POETA FIT NON NASCITUR
«Ну как мне стать поэтом? Не зря ль я в рифмы влез? Всё ты: „Настройся, мол, на лад Гармонии небес!“ Ну, вот что, дядя, твой совет Мне нужен позарез!»
Старик в ответ смеётся: Племянник — славный малый: Он распалился не шутя, И хоть немного шалый, Но поработать с ним чуть-чуть, Так будет толк, пожалуй.
«Сперва ведь надо школу… Но ты-то — не простак; Берись за дело! Сладим мы С поэзией и так: Душевный трепет тренируй — Простой, но верный шаг.
Кромсай любую фразу, Что сразу в стих нейдёт; Расставь, как просятся, куски — В порядке иль вразброд, А их логическую связь Не принимай в расчёт.
Да литер ставь, племянник, Побольше прописных. Абстрактные понятия Пиши, конечно, с них: Ведь Красота, Природа, Бог Любой украсят стих.
Коль описать желаешь Ты контур, звук иль цвет — Не прямо, но намёками Преподноси предмет, Как бы сквозь мысленный прищур На белый глядя свет».
«Пирог опишем, дядя, И в нём бараньи почки: „О, как влечёт курчавый скот В пшеничной оболочке“». — Старик воскликнул: «Молодец! И это лишь цветочки!
Годится соус „Харвиз“ Для птицы, рыбы, мяса. Вот так же есть эпитеты — В любом стихе сгодятся. „Пустых“, „отцветших“, „диких“ слов Не стоит опасаться».
«Готов примкнуть я, дядя, К такому уговору. „Пустой и дикий путь ведёт К отцветшему забору“... » — «Постой, племянник, не гони, Хотя я рад задору.
Словечки те — что перец К читательскому блюду. Их понемногу рассыпай И равномерно всюду, Когда ж насыпаны горой, То быть, конечно, худу!
Затронем напоследок И разработку темы. Пускай читатель в ней берёт, Что сам найдёт, ведь немы- Слимо разжёвывать ему, В чём суть твоей поэмы.
Читателя терпенье Проверить можешь сам. Являй ты небрежение И к датам и к местам. И вообще, любой туман Полезен будет нам.
Но положи пределы, Для мысли заводной, И разбавляя там и сям Творение водой, Сенсационной заверши — Ударною — строфой».
«Сенсационной? Боги! Не понимаю, сэр! О чём я должен в ней писать И на какой манер? Уж будь любезен, приведи Хотя б один пример».
Лукаво подмигнула Рассветная роса. Старик, застигнутый врасплох, Отвёл свои глаза. «Театр Адельфы посети — Увидишь чудеса
В спектакле „Коллин Боум“; Сенсаций место — там. Как раз по слову Бусико — Не зря твердит он нам: История да будет Свист, А жизнь да будет Гам.
Ну что ж, опробуй руку, Пока фантазий дым… Но внук докончил: «И затем Печатать поспешим: В двенадцатую часть листа С тисненьем золотым!»
Смотрел с улыбкой дядя: Племянник сам не свой Налил чернил, схватил перо Дрожащею рукой — Но вот печатать… Покачал Седою головой [58].
ДОЛОЙ МОРЕ
С подозрением я отношусь к пауку, Собак не люблю на своре, Подоходных налогов терпеть не могу, Но ненавижу — море.
Если на пол солёной водицы пролить — Вздор, но речь не о вздоре: Если мысленно пол ваш на милю продлить — Будет почти что море.
Если за нос собаку укусит оса, Псина утихнет вскоре. А представьте, что воет четыре часа — Это почти как море.
Как-то снились мне тысячи нянь и детей; Каждый малыш в задоре Мне махал деревянной лопаткой своей — Подняли шум, как море.
Кто, скажите, лопаточки те изобрёл? Кто их строгать спроворил? Лично я полагаю, что либо осёл, Либо любитель моря.
Я согласен, красива порой волна И «парус в пустом просторе»... Но, положим, что качка вам очень вредна — Тут уж вам не до моря.
Как известно, жучок под названьем «блоха» С нами в извечной ссоре. Где сильней от него пострадают бока? В номере возле моря.
Если в чашечках вас не пугает песок, Солёная горечь — в споре, Если в яйцах любезен вам тины душок, То выбирайте море.
Если любы вам камни и любы пески, И с ветром холодным зори, Если любы вам вечно сырые носки — Рекомендую море.
Кстати, есть у меня с побережья друзья, С такой теплотой во взоре! Одному удивляюсь в их обществе я: Любит же кто-то море!
Позовут на прогулку — устало плетусь, На кручу взойду не споря; А когда невзначай я с утёса свалюсь, Ловко предложат море.
Всё бы им потешаться! И поводы есть: Смеются, не зная горя, Стоит мне поскользнуться и в лужицу сесть — Их уж подложит море.
