Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Методические рекомендации по организации работы с пионерами среднего возраста



2016-01-02 835 Обсуждений (0)
III. Методические рекомендации по организации работы с пионерами среднего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Вожатому и учителю — руководителям отрядов пяти-, шестиклассников следует иметь в виду, что хотя у пио­неров и проявляется потребность к самостоятельности, стремление к более активной деятельности, но у них еще недостаточно сформированы навыки самостоятельных действий, и эти навыки надо последовательно, постоян­но развивать и укреплять. Значительную помощь в этом может оказать естественное стремление младших под­ростков к красочным, романтично-привлекательным фор­мам работы. Разведка пионерских дел, система прика­зов, паролей, донесений, организация пионерских шта­бов являются, по существу, не только формами деятель­ности, в них уже заложены новые, привлекательные спо­собы действия, связанные с ощущением ответственности, точности, организованности, долга.

Сбор отряда пионеров V—VI классов становится выс­шим органом пионерского самоуправления. Здесь наме­чаются перспективы деятельности отряда, корректируют­ся и утверждаются календарные планы работы, опреде­ляются конкретные обязанности как отдельных пионе­ров, так и коллективов — звеньев, групп, бригад и т. д. Здесь пионеры отчитываются о выполнении поручений, на сборе подводятся итоги различных отрядных дел, да­ется оценка деятельности в отряде отдельных пионеров, звеньев, штабов, советов.

Младшие подростки обычно с большим интересом участвуют в коллективном обсуждении намечаемых в от­ряде дел. Однако подлинная заинтересованность в сбо­рах такого рода проявляется лишь тогда, когда взрослые относятся к мнениям и решениям ребят с уважением и до­верием, когда намеченные самими пионерами дела не­уклонно претворяются в жизнь.

Вместе с тем сбор отнюдь не теряет эмоциональной приподнятости — это неизменно яркое, праздничное со­бытие в жизни ребят, он сопровождается красочными ритуалами. На сборах ребята поют свои любимые песни, проводят конкурсы, смотры, викторины и т. д.

Совет отряда, руководимый вожатым, постоянно дей­ствует как организатор всей жизни ребят, распределяет поручения между звеньями и отдельными пионерами (через звено), осуществляет контроль за их выполне­нием.

Иную инструментовку получает в эту пору пионер­ское поручение. Его характер усложняется. Дает пору­чение пионерский коллектив (сбор отряда) или руково­дящий орган (совет). Поручение должно быть ясно и понятно пионерам, достаточно трудное, чтобы его хоте­лось выполнять, и достаточно легкое, чтобы его можно было выполнить. Оно дается на определенный конкретный срок, и по прошествии этого срока группа обязана отчитаться о выполнении порученного ей дела и полу­чить от коллектива ту или иную оценку. При этом важ­но, чтобы, оценивая работу, отряд обратил внимание на то, как это поручение выполнялось, — на проявленную пионерами догадку в деле, смекалку, самостоятельность. Поручения пионерам среднего возраста могут носить следующий характер:

а) Самостоятельная организация жизни своего отря­да: работа в совете отряда, вожатым звена, редактором стенной газеты, капитаном спортивной команды и др.

б) Самостоятельная работа с младшими товарища­ми в качестве вожатого октябрятской звездочки, пионе­ра-инструктора, руководителя кружка и т. д.

в) Работа в органах дружинного самоуправления (в совете дружины, в различных группах актива, созда­ваемых при совете, в штабе зоны пионерского действия, в совете клуба, в редколлегии дружинной газеты и т. д.).

Воспитатели и вожатые пионерских отрядов должны добиваться, чтобы каждый пионер постоянно принимал участие в выполнении какого-либо поручения, которое для одних служило бы средством воспитания их актив­ности, привлечения к общим делам отряда, для других — средством преодоления чувства неуверенности в себе, третьим же — хорошей практикой воспитания организо­ванности, собранности, четкости и т. д.

