Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные принципы организации содержания воспитания и социализации православных кадет



2016-01-02 816 Обсуждений (0)
Основные принципы организации содержания воспитания и социализации православных кадет 0.00 из 5.00 0 оценок




Принцип гражданско-патриотической направленности воспитания и социализации устанавливает в содержании, формах и методах воспитания и социализации приоритет задач формирования у православных кадет патриотического, гражданского, национального самосознания, готовности к служению Отечеству, способности к совершенствованию социальных отношений и участию в управлении общественными делами во благо человека, семьи, общества, казачества, воспитание любви к России, родному краю, своему селу, городу, области, своему народу. Воспитание казака – это воспитание сознательного патриота и ответственного гражданина. Гражданско-патриотический характер воспитания и социализации в казачьих кадетских корпусах имеет свою военно-профессиональную специфику. Она отражает глубокую связь гражданско-патриотического воспитания с традиционными задачами формирования у православных кадет личностных качеств военного профессионала: убежденности в выполнении своего долга служения Родине, чести, достоинства, самоотверженности, смелости, ответственности, самодисциплине и др. Процесс образования в казачьих кадетских корпусах не направлен исключительно на подготовку к военной службе, но развитие у обучающихся личностных качеств военнослужащего казака, объединенных общим понятием «казачья доблесть», значимых в любой сфере социальной деятельности, является важной задачей и особенностью воспитания и социализации православных кадет.

Принцип воспитания в культуре Православия. Воспитать казака, патриота и гражданина – значит сформировать в человеке казачий дух, развить и укрепить его духовно. Патриотизм — любовь и служение Отечеству – это, прежде всего, духовное состояние человека. Из христианской любви рождается патриотическое служение. Современная массовая культура преподносит любовь как присвоение, обладание и наслаждение, служение – как дело за плату или за страх, «корысти и обладания ради». На таких основаниях казака не воспитаешь и казачество не возродишь. Корыстный патриотизм и показная любовь всегда были чужды православному казачьему духу.Настоящий патриотизм невозможен без истинной любви. Она проявляется в способности отдавать, в готовности жертвовать своими силами, временем, комфортом, а если потребуется, то и самой жизнью, ради того, кого любишь. Казачий патриотизм – это готовность жизнь и душу свою положить за веру, Отечество и друзей своих. Он основан на христианском понимании, что Бог есть Любовь. Символ высшей любви – Крест Господен, «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного…» (Ин. 3,16). Не бывает казака без веры, а казачества без Православия, нет и патриотизма без жертвенной любви и бескорыстного служения. Вне Православия воспитание казака невозможно. С этой, исторически верной точки зрения, задача приобщения кадетов-казачат к православной вере не может рассматриваться как нарушение свободы совести и вероисповедания, а также светскости общеобразовательной школы. В образовательном процессе казачьих кадетских классов воссоздается традиционная казачья культура, неотъемлемым компонентом и духовной основой которой является Православие. Будущий православный кадет и его родители (законные представители), выбирая казачий кадетский класс, принимая казачье мировоззрение, культуру, образ жизни, вместе с ними принимают и православную веру.

Принцип воспитания в культуре казачества. Культура казачества тесно связана с Православием, основана на христианских ценностях и включает воинские, трудовые, семейно-бытовые традиции, самобытное казачье народное искусство, православно-казачью ментальность, идеалы, обычаи и ритуалы казачьего образа жизни. Педагогический потенциал казачьей культуры, особо значимый в современных условиях, заключается в направленности на воспитание свободного человека с чувством собственного достоинства, в приоритете нравственных и моральных установок, доминанте патриотизма, гражданственности, служения, ориентации на традиционные семейные ценности. Культура казачества содержательно наполняет весь образовательный процесс в кадетских классах. Она обеспечивает решение важнейшей задачи кадетского воспитания – формирование у обучающихся казачьей идентичности, казачьего самосознания, казачьего духа.

Один из ключевых компонентов казачьей культуры – традиционная казачья система воспитания, имеющая народные и православные корни, основанная на ценностях свободного развития личности, народовластия, Православия (в том числе участия в церковных Таинствах), служения Отечеству. Казачьей педагогике свойственна действенность – воспитание в деле, в военной службе и трудовой деятельности. Эта особенность позволяет ей органично интегрировать традиционную православную и современную светскую педагогику, теорию и практику, обучение, воспитание, социализацию и реальную жизнь в формах личностно и общественно значимой, педагогически организованной деятельности православных кадет.

