Практическая работа №14
ТЕМА: СССР 60-80-Е гг. XX века.
ЦЕЛИ: 1. Актуализировать представления об эпохе «застоя». Студент должен знать: - задачи внутреннего развития СССР в 60-70-е гг. XX века и противоречивость внутренних тенденций развития. - значение понятия «диссиденство». Студент должен уметь: - участвовать в обсуждении проблемы. - сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты, события, явления. - готовить устные сообщения. План практического занятия: 1. Л.И.Брежнев – личность в истории. 2. Экономическая реформа 1965 года. 3. Дальнейшее развитие экономики в 70-е гг. 4.Правозащитное движение в СССР. 5. Внешняя политика СССР в 60-80-е гг. Задание 1. Подготовить устное сообщение о персоналии Л.И.Брежнева. Задание 2. Заполнить схемы: 1. Реформа в промышленности 2. 3. 1. 2. 3. Реформа в сельском хозяйстве 4. 5. 6. 7. Задание 3. Заполнить таблицу:
Задание 4. Раскрыть понятие «диссидент», провести исторические параллели. Подготовить устные сообщения о персоналиях: П.Григоренко А.Сахаров А.Солженицин Задание 5. Проблемное задание с ситуацией предположения. Требования к работе: 1) в контексте ответа показать понимание смысла ведущих понятий: «диссиденты» и «правозащитники»; 2) сформулировать и кратко аргументировать обязательность определенных черт характера, качеств борцов с существующим режимом; 3) назвать имена некоторых правозащитников, примерами их жизни подтвердить свои рассуждения; 4) назвать две и более причины немногочисленности правозащитного движения; 5) целостно, логично, с личностным отношением к обсуждаемой проблеме изложить свои мысли. Задание 6. Заполнить таблицу «Особенности политического и духовного развития страны в 60-70-е гг.».
Задание 7. Заполнить таблицу «Периодизация диссидентского движения в СССР».
Задание 8. Заполнить таблицу:
Сделать выводы. Задание 9. В качестве опережающего домашнего задания студенты проводят социологический опрос родителей, бабушек и дедушек «Жизнь при Брежневе»: 1. Какие важные события в жизни ваших родителей связаны с правлением Л.И.Брежнева? 2. Ощущали ли ваши родители на примере своей семьи (своих родителей) общий рост благосостояния советского народа? В чем конкретно он проявлялся? 3. Каким было материальное положение ваших родных в 1964-1984 гг.? 4. Замечали ли ваши родные в социально – экономическом положении страны негативные кризисные явления? Если да, то какие? Как их объясняли? Ответы своих родных студенты оформляют письменно, оглашают на занятии и обобщают материал. Для анализа ситуации сравните статистические данные о ценах на продукты времени Л.И.Брежнева и сегодня: Хлеб-1 кг-16 коп - 16 руб соль-1 кг- 10 коп - 4 руб сахар-1 кг-1 руб - 30 руб рыба-1 кг-1 руб - 100 руб мясо-1 кг-2 руб - 250 руб картофель-1 кг-10 коп - 10 руб колбаса-1 кг-2руб.80коп - 200 руб электроэнергия- 1квт/час-4 коп - 1 руб 90 коп телефон- 3руб в мес - 300 руб плата за двухкомнатную квартиру в мес-14 руб - 2000 руб средняя зарплата в месяц – 120 руб и более. – 6000 руб и более средняя пенсия – 80 руб и более - 3000 руб и более Какое количество товаров можно было купить тогда и сегодня на зарплату и пенсию? Задание 10. Проанализировать текст, ответить на вопросы и отразить в ответах личное восприятие. 1. Предшествовавший перестройке период назван, как Обратите внимание на характеристику стиля тогдашнего руководства, данную Ф. М. Бурлацким: «Брежнев по самой своей натуре, характеру образования и карьере... был типичный аппаратный деятель областного масштаба... Люди такого стиля не очень компетентны при решении содержательных вопросов экономики, культуры или политики. Но зато они прекрасно знают, кого и куда назначить, кого, чем и когда вознаградить. Леонид Ильич хорошо поработал, чтобы посадить на руководящие посты — в парторганизациях, в экономике, науке, культуре — проводников такого стиля, «маленьких Брежневых», неторопливых, нерезких, невыдающихся, не особенно озабоченных делом, но умело распоряжающихся ценностями». 2. Как вы думаете, был ли искренен Л. И. Брежнев, заявивший в ноябре 1968 г. Б. Шимону, возглавлявшему делегацию КПЧ на торжествах, посвященных 61-й годовщине Октябрьской революции: «Вы решили, что раз в ваших руках власть, то Вы можете поступать, как Вам заблагорассудится. Но ведь даже я не могу себе этого позволить, даже мне удается реализовать свои замыслы в лучшем случае на треть. Что бы было, если бы при голосовании в Политбюро я не поднял бы руки за ввод войск? Наверняка тебя бы здесь сейчас не было. Но, возможно, не было бы здесь и меня». 3. Чем объясняется, с вашей точки зрения, наступление периода конфронтации, обострения международных отношений на рубеже 70—80-х гг.? Насколько это было закономерно? Какова мера ответственности руководителей ведущих государств за произошедший поворот? Почему ввод советских войск в Афганистан явился событием, которое приобрело исключительное значение для международных отношений и внутренней политики нашей страны? Рассмотрите последствия этого шага, предпринятого советским руководством. J Обратите внимание на отрывок из открытого письма академика А. Д. Сахарова Президиуму Верховного Совета СССР: «Военные действия в Афганистане продолжаются уже 7 месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев — не только партизан, но, главным образом, мирных жителей. Более миллиона афганцев стали беженцами... Ожесточение борьбы, жестокости с обеих сторон возрастают, и конца этой эскалации не видно... Не подлежит сомнению, что афганские события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде... На Генеральной ассамблее ООН советские действия в Афганистане осудили 104 государства, в том числе многие ранее безоговорочно поддерживающие любые действия СССР. Внутри СССР усиливается разорительная милитаризация страны (особенно губительная в условиях экономических трудностей), не осуществляются жизненно важные реформы... усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля... Политический выход из возможного тупика должен быть найден. Продолжение и тем более дальнейшее усиление военных действий приведет, по моему убеждению, к катастрофическим последствиям. Быть может, мир именно сейчас находится на перепутье и от того, как будет разрешен афганский кризис, зависит весь ход событий ближайших лет и даже десятилетий». 4. Один из сподвижников академика А.Сахарова, С.Ковалев отмечал: «Мы политиками не были, у нас была просто нравственная несовместимость с режимом». Как вы думаете, что имел в виду активный участник правозащитного движения? Требования к результатам работы: план устного ответа и письменная работа в тетради Дополнительная литература: 1. Грушин Б.А. «Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина: в 4 книгах». «Жизнь вторая: эпоха Брежнева».М; 2003; 2. Матвеев М.Н. «Власть и общество в системе Советов народных депутатов в 1977-1993 гг.».Самара; 2005;
Приложение
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (9285)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |