Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ



2016-01-02 619 Обсуждений (0)
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




(ПИСЬМО В ЦК РКСМ)

Перехожу к делу.

1) На конгрессе Коминтерна молодежи было ведь постановление о детских группах. Там говорилось, что работу с детскими группами должны вести члены РКСМ совместно с членами партии, ни о какой самостоятельности детского движения в этом постановлении не говорилось. И так, как постановлено, так и ведется работа в Германии и других странах.

По-моему, от постановления Коминтерна молодежи отступать не следует. Да и по существу дела, конечно, самостоятельным детское движение не может быть. Можно провозгласить его самостоятельным, но по существу дела это будет мнимая самостоятельность. Да и от кого независимым надо делать детское движение? От РКСМ, от партии? Это неправильно.

Работа с детскими группами должна вестись РКСМ, членами партии еще и потому, что необходимы кадры совершенно новых педагогов — педагогов-коммунистов, которые могут выработаться только на практике, в процессе работы. На работе будет выявляться, у кого есть настоящие педагогические способности. Взрослые члены партии также должны работать с детьми, они могут оказаться очень полезными своим опытом.

2) Декларация скаут-мастеров Москвы мне не нравится, особенно пункт 3-й; это крайне неискренний пункт. Высказываясь против «аполитичности» скаут-мастера, торопятся отгородиться от партийно-политического воспитания. Бояться партийно-политического воспитания ни РКСМ, ни партия не могут. В Германии работа с детскими группами ведется именно в партийном духе. Это вовсе не значит, что детей следует заставить зубрить устав и программу партии или резолюции ее, но важно показывать, как много партия сделала благодаря своей выдержке, сплоченности, дисциплине, самоотверженности. Надо воспитывать взгляд на Коммунистическую партию как на свою, на пролетарскую. В 3-м пункте скаут-мастера вскрыли свою сущность. Поэтому, я думаю, объединяться с ними нужно очень осторожно.

3) Нельзя всю работу среди детей сводить к скаутизму. Это будет неправильно. Конечно, скаутизм можно чрезвычайно расширить, но если формулировать работу юных пионеров так, как она формулирована в брошюре «О детском движении», это значит страшно сузить работу, сделать ее похожей на русский бойскаутизм. Задачи работы с детскими группами гораздо шире.

4) Использовать надо для работы с детьми все, что возможно: экскурсии, чтение вслух, рассказывание, организацию всяких детских кружков, санитарное просвещение, организацию трудовых артелей и т. д.

Об английских «воскресных школах» я слышала в бытность свою в Англии. Тогда (1902 г.) это дело было поставлено нелепо, сидели на скамейках и учили: тогда-то была такая-то революция, тогда-то — такая-то стачка. Дети ходили в эти воскресные школы неохотно.

Видела в Женеве работу с детьми одного старика педагога: по воскресеньям собирал ребят, читал им, ставили они спектакли; ребята обожали старика, но самостоятельности никакой там не было.

Детский пролеткульт был хороший в Туле, но там пролеткультовского, собственно, было очень мало — занимались дети всем чем угодно, в том числе и искусством. Очень там талантливый был организатор, влюблённый в своё дело.

Надо, конечно, втягивать в дело побольше народу, комячейки при художественных мастерских, при разных музыкальных учебных заведениях, санитарное просвещение и т.п.

5) Брошюра т. Б. находится под слишком сильным влиянием скаутизма, гораздо больше, чем надо, причем он берет больше внешнюю сторону его. Костюм, кстати, нельзя делать обязательным; если иметь в виду детей улицы, довольно значка. В присяге — много от старого бойскаутизма и т. п. Поэтому над брошюрой надо еще очень и очень много поработать.

6) Я попробую написать нужную вам брошюру, только надо будет достать кое-какие книжки, и потому не знаю, что у меня выйдет и как времени хватит.

Ну посмотрим! 1919 г.

ЮНЫЕ ПИОНЕРЫ

Буржуазия всех стран прекрасно знает, какую могучую власть имеют над человеком переживания детства, и потому она старается с ранних лет пропитать ребят своим духом. Усердно работает в этом направлении духовенство, усердно работают кадры послушных буржуазному правительству учителей, продажные детские писатели, жадные до наживы владетели кинематографов.

