Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Принуждение в бюджетной сфере



2016-01-05 701 Обсуждений (0)
Тема: Принуждение в бюджетной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок




Регулирование гл.30 БК РФ новое. Поэтому литературы нет. Учебник не читаем!!!

БК РФ не содержит раздела об ответственности. Ранее о ней было упоминание. Все, что осуществляется в рамках БПЦ, завершается контролем. Меры бюджетного принуждения – то, что есть в БК РФ. Ответственность – в другом отраслевом регулировании.

Определение бюджетного нарушения: нарушение бюджетного законодательства и иных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также нарушения договоров и соглашений, на основании которых предоставляются средства бюджета (субсидий ЮЛ – ст. 78, 78.1 БК РФ). При этом субъектами бюджетного нарушения являются финансовый орган, ГР БС, РБС и получатели. Организаций, которые получают средства на основании договоров, здесь нет. В этой части – расхождение внутри БК РФ. Судебных дел пока нет. Поэтому, если толковать буквально, речь идет о том, что субъектом такого нарушения может быть только орган, уполномоченный на подписание соглашений – ГР БС или РБС. Бюджетное нарушение – не любое, а только предусмотренное гл. 30 БК РФ.

Следствие – меры бюджетного принуждения, а не меры ответственности.

Соотношение между бюджетным нарушением и ответственностью: БК РФ говорит о том, что действие/бездействие, которым нарушается бюджетное законодательство, содеянное лицом, не являющимся участником БПЦ, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Иное отраслевое законодательство – НК РФ, УК РФ, КоАП РФ.

Ст. 185.1 УК РФ осталась в неизменном виде, что тоже вызывает вопросы. Объективная сторона выражается в таких формулировках, которых в БК РФ уже нет. А УК РФ расширительно не толкуем. Поэтому количество уголовных дел, дошедших до приговора, минимально.

18 составов – в КоАП. Они обновились. Практика еще не сложилась.

Меры бюджетного принуждения, т.о., не исчерпывают последствия нарушений.

Ст. 306.1 БК РФ – еще одно правило: применение МБП не освобождает от ответственности. В налоговом праве это правило есть уже давно. Взыскание недоимки и штраф не приводит к двойной ответственности (КС РФ). Аналогично – в бюджетном праве.

Ст. 306.2 БК РФ – МБП. Применяются только в бюджетном праве. Меры принуждения как таковые – не изобретение бюджетного права. Возникли в АП, см. теорию мер принуждения в АП: восстановительные, пресекательные и предупредительные меры.

К МБП относятся те, что перечислены в ст. 306.2 БК РФ. Перечень закрытый. Их всего 3: бесспорное взыскание (распадается на три ситуации), приостановление и передача. Бесспорное взыскание: взыскание средств МБТ; суммы платы за пользование средствами бюджетного кредита (из одного бюджета другому); пени за несвоевременный возврат средств бюджета. Пока исходим из того, что бесспорное взыскание относится исключительно к межбюджетным отношениям. Если прочитать третий случай изолированно, то может показаться, что это не так.

Приостановление или сокращение предоставления МБТ, за исключением субвенций.

Последний вид МБП обособлен от МБО: речь идет о передаче части полномочий нарушителя, которым может быть ГР БС, РБС или получатель, уполномоченному лицу. Речь идет о назначении нарушителю специального лица. Это в некотором роде санация.

В остальных случаях нет прямой привязки к нецелевому использованию. Бюджетное нарушение предполагает нарушение бюджетного законодательства, все МБТ имеют целевой характер. Но прямой привязки нет.

МБП отрегулированы достаточно абстрактно, в общем виде. Кто устанавливает порядок их применения? Акты финансовых органов подзаконного уровня.

Важно, что решение о применении МБП принимает Минфин, финансовые органы субъектов РФ и МО.

Применяют МБП органы ФК, на региональном и муниципальном уровнях – финансовые органы.Там они разделены функционально. Органы должны быть разные? Разница будет внутри структуры самого финансового органа, разные его структурные подразделения.

Основанием применения МБП будет решение финансового органа. Основание для принятия решения – уведомление органов внутреннего и внешнего финансового контроля, которое направляется в финансовый орган. На уведомлении роль органов финансового контроля заканчивается.

П.4 ст. 306.2 БК РФ: порядок исполнения решений устанавливается финансовым органом в соответствии с БК РФ.

Процесс еще только начался. На слайде – письмо Минфина, которое указывает на то, что приостановление/сокращение МБТ уже имеет регулирование.

По ст. 130 БК РФ был издан Приказ Минфина №105н, который регулировал процесс приостановления/сокращенияМБТ. Он приведен в соответствие БК РФ. Одновременно с этим появился новый Приказ Минфина №74, который издан в связи с изменениями в БК РФ. Этот Приказ является главным (мнение Шевелевой). Минфин, приняв решение о применении МБП, пишет извещение (какая разница между решением и извещением?). Извещение направляется в ФК, которое его исполняет. Для практики название не важно, видимо.

ФК, получив извещение, обязано в этот же день взыскать за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет-нарушитель. Взыскание осуществляется не путем изъятия, а изъятием из сумм, которые еще только подлежат зачислению, т.е. путем недопоступления доходов в бюджет. Если за один раз это сделать не удается, это продолжается несколько раз. Этого правила в БК РФ нет, это уже регулирование имущественных отношений публично-правовых образований. Субъект РФ недополучает средства, которые ему предназначались, в т.ч. из федерального бюджета, т.е. МБТ. Указания “кроме субвенций” нет. Это очень жесткая конструкция.

Есть еще одно Письмо Минфина “Об исполнении решений финансовых органов субъектов РФ”. Когда они принимают такое решение, Письмо содержит рекомендации по его исполнению. Рекомендательный характер письма.

