Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание 5. Понятийный диктант или тест соотнесения



2016-01-05 5577 Обсуждений (0)
Задание 5. Понятийный диктант или тест соотнесения 0.00 из 5.00 0 оценок




СЛОВАРЬ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

 

1) Состояние конфронтации, противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и западными государствами — с другой, продолжавшееся с 1946 г. до конца 80-х гг. а) репарация
2) Возмещение государством после войны причиненного им ущерба в денежной или иной форме, определяемое мирным договором б)космополитизм
3) Возвращение на родину военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся в ходе войны за ее пределами в) конфронтация
4) В советское время — условный термин для обозначения границы между «свободным» и «коммунистическим» миром или стены, отделяющей социализм от капитализма г)контрибуция
5) Одна из форм национализма, направленная против евреев д) «железный занавес»
6) Политика, направленная на наращивание военной мощи государства для решения внутренних и внешних проблем военными средствами е) репатриация
7) Противоборство, столкновение противоположных интересов, противопоставление сторон ж) «атомная дипломатия»
8) Идеология мирового гражданства, отрицание узких рамок национального патриотизма и восхваления своей самобытности, замкнутости своей национальной культуры з) «холодная война»
9) В советское время — система всех лагерей и тюрем, где содержались жертвы массовых репрессий и произвола и) антисемитизм
10) Внешнеполитический курс, основанный на стремлении использовать изобретение атомной бомбы в целях политического шантажа и давления на другие страны л) милитаризм м) ГУЛАГ

Задание 6. Проанализировать текст, ответить на вопросы и отразить в ответах личное восприятие.

1. Попытайтесь охарактеризовать уровень жизни народа
на рубеже 40—50-х гг. Размышляя над данной проблемой,
прочитайте фрагменты из писем, опубликованных уже в наши
дни.

Из письма А. Егорова (Владивосток):

«В 30-е годы под корень раскорчевали нашу родню. Одного дядю застрелили, другого угнали на Беломорканал, а бабушку с дедушкой — на Соловки. Отцу моему, как бывшему красноармейцу, удалось уехать из деревни сразу же после известного письма Сталина «Головокружение от успехов». Это спасло нашу семью от крепостной неволи, но не спасло от крушения. Вырванные с корнем, мы то уезжали в города, на стройки и шахты, то, спасаясь от голода, возвращались в деревню, то снова уезжали и опять возвращались на круги своя...

Так вот занесло нас в голодном 47-м году в деревню, где нас сразу же обложили налогом (картошка, яйцо, шерсть, мясо), а приехали мы туда поздней осенью, я хорошо запомнил: 26 сентября, и мне пришлось догонять своих одноклассников. Только мы рассчитались с этой бедой, нам подбросили новую: обложили налогом денежным, как единоличников.

Продал отец все с себя, с нас. Рассчитался и, завербовавшись, повез нас на Сахалин. Но... перед отъездом похоронили брата, в дороге похоронили сестру. В дороге же переболели и мы,с отцом, отлежались в больнице. По приезде на Сахалин похоронили маму, а через полгода отца. Брат мой до трех лет не ходил, а когда выпали молочные зубы, то от голода вообще не выросли >>.

Из письма инвалида Великой Отечественной войны И. П. Прибрежного:

«Говорят, что Сталин был жесток, и правильно, такой он и должен быть. Гуманность людей доводит до гибели.

Я никогда не забуду слова Чингисхана, которые я прочел в одной книге: «Врага лаской не возьмешь». И это верно. А мы до чего сейчас докатились? Один разврат, воровство, спекуляция, убийства, насилие, вообще целая анархия. У нас при Сталине шла война, а продуктов было больше и в пять раз дешевле, несмотря на то, что работали одни старики и дети. Не нужно все валить на Сталина. Он если б сейчас был живой, так мы бы работали 4 часа в сутки и в масле плавали. Он, несмотря на все трудности, с каждым днем делал переоценки товаров — все дешевле и дешевле. А сейчас у нас утром поднялся, а цены на рынке уже подросли за одну ночь, да и в магазинах то же самое. Цены добавляют, кто, сколько хочет, а контроля нет никакого. Только языками болтают, переливаем из пустого в порожнее, а изменения никакого. Пойдите, где-нибудь попробуйте добиться справедливости. Вот до чего вся эта гуманность нас довела».

