Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Передача знаний и обучение



2016-01-02 653 Обсуждений (0)
Передача знаний и обучение 0.00 из 5.00 0 оценок




«Было бы утопией думать, что изменение хозяйственных и культурных устоев русской жизни может совершаться путем составления рецептов и инструктирования всех хозяйств, каждого в отдельности (специалистами) или кооперативными инструкторами. Наша роль – это роль бродильного начала, фермента, приводящего в движение могучие стихийные силы, и только само самодеятельное крестьянство в силах вынести на плечах те народнохозяйственные реформы, которые мы рисуем перед собою» А.В. Чаянов

Убеждение– это искусство, которым люди пользуются на протяжении всей жизни в семье, с друзьями и коллегами, в иных ситуациях. Причем зачастую это делается неосознанно.

Передача сообщения, информации осуществляется различными способами в зависимости от формы общения (коммуникации):

- по телефону это может осуществляться только голосом с использованием различных интонаций;

- при непосредственном общении – голос и интонация дополняются жестами, показом необходимого иллюстративного материала, с музыкальным сопровождением и др.

Главное – чтобы обеспечивалось оперативное формирование у адресата цельного и четкого представления по поводу передаваемого сообщения.

Еще же важнее, чтобы сообщение «укладывалось» в рамки интеллектуальных возможностей лиц, их воспринимающих, а «кодировка» (используемые понятия, символы, алгоритмы и т.п.) были однозначны и понятны, хорошо объяснимы.

Не пренебрегайте толковыми словарями даже в случаях, когда вы почти уверены в правильности трактовки вами тех или иных терминов и понятий!

Человек, продолжающий саморазвиваться после получения высшего образования, имеет очень подвижную «картину мира». Он способен изменять её, следуя за изменениями в окружающем мире.

Иная ситуация с человеком, многие годы проработавшим на одной и той же работе, накопившим жизненный опыт и впитавшим культуру того коллектива, в котором он работает. Практические навыки и стереотипы для него становятся доминирующими, оттесняя на второй или даже третий план основополагающие теоретические знания. Его «модель мира» становится жесткой с очень малой степенью приспособления к меняющейся окружающей действительности.

Согласно теории Албрехта обучение взрослых исходит из трех аспектов:

•помощь в жизни;

•гарантия получения образования и работы;

•инвестирование.

В чем же нуждается такой человек и что способен воспринять?

Помощь в жизни через обучение является главным аспектом в поведении взрослых. Взрослые по сравнению с детьми, познавая жизненные ситуации, выделяют те, к которым они не готовы или плохо подготовлены. Понимают, что без посторонней помощи, без обучения (индивидуального или в группе) не могут обойтись. Это является стимулом к получению недостающих знаний, к обучению.

При этом обучение может быть официальным и неофициальным.

Официальное обучение организуется по конкретным специальностям или курсам, с определенными затратами ресурсов и времени и выдачей документов обучаемым о приобретенных знаниях. Для этого обучающая организация должна иметь официальную аккредитацию с правом присвоения квалификации. В мире не многие сельские консультационные службы имеют таковую.

Неофициальное обучение связано с передачей любых новых знаний обучаемым в любых формах и не предполагает выдачу документа, подтверждающего полученные знания и навыки. Именно такое обучение взрослых присуще консультационной деятельности.

Отличительные особенности обучения взрослого:

•обучаемый хорошо ориентирован на получение только тех знаний, которые необходимы ему для успеха в жизни и деятельности;

•новые знания не всегда «накладываются» на накопленный практический опыт и устоявшиеся представления об окружающей действительности, что существенно препятствует их освоению;

•контролировать процесс усвоения знаний необходимо непрерывно в ходе любых обучающих мероприятий – обратная связь с обучаемым должна быть гораздо эффективнее, чем в официальном обучении.

Считается, что взрослый в своей жизни обучается на следующих уровнях:

-эмоциональном, через опыт и переживания;

-психологическом, через продуманное приобретение необходимых навыков

-познавательном, через приобретение знаний и опыта в ходе организованного обучения, формирования собственного мнения и суждения;

-социальном, через поведение, «впитывание» отношений окружающей культуры.

Обучаемый взрослый не может быть пассивным объектом, как молодой человек, получающий образование. Известный бразильский ученый Пауло Фрейре показал, что к взрослым не применимы условия:

•преподаватель знает все, а ученики ничего не знают в рамках изучаемого предмета;

•преподаватель обучает, а ученики воспринимают и записывают;

•преподаватель осуществляет выбор, а ученики вынуждены соглашаться с этим выбором, приспосабливаться к программе обучения;

•преподаватель – это субъект учебного процесса, в то время как ученики являются только объектами.

Основным видом обучения взрослых считается обучение в группе коллег.

Учитель перестает быть тем, кто учит, и становится тем, кто сам обучается в диалоге с учениками. Учитель и обучаемые становятся совместно ответственными за процесс, в котором развиваются и ученики и учителя.

Обучаемые – более не послушные слушатели, а критические соисследователи в диалоге с учителем, в обсуждениях и спорах между собой.

Основные подходы к обучению взрослых:

1. Обеспечение совместной деятельности обучаемых с преподавателем. Преподаватель – старший товарищ, владеющий знаниями и навыками, которыми хотят овладеть обучаемые, который делится этими знаниями, помогает освоить, а не навязывает их, как это нередко делается при обучении молодежи.

2. Опора на опыт обучающихся - рациональный опыт обучающегося используется в качестве основы обучения, как самого обучающегося, так и его товарищей.

3. Ориентация учебной программы на обучаемых, под конкретные интересы обучаемых, их возможности в познании материала.

4. Цели обучения и систематизированные пути их достижения (курсы, тематика занятий) должны быть ярко выраженными.

Задача преподавателя заключается в первую очередь в создании атмосферы, способствующей возникновению внимания и интереса, значимых для обучаемого. Для этого надо исходить из того, что:

•обучаемые (клиенты консультантов) хотят учиться, т.к. им необходимы знания для решения своих проблем;

•учение, значимое для обучаемого, может иметь место в том случае, если преподаватель принимает учащегося таким, каков он есть;

•возможность для каждого участника обучающего мероприятия естественно восторгаться тем, что ему нравится и скучать в обсуждении того, что ему не нравится и, тем более, уводит в сторону от преследуемой цели занятия и т.п.

Основные методы доведения информации до взрослых:

1 - Метод сравнения;

2 - Метод логического обоснования;

3 - Метод системного представления;

4 - Метод экспертных оценок;

5 - Метод восхождения от простого к сложному (от известного к неизвестному);

6 - Метод наглядной демонстрации

Методики активного обучения:

Групповая дискуссия основана на обмене мнениями, мыслями и идеями в обучаемой группе.

Практическая (опытная) работа при обучении взрослых в консультировании используется относительно редко. Например, обучение управлению новым комплексом сельхозмашин при точной и энергосберегающей технологии посева растений.

Методика “Сase study” означает изучение ситуации (от англ. case – 1) обстоятельство, положение дел; 2) подходящий пример) по заранее подготовленным заданиям.

Методика работы в учебной группе по схеме проведения отличается от групповой дискуссии на семинарском занятии только тем, что связана с разбором какой-то конкретной ситуации.

Методика работы в кружках иногда еще называется методом «жужжания».

Методика ролевых групп отличается от предыдущей только тем, что большая учебная группа разбивается на несколько ролевых групп. Каждой из которых поручается определенная роль.



2016-01-02 653 Обсуждений (0)
Передача знаний и обучение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Передача знаний и обучение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)