Еще одно Письмо Минфина.

Постановление Правительства “О порядке контроля”.

В БК РФ отражены следующие положения порядка.

БК РФ говорит об уведомлении о применении МБП – документе, который обязателен к рассмотрению финансовым органом. Орган, который провел мероприятия финансового контроля, обязан уведомление направить. Во-первых, если в результате проверки нарушений не выявлено, уведомление не направляется. Если налоговый орган не зафиксировал нарушений, нужно ли составлять акт проверки? Надо и органу, и налогоплательщику. В случае с БК РФ акт проверки составляется в обязательном порядке, он фиксирует нарушения, уведомление составляется, только когда они есть. Это обязанность проверяющих органов. Получивший уведомление финансовый орган обязан его рассмотреть, но не обязан применить МБП. Решение о применении МБП он может не принимать.

В БК РФ есть два срока (ст. 306.2): 30 дней с даты проверки - для формирования и направления уведомления. Если срок пропущен, нужно ли его расценивать как пресекательный? Ответить может только законодатель, но он молчит. За этим стоят интересы, которые могут быть нарушены. Суд, скорее всего, придет к выводу о незаконности применения МБП в связи с пропуском этого срока. Если он не пресекательный, это должно быть прямо указано в БК РФ по аналогии с НК РФ. В БК РФ таких положений пока нет.

Второй срок – тоже 30 дней для финансового органа. Получив уведомление, он должен принять решение о применении МБП или об отказе в их применении. Логика с пропуском срока та же.

Применение МБП не освобождает от ответственности, еще раз повторим вслед за законодателем.

Виды бюджетных нарушений предусмотрены в гл. 30 БК РФ. Их немного.

Ст. 306.4 БК РФ – нецелевое использование бюджетных средств. Образуется в тех же случаях, когда и бюджетное нарушение, но более конкретно.

Что образует нецелевое использование? Направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Имеет значение, что образует объективную сторону: направление и оплата. “И” без “или”. Отдельно нарушения не образуется. Что имел в виду законодатель? Кто может быть субъектом действий? Направление осуществляет ГР БС в соответствии с кодами бюджетной классификации. Оплату же – ФК и финансовые органы – на нижестоящих органах. Они должны организовать преступную группу, что ли? Это имел в виду законодатель? Посмотрим на практике.

Ст. 306.4 БК РФ – указание на то, что возникает такая МБП, как передача уполномоченному лицу части полномочий. Субъектами, которые могут совершить нецелевое использование, являются ГР БС, РБС и получатель. Это все еще больше запутывает. Рассматриваем этот пункт как отдельное правило о применении специальной меры МБП, ей случаи нецелевого использования не исчерпываются.

Ст. 306.4 БК РФ – еще одно правило о взыскании и приостановлении. Это возможно, когда речь идет о нецелевом использовании МБТ, имеющих целевое назначение, т.е. всех МБТ. Имел ли здесь законодатель только субвенции и субсидии? Это тоже вопрос. Нарушителями здесь признаются финансовые органы субъектов РФ и МО – получателей МБТ, ГР БС, РБС и получатели средств бюджета (не бюджетных средств, а средств бюджета). Ими может быть любая организация. Контроль за ними возможен, возможно ли применение МБП? Бесспорное взыскание применимо только к другому субъекту, не к организации. Отсюда вывод – что-то другое имелось в виду. Ошибка в терминологии или недоговорка? Формулировки далеки от совершенства.

Следующий вид нарушения – нарушение условий предоставления МБТ, если это не связано с их нецелевым использованием. Какие могут быть другие условия? Шевелева не знает. МБП- бесспорное взыскание суммы МБТи/или приостановление/сокращение МБТ. Здесь тоже возникают вопросы. “Или” понятно, как быть с “и”? Возможно ли и взыскание, и приостановление? Шевелева: нет. Либо одно, либо другое.

 

Примеры из судебной практики на слайде. Все дела, которые дошли до ВС РФ, закончились проигрышем Росфиннадзора. Везде одна ситуация: нарушителями в большинстве случаев являются воинские части. Они привлекаются к ответственности за нецелевое использование. В суде факт нецелевого использования не подтверждается. Воинская часть получила по бюджетной смете деньги на выплату денежного довольствия служащим и т.д. Но средства были использованы не в соответствии с кодами бюджетной классификации. Например, средства на довольствие военнослужащих были использованы на оплату труда гражданских служащих. С точки зрения Росфиннадзора, нарушение кода бюджетной классификации – автоматически нецелевое использование. Суды говорят о том, что нецелевого использования не было, а было нарушение кассовой дисциплины. Средства были использованы по другим кодам, но использованы все равно на те коды, которые предусмотрены в бюджетной смете. Не было использования на цели, не связанные с функционированием воинских частей.

Это очень показательно с точки зрения того, что Росфиннадзор делает работу впустую и находит нарушения там, где их не находят суды. Кто прав – Росфиннадзор или суды? Нужно менять подход к тому, что является нецелевым использованием. Но из приведенных формулировок БК РФ другой невозможно придумать. Что еще Росфиннадзору делать? Ничего. Что еще может проверить Рофиннадзор? В случае с организациями, которые получают субсидии в порядке ст. 78 БК РФ – условия договора. Но в этих договорах такие условия, что ничего там не проверишь. Доказать нецелевое использование очень трудно.

Правовое регулирование неадекватно – и старое, и новое. Печалимся о судьбе бюджетных средств.

Лекция 10. Шевелева. 30.04.2015



2016-01-05 701 Обсуждений (0)
Тема: Принуждение в бюджетной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Принуждение в бюджетной сфере

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (701)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)