Последние годы, когда под влиянием войны обострилась классовая борьба, обострилась и борьба за детскую душу. Буржуазия широко использует бойскаутские методы, чтобы организовать ребят в верные старому строю отряды. Буржуазия прекрасно знает силу организации и не дремлет. Она внимательно изучает потребности и интересы детского возраста и старается придать детскому движению такие формы, которые увлекали бы детей, производили бы на них сильное впечатление, давали бы простор их самодеятельности.

Типичная форма буржуазного детского движения, куда буржуазия стремится втянуть как можно больше пролетарских ребят, — это бойскаутизм. Лагеря, костры в лесу, увлекательные игры, спорт — все это так захватывает ребят, что они и не замечают, как незаметно опутывают их в этих организациях сетью буржуазного мировоззрения, как воспитывают из них послушных рабов капитала. По тому же типу, как бойскаутизм, построена в Италии фашистская детская организация «Балилла». Коминтерн молодежи, при поддержке коммунистических партий, стремится с своей стороны сорганизовать коммунистическое детское движение. Он организует пролетарских ребят, помогая им защищать свое человеческое достоинство, уча отстаивать свои убеждения, отстаивать товарищей перед лицом учителей, защищать от полиции и т. д.

Очень хорошо сорганизованы детские группы в Германии. Ребята не позволяют себя бить в школе, отказываются петь патриотические песни, отказываются читать молитвы, помогают рабочим собирать на стачки, делают сборы помощи голодающим детям, за что их нередко таскают в полицию, где они мужественно держатся. Детское движение организует ребят, воспитывает в них волю к борьбе, мужество. Детские группы в Германии — своего рода боевые организации.

У нас в России также стало развиваться детское движение. Участники этого движения, ребята с 11 до 14 лет, называются «юными пионерами»; работают с ними почти исключительно комсомольцы. В СССР государство в руках рабочих и крестьян, и если в буржуазных странах государственная власть стоит всецело на точке зрения буржуазии и старается всячески помешать детскому коммунистическому движению, то у нас дело как раз наоборот. И могущественная у нас Коммунистическая партия и комсомол могут беспрепятственно и широко помогать развитию детского движения. Наркомпрос и все другие советские организации идут навстречу ребятам. Возможности открыты для движения широкие.

Важно, чтобы пионерское движение как можно теснее было связано с рабочими организациями и особенно с работницами.

Что могут сделать работницы для юных пионеров?

Прежде всего сознательные работницы могут повести широкую агитацию среди малосознательных работниц и крестьянок, объясняя им, что такое «юные пионеры».

В пролетарской семье дети часто предоставлены самим себе. Отец работает на фабрике, мать тоже, а если и не работает, то завалена заботами о семье, стряпней, стиркой и т. п. Дети мыкаются без призора, легко поддаются влиянию улицы, а если и сидят дома, то видят мало радости: не до них родителям. Участие в организации юных пионеров даст им общение с товарищами, даст много радостных переживаний, даст знание борьбы рабочего класса, пробудит их любознательность. Все это надо растолковать тем работницам и крестьянкам, которые недовольны, что ребята вступают в пионеры, ругают их за это. Надо объяснить им, что поступать в пионеры девочкам не менее важно, чем мальчикам. Девочек не надо держать привязанными к дому; надо, чтобы они с ранних лет приучались быть в одних организациях с мальчиками, быть с ними на товарищеской ноге, — это имеет большое значение для дальнейшего развития девушек, да и мальчиков тоже. Необходимо, чтобы с ранних лет девочки интересовались общественными вопросами, учились идти нога в ногу с коллективом, пропитывались общественными инстинктами.

Дети жадно слушают рассказы взрослых. Пусть работницы, много пережившие, расскажут юным пионерам о пережитом: как приходилось бороться с фабрикантами, как можно было чего-либо добиться лишь путем упорной борьбы, как тяжело жилось рабочим и их семьям при царизме, как трудно было рабочему человеку пробиться к знанию в те времена; пусть они расскажут пионерам о войне, о своем участии в революции, о борьбе с белыми и т. д. и т. п.

Юные пионеры хотят работать, хотят иметь умелые руки. Им надо много уметь, и они готовы учиться у всякого, кто может научить их. Работницы умеют многое, пусть они идут к пионерам и передадут им свои знания.

Среди пионеров немало ребят, которым тяжело живется, у которых нет родных, которым нужна материнская ласка. Пусть работницы смотрят на юных пионеров как на своих детей…

Работницы найдут тысячи путей, как помочь пионерам вырасти стойкими борцами, умелыми работниками будущего, хорошими коммунистами.

