Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Воспитательные задачи в работе с пионерами старшего возраста



2016-01-02 747 Обсуждений (0)
II. Воспитательные задачи в работе с пионерами старшего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Первой задачей воспитателей и вожатых, работаю­щих со старшими пионерами, является формирование у них специфичной для данного возраста пионерской позиции: они—старшие в дружине—ее руководители, они готовятся вступить в ВЛКСМ, действуют плечом к пле­чу, в одном ряду со взрослыми — комсомольцами и ком­мунистами, участвуют в общем труде, вместе с ними борются за утверждение коммунизма. Это позиция пла­менных патриотов Родины, готовых, если понадобится, защищать ее с оружием в руках.

Иной характер приобретает у старших пионеров об­щественно-политическая и трудовая деятельность. Их дела должны быть полны высокой гражданской значи­мости, пронизаны духом серьезной борьбы. Они действу­ют в гуще общественной жизни, участвуют вместе со старшими товарищами в политических кампаниях, в анти­религиозной пропаганде, в борьбе с пережитками прошлого, нарушениями моральных норм социалистиче­ского общества, охраняют памятники революционного, боевого прошлого, народное достояние, родную природу. Их деятельность требует все более широких контактов с различными учреждениями и организациями.

Коллективный труд старших ребят принимает все более ярко выраженный общественно ценный характер. Они могут и хотят в полном смысле слова работать «вместе с рабочими и крестьянами».

Первостепенное значение приобретает идейно-поли­тическое воспитание подростков, сущность которого со­ставляет разъяснение социальных и политических основ советского строя, задач коммунистического строитель­ства и качеств личности нового человека. Надо стре­миться к тому, чтобы коммунистические взгляды и убеж­дения детей, воспитанные ранее в пионерской организа­ции и в значительной степени основанные на непосред­ственном авторитете взрослых, становились все более осо­знанными и действенными. От них можно требовать теперь высокой общественной и политической сознатель­ности.

Пионерская организация должна стать для старших подростков подлинной школой, готовящей их к созна­тельной общественной жизни.

Анализ причин некоторого ослабления интереса под­ростков к пионерской организации показывает прежде всего неудовлетворенность их привычными форумами деятельности, свойственными пионерам младшего и среднего возраста, которые противоречат бурно развивающемуся у них стремлению к утверждению собственной взрослости. Но старшие пионеры могут быть деятельны­ми, инициативными, энергичными, если организация их жизни соответствует их возможностям. Если для млад­ших и средних пионеров имело решающее значение, нас­колько привлекательна была внешняя сторона дела, то для старших важнее общественно полезная значимость их дел и та особая атмосфера, в которой протекает де­ятельность,— атмосфера общего подъема, сотрудниче­ства со взрослыми, творчества. Это такая деятельность, где есть возможность проявить наиболее ценные для са­мого подростка его личные качества и получить призна­ние сверстников, ?де каждый нужен, где от каждого мно­гое зависит, где каждому доверяют, считаются с его мне­нием. Разумеется, такая атмосфера не возникнет в деле мнимосерьезном, псевдоважном, где самостоятельность, инициатива, ответственность подростков только лишь декларируется.

Старшие пионеры — завтрашние комсомольцы, и вся организация их повседневной жизни по духу и стилю должна быть близка к тому, что их ожидает в ком­сомоле.

Пионерское поручение старшему пионеру — это про­верка деловых и политических качеств будущего комсо­мольца. Оно дается на более длительный срок — полу­годие, а то и на учебный год. Это может быть задание возглавить пионерскую агитбригаду, организовать в дружине клуб, вести кружок для младших и т. п.

Отрядные сборы старших пионеров должны харак­теризоваться более зрелым, высоким, пристальным взглядом ребят на свои дела, отношение к жизни, на гражданские позиции — свои и своих товарищей. Это сборы, диспуты, обсуждения. Здесь ребята учатся спра­ведливо оценивать себя и других, проходят школу прин­ципиальности, самокритики, приобретают опыт, активно способствующий процессу их общественного созревания.

Старшие пионеры, накопив достаточный опыт пионер­ской деятельности и утвердившись в своей роли членов самодеятельной организации, жаждут самостоятельно­сти, готовы стать и становятся подлинными хозяевами своей организации.

Учителю и вожатому теперь, как никогда ранее, не­обходима позиция последовательного уважения само­стоятельности пионеров, признания их авторитета. Надо

во всем, что касается пионерских дел, советоваться с ребятами, чаще просить помощи у них, чем предлагать им свою. Это создает особый стиль отношений между ребятами и взрослыми — стиль доверия, отвечающий потребностям старших пионеров и помогающий воспи­тателям эффективно осуществлять свое влияние на кол­лектив подростков.

