Владивосток: ВФ РТА, 2006.

4. Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: учебник. – М.: РИО РТА, 2006.

5. Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент: учебное пособие. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.

6. Основы управления таможенными органами России: учебник / В.В. Макрусев, В.Т. Тимофеев, И.Н. Колобова, С.В. Барамзин, А.Ф. Андреев; под общей ред. В.А. Черных. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.

7. Покровская В.В. Таможенное дело: учебник / В.В. Покровская. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

 



2016-01-05 8158 Обсуждений (0)
Лекция 1. Предмет экономики таможенного дела 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 1. Предмет экономики таможенного дела

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)