Работницы! Усыновите юных пионеров. 1923 г

ПОМЕНЬШЕ БАРАБАННОГО БОЯ

Пионерское движение имеет громадное значение. Оно захватывает ребят в том возрасте, когда только еще складывается человек, развивает общественные инстинкты ребят, помогает выработке у них общественных навыков, выработке общественного сознания. Оно ставит перед ребятами великую цель — ту цель, которая выдвинута переживаемой эпохой, за которую борется рабочий класс всего мира. Цель эта — освобождение трудящихся, организация нового строя, где бы не было разделения на классы, не было бы никакого угнетения, эксплуатации и все люди жили бы полной, счастливой жизнью. Эта цель такова, что может ярким светом осветить жизнь подрастающего поколения, наполнить ее глубоким содержанием, необычайно богатыми переживаниями. Пионерское движение могло бы при известных условиях воспитать действительно то молодое поколение, которое могло бы справиться с теми задачами, которые встанут перед ним.

Но для того, чтобы пионерское движение могло это сделать, необходимо, чтобы оно было правильно организовано. Что для этого необходимо?

Прежде всего необходимо, чтобы каждому пионеру была ясна цель. Надо, чтобы он горел ненавистью ко всякой эксплуатации, угнетению, ко всякой несправедливости, чтобы он замечал остатки старого в окружающей жизни, горел желанием их устранить. Только тогда, когда загорится в нем это желание, цель, стоящая перед пионерским движением, станет ему близка и понятна, станет его личной жизнью и тогда будет иметь решающее влияние на всю его жизнь.

Надо научить поэтому пионеров прежде всего видеть все пережитки угнетения, эксплуатации, темноты, невежества, мелкособственнической психологии.

Задача эта много проще там, где еще полностью царит капиталистический строй, как например в Германии; там к ней проще подойти. Поэтому, может быть, там на движении детских коммунистических групп и лежит более серьезный отпечаток, чем на нашем пионерском движении. Было бы, однако, смешно думать, что у нас уже изжита всякая эксплуатация и угнетение. Этот вопрос замалчивать нельзя. Еще ярче выступает у нас всяческая некультурность, дикость, темнота. Надо ребят научить их видеть и ненавидеть.

Учит ли «Барабан» видеть эксплуатацию, гнет, неустройство, некультурность нашей жизни?

«Барабан» говорит о катастрофе в Японии, о Германии, о Китае, о бушменах, но о неустройстве нашей жизни ничего не говорит, если не считать «Рассказа спичечной коробки», написанного в очень поучительном тоне. Ни одного рассказа из реальной жизни нет. Можно подумать, что кругом уже земной рай, так что и менять ничего не надо.

Тактика замалчивания темных сторон жизни неправильна. Пионеры в большинстве своем принадлежат, к слоям населения, знающим и нужду и горе, с ними надо говорить об окружающей жизни, научить смотреть правде в глаза.

Другое — даром ничего не дается. За поставленную цель надо уметь бороться. Важна борьба не только с оружием в руках, важны не только геройские подвиги, важна повседневная мужественная борьба со всякой эксплуатацией, темнотой, дикостью, неумелостью.

Только закалившись в этой борьбе, можно «быть готовым» на все.

Как вести эту повседневную борьбу, должна учить пионерская организация.

За что и как бороться в семье? За что бороться в школе? За что бороться с товарищами? Что отстаивать?

Что говорит об этом «Барабан»?

Ничего. Ни одного сообщения нет о том, как, например, пионер настоял, чтобы братишку отдали в школу, как звено боролось с мастером, любящим «поучить» ученика, как звено «вывело на чистую воду» хозяйку, эксплуатирующую деревенскую девочку-прислугу. Нет сообщений о том, какую борьбу пришлось вынести таким-то пионерам, как они не позволяли обижать товарищам младших и т. д. и т. п.

Похоже на то, если судить по «Барабану», что пионерское движение совсем еще не разработало вопроса о борьбе пионеров, не организует никак эту борьбу.

Затем пионерское движение много говорит о братской солидарности всех детей трудящихся.

Казалось бы, вопросы взаимопомощи должны занимать крупное место в пионерском движении. Как ребята помогают друг другу учиться, как помогают друг другу материально, помогают в работе — об этом ни слова нет в «Барабане».

И наконец пионеры-строители.

