Оценка производится в SWOT-анализе на основе расчета силы бизнеса (СБ)
SWOT - анализ силы, слабости, возможностей и недостатков дает возможность выявить степень конкурентоспособности ж.д. транспортного предприятия по сравнению с предприятиями других видов транспорта и разработать мероприятия по повышению силы бизнеса железной дороги.
Оценка конкурентоспособности предприятия транспортной продукции и транспортной организации
Таблица 3.1.
Наименование показателя
Обозначения и вычисления
Весовые коэффициенты
ж.д
авто
соотношение показателей
Минимально возможное количество адресных обращений, посещаемых клиентом при оформлении перевозки, раз
Количество обработанных договоров, шт.
1.17
Среднее количество адресных обращений при оформлении перевозки, раз
5,2
4,1
0.78
Коэффициент доступности
0,15
0.38
0.48
1.26
Количество договоров с дополнительными услугами, шт.
0.73
Коэффициент, характеризующий среднее количество оказанных дополнительных услуг по одному договору к оптимальному их количеству
0,32
0,24
0.75
Коэффициент комплексности обслуживания
0,18
0.128
0.059
0.46
Минимально необходимое время обслуживания в одной инстанции, дни
0.6
Среднее фактическое время обслуживания в одной инстанции, дни
4,8
3,2
0.6
Коэффициент, характеризующий среднюю долю фактически участвующих инстанций при оформлении договора в общем количестве
0,7
0,6
0.85
Коэффициент оперативности
0,30
0.43
0.375
0.87
Количество договоров с задержками
1.3
Коэффициент, характеризующий среднее время задержки груза к общему времени доставки
0,05
0,07
1.4
Коэффициент надежности
0,40
0.89
0.86
0.96
Сумма коэффициентов весомости
1.03
Общий уровень качества (фирменности) транспортного обслуживания (сила бизнеса)
0.54
0.52
0.96
Суммарная сила бизнеса
1.06
Доля рынка по силе бизнеса
0.509
0.49
0.96
Относительная доля рынка
1.038
0.96
0.92
Таблица 3.2
Конкурентные преимущества
Весовые коэффициенты
Частная оценка
Взвешенная оценка
Отклонения ж.д. станции от авто предприятия
ж.д. станция
автопредприятие
ж.д. станция
автопредприятие
Качество услуг
0,23
4,5
4,1
1,035
0,943
+0,092
Уровень услуг
0,17
4,3
0,68
0,731
-0,051
Ассортимент
0,15
3,9
0,6
0,585
+0,015
Доля рынка
0,15
4,2
3,6
0,63
0,54
+0,09
Реклама
0,1
2,8
4,6
0,28
0,46
-0,18
Производственный персонал
0,2
4,5
4,1
0,9
0,82
+0,08
Итого
24,6
4,125
4,079
0,046
Количественная оценка конкурентоспособности транспортной организации
Анализ:
Недостаток ж.д.
по сравнению с автотранспортом
Мероприятия по устранению
Продолжительное согласование договора
Автоматизация процесса согласования
Неэффективное участие отдельной инстанции в процессе оформления договора
Жесткие меры по наведению порядка в инстанциях (дисциплинарные и денежные наказания)
Относительно автотранспорта небольшое, но в целом неудовлетворительно высокое количество договоров с задержками
Оперативное решение текущих проблем, связанных с быстродействием системы согласования и человеческим фактором.
Недостаточное количество рекламной продукции, несоответствие ее качества современным требованиям
Привлечение профессиональных РR-менеджеров и маркетологов для определения проблем и путей их решения