Основные идеи педагогики казачества: воспитание детей и молодежи на идеалах и ценностях православной казачьей культуры; воспитание свободного человека в традициях казачьего соборного народовластия; воспитание в духе патриотизма, готовности к служению Отечеству, казакам, другим людям по казачьему долгу и христианской любви.

Еще одной важной особенностью казачьей культуры является то, что она исторически формировалась как культура пограничья. Поэтому ей присущи: открытость, постоянное стремление к новому, диалогизм, поликультурность, единство традиций и новаций, восприимчивость к новым формам культуры и жизни, ответственность за внутреннее (целостное) пространство жизни. Поэтому воспитание в казачьей культуре способно обеспечить формирование человека, обладающего такими личностными качествами, которые крайне востребованы в современном мире.

Принцип единства воспитательных воздействий. Современное воспитание осуществляется в сложноорганизованном, поликультурном, динамичном и противоречивом мире. Человек в нем находится под влиянием различных, нередко антагонистичных систем ценностей, мировоззрений, моделей жизни. В одночасье изменить мир нельзя, но создать в нем среду, благоприятную для духовно-нравственного развития личности необходимо и педагогически возможно. В ФГОС общего образования такая среда определяется как уклад школьной жизни. Применительно к системе казачьего образования это понятие может быть уточнено как «уклад жизни православных кадет». Такой уклад педагогически организуется в единстве учебной, внеучебной, общественно-значимой деятельности православных кадет. В основном своем содержании он воссоздает традиционную казачью культуру. Для создания православного уклада кадетской жизни требуется объединение педагогических усилий всех основных субъектов воспитания и социализации: педагогических коллективов казачьих кадетских классов, представителей Русской Православной Церкви, включая духовных наставников (духовников), родителей обучающихся, представителей войсковых казачьих обществ и общественных объединений казачества, других общественных организаций гражданско-патриотической направленности, учреждений культуры и спорта..

Православный казачий уклад кадетской жизни – это педагогически организованное пространство духовно-нравственного развития личности, в котором снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, учебной и внеучебной работой, образованием и жизнью, наукой и религией, казачьими традициями и современностью. Все пространство духовно-нравственного развития православного кадета организуется в единой системе базовых казачьих православных ценностей. Весь процесс образования в границах казачьего уклада кадетской жизни направлен на достижение современного казачьего воспитательного идеала.

Принцип общинности-соборности казачьего воспитания. Общинность-соборность составляет одну из отличительных особенностей казачьего образа жизни. Начинается она в семье, где всегда был старейший казак, сильный духом, благоразумием и житейской мудростью. Все члены семьи посещали Церковь, участвовали в церковных Таинствах, соблюдали православные традиции, почитали предков, хранили родовую память.

Казачьи семьи всегда поддерживали друг друга, казачьи сотни комплектовались из родственников и соседей — создавался родовой казачий круг. Общинность-соборность казачьей жизни исторически обусловлены военным образом жизни казаков на пограничных территориях: выживать в окружении сильных противников можно только вместе, а для победы нужна вера и крепость духа.

Общинность-соборность казачьей жизни существенно расширяет сферу ответственности за воспитание православных кадет, приобщение их к казачьему образу жизни. Воспитание молодого казака никогда не было только частным делом его родителей. В это важное для судеб всего казачества дело включались православные священники (духовники), казачья община, казаки-старейшины, старшие казаки, соседи. И сегодня воспитание православных кадет не может быть только служебной обязанностью педагогов. Социально-педагогическое пространство казачьего кадетского класса организуется в соборном единстве казачьего кадетского класса, войскового казачьего общества, Русской Православной Церкви , семей, общественных организаций гражданско-патриотической направленности, воинских частей, ориентированных на работу с казачеством, иных социальных субъектов, разделяющих ценности православного казачества. Целостное социально открытое воспитательное пространство педагогически формируется в границах определенной территории, триединый центр которого образуют казачий кадетский класс, православный храм, казачье общество. В таком пространстве воссоздается общинно-станичная форма казачьего жизнеустройства. В нем в формах реальной совместной деятельности детей и взрослых развивается и укрепляется православное казачье сообщество.

