Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Методические рекомендации по организации работы с октябрятами



2016-01-02 1576 Обсуждений (0)
III. Методические рекомендации по организации работы с октябрятами 0.00 из 5.00 0 оценок




Каковы наиболее важные требования к организации работы октябрятской группы?

Прежде всего — правильная дозировка деятельности ребят, особенно трудовой, чередование разнообразных видов работы, красочность и яркость оформления всех коллективных дел. Жизнь октябрятских групп и звездочек должна быть пронизана игрой, а все дела октябрят — но­сить конкретный характер.

Октябрятская группа организуется в I классе. Один из пионерских отрядов дружины работает с ней до тех пор, пока октябрята не станут пионерами. Вожатый груп­пы — комсомолец или старший пионер. Группа октябрят делится на звездочки. В каждой звездочке — 5 октябрят. Вожатый звездочки — пионер V, VI или VII класса. Для лучшей организации работы с группой очень важно, что­бы все звездочки были примерно равными как по коли­честву октябрят, так и по их силам. Это объясняется тем, что вожатому часто приходится прибегать к организации таких игр и занятий, где звездочка выступает в роли ко­манды, бригады.

Весьма желательно формирование звездочек из ре­бят, живущих рядом: в одном доме, в одном дворе. Дружба в эти годы рождается, как правило, по принци­пу соседства — живут рядом, сидят за одной партой. К тому же это позволяет звездочке собираться не только в школе.

Примерно раз в месяц вожатые вместе с учителем проводят общие сборы октябрятской группы, на кото­рых беседуют с октябрятами на те или иные темы, игра­ют, читают им книги, показывают диафильмы, проводят различные конкурсы, разучивают песни, танцы. Очень важно, чтобы эти занятия все время чередовались: бесе­да, требующая сосредоточенности и внимания, сменя­лась игрой, а игра — делом, призванным вновь собрать внимание октябрят.

В конце каждой такой встречи желательно вместе с октябрятами в спокойной и дружеской форме оценивать действия звездочки, отдельных ребят, их успехи и не­удачи.

Особое значение приобретает организация обществен­но полезного труда октябрятской группы: выбор цели, распределение обязанностей. Труд, как правило, должен быть коллективным, у каждой звездочки свой участок работы, четкое и ясное задание. Обязательно посильное чередование труда и отдыха, смена видов работы. Важен также игровой момент, всегда увлекающий малышей. Не просто уборка двора, а «война с королем Мусором»; из­готовление игрушек на елку — в «мастерской Деда Мо­роза», с «октябрятским конвейером», «Кукольное ате­лье», где октябрята шьют платья своим куклам.

В октябрятской звездочке поручения ребятам дает вожатый-пионер или коллектив звездочки. Все поручения достаточно просты, конкретны: ребятам всегда должно быть ясно, как и что делать и, главное, для чего все это надо делать. Вожатый назначает: санитара («стража чи­стоты»), цветовода («друга цветов»), скорохода-связно­го, знатока погоды (ведущего календарь погоды). Со временем круг поручений расширяется. На втором году жизни октябрятской группы появляются задания быть «хранителем клада игр и затей», «заведующим веселой библиотекой» и т. д.

Поручения даются октябрятам на сравнительно ко­роткие сроки — на две недели, месяц — и постоянно ме­няются.

Учитель играет чрезвычайно важную роль в коллективе младших школьников. Он должен максимально спо­собствовать формированию у детей чувства принадлеж­ности к октябрятскому коллективу, установлению друже­ских взаимоотношений между октябрятами и их стар­шими товарищами — пионерами. Педагогу следует тер­пеливо готовить пионеров-вожатых, не обладающих достаточным опытом работы с малышами, к выполне­нию роли руководителей, организаторов жизни октябрят.

IV. Примерное содержание и формы работы с октябрятами

Октябрятам о В. И. Ленине. Знакомство с жизнью и деятельностью В.И.Ленина. Детство В.И.Ленина. Ле­нин — вождь Великой Октябрьской социалистической революции, борец за счастье трудового народа.