Особое внимание руководители и воспитатели пионе­ров младшего подросткового возраста должны обра­тить на организацию соревнования как между звеньями, так и с другими отрядами дружины. Являясь одним из самых эффективных средств, побуждающих пионеров к активной деятельности, соревнование вместе с тем при неправильной постановке ведет к проявлениям таких не­желательных качеств личности, как зависть, эгоизм, стремление добиться победы любыми средствами, вызы­вает у ребят желание подвести соперника, чувство радо­сти по поводу его неудач.

IV. Примерное содержание и формы работы с пионерами среднего возраста

О В.И.Ленине, его соратниках, Коммунистической партии Советского Союза, о революционных, боевых и трудовых традициях нашего народа. В отряде пяти-, шестиклассников происходит более активное творческое знакомство с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, борцов-революционеров — его соратников и последова­телей.

Пионеры среднего возраста не довольствуются зна­ниями, почерпнутыми из книг, фильмов. Они хотят искать, собирать интересные документы, факты из жизни замечательных революционеров-коммунистов и для это­го отправляются в походы и экскурсии по ленинским ме­стам, по местам жизни и деятельности ближайших со­ратников В. И. Ленина — виднейших деятелей нашей партии и государства. Они собирают сведения о первых коммунистах родного края, героях-подпольщиках, бой­цах революции и гражданской войны, организаторах Со­ветской власти и колхозов, Героях труда и Великой Оте­чественной войны, передовиках производства сегодняш­него дня, о том, как под руководством Коммунистиче­ской партии претворяются в жизнь ленинские заветы. Проводят пионерские сборы отряда или дружины по ма­териалам, собранным ими самими, организуют работу отрядов красных следопытов с показом результатов их поиска, походы по родному краю, встречи с интересными людьми, заочные путешествия: «Имя В. И. Ленина на карте Родины», «Имя В. И. Ленина на карте мира», Ле­нинские чтения.

О нашей Советской Родине. Наша Родина — СССР — Союз Советских Социалистических Республик — первая страна в мире, начавшая строить новое общество — со­циализм. Успехи СССР в строительстве социализма. Первые пятилетки. Тяжелые испытания, выпавшие на долю нашей страны в связи с нападением фашистской Германии. Великая победа народов СССР в войне с фа­шизмом.

СССР строит коммунизм. XXIII съезд КПСС и новый пятилетний план. Крупнейшие новостройки нашей стра­ны. Дружба, переписка с рабочими, передовиками про­изводства этих строек. Проведение пионерских сборов, оформление выставок, стендов, посвященных успехам нашей страны в развитии народного хозяйства.

Организация и проведение в яркой эмоциональной форме политических информации, «устных журналов», «живых газет»: «У карты Родины», «Стройки пятилетки», викторин «Знаешь ли ты свою Родину?».

Наш родной край — частица Родины. Знакомство с историей, экономикой, природой родной области, края, республики. С боевыми, революционными, трудовыми традициями трудящихся родного края, с общественными организациями и государственными учреждениями, с их повседневной деятельностью, с задачами, которые они решают сегодня. Знакомство с историческими, револю­ционными, трудовыми и боевыми памятниками родного края.

Регулярные встречи с учеными, специалистами, пере­довиками промышленности и сельского хозяйства родно­го края, руководителями общественных организаций и учреждений. Походы по родным местам в пределах сво­ей области, края, республики.

Помощь октябрятам в знакомстве с их родным краем.

За мир и дружбу на Земле. Дальнейшее развитие свя­зей с пионерами союзных и автономных республик стра­ны. Переписка с друзьями. Взаимный обмен новостями о пионерских делах, пионерскими песнями, танцами. Кон­курсы на лучший рисунок, сувенир дружбы и т. д. Орга­низация встреч, лагерей дружбы на границах автоном­ных и союзных республик СССР, участие в эстафетах мира и дружбы, поездки в гости друг к другу. Органи­зация и проведение в дружине Недели дружбы народов накануне Дня Советской Конституции или 1 Мая.

