Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация классов с казачьим компонентом



2016-01-02 637 Обсуждений (0)
Организация классов с казачьим компонентом 0.00 из 5.00 0 оценок




В Саратовской области

 

Сегодня одним из направлений духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в Саратовском регионе является актуализация социокультурного потенциала казачества в общем образовании через обогащение, развитие и интеграцию социального опыта, ценностей культуры, менталитета, образа жизни на основе идеи и ценности служения Отечеству.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание должно создать возможности молодым людям выбирать свое будущее, связывая его с перспективами развития страны, образом России в ее настоящем, прошлом и будущем.

Это задает новые требования к региональным институтам социализации, образования, культуры, которые в своей деятельности должны опираться не только на достижения прошлого, но и вырабатывать способы и технологии, необходимые подрастающим поколениям в будущем, проводить опережающую разработку особого класса технологий – гуманитарных, направленных на работу с человеком инновационного будущего России, как человеком культуры, гражданином и патриотом своего Отечества, духовно-нравственной, ответственной за себя и судьбу страны личности. Полномерное использование воспитательного потенциала культуры казачества и социализации, определяемой образом жизни молодых казаков, возможно в условиях школьного образования.

 

***

 

Миссия кадетского казачьего образования состоит в воспитании человека культуры, высокообразованного гражданина, государственно-мыслящего патриота, духовной, нравственной и ответственной личности XXI века, готовой к достойному служению Отечеству, способной к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию.

Идеологией кадетского казачьего образования являются понятия: «духовность, нравственность, патриотизм», отражающие культурно-исторические особенности социального и культурного бытия территории Ростовской Саратовской области, ведущие ценности ее населения и целевые ориентиры духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

При рассмотрении понятия «духовность» важно отметить, что данное понятие синтезирует в себе такие ключевые моменты, как самосознание, ценность, потребность, нравственность, мораль, эмоциональные и интеллектуальные возможности человека, творческая деятельность.

Духовность, как жизненная установка, предполагает деятельность во благо окружающих, поиск критериев в виде нравственных норм и выступает интегратором эмоциональных и интеллектуальных возможностей личности, направленных на творчество, созидание, развитие в системе обретенных ценностных ориентаций и моральных установок.

Результаты воспитания духовности в развитии социально-направленных, гуманистически ориентированных чувств, сознания, проявлении воли к действию, развитии способности к рефлексии с точки зрения нравственности.

Понятием «нравственность» обозначают весь комплекс социальных и педагогических фактов и явлений, которые характеризуют сущность процесса нравственного воспитания, обусловливают его структуру и функционирование. От трактовки и интерпретации данного понятия зависит анализ сложившейся в образовательном учреждении системы нравственного воспитания, понимание его сущности, определение основных направлений развития методики, технологий, содержания и совершенствования воспитательной практики.

Нравственное становление личности есть процесс, цель, устремление и доминанта развития, при этом развитие захватывает все силы и способности человека.

Формирование опыта нравственного поведения субъектов кадетского (казачьего) образования обусловлено следующими обстоятельствами:

- в воспитательных коллективах конструируется система норм, основанных на традициях воинского братства, служения Родине, адекватных казачьим кодексам чести, особенностям юношеской дружбы;

- осуществляется содействие воспитанникам в саморегуляции собственного поведения, выработке нравственной позиции;

- оперативно корректируется межличностное взаимодействие в кризисных и конфликтных ситуациях.

Огромный духовно-нравственный потенциал российского общества и казачества сосредоточен в феномене патриотизма.

Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество. Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства.

Педагогический аспект понятия патриотизма имеет свои особенности, служащие отправными точками для структурирования воспитательного процесса:

- патриотизм выступает психолого-педагогическим феноменом, имеющим сложную многогранную структуру, позволяющую трактовать его как нравственный принцип, как духовную установку и личностное качество, как результат воспитания и поведенческая модель, как ценность;

- патриотизм как психолого-педагогическое явление наполняется различным содержанием в ходе решения образовательных и воспитательных задач, отражая социокультурную ситуацию региона, общества. Вместе с тем сохраняет единство, позволяющее обеспечить преемственность его ценностных основ от поколения к поколению;

- содержательная и сущностная характеристика патриотизма существует в идеях казачьей традиционной культуры и находит свое выражение в народных праздниках, обрядах, традициях;

- формирование патриотизма возможно при интеграции воспитательного потенциала семьи, школы (кадетского класса), церкви, социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования и т.д., основой которой выступает социальное партнерство общеобразовательного учреждения с субъектами воспитания по специально разработанным программам;

- эффективность социально-педагогической деятельности субъектов патриотического воспитания обеспечивается специально разработанной технологией, учитывающей специфику дополнительного образования и его направленность.