Что они строят? Что они устраивают? Есть ли в «Барабане» описание того, как ребята устроили для такой-то фабрики передвижку, сговорившись с библиотекой и взяв на себя доставку, выдачу книг и ответственность за них? Есть ли описание помощи звена детскому саду, фабрике, яслям? Есть ли описание работы «санитарного отряда» — вообще того, что ребята устраивают? Ничего этого нет.

А если в журнале не отражается реальная жизнь, не отражается борьба юных пионеров, не отражается их взаимопомощь, их творческая, строительная работа, то журнал не выполняет своего назначения, не направляет пионерского движения на правильный путь.

Нужно поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы. 1924 г.

ПАМЯТКА ПО НОТ ДЛЯ ШКОЛЫ И ЮНЫХ ПИОНЕРОВ

Мы ужасно плохо умеем организовывать нашу работу, не умеем точно ставить цели, выбирать для осуществления поставленной цели наиболее целесообразные средства, не умеем коллективно работать, правильно распределяя между собой работу, не умеем правильно расходовать свою силу, распределять работу во времени, не умеем учитывать свою работу, делать из этого учета правильные выводы. И от этого нашего неумения происходит самая дикая растрата сил и средств. Начнут строить — не достроят. Начнут делать — не доделают. Начнут работать — надорвутся, заболеют. Вечно мы переорганизовываемся, перестраиваемся, переезжаем. Вечно суетимся.

Что это — прирожденное свойство русского человека? Конечно, нет. Нас воспитывал столь бестолковыми весь предыдущий режим, который превращал нас всех в исполнителей, связывал нас по рукам и ногам, ставил непреодолимые препятствия всякой общественной организации. Теперь приходится дорого расплачиваться за нашу неумелость. Правда, мы уже многому научились, будем учиться и дальше.

Но наших ребят мы должны сразу же вооружить необходимыми им для строительства новой жизни организационными навыками, застраховать их от ненужной растраты сил.

Мы должны помочь им как можно раньше научиться организовывать целесообразно свою жизнь и труд.

Как это сделать?

Надо пропитать всю школьную жизнь, которая становится все многограннее, принципами научной организации труда. Надо научить ребят понимать, как надо организовывать жизнь и труд, и осуществлять понятое.

Чем развитее человек, чем более отдаленные цели способен он себе ставить, тем лучше может он учитывать средства, ведущие к осуществлению этих отдаленных целей. Человек малоразвитой ставит себе гораздо более близкие, элементарные цели. Это нужно иметь в виду при воспитании в ребятах организационных навыков. Надо начинать с дошкольников. Цели им ставить самые простенькие, и на этих простеньких целях давать им переживать естественную радость при виде достигнутого результата. Задача воспитателя — уметь постепенно усложнять цели, идти шаг за шагом. Другая задача — учить достигать цели коллективно, сначала просто объединяя усилия, сначала научить делать вдвоем, потом втроем, впятером, потом более большими группами, вводя постоянно разделение труда. В школе надо идти тем же путем, на работе, на деле помогая овладевать навыками взвешивать силы, выбирать наилучшие орудия труда, соединять в известные моменты усилия, обдумывать наиболее целесообразные способы разделения труда, взвешивая особенности индивидуальности, научаясь мере сил. От простого вести к сложному. Вводить постепенно планомерность, учет, экономию сил и средств. И помогать ребятам осознавать все это, помогать им сознательно контролировать себя и других.

Мне кажется, что в этой работе могла бы помочь «Памятка по НОТ для школьников и юных пионеров». Конечно, надо ее озаглавить попроще, попонятнее, но суть должна быть именно такая.

Памятка должна состоять из ряда рассказов, каждый из них должен иллюстрировать какое-нибудь положение НОТ — самое элементарное, и только одно. После рассказа должен быть вопрос, отвечая на который школьник должен осознать иллюстрируемое положение.

А затем надо поставить ряд задач, при выполнении которых надо будет прилагать данное положение.

Рассказы должны идти в известной последовательности.

Должны быть вариации: для деревенского школьника, для городского.

Думаю, что создать такую, книжку чрезвычайно важно. Это было бы руководство и для учителя, который часто не знаком с этими вопросами, и для ребят, служа им орудием воспитания у себя необходимых навыков.

Как можно создать такую книжку?

Мне думается, что такая книжка может явиться лишь результатом коллективной работы кружков педагогов, с одной стороны, знакомых с основными принципами организации труда, изучающими этот вопрос, с другой — знающих школу, ребят, жизнь и быт трудящихся.

Думается, что для проведения этой работы могли бы сформироваться кружки при педвузах. Члены их проделали бы очень важную работу, на которой и сами научились бы чрезвычайно многому.