Читая вслух первые книги о Ленине, слушая расска­зы вожатых, учителей, старших друзей, октябрята зна­комятся с эпизодами из его жизни, борьбы и труда. Бе­седы, отрывки из произведений должны быть доступны пониманию октябрят, носить образный, увлекательный характер, подкрепляться показом диафильмов, репродук­ций картин, посвященных В. И. Ленину.

Почему ребят называют «октябрятами», «внучатами Ильича»? Этому посвящаются беседы вожатых, пионе­ров, разучивание песен и стихотворений о юных ленин­цах-пионерах и октябрятах — внучатах Ильича. Празд­ники «День красной звездочки», день рождения В.И.Ле­нина.

Октябрятам о Родине. Наша страна — Союз Совет­ских Социалистических Республик. Флаг, герб, гимн СССР. Доступная информация о событиях в стране по материалам газет и журналов, радио- и телевизионных передач. Чтение книг о Родине, о дружбе всех советских народов, просмотр фильмов и диафильмов.

Родина — это-все, что нас окружает. Первое знаком­ство октябрят с окружающим их миром: школа, ули­цы, прилегающие к школе. На улицах — завод, фабрика, магазин, аптека, почта, детский сад, больница. В селе — ферма, клуб, мастерская и т. д. Здесь трудятся советские люди, родители октябрят. Что они делают? Для чего? Знакомство с их трудом (почтальон, милиционер, рабо­чий-строитель, продавец, воспитатель детсада, шофер, водитель трамвая, летчик, пожарник, колхозник и т. д.), объяснение общественной значимости их труда. Игры в почту, стройку, магазин, в больницу, школу, детский сад, в трактористов, железнодорожников, в «город Октябрятск». Экскурсии в поле, лес, на реку. Рисунки на темы: где я был, что я видел.

Октябрятам о защитниках Родины. Советские во­ины — на страже мира. Наша армия защищала Совет­скую страну в борьбе с врагами. Рассказы, экскурсии в музеи, просмотры фильмов, позволяющие ребятам как можно полнее узнать и научиться ненавидеть фашизм, буржуев-насильников, которые во имя собственной на­живы эксплуатируют, убивают людей.

Встречи с воинами. Рассказы об армии, чтение книг, просмотр кино- и диафильмов. Рисунки на тему о Совет­ской Армии. Герои-воины. Общие представления о родах войск: пехотинцы, артиллеристы, танкисты, летчики, ра­кетчики, моряки.

Игры октябрят в летчиков, танкистов, ракетчиков, «парад октябрятских войск» в день 23 февраля, 9 мая.

Стихи и песни о Советской Армии, солдатские песни. Простейшие военно-прикладные навыки октябрят: быть наблюдательными, уметь маскироваться, преодолевать небольшие препятствия и т. д.

Через стремление ребят к военной игре умело воспи­тывать у них такие качества, как дисциплина, смелость, находчивость.

Октябрятам о дружбе детей в Стране Советов. Октя­брята в наших союзных республиках. Рассказы, фото­графии, фильмы и песни о том, как они живут, чем зани­маются, какие песни поют и в какие игры играют, какие сказки им нравятся. Чтение октябрятской страницы «Звездочка» в газете «Пионерская правда», присмотр телепередач, проведение утренников, встреч с героями любимых сказок народов СССР.

У октябрят есть друзья и за рубежом: в Польше — зухи, в Болгарии — чавдарчата, в Венгрии — кишдо-боши, в Чехословакии — искорки и т. д.

Труд октябрят. Первые навыки общественно полез­ного, коллективного труда. Подготовка «уголка октяб­рят». Дежурство октябрят по классу, работа на при­школьном участке. Забота о цветах, кустарниках, де­ревьях. Забота о птицах, зимующих в родных краях, сбор ягод, грибов, желудей, лекарственных трав. Сбор маку­латуры. Самообслуживание дома.

Навыки простейшего мастерства — приготовление игрушек для елки, для малышей во дворе, подарков ма­ме в день 8 Марта, пионерам — к 19 мая, младшим и старшим братьям и сестрам.

Октябрята прилежно учатся. Учение в школе — гла­вный труд, основная обязанность октябрят. Внимание октябрятских групп, вожатых к прилежной учебе каж­дого октябренка.