Более глубокое знакомство с жизнью пионеров зару­бежных стран. Законы и обычаи их жизни. Их участие в борьбе за дело коммунистических и рабочих партий, союзов трудящейся молодежи этих стран. Организация клуба интернациональной дружбы, клуба разноцветных галстуков. Переписка с пионерами других стран. Прове­дение сборов, посвященных дружбе нашего народа с на­родами стран социализма, организация выставок, стен­дов. Встречи с советскими людьми, побывавшими в со­циалистических странах, с гостями из этих стран. Организация «Пионерского агентства новостей». Кон­курсы на лучший рисунок, фотографию, стихотворение на тему дружбы народов.

Наш вожатый — комсомол. Знакомство с историей Коммунистического Союза Молодежи — пять орденов комсомола. Комсомольцы — боевой отряд молодежи, верный помощник партии,—они везде, где особенно труд­но, там, где нужны молодые, смелые руки. Комсомоль­ские стройки страны. Встречи с комсомольцами — вете­ранами двадцатых, тридцатых годов.

Комсомольцы завода, колхоза и т. д. Встречи с ними, личное знакомство с их делами. Наш вожатый — член комсомола. Его дела на производстве. Комсомольцы школы. Их дела, их успехи. Выполнение пионерами за­даний комсомола.

Пионеры против религии. Понимание антинаучной сущности религии. Знакомство с литературными, драма­тическими антирелигиозными произведениями. Про­смотр антирелигиозных фильмов. Организация для младших школьников, родителей, населения антирели­гиозных вечеров с беседами атеистов, показом фильмов и диафильмов, опытов, разоблачающих церковные «чу­деса». Оформление в школе «Уголка атеиста».

Пионеры — друзья Вооруженных Сил СССР. Дружба с воинами. Работа в отрядах ЮДСА, ЮДП, ЮДМ. Изу­чение военного дела: топографии, ориентирования, мас­кировки, наблюдения, связи. Расширение военно-спор­тивных умений — преодоление полосы препятствий, пол­зание по-пластунски, метание облегченной гранаты, пе­реправа через реку на плоту и другими способами и т. д. Военные игры на местности —«Разведка», «Отряд на марше», «Бой в обороне», «Штурм высоты» и др.

Походы по местам боевой славы. Сбор материалов о героях. Создание уголков, музеев боевой славы.

Моделирование основных видов современного ору­жия — самолетов, вертолетов, танков, ракет, боевых ко­раблей; выставки макетов, моделей, участие в районных, городских соревнованиях на лучшую действующую мо­дель.

Праздники в отряде — 23 февраля, 9 мая.

Занятия с октябрятами по овладению военно-спортив­ными умениями.

Труд пионеров. Главный вид трудовой деятельности пионеров среднего возраста — работа в зоне пионерско­го действия: озеленение и благоустройство зоны, забота о малышах, помощь всем, кто нуждается в ребячьих ру­ках, — почта, аптека, магазин, мастерская, завод, фаб­рика, колхоз и т. д. Выращивание урожая на учебно-опытном участке. Охрана зеленых насаждений, урожая. Помощь местной пожарной команде по проведению про­филактических противопожарных мероприятий. Органи­зация во дворе «Бюро добрых услуг», воскресных дет­ских садов на общественных началах, бригад юных кни­гонош.

Помощь школе — организация бригад по ремонту на­глядных пособий и инвентаря.

Знакомство с трудом взрослых, с основными профес­сиями, характерными для данной местности. Посильная помощь в делах взрослых. Воскресники и субботники «Пионеры — Родине».

Формирование добросовестного отношения к труду. Забота об охране социалистической собственности, не­примиримое отношение к лодырям, очковтирательству. Организация общественно полезного труда в группах октябрят.