Конечно, составленный материал надо было бы проверить еще на опыте.

Может быть, надо составить две такие книжки — для разных возрастов.

Надо бы приняться за эту работу не откладывая дела в долгий ящик. 1924 г.

ПОДГОТОВКА ЛЕНИНЦА

(РЕЧЬ НА VI СЪЕЗДЕ Р Л KCM)

Товарищи, 30 лет тому назад в своей брошюре «Что такое «друзья народа» Владимир Ильич сочувственно приводил цитату из стихотворения Лессинга: «Кто не хвалит Клопштока? Но станет ли его каждый читать? Нет. Мы хотим, чтобы нас меньше почитали, но зато прилежнее читали!» Вот эта цитата, в которой говорится, что мы бы хотели, чтобы нас не столько прославляли, сколько читали, я думаю, может быть отнесена и к Владимиру Ильичу. Часто в разговоре он с сожалением употреблял презрительное слово «икона», когда речь заходила о каком-нибудь старом революционере, который не имел уже никакого влияния, слова которого не влияли никак на действия массы, но которого окружали почетом и всячески превозносили. Владимир Ильич говорил: «Что же, это уже икона», — и в его сочинении есть цитаты, в которых он говорит, что икона — это нечто такое, чему надо помолиться, поклониться, перед чем надо перекреститься, но что никак не влияет на действия людей.

Ленина не надо превращать в икону. Надо, чтобы его идеи служили руководством к действию. Эта мысль, мне кажется, должна быть руководящей идеей у тех комсомольцев, которые хотят стать ленинцами.

Вы, товарищи, хотите стать ленинцами, для этого вам надо научиться служить делу освобождения трудящихся, служить делу коммунизма.

В довоенные времена, в период мирного развития, в тех странах, где социализм был допускаем, там часто социалисты считали, что им достаточно иметь партийный билет, выписывать социалистическую газету, посещать собрания, чтобы быть членом партии. Мы, конечно, так не можем смотреть на это. Мы живем в такую эпоху, когда мы уже ясно понимаем, что личная жизнь не может отделяться от общественной жизни. Это в прежние времена, может быть, было неясно, что такой разрыв между личной и общественной жизнью ведет к тому, что рано или поздно человек изменяет делу коммунизма. Мы должны стремиться к тому, чтобы нашу личную жизнь связать с делом борьбы, с делом строительства коммунизма.

Это, конечно, не значит, что мы должны отказаться от личной жизни. Партия коммунизма — не секта, и поэтому нельзя проповедовать такой аскетизм. Мне пришлось на одной фабрике слышать, как работница говорила, обращаясь к работницам: «Товарищи работницы, вы должны помнить, что, раз вы вступаете в партию, вы должны отказаться от мужа и от детей». Конечно, так нельзя подходить к делу. Дело не в том, что надо отказываться от мужа и детей, а в том, чтобы из детей воспитать борцов за коммунизм, сделать так, чтобы и мужа сделать таким же борцом. Надо уметь сливать свою жизнь с общественной жизнью. Это не аскетизм. Напротив того, благодаря такому слиянию, благодаря тому что общее дело всех трудящихся становится личным делом, — благодаря этому, личная жизнь обогащается. Она не становится беднее, она дает такие яркие и глубокие переживания, которых никогда не давала мещанская семейная жизнь. Вот уметь слить свою жизнь с работой на пользу коммунизма, с работой, с борьбой трудящихся за строительство коммунизма — это одна из задач, которая перед нами стоит. Вы — молодежь, вы только что начинаете строить свою жизнь, и вы можете построить ее так, чтобы не было разрыва между личной жизнью и жизнью общественной.

Товарищи, Владимир Ильич писал, что не может быть революционного движения без революционной теории. Над выработкой этой революционной теории он много работал. Ясно поставленная цель, углубленное понимание цели, определение путей к этой цели — это то, что необходимо каждому революционеру, потому что, если он не будет ясно видеть, куда надо идти и какими путями идти, как бы горячо он ни относился к своей работе, он постоянно будет впадать в ошибки.