III. Примерное содержание и формы работы с пионерами старшего возраста

Пионеры-ленинцы. В отличие от младших ребят старшие уже способны к работе над ленинскими труда­ми. Они знакомятся с речью В.И.Ленина на III съезде комсомола «Задачи союзов молодёжи», статьями: «Что такое Советская власть?», «Великий почин». С заветами В.И.Ленина, с тем, как они претворяются сегодня в на­шей жизни. Ребята знакомятся с Программой КПСС, моральным кодексом строителя коммунизма, решениями последних партийных съездов, Пленумов ЦК. КПСС, как воплощаются в жизнь эти решения в родном городе, районе, селе, области, крае, республике. Старшие пио­неры должны знать членов Политбюро ЦК КПСС, Гене­рального секретаря ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР, Председателя Президиума Верховно­го Совета СССР.

Старшие пионеры уже могут сами выступать с бесе­дами на ленинские темы в младших отрядах, вместе с комсомольцами они участвуют в работе «лекторской груп­пы», являются слушателями университета юного ленинца и т. д. Они проводят экспедиции «По дорогам ленинской мечты», собирают материалы по заданию музеев, науч­но-исследовательских учреждений и организаций.

Наша Родина строит коммунизм. Программа постро­ения коммунизма в нашей стране. Новый пятилетний план развития народного хозяйства. Знакомство с пла­нами развития родного края, с передовиками производ­ства своего города, района, области, края, республики. Встречи с коммунистами, комсомольцами. Активная по­мощь труженикам родного края в их делах на благо род­ной страны. Пионеры знакомятся с деятельностью Сове­тов депутатов трудящихся, налаживают деловое сотруд­ничество с местными общественными и государственными организациями, оказывая им всяческую посильную по­мощь, выполняя их поручения.

Старшие пионеры принимают участие в создании в школе краеведческого музея, выставок и стендов, посвя­щенных юбилейным торжествам, связанным с историей нашей Родины, с планами развития народного хозяйства, работают экскурсоводами в музеях и на выставках, про' водят беседы с младшими пионерами и октябрятами.

Они поддерживают тесную связь с пионерами всех союзных и автономных республик нашей страны: про­должают переписку с ними, проводят заочные соревно­вания, сборы, обмен делегациями, фестивали «Дружба народов», встречи на границах союзных республик, сов­местные экспедиции и лагеря «Дружбы».

За мир во всем мире. Борьба СССР за мир во всем мире. Борьба за мир всех прогрессивных сил планеты. Ге­рои этой борьбы —лауреаты Ленинской премии мира. Поддержка Советским Союзом всех народов, борющих­ся за свою национальную независимость, против коло­ниального гнета. Помощь СССР странам, освободив­шимся от колониальной зависимости, развивающим свою экономику, свое хозяйство. Коммунистические партии во всех странах мира — передовые отряды рабочего клас­са, организаторы борьбы трудящихся за мир, демокра­тию, социализм.

Некоронованные короли капиталистического мира. Агрессивная сущность империализма. Расширение фрон­та борьбы против империализма. Активное обсуждение материалов на эти темы на сборах отрядов, во время по­литических информации в классе, организация стендов «За мир во всем мире» и т. п.

Работа клуба интернациональной дружбы. Сборы, вечера, диспуты, беседы с интересными людьми. Связь с обществами дружбы с зарубежными странами, работа по заданию этих обществ. Проведение в дружине празд­ников дружбы народов. Знакомство с детскими прогрес­сивными организациями за рубежом, с организацией ! скаутов. Реакционная сущность американского и англий­ского скаутизма.

Старшие пионеры — завтрашние комсомольцы. Под­готовка к вступлению в ВЛКСМ. Изучение Устава ВЛКСМ, истории комсомола, материалов съездов ВЛКСМ. Знакомство с боевыми, трудовыми делами ком­сомольцев, комсомольцами родного города, района. Дру­жба с комсомольцами — шефами, воинами. Встречи с ветеранами комсомола. Выполнение поручений школьной комсомольской организации, участие в открытых комсомольских собраниях, вечерах, диспутах.

Проведение в отряде диспутов «Готов ли ты к вступ­лению в комсомол?», коллективные разговоры, споры о моральных и волевых качествах друг друга.

Пионеры против религии. Выработка сознательных атеистических взглядов, воинственной антирелигиозной позиции. Работа в клубе юных атеистов. Знакомство с атеистической литературой. Активная работа с ребятами из религиозных семей. Создание уголков и музеев атеис­тов. Организация антирелигиозных утренников, вечеров для пионеров, октябрят, родителей, местного населения.