В этой связи патриотическое воспитание как скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у молодежи патриотических чувств (любви к Родине, верности Отечеству), идеалов патриотического сознания (образ и идея России, смысл Родины, идея и смыслы служения Отечеству, образ защитника Родины, образ мужественного отца, образ женственной матери), морально-волевых качеств (долга, чести, мужества, социальной ответственности, дисциплинированности), патриотического поведения (позиции, поступки, действия отражающие реализацию долга).

Военно-патриотическое воспитание в условиях кадетского (казачьего) образования является базовой составляющей патриотического воспитания обучающихся. Кроме гражданской обязанности служить Отечеству, есть еще одно обстоятельство: история России большей частью не является историей мирного развития культуры, общественных и государственных структур, а историей войн и вооруженных конфликтов. При этом основой содержания военно-патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любви к Родине, уважения к законности и правопорядку, ответственности за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Военно-патриотическое воспитание – это основной вектор патриотического воспитания обучающихся, представляющий собой целенаправленный управляемый процесс их личностного развития на основе боевых традиций российского народа, казачества, направленный на формирование готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, навыками и умениями.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в условиях кадетского (казачьего) образования – это процесс целенаправленного систематического воздействия на личность кадета и создания условий с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику понятий чести, долга, ответственности, верности присяге, личных, семейных и общественных добродетелей и формирование данных качеств и стремлений сознательного повиновения власти и закону.

Социально-педагогический компонент содержания духовно-нравственного и патриотического воспитания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ей идеалами, образами, ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отчества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

 

Общепедагогический компонент отражает аспект воспитания на основе удовлетворения следующих потребностей личности:

- физиологические потребности – создание условий для сохранения и укрепления здоровья педагогов и учащихся (расписание, двигательный режим и так далее);

- потребность в защите, безопасности – поддерживание благоприятного нравственно-психологического микроклимата в коллективе, обеспечивающего защищенность каждого кадета;

- потребность в любви, в причастности – создание ситуаций успеха и признания для каждого кадета;

- потребность в признании, в результатах – создание условий для самоутверждения, саморазвития, самореализации, самосовершенствования каждого кадета в формах общественно приемлемого поведения, для обретения каждым воспитанником самоуважения, а также уважения и социального статуса в среде товарищей;

- потребность в самовыражении, в самореализации – организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности кадета, позволяющей усвоить методы и приемы саморегуляции, самоуправления и самовоспитания.

Специфический компонент содержания кадетского воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью профессионализации государственной службы, включает в себя следующие виды воспитания: нравственное воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание; эстетическое воспитание, воспитание навыков и привычек культурного поведения.

Основой содержания специфического компонента является любовь к Родине, верность присяге, гражданский и воинский долг, честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка на основе кадетского братства, проявляющиеся в патриотических чувствах, патриотических отношениях, патриотическом поведении и патриотической деятельности.

Особенности духовно-нравственного и патриотического воспитания в современной системе кадетского (казачьего) образования:

- реализация патриотически-ориентированного образования, сочетание образовательных программ, реализующих кадетский компонент, программ дополнительного образования, направленных на формирование практических знаний по основам подготовки к военной и гражданской государственной службе;

- приоритетность духовно-нравственных идеалов и ценностей воспитания в кадетском образовании, создание среды, насыщенной общечеловеческими, национальными, патриотическими и военно-патриотическими ценностями, нормами морали, религиозной культуры, преданиями и традициями, символами и ритуалами;

- ориентация процесса духовно-нравственного и патриотического воспитания на особый уклад учебного заведения, определяемый в соответствии со специализацией уставами, правилами внутреннего распорядка, руководящими документами федеральных и региональных органов по делам казачества с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;

- сочетание элементов служебной дисциплины и института самоуправления, моделирование в укладе жизни субъектов кадетского (казачьего) образования институтов гражданского общества;

- постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое офицером-наставником (воспитателем-за этим словом стоит педагогическое образование), оказание им профессиональной поддержки и помощи психологического, социального характера.

 

***



2016-01-02 637 Обсуждений (0)
Организация классов с казачьим компонентом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация классов с казачьим компонентом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (637)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)