Ясно понимать цель, ясно видеть путь необходимо для того, чтобы уметь в своей деятельности различать основное от второстепенного. Вот у Владимира Ильича было это умение — различать основное от второстепенного. Во время борьбы во второстепенном иногда можно уступить для того, чтобы завоевать основное. Оппортунисты отличаются от революционеров тем, что они уступают важное, основное, забывают о цели, отказываются от нее. И вот мы видим, как на протяжении своей деятельности Владимир Ильич боролся с этим оппортунизмом, с этим неумением отстоять основное, принципиальное. И есть другая ошибка: если человек не отличает основного от второстепенного, он часто дает себя оглушить революционной фразой. Борьба с революционной фразой также проходила красной нитью через всю деятельность Владимира Ильича. Революционная теория не догма, говорил Владимир Ильич. Это руководство для действия, руководство для работы. И вот с этой точки зрения и надо подходить всегда к теории. В настоящую минуту изучение революционной теории нам всем чрезвычайно нужно. СССР в смысле экономического развития — страна отсталая, и поэтому в ней много прослоек пролетариата. Есть передовые слои пролетариата, работающие в крупной промышленности, есть более отсталые, есть ремесленники, степень классовой сознательности у разных групп очень различна. И потому устами не каждого пролетария пролетарская истина глаголет. Надо уметь отличать передовую идеологию пролетариата, и поэтому для молодежи чрезвычайно важно внимательное изучение революционной теории.

Не надо слепо принимать все на веру: у каждого должна быть своя голова на плечах. Поэтому надо все основательно продумать, самому все основательно проверить. Это одна из задач молодежи, одна из задач комсомольцев, которые хотят стать ленинцами. Владимир Ильич говорил, что теория дает руководство к действию. И действительно, только благодаря тому, что он руководился революционной теорией, он умел нащупывать ту ближайшую цель, к которой надо в данную минуту стремиться.

Ясное понимание цели и путей ее достижения дает революционеру должный закал. Оно укрепляет его решимость в момент наступления. Оно не дает ему впадать в панику в момент отступления. «Мы должны всегда вести нашу будничную работу и всегда быть готовы ко всему, — писал В. И. Ленин, — потому что предвидеть заранее смену периодов взрыва периодами затишья очень часто бывает почти невозможно, а в тех случаях, когда возможно, нельзя было бы воспользоваться этим предвидением для перестройки организации, ибо смена эта в самодержавной стране происходит поразительно быстро, будучи иногда связана с одним ночным набегом царских янычар. И самоё революцию надо представлять себе отнюдь не в форме единичного акта (как мерещится, по-видимому, Надеждиным), а в форме нескольких быстрых смен более или менее сильного взрыва и более или менее сильного затишья. Поэтому основным содержанием деятельности нашей партийной организации, фокусом этой деятельности должна быть такая работа, которая и возможна и нужна, как в период самого сильного взрыва, так и в период полнейшего затишья, именно: работа политической агитации, объединенной по всей России, освещающей все стороны жизни и направленной в самые широкие массы. А эта работа немыслима в современной России без общерусской, очень часто выходящей газеты. Организация, складывающаяся сама собою вокруг этой газеты, организация ее сотрудников (в широком смысле слова, т. е. всех трудящихся над ней) будет именно готова на все, начиная от спасенья чести, престижа и преемственности партии в момент наибольшего революционного «угнетения» и кончая подготовкой, назначением и проведением всенародного вооруженного восстания».

Надо уметь идти на компромиссы, если они неизбежны. «Задача истинно революционной партии, — писал Владимир Ильич в сентябре 1917 г. в газете «Рабочий путь», — не в том, чтобы провозгласить невозможным отказ от всяких компромиссов, а в том, чтобы через все компромиссы, поскольку они неизбежны, уметь провести верность своим принципам, своему классу, своей революционной задаче, своему делу подготовки революции и воспитания масс народа к победе в революции» .

Конечно, идти на компромиссы не всегда приятно. Владимир Ильич любил цитировать Чернышевского, который говорил: «Политическая борьба не тротуар Невского проспекта». Приходится и по грязи ходить иной раз.

Не любил Владимир Ильич фразерства, хвастовства, требовал от революционера, от члена партии самой напряженной работы.

Эта работа часто неприятная, будничная, но от нее не может отказываться революционер, для дела нужна не только эффектная, но и повседневная, будничная работа.

«От неверия в черную работу, медленную, трудную, тяжелую, люди впадают в панику и ищут «легкого» выхода…» — писал Владимир Ильич Мясникову.

Работать не покладая рук для достижения поставленной цели, не падать духом — таков завет Ильича.

Нужно связать свою жизнь с работой для дела коммунизма, руководиться революционной теорией, трезво смотреть жизни в глаза, не бояться упорной работы, тогда вы сумеете стать ленинцами.