Пионеры — будущие защитники Родины. Занятия по программе допризывной подготовки. Встречи с воинами. Участие во Всесоюзном походе комсомольцев и молоде­жи по местам боевой славы. Связь с ДОСААФ. Стрелко­вая подготовка. Санитарная. ПВХО. Связь. Сигнализа­ция. Более подробное знакомство с родами войск, с во­енной техникой и военными специальностями,

Занятия в отрядах ЮДСА, ЮДП, ЮДМ. Последова­тельное развитие и совершенствование военно-спортив­ных и спортивно-технических навыков. Организация и проведение дружинных тактических военных игр, военно-спортивных и военно-прикладных соревнований. Участие в городских и районных оборонных соревнованиях. Сда­ча норм на значок «Готов к защите Родины».

Работа по военно-патриотическому воспитанию сре­ди младших пионеров.

Труд старших пионеров. Знакомство с основными профессиями современного промышленного и сельско­хозяйственного производства, сознательная подготовка к будущей трудовой деятельности, посещение заводов, фабрик, колхозов, совхозов, встречи с людьми разных профессий, работа со справочниками, книгами о профес­сиях, знакомство с рабочей квалификацией, разря­дами и т. д.

В школе старшие пионеры берут на себя выполнение серьезных работ по ее ремонту и благоустройству (ре­монт мебели, помещения, электропроводки, строитель­ство площадок, теплиц, мастерских). Активно помогают в работе взрослым — шефам на заводе, в колхозе. По за­данию районных, городских организаций участвуют в работах по благоустройству города, района, в общегород­ских и районных воскресниках и субботниках, в мероприятиях по охране памятников, родной природы, орга­низуют общественно полезный труд младших пионеров и октябрят.

Борьба за знания — долг пионера. Старшие пионеры организуют кружки, клубы, общества, помогающие раз­витию познавательных интересов школьников. Здесь, в клубах, секциях, старшие пионеры получают возмож­ность вести самостоятельно научно-исследовательскую, конструкторскую и другую творческую работу, проводить диспуты по научно-популярным и фантастическим кни­гам, вечера занимательной науки, подготовку и органи­зацию в дружине олимпиад, турниров, конкурсов юных математиков, физиков, биологов, историков, географов, знатоков русского языка и литературы, вечеров на ино­странных языках. Активное участие принимают старшие пионеры в техническом творчестве — конкурсах техни­ков, конструкторов, изобретателей. Их прямая обязан­ность вести борьбу за всеобуч — организовывать посты всеобуча, рейды, вести кружки в младших классах.

В мире прекрасного. Знакомство на отрядных вече­рах и сборах с лучшими произведениями советского и зарубежного искусства, с творчеством писателей и поэ­тов, художников и композиторов, скульпторов и архитек­торов, актеров театра и кино.

Активная борьба за красоту в окружающем мире — за красоту в оформлении школы, класса, за красоту в одежде, внешнем виде, за внутреннюю красоту чело­века.

Участие в работе творческих коллективов дружины — ансамбле песни и пляски, пионерском театре, изостудии, литературном клубе и т. д.

Проведение конкурсов и смотров художественной самодеятельности в дружине, различных выставок, му­зеев, стендов. Организация работы по эстетическому воспитанию среди младших пионеров.

Физкультура и спорт пионеров старшего возраста. Участие в работе спортивных секций и клубов, в коман­дных соревнованиях на первенство дружины, во встре­чах с соседними дружинами, в соревнованиях на первен­ство района, города. Сдача норм ГТО.

Проведение игр-соревнований на велосипедах, лы­жах, коньках и санях, игр на воде во время купания, игр для тренировки легкоатлетов, футболистов, баскетболис­тов. Организаторская работа по распространению и пропаганде подвижных игр, лучших русских народных игр, обучение играм пионеров младшего и среднего возраста. Тренерская и инструкторская работа по физическому воспитанию среди младших пионеров.

Организаторская работа в дружине по физкультуре и спорту — проведение вечеров, встреч с мастерами спор-га, спортивных праздников, спартакиад, соревнований. Оформление стендов: «Советский спорт», «Спорт за рубе­жом», «Чемпионы и рекордсмены дружины».

Туризм и краеведение. Организация и проведение многодневных походов в пределах своей области, края, республики с целью изучения их особенностей и сбора краеведческого материала для школьного музея (уголка).

Проведение путешествий по стране, сдача норм на значок «Турист СССР».

Активное участие в туристских слетах и соревнова­ниях, организация в дружине походов выходного дня для младших пионеров.