Общинность-соборность казачьего воспитания в социально-педагогическом пространстве казачьего кадетского корпуса существенно расширяет обязанности казака в современных условиях. Педагоги и родители могут создать условия для развития личности обучающегося; православные священники – укрепить его дух, сформировать у него православную казачью духовность, но сделать из кадета молодого казака, заложить основы казачьей доблести может только казак. Казачество – духовный дар, передающийся от одного казака к другому. Так было издревле, так есть и сейчас. Воспитание молодых казаков, православных кадетов должно стать одним из важнейших дел войскового казачьего общества и каждого казака.

Принцип социально-педагогического соработничества и служения. Традиционная казачья педагогика всегда отличалась действенностью. Воспитать казака можно только в деле ратном и трудовом, в реальном служении Богу, Отечеству, народу, казачьему обществу, семье. Воспитание вне реальной личностно и общественно значимой деятельности невозможно. Поэтому социально-педагогическое пространство казачьего кадетского класса должно быть наполнено делами реального служения, в которых только и может происходить становление и развитие православных кадетов, молодых казаков.

Формами такого служения могут быть: посильная воинская служба, подготовка к ней, охрана правопорядка, социальная, волонтерская деятельность, благотворительность, поддержка сирот, людей с особыми социальными потребностями; экологическая деятельность, охрана и улучшение окружающей среды, родной природы; трудовая, профессионально-ориентированная деятельность, направленная на воспитание культуры труда, жизненного самоопределения в профессии; сохранение духовного и культурного наследия, исторической памяти, создание и развитие музеев, проведение государственных, народных, церковно-религиозных праздников, охрана исторических и памятных мест; проведение военно-спортивных игр, походов, паломническое служение, а также другие формы и мероприятия, определяемые обучающимися, их родителями, педагогами, духовными наставниками.

4. Основное содержание воспитания и социализации православных кадет

Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Системные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

системные представления о Конституции Российской Федерации, законах, об основных правах и обязанностях граждан России

осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

представления о государственной стратегии социально-экономического развития страны, приоритетах государственной социально-экономической политики; о важнейших политических событиях в России и в мире;

системные знания о государственных праздниках, опыт их организации и проведения;

понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения в современном мире;

системные знания истории, культуры России, родного края;

системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

представления о поликультурности мира, глобальных проблемах, требующих консолидации международного сообщества, культуры межнационального общения, усилий всего человечества

Воспитание православной культуры.

Любовь к Богу, Отечеству, казачеству, ближнему;

основы вероучения по православному Катехизису (Символ веры, Заповеди Божии и Заповеди Блаженств) и основ христианской нравственности (основы нравственного богословия), знания и участие в православных праздниках, обрядах и таинствах;

сознательное принятие христианских идеалов и ценностей;

базовые понятия православного вероучения, правильное понимание отношений знания и веры, науки и религии;

Знание Священной Истории;

Системные знания о роли Православия в становлении и развитии российской государственности и культуры;

Системные знания о православном образе жизни казака;

знание основных вех Общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте Отечественной истории, понимание роли Церкви формировании духовно-нравственного облика окормляемых ею народов, быта, традиций (образа жизни), культуры, социальных и политических институтов, особенностей государственного устройства, всех особенностей православной цивилизации;

понимание религиозно-философских оснований православной культуры, ее особенностей, видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотное шитье и др.);

понимание значения православных идеалов в жизни человека и общества, христианской сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;

нравственные значения образования, знания, труда, казачьего воинского и социального служения;

знания о традиционных религиях России, умения вести диалог с представителями других конфессий;

знание основ духовной безопасности (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, умение противостоять деятельности тоталитарных сект и движений);

представления о церковнославянском языке как о культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков.