Товарищи комсомольцы, вся жизнь у вас впереди, вы живете в момент громадного социального сдвига, берите же знамя Ленина и, идя нога в ногу с массами, впереди масс, идите к великой цели. 1924 г.

ПИОНЕРЫ В ДЕРЕВНЕ

Определяя задачи текущего момента в своей статье «О кооперации», Владимир Ильич писал, что мы стоим сейчас перед лицом культурной революции. Думается, что это определение верно.

Задача, стоящая перед коммунистами и РЛКСМ, — всячески содействовать этой культурной революции и в городе, и в деревне.

Задача РЛКСМ — создать из ребят деревни пионеров борьбы с темнотой, косностью деревни, пионеров кооперирования, коллективного труда, создать те силы, которые повернут деревню на путь социализма.

Надо иметь это в виду, об этом говорить, об этом заботиться.

Надо втягивать в пионерорганизации не только детей бедняков, хотя их в первую очередь, но всех ребят делать пионерами перестройки всей жизни деревни на новых началах, всех деревенских ребят воспитать в коммунистическом духе.

Надо отдать себе отчет, что ячейки РЛКСМ в деревне еще очень слабы, и потому нечего форсить, а надо поставить ячейкам на вид, что они должны тесно связать свою работу с работой школы (учительство сейчас так учится, как впору было бы и РЛКСМ, и быстро растет; с ним надо объединиться, на него надо опираться, от него получать помощь), с работой избы-читальни.

Задачи пионерских отрядов в деревне должны быть следующие:

1. Ликвидация неграмотности среди пионеров и дальнейшая работа их над своим самообразованием.

2. Обучение грамотными пионерами других, неграмотных ребят.

3. Агитация среди взрослых за то, чтобы посылали своих ребят в школу, выяснение каждый раз, почему тот или другой ребенок не пришел в школу, и организация через комитет взаимопомощи или другим путем для него возможности ходить в школу.

4. Помощь отсталым ребятам в занятиях.

5. Вербовка подписчиков для «Крестьянской газеты».

6. Чтение вслух газеты у себя дома матерям, отцам, сестрам, братьям.

7. Помощь школе: поддержание в школе чистоты, украшение школы, агитация за помощь школе со стороны родителей, аккуратность посещения школы, помощь учителю в его начинаниях ввести новый порядок в школу, вовлечение через школу ребят в ряды пионеров.

8. Помощь избе-читальне: в устройстве праздников, в исполнении различных поручений избача, в разноске газет и книг, в оповещении о лекциях и т. д.

9. Содействие открытию яслей и детского сада в деревне, помощь этим учреждениям, приобретение и распространение знаний об уходе за маленькими детьми, помощь в этом отношении женотделам.

10. Взятие под свою охрану всех малышей (охрана их от битья родителей, от опаивания водкой и пр.).

11. Изучение основных правил личной и общественной гигиены.

12. Агитация за прорытие в деревне канав, очистку деревенских улиц и дворов от навоза, дохлятины, помоев и пр., за устройство вентиляции, за отварную воду, за чистоту посуды, за борьбу с мухами, со вшами и т. д. и т. д. Помощь взрослым и комсомолу в этой работе. Особо важна агитация против самогона, борьба с ним.

13. Беседы о борьбе рабочих и крестьян за лучшую жизнь, о рабочем движении и его целях и в связи с этим выяснение значения революционных праздников. Проведение их в жизнь.

14. Беседы об изучении человеком природы, о постепенном завоевании ее, о предрассудках, возникающих на основе незнания законов природы, о том, как жили люди встарь, во что и почему они верили. О борьбе человека с человеком. Об одиночестве человека, беззащитности его перед природой и обществом, о создании мифа о боге. Организация в товарищеский союз и осознание законов природы вытесняют бога.

15. В связи с этим постановка занятий пионеров естествознанием, что имеет для деревни совершенно исключительное значение. Важно развить умение вглядываться в явления природы, наблюдать их, доискиваться причин. Вот почему особенно важен для деревни исследовательский метод. Умело поставленные занятия по естествознанию, притом тесно связанные с трудом крестьянским, являются одной из действительнейших форм антирелигиозной пропаганды. Пионеры должны добиваться правильной постановки естествознания в школе и организации школьных кружков по изучению явлений природы.