2. Как вы думаете, почему отношения сотрудничества между ведущими государствами антигитлеровской коалиции оказались ограниченными рамками военного времени? Раскройте истоки наступившей в условиях мира «холодной войны». Как вы считаете, ответственны ли за ее начало обе противоборствующие стороны? Сравните различные точки зрения по вышеуказанной проблеме.

Из статьи Л. Безыменского, В. Фалина «Кто развязал «холодную войну»;

«Холодная война» разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать Землю «по крайней мере на 85 процентов» (выражение г. Трумэна) похожей на американский эталон. «Холодная война» не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению».

Из статьи Дж. Л. Геддиса «О прошлом во имя будущего»:

«Статья Л.Безыменского и В.Фалина... являет собой пример «попятного движения» в области истории... Такая точка зрения понятна, прежде всего, потому, что она не допускает возможности, что ни та, ни другая сторона в 1945 г. не желала «холодной войны»... По окончании второй мировой войны и США, и Советский Союз заботились в первую очередь о собственной безопасности. Трагедия заключалась в том, что добивались они своей цели в одностороннем порядке, вместо того чтобы действовать сообща...

История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого и черного».

При рассмотрении такого сложного вопроса, как истоки «холодной войны», нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».

3. Какое влияние, с вашей точки зрения, должна была
оказать «холодная война» на внутреннюю жизнь стран раз
личных общественно-политических систем?

Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что многие видные ученые разных стран, принимавшие участие в работе по созданию атомного оружия, стали впоследствии активными участниками антивоенного движения, борцами за права человека?

Обратите внимание на строки, написанные академиком А. Д. Сахаровым в июне 1972 г.:

«Я начал общественную деятельность около десяти — двенадцати лет назад, осознав преступный характер возможной термоядерной войны и воздушных испытаний термоядерного оружия. С тех пор я пересмотрел многое в своих взглядах, в особенности начиная с 1968 г., но основа моих взглядов все же осталась прежней...

Я по-прежнему считаю, что преодоление трагических противоречий и опасностей нашей эпохи возможно только на пути сближения и встречной деформации капитализма и социалистического строя.

В капиталистических странах этот процесс должен сопровождаться дальнейшим усилением элементов социальной защиты прав трудящихся, ослаблением милитаризма и его влияния на политическую жизнь. В социалистических странах также необходимо ослабление милитаризации экономики и мессианской идеологии, жизненно необходимо ослабление крайних проявлений централизма и партийно-государственной бюрократической монополии как в экономической области производства и потребления, так и в области идеологии и культуры.

Я по-прежнему придаю решающее значение демократизации общества, развитию гласности, законности, обеспечению основных прав человека».

Задание 7. Подготовьте устное сообщение о послевоенных репрессиях:

дело Жукова

дело авиаторов

дело врачей

Ленинградское дело

репрессии против народов СССР 1945-1953 гг.

Требования к результатам работы: план устного ответа и письменная работа в тетради

Дополнительная литература:

1.​ Зубкова Е.Ю. «Послевоенное советское общество: политика и повседневность 1945-1953 гг.».М; 2004;

2.​ Зубкова Е.Ю. «Советская жизнь 1945-1953 гг./ документы советской истории/».М; 2003;

3​. Яковлев А.Н. «Советско-американские отношения».М; 2004;

4​. Гайдук И.В. «Сталинское десятилетие холодной войны: факты и гипотезы».М; 1999;



2016-01-05 5577 Обсуждений (0)
Задание 5. Понятийный диктант или тест соотнесения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание 5. Понятийный диктант или тест соотнесения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5577)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)