Пионеры хотят много знать. Расширение кругозо­ра ребят: знания не только из учебников — работа с книгой (обсуждение прочитанного, читательские конфе­ренции, литературные вечера-встречи с героями книг), коллективное прослушивание научно-популярных радио- и телевизионных передач.

Создание клубов любознательных, друзей науки и техники, изобретателей. Проведение вечеров занима­тельной науки, викторин, турниров, конкурсов смекал­ки, географических, математических, физических олим­пиад, смотров работ юных техников и натуралистов. Выпуск устного журнала «Хочу все знать». Оформление стендов «Новости науки и техники», «Знаешь ли ты?».

Помощь учителю в организации урока. Борьба с под­сказками, списыванием, нечестным отношением к выпол­нению домашних заданий, с лодырями и нарушителями порядка на уроке. Организация взаимопомощи в звене и отряде. Помощь школе в осуществлении закона о все­общем обязательном обучении. Рейды и посты всеобуча. Подготовка малышей к школе. Работа с октябрятами по развитию их любознательности, ответственного отноше­ния к учению.

Учить пионеров видеть и понимать прекрасное. Зна­комство с выдающимися русскими и советскими деяте­лями культуры и искусства, с их произведениями (вече­ра, сборы, беседы, викторины, лекции, посещение выста­вок, театров, кино, создание в школе выставок репродук­ций картин, стендов и т. д.).

Красивое вокруг нас. Наблюдения в природе, в жиз­ни. Критический подход, разбор, что по-настоящему красиво, хорошо в одежде, поведении товарищей. Что безвкусно, плохо.

Участие в работе творческих коллективов: хор, драмколлектив, пионерский театр, танцевальный коллектив, изостудия, оркестр, конкурсы и олимпиады пионерской художественной самодеятельности. Выступление в кон­цертах перед товарищами, младшими ребятами, родите­лями, шефами.

Работа с октябрятами по эстетическому воспитанию.

Физкультура и спорт пионеров среднего возраста. Регулярные занятия в одной из спортивных секций. Уча­стие в соревнованиях по выбору: пионерское четырех­борье, «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Олимпий­ская снежинка», по лыжам на приз «Пионерской прав­ды», по плаванию — «Веселый дельфин», по гимнастике, подвижным играм. Выполнение нормативов БГТО. Уча­стие в спортивных встречах между соседними отрядами.

Туризм. Участие в однодневных и двухдневных похо­дах. Отработка навыков туриста — разбивка бивуака, устройство ночевки, хождение по азимуту, ориентиров­ка по местным предметам, по солнцу, звездам, пригото­вление обеда в походе. Умение находить в лесу съедоб­ные растения и использовать их в пищу, узнавать лекар­ственные растения, знание животных и птиц родного края, вредных ядовитых растений, умение оказывать по­мощь при укусах змей, пчел и т. д. Сдача нормативов на значок «Юный турист».

Организация спортивных и туристских клубов, уча­стие в их работе, проведение вечеров, встреч с мастера­ми спорта.

Туристская работа с октябрятами.

* * *

Переход на следующую возрастную ступень органи­зации сопряжен с большими сдвигами в психике под­ростков, с появлением ощутимого стремления жить и действовать «как взрослые».

Вот почему необходимо так определить позицию старших пионеров, чтобы она не только сохраняла, но и развивала у них интерес к общественно полезной дея­тельности пионерской организации. Важно, чтобы эта позиция была привлекательна для ребят еще задолго до самого перехода в новую возрастную группу, чтобы они стремились к ней, ждали того момента, когда их назовут старшими пионерами. Сам же переход должен сопро­вождаться торжественным сбором, встречей у костра или другим каким-либо красочным ритуалом, во время которого перед пионерами ясно и определенно ставились бы новые задачи, раскрывались новые их права и обязан­ности. Проводить такой ритуал необходимо в первые дни занятий в VII классе.



2016-01-02 835 Обсуждений (0)
III. Методические рекомендации по организации работы с пионерами среднего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Методические рекомендации по организации работы с пионерами среднего возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (835)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)