16. В деревне, где наличие мелкой крестьянской собственности и сам способ хозяйства развивают собственнические инстинкты, развивают индивидуализм, особо важно создание пионерских отрядов, которые должны всячески способствовать развитию коллективных форм работы, давать привычку к объединению, к коллективным переживаниям.

17. Надо стремиться при каждой школе, при каждом детском доме создать пионерские ячейки, привлекая к этому там, где нет РЛКСМ, сознательных учителей, избачей и пр.

Нельзя ставить вопрос механически. К такому-то числу надо «находить» столько-то отрядов. Это бюрократический подход. В пионерских отрядах все дело в развитии самодеятельности; вначале нельзя спешить и торопиться и потому нельзя ставить тут такие сроки.

18. Важно, чтобы пионерские отряды учились ставить себе постоянно общественные цели, выходящие за рамки пионерского отряда, ставить конкретные, близкие цели, взвешивая свои. силы. Тогда они станут культурной силой, влияющей на жизнь деревни. Без этого настоящего коммунистического воспитания отряды не будут давать, а будут учить фразерству, культивировать тщеславие.

19. Поэтому нельзя ставить так вопрос «агропропаганды», а вот конкретные задачи: разведение нового огородного растения, разведение кроликов, организация отряда по борьбе с вредителями, помощь в хозяйстве какой-нибудь старухе, какому-нибудь бедняцкому хозяйству. Конкретные задачи в области агропропаганды, а не агропропаганда вообще. Своих пионерских огородов создавать не надо, а помогать наладить при содействии пионерского отряда, например, какому-нибудь инвалиду гражданской войны и т. д., погорельцу и пр.

20. Важно, чтобы пионерский отряд думал над жизнью деревни вообще и смотрел, чем и где он может помочь. Надо не обособляться, а внедряться в жизнь деревни.

21. Надо разработать свои, деревенские игры, черпающие содержание из окружающей обстановки, дающие простор воображению, которое надо развивать, так как без развития этой способности мысль не будет перелетать через околицу деревни, — игры, которые развивали бы умение учитывать, особо развивали бы умение коллективно, организованно действовать и т. д.

22. Нужно установить самую тесную переписку между пионерами города и деревни, товарищескую помощь друг другу.

23. Для деревенских ребят жизнь на открытом воздухе организовывать нечего, они и так живут среди природы; надо организовывать такие вещи, как коллективное купание, праздничные прогулки, коллективную работу на воздухе — о лагерях говорить не приходится.

Особо важно обратить внимание на вовлечение в работу пионерских отрядов самых широких детских масс, на помощь школе, на борьбу с религиозностью (надо отметить борьбу через втягивание в организации). 1924 г.

БУДЬ ГОТОВ!

Всякий пионер на призыв «Будь готов!» отвечает: «Всегда готов!», — но далеко не всякий пионер знает, откуда взялся этот призыв и этот ответ.

«Будь готов!» — это был призыв Ленина к членам партии, борцам за рабочее дело.

22 года тому назад, в 1902 г., у рабочего класса России не было еще своей партии. Правда, в 1898 г. состоялся первый съезд социал-демократов. На нем было лишь несколько человек представителей рабочих организаций. На съезде постановлено было организовать Российскую социал-демократическую рабочую партию, даже выбран был ЦК. Но полиция выследила съезд, переарестовала почти всех его участников, и дело распалось, осталось одно название. По отдельным большим городам были небольшие социал-демократические организации, которые вели работу среди рабочих, но они были слабы и почти не связаны между собой. Одна организация работала так, другая — иначе. Больше всего эти организации помогали рабочим устраивать забастовки. Некоторые социал-демократы думали, что задача партии только в том и состоит, чтобы помогать рабочим вести борьбу с хозяевами, а о том, что надо царя сбросить и всю жизнь построить по-иному, рано еще говорить. Другие говорили, что совсем неважно даже, чтобы была партия, важно только поднять рабочих на восстание против царизма, а что для этого надо сорганизоваться — забыли.

Тов. Ленин написал тогда книжку. Она называлась «Что делать?». В этой книжке он объяснял, что надо работать над тем, чтобы сделать рабочих как можно более сознательными, говорил о том, какое громадное значение имеет организация. Он писал, что надо, чтобы партия, передовой отряд рабочего класса, как можно лучше разбиралась в том, что кругом нее делается; надо, чтобы она ясно видела дорогу, понимала хорошо, что в каждую минуту надо делать. И надо, чтобы партия пред<



2016-01-02 619 Обсуждений (0)
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (619)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)