* * *

В VIII классе часть старших пионеров вступает в комсомол. Они создают свою комсомольскую группу. Большинство восьмиклассников работает в органах дру­жинного самоуправления. Но отряд продолжает жить и действовать. Все свои дела он планирует вместе с ком­сомольской группой класса. Пионеры принимают актив­ное участие в открытых собраниях комсомольской груп­пы, а комсомольцы — в отрядных сборах, праздниках, встречах, соревнованиях.

Однако к концу VIII класса наступает пора проща­ния пионеров с отрядом. Совет дружины принимает решение о проведении торжественного сбора или линей­ки «Прощание восьмиклассников с отрядом». Каков бу­дет этот сбор или линейка — дело выдумки и смекалки совета дружины и его актива, всех пионеров. Но смысл их в том, что ребята прощаются с отрядом, они многому научились, многое узнали, дальнейшая дорога их яс­на — они идут в комсомол. Но они на всю жизнь остают­ся верными своей дружине, они клянутся укреплять ее традиции, передавать свои умения и навыки, свои зна­ния младшим ребятам. Они обещают и впредь работать в дружине — в совете, в клубах, в профильных отрядах, вожатыми и инструкторами младших пионеров, тренера­ми и руководителями кружков...

Этот сбор и для младших будет Хорошей зарядкой: они провожают старших и обещают следовать их путем, быть похожими на них, приложить все силы, чтобы жизнь их отрядов и всей дружины стала еще богаче, еще интереснее.

Смена смене идет!

* * *

Практическое использование «Ориентира» предпола­гает организацию последовательного процесса воспита­ния юных ленинцев с того момента, когда дети стано­вятся октябрятами, вплоть до вступления их в комсомол. Однако наличие «Ориентира» не освобождает руководи­телей от необходимости задуматься над конкретной си­стемой работы в своей дружине, ибо на практике опыт коллективной жизни пионеров отряда, уровень их обще­ственной зрелости может в известной мере не соответ­ствовать (быть выше или ниже) тому уровню, из которо­го исходят рекомендации «Ориентира». Педагоги и во­жатые в этом случае должны гибко использовать данные рекомендации, учитывать местные условия и возможно­сти своей дружины, своей школы.

«Ориентир» призван помочь так организовать общую работу дружины, чтобы найти каждому отряду ту сте­пень участия, то место в общем деле, которое будет соответствовать уровню развития и воспитательным за­дачам данного возраста пионеров.

При этом особенно важно организовать активное взаимодействие отрядов в дружине, совместную работу пионерских отрядов V, VI и VII классов с октябрятскими группами I, II и III классов; помощь старших отрядов младшим, тесный контакт в работе всех пионерских отрядов, охватывающих ребят одного пионерского воз­раста.

Следует создать широкую систему клубной работы в дружине, обеспечивающую взаимодействие пионеров разных возрастов, удовлетворение самых разнообразных интересов детей.

Особое внимание надо уделять четкой системе подбо­ра, подготовки кадров отрядных вожатых, выборного пионерского актива и пионеров-инструкторов.

Привлечь к работе в дружине возможно более широ­кий круг людей — педагогов и родителей, коммунистов и комсомольцев, ветеранов труда и воинов.

Деятельность дружины не должна прерываться ни в дни праздников и каникул, ни в летнее время.

Творческое применение на практике настоящих реко­мендаций, представляющих собой опыт построения дея­тельности пионеров в соответствии с их возрастными возможностями, должно привести к дальнейшему совер­шенствованию всей воспитательной работы в пионерской организации.

 

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации работы с объединением младших школьников "Октябрята" в учреждениях образования г.Бреста и Брестской области

Методические рекомендации адресованы заместителям директоров по воспитательной работе учителям начальных классов, воспитателям, методистам и педагогам-организаторам учреждений образования, Они определяют основные направления, формы и методы работы с младшими школьниками. Рекомендации предполагают творческое планирование работы с октябрятами согласно требованиям Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2009-2010 гг., программы "Дети Беларуси 2006-2010 гг.", с учётом педагогических задач ОО "БРПО" и региональных особенностей, в которых осуществляется деятельность детских коллективов.
В настоящее время перед современными учреждениями образования стоит задача поддержки и развития детских и молодёжных общественных объединений. Эффективным средством воспитания и социализации молодого поколения является социально значимая деятельность общественного объединения "Белорусская республиканская пионерская организация".

2 декабря 2007г. на XVII Республиканском пионерском слёте принято решение о возвращении младшим школьникам в возрасте от 7 до 10 лет исторически сложившегося на протяжении десятилетий названия октябрята. В соответствии с данным решением, младшие члены общественного объединения "Белорусская республиканская пионерская организация" наследники переименовываются в октябрята.



2016-01-02 747 Обсуждений (0)
II. Воспитательные задачи в работе с пионерами старшего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Воспитательные задачи в работе с пионерами старшего возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (747)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)