Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическая работа №14



2016-01-05 9285 Обсуждений (0)
Практическая работа №14 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА: СССР 60-80-Е гг. XX века.

 

ЦЕЛИ:

1. Актуализировать представления об эпохе «застоя».

Студент должен знать:

- задачи внутреннего развития СССР в 60-70-е гг. XX века и противоречивость внутренних тенденций развития.

- значение понятия «диссиденство».

Студент должен уметь:

- участвовать в обсуждении проблемы.

- сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты, события, явления.

- готовить устные сообщения.

План практического занятия:

1.​ Л.И.Брежнев – личность в истории.

2.​ Экономическая реформа 1965 года.

3.​ Дальнейшее развитие экономики в 70-е гг.

4​.Правозащитное движение в СССР.

5.​ Внешняя политика СССР в 60-80-е гг.

Задание 1. Подготовить устное сообщение о персоналии Л.И.Брежнева.

Задание 2. Заполнить схемы:

1.

Реформа в

промышленности

2.

3.

1.

2.

3.

Реформа в сельском хозяйстве

4.

5.

6.

7.

Задание 3. Заполнить таблицу:

Направления экономической политики Содержание экономической политики
1. Приоритетные отрасли экономики  
2. Управление промышленностью  
3. Планирование (срок, основные показатели, соотношение плановых показателей)  
4. Основные показатели по отраслям  
5.Методы интенсификации и достижения роста  
6. Управление сельским хозяйством  
7. Отношение к личному подсобному хозяйству  
8.Основные статьи импорта из стран СЭВ, из других стран  

Задание 4. Раскрыть понятие «диссидент», провести исторические параллели.

Подготовить устные сообщения о персоналиях:

П.Григоренко

А.Сахаров

А.Солженицин

Задание 5. Проблемное задание с ситуацией предположения.

Требования к работе:

1)​ в контексте ответа показать понимание смысла ведущих понятий: «диссиденты» и «правозащитники»;

2)​ сформулировать и кратко аргументировать обязательность определенных черт характера, качеств борцов с существующим режимом;

3)​ назвать имена некоторых правозащитников, примерами их жизни подтвердить свои рассуждения;

4​) назвать две и более причины немногочисленности правозащитного движения;

5)​ целостно, логично, с личностным отношением к обсуждаемой проблеме изложить свои мысли.

Задание 6. Заполнить таблицу «Особенности политического и духовного развития страны в 60-70-е гг.».

Особенности Социальные последствия
Разрыв между провозглашенными идеалами развитого социализма и реальной жизнью  
Нерешенность проблем развития национальных республик  
Уход от анализа реальных противоречий общественного развития  
Обострение идеологической борьбы  
Идейная реабилитация сталинизма  
Противостояние официально-догматической и гуманистической, демократической культуры  

Задание 7. Заполнить таблицу «Периодизация диссидентского движения в СССР».

Название и хронологические рамки этапов Участники и события
1. Период становления (1965-1972 гг.)  
2. Период кризиса (1973-1974 гг)  
3. Период широкого международного признания (1974-1975 гг.)  
4. Хельсинкский период (1976-1981 гг)  

Задание 8. Заполнить таблицу:

Хронологические рамки Разрядка Конфронтация Хронологические рамки
1965 г.     1968 г.
1966-1969 гг.     1976 г.
1968 г.     1979 г.
1971 г.     1983 г
1972 г.     1984 г.
н. 70-х гг.      
1975 г.      

Сделать выводы.

Задание 9.

В качестве опережающего домашнего задания студенты проводят социологический опрос родителей, бабушек и дедушек «Жизнь при Брежневе»:

1.​ Какие важные события в жизни ваших родителей связаны с правлением Л.И.Брежнева?

2.​ Ощущали ли ваши родители на примере своей семьи (своих родителей) общий рост благосостояния советского народа? В чем конкретно он проявлялся?

3.​ Каким было материальное положение ваших родных в 1964-1984 гг.?

4​. Замечали ли ваши родные в социально – экономическом положении страны негативные кризисные явления? Если да, то какие? Как их объясняли?

Ответы своих родных студенты оформляют письменно, оглашают на занятии и обобщают материал.