Воспитание казачьей доблести

Системные представления о символах казачества, их историческом происхождении и социально-культурном значении;

Системные знания по истории казачества;

Сознательное принятие православных казачьих ценностей, казачьих традиций и идеалов;

Системные представления о роли казачества в историческом развитии российского народа и государства;

Системные представления о культуре, искусстве, традиционных социально-экономических укладах жизни казачества в России и за рубежом;

Системные представления о современном казачестве, возможностях и перспективах его развития, роли казачества в развитии современной России;

Знание культурно-исторических основ и принятие традиций, нравственных норм православной казачьей семьи; осознание значения семьи для жизни казака, его личностного и социального развития, продолжения казачьего рода;

Системные представления о целях, ценностях, формах, методах социального казачьего служения, готовность в нем участвовать;

Владение казачьими видами спорта (выездка, фланкировка, вольтижировка, стрельба, самбо, рукопашный бой, кулачный бой, казачий спас, плавание);

освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих казаку успешно действовать в современном обществе;

приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения с казаками, другими гражданами, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

осознанное принятие основных социальных ролей казака, соответствующих возрасту православного кадета: социальные роли в православной казачьей семье, в казачьем обществе, православной общине, в армии, в гражданском обществе, в государстве

формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения православных кадет;

негативное отношение к нарушениям порядка в казачьем кадетском корпусе, общественных местах, к невыполнению казаком и гражданином своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, воинской службе, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

осознание духовно- нравственных основ образования, труда, казачьего служения;

осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

системные представления о воинской казачьей службе, ее роли в жизни казака, знание и уважение войсковых традиций казачества, старших поколений, своей семьи;

Системные представления о целях, ценностях, формах, методах трудового казачьего служения, готовность в нем участвовать;

системные представления о природе труда, его роли в жизни человека, общества, казачества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений, трудовых казачьих традиций;

общие представления о научно-техническом прогрессе, стратегических задачах модернизации социально-экономической жизни страны, развитии наукоемкого производства; инфраструктуре научно-производственной сферы страны;

понимание значения знаний для практической деятельности; готовность применять знания в труде, общественной жизни, в быту;

умение планировать образовательную и трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных, учебно-исследовательских и учебно-трудовых проектов;

сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;

готовность к профессиональному выбору (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования);

системные знания об информационной культуре, умение творчески и критически работать с информацией из разных источников; потребность в эффективной информационной деятельности, безопасной для духовно-нравственного, психологического и физического здоровья; приобретение компетенций, необходимых для безопасного освоения поликультурного информационного пространства;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к имуществу казачьего кадетского корпуса, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и корпусе; готовность содействовать в благоустройстве корпуса и его ближайшего окружения;

общие представления о трудовом законодательстве;

нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании, труде, службе.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья казачества, своего народа, народов России;

умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;

осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;

представления о государственной политике в области здравоохранения и спорта, спортивно-оздоровительной инфраструктуре общества, возрастающей социальной ценности здоровья человека;

представления о нормативно-правовом обеспечении права граждан на сохранение здоровья, получение медицинской помощи, системе медицинского страхования, видах и направлениях деятельности медицинских учреждений, учреждений физической культуры и спорта, отдыха, туризма;

Устойчивый интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

Системные представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;

готовность к жизненному самоопределению на основе ценностного отношения к здоровью, навыков физического самовоспитания, реализации личной программы здоровьесбережения, режима дня, труда и отдыха, питания, сна, занятий физической культурой и спортом;

способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;

опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;

знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;

устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;

опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;

резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);

отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;

развитие экологической грамотности родителей православных кадет, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

нравственное ценностное отношение к прекрасному; восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;

системные знания о казачьем искусстве, понимание его особенностей;

системные представления о достижениях отечественной и мировой художественной культуры, выдающихся представителях отечественной и мировой художественной культуры;

эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

устойчивый интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности; развитию творческих способностей;

опыт самореализации в различных видах художественного творчества (театр, изобразительное искусство, музыка, хореография и т. д.);

убеждения в важной роли искусства в развитии духовной культуры личности и общества, эмоционального - чувственного восприятия произведений искусства, стремления сохранять памятники культуры, народного творчества;

представления об искусстве народов России.



2016-01-02 816 Обсуждений (0)
Основные принципы организации содержания воспитания и социализации православных кадет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные принципы организации содержания воспитания и социализации православных кадет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (816)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)