Создание в группе «библиотечки октябрят». Разго­вор о книгах, о чтении. Выпуск своих «книжек-малы­шек».

Клуб «Почемучек». Праздник «Прощание с буква­рем», конкурс «Хорошо ли мы считаем, пишем и чита­ем». Смотры тетрадей и учебников, чистоты и порядка в домашнем «уголке школьника».

Октябрятам о прекрасном. Экскурсии и прогулки октябрят: «Наша школа» — с рассказом, как пионеры за­ботятся о том, чтобы школа была красивой; в школьный сад, по ближайшим улицам, где малышам показывают новые красивые здания, памятники, помогают увидеть красоту родной природы во все времена года.

Занятия по развитию творчества ребят, разучи­вание стихов, песен, танцев, занятия в кукольном или теневом театре, октябрятском хоре, лепка, рисование, украшение класса, комнаты к праздникам.

Экскурсии в музеи, на выставки (в том числе и шко­льные).

Коллективные походы в кино, театр с последующей беседой об увиденном, услышанном.

Праздники-смотры чтецов, художников, исполните­лей танцев и песен. Праздники Нового года, встречи и проводы птиц, первого снега и первой травы, цветов, урожая.

Физкультура у октябрят. Навыки в соблюдении ре­жима дня, правил гигиены, охраны здоровья. Праздник Мойдодыра.

Разучивание комплексов физической зарядки. Смотр — кто лучше их выполняет. Игры-соревнования: бег со скакалкой, гонки обручей, школа мяча, спуск с .!горы на санях, стрельба снежками в цель и т. п.

Командные игры-соревнования: «Перестрелка», «День-ночь», «Охотники и утки» и т. д.

Обучение ходьбе на лыжах, бегу на коньках. Лыжные прогулки. Зимний праздник во дворе с аттракционами «и играми-соревнованиями.

Октябрятам о пионерах. Знакомство с жизнью и де­лами отряда — руководителя октябрятской группы. Песни, игры пионеров. Страницы пионерской летописи, расска­зы, книги, фотографии и фильмы о героях-пионерах гра­жданской и Отечественной войн, о Павлике Морозове и Мамлакат. Пионерская символика: Красное знамя, флаг, вымпел, галстук, значок, салют, девиз и Законы юного пионера, пионерские атрибуты: горн, барабан и т. д.

Беседы вожатых групп и пионеров-инструкторов, учителей, родителей о пионерской организации. Чтение книг, просмотры фильмов и диафильмов о пионерах и октябрятах. Встречи, приглашения на пионерские сборы и праздники: пионеры — октябрятам, октябрята — пионе­рам. Игра-соревнование «Путешествие в страну Пионе­рию».

Октябрята становятся пионерами. В III классе боль­шинству октябрят исполнится 10 лет, и они могут уже вступать в пионерскую организацию. Это очень важный шаг в их жизни. Они знакомятся с новыми высокими, привлекательными для них требованиями полноправных членов пионерской организации. Важно, чтобы сам прием в пионеры был торжественным и волнующим, подчерки­вал значение организации, в которую вступает октябре­нок, ее самодеятельный характер, ее права.

Октябренок должен знать, что в пионеры его принима­ют старшие товарищи, что рекомендует его вожатый октябрятской звездочки — пионер, что вожатый ручается за него в том, что он не подведет товарищей, будет нас­тоящим юным ленинцем.

Прием в пионеры происходит на сборе отряда стар­ших пионеров. Вожатый звездочки представляет отряду октябрят — будущих пионеров. Пионеры обсуждают каж­дого; кто пожелал вступить в пионерскую организацию, а потом решают вопрос о его приеме в свои ряды откры­тым голосованием.

На ближайшем сборе дружины все ребята, принятые на отрядном сборе в пионеры, перед строем дружины, перед Красным знаменем дают Торжественное обещание, и им повязывают красные галстуки.



2016-01-02 1576 Обсуждений (0)
III. Методические рекомендации по организации работы с октябрятами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Методические рекомендации по организации работы с октябрятами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1576)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)