Для анализа ситуации сравните статистические данные о ценах на продукты времени Л.И.Брежнева и сегодня:

Хлеб-1 кг-16 коп - 16 руб

соль-1 кг- 10 коп - 4 руб

сахар-1 кг-1 руб - 30 руб

рыба-1 кг-1 руб - 100 руб

мясо-1 кг-2 руб - 250 руб

картофель-1 кг-10 коп - 10 руб

колбаса-1 кг-2руб.80коп - 200 руб

электроэнергия- 1квт/час-4 коп - 1 руб 90 коп

телефон- 3руб в мес - 300 руб

плата за двухкомнатную квартиру в мес-14 руб - 2000 руб

средняя зарплата в месяц – 120 руб и более. – 6000 руб и более

средняя пенсия – 80 руб и более - 3000 руб и более

Какое количество товаров можно было купить тогда и сегодня на зарплату и пенсию?

Задание 10. Проанализировать текст, ответить на вопросы и отразить в ответах личное восприятие.

1. Предшествовавший перестройке период назван, как
известно, застоем или временем упущенных возможностей.
Какое из этих определений кажется вам более точным?
Почему? Каковы основные черты данного периода в экономике, политической сфере?

Обратите внимание на характеристику стиля тогдашнего руководства, данную Ф. М. Бурлацким:

«Брежнев по самой своей натуре, характеру образования и карьере... был типичный аппаратный деятель областного масштаба... Люди такого стиля не очень компетентны при решении содержательных вопросов экономики, культуры или политики. Но зато они прекрасно знают, кого и куда назначить, кого, чем и когда вознаградить. Леонид Ильич хорошо поработал, чтобы посадить на руководящие посты — в парторганизациях, в экономике, науке, культуре — проводников такого стиля, «маленьких Брежневых», неторопливых, нерезких, невыдающихся, не особенно озабоченных делом, но умело распоряжающихся ценностями».

2. Как вы думаете, был ли искренен Л. И. Брежнев, заявивший в ноябре 1968 г. Б. Шимону, возглавлявшему делегацию КПЧ на торжествах, посвященных 61-й годовщине Октябрьской революции: «Вы решили, что раз в ваших руках власть, то Вы можете поступать, как Вам заблагорассудится. Но ведь даже я не могу себе этого позволить, даже мне удается реализовать свои замыслы в лучшем случае на треть. Что бы было, если бы при голосовании в Политбюро я не поднял бы руки за ввод войск? Наверняка тебя бы здесь сейчас не было. Но, возможно, не было бы здесь и меня».

3. Чем объясняется, с вашей точки зрения, наступление периода конфронтации, обострения международных отношений на рубеже 70—80-х гг.? Насколько это было закономерно? Какова мера ответственности руководителей ведущих государств за произошедший поворот?

Почему ввод советских войск в Афганистан явился событием, которое приобрело исключительное значение для международных отношений и внутренней политики нашей страны? Рассмотрите последствия этого шага, предпринятого советским руководством. J

Обратите внимание на отрывок из открытого письма академика А. Д. Сахарова Президиуму Верховного Совета СССР:

«Военные действия в Афганистане продолжаются уже 7 месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев — не только партизан, но, главным образом, мирных жителей. Более миллиона афганцев стали беженцами... Ожесточение борьбы, жестокости с обеих сторон возрастают, и конца этой эскалации не видно... Не подлежит сомнению, что афганские события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде... На Генеральной ассамблее ООН советские действия в Афганистане осудили 104 государства, в том числе многие ранее безоговорочно поддерживающие любые действия СССР. Внутри СССР усиливается разорительная милитаризация страны (особенно губительная в условиях экономических трудностей), не осуществляются жизненно важные реформы... усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля... Политический выход из возможного тупика должен быть найден. Продолжение и тем более дальнейшее усиление военных действий приведет, по моему убеждению, к катастрофическим последствиям. Быть может, мир именно сейчас находится на перепутье и от того, как будет разрешен афганский кризис, зависит весь ход событий ближайших лет и даже десятилетий».

4. Один из сподвижников академика А.Сахарова, С.Ковалев отмечал: «Мы политиками не были, у нас была просто нравственная несовместимость с режимом».

Как вы думаете, что имел в виду активный участник правозащитного движения?

Требования к результатам работы: план устного ответа и письменная работа в тетради

Дополнительная литература:

1.​ Грушин Б.А. «Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина: в 4 книгах».

«Жизнь вторая: эпоха Брежнева».М; 2003;

2​. Матвеев М.Н. «Власть и общество в системе Советов народных депутатов в 1977-1993 гг.».Самара; 2005;

 

 

Приложение



2016-01-05 9285 Обсуждений (0)
Практическая работа №14 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическая работа №14

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (9285)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)