ОДА ДАМОНУ (От Хлои, которая всегда его понимает)
«Вспомни вечер один, вспомни тот магазин, Где впервые увидел ты Хлою; Ты сказал, я проста и чертовски пуста, — Поняла я: любуешься мною.
Покупала муку я тогда к пирогу (Я затеяла ужин обильный); Попросила чуток подержать мой кулёк (Чтоб увидеть, насколько ты сильный).
Ты рванулся бегом вместе с этим кульком Прямо в омнибус — помнишь, повеса? — Про меня, мол, забыл, — но зато сохранил Ты ни много ни мало три пенса.
Ну а помнишь, дружок, как ты кушал пирог, Хоть сказал, он безвкусен и пресен; Но мигнул ты — и мне стало ясно вполне, Что тебе не пирог интересен.
Помню я хорошо, как услужливый Джо Нам на Выставку взял приглашенья; Ты повёл нас тогда „срезав угол“ туда, И в неё не попала в тот день я.
Джо озлился, смешной, — вышел путь, мол, кружной; Но пришла я тебе на подмогу. Говорю: таковы все мужчины, увы! — Вечно смыслу в делах не помногу!
Ты спросил: „Что теперь?“ (Заперта была дверь — Мы, смеясь, постояли перед нею.) Я вскричала: „Назад!“ И извозчик был рад: На тебе заработал гинею .
Сам-то ты повернуть и не думал ничуть, А придумал ты (верно, в ударе): Раз откроется вновь завтра в десять часов, — Подождать. И мудрец же ты, парень!
Джо спросил наповал: „Если б кто помирал, Тут и ты бы проткнул его пикой — Сам-то будешь казнён?“ Ты сказал: „А резон?“ — И ко мне с той загадкой великой.
Я решила её, — вспоминай же своё Удивленье: „Во имя закона“. Ты подумал чуть-чуть, ты поскрёб себе грудь И сказал с уважением: „Вона!“
Этот случай открыл, как умишком ты хил (Хоть на вид и годишься в герои); Позабавится свет, больше пользы и нет От тебя — так не бегай от Хлои!
Впрочем, плох ли, хорош, а другой не найдёшь, Кто тебя выгораживать рада. Ох, боюсь, без меня не протянешь и дня; Так чего же ещё тебе надо?» [59]
ЭТИ УЖАСНЫЕ ШАРМАНКИ! Погребальная песнь, исполняемая жертвой
«Мне косу плесть велела мать... » — И снова верченье органа. Ужасно! Я тоже, всем прочим под стать, Всё делать, что хочется, стану.
«Мой дом — кусты да буерак », — Достигло оконцев подвала. Когда ж поспешил я сбежать на чердак, То понял, что разницы мало.
«Один ты можешь мне помочь! » — Опять он снаружи затренькал. И тут застонал я в отчаянье: «Прочь! Усвоил уж это давненько!»
«Запомните, сударь, мой скромный орган...» — Довольно, приятель, довольно. Не бойся, негодник: тебя, хулиган, Уж я не забуду невольно! [60]
ЧЕРЕЗ ТРИ ДНЯ Написано после того, как автор увидел картину Хольмана Ханта «Иисус, найденный в храме».
Я был у самых врат В огромный храм; к нему живой прилив Толпы величественней был стократ, Мой разум поразив.
Там злато и парча Внутри горели, мрамор плит сиял; Лучами, словно струнами звуча, Пестрел огромный зал.
Но некий был порок В убранстве храма, что манил толпу. Так осеняет праздничный венок Лежащую в гробу.
Мудрейшие страны Сошлись туда для спора на три дня, А прочий люд приткнулся у стены, Молчание храня.
Но старцев вид уныл; У этих зол, у тех задумчив взгляд: Их доводы мальчишка разгромил Минуту лишь назад.
Свидетелей толпа Глаза отводит; в них и стыд, и гнев. Но вижу вдруг: один не хмурит лба — Стоит, оцепенев.
Видать, в его мозгу Зажглось сомненье в догмы мудрецов; Он важную узрел в них мелюзгу, Поводырей-слепцов;
Провидел тени туч В тот смертный день, притихшие сады, Когда погас последний светлый луч Рождественской звезды.
Над чёрной глубиной Поверхность блещет солнечным огнём. Так вновь картина встала тьмой ночной, Увиденная днём.
И чудится кругом Жужжанье раздражённых голосов В пространстве храма, этот вязкий ком Из неразумных слов.
«Всего лишь паренёк! Где голова, что только ждёт венца? Где соразмерность членов, стройность ног?» Ах, мелкие сердца!
А этот твёрдый взгляд! Любовью светел, правдой неба чист; Он проникает в сердце без преград Стрелой, пронзившей лист.
Кто встретил этот взгляд — Борьбы дыханьем к жизни пробуждён, И нетерпеньем дух его объят Воспрять и сбросить сон.
И в нём сомнений нет: К святым стопам он склонится челом И умолит: «Господь! Яви мне свет, Веди Твоим путём!»
А вот вбегает мать, Пробился и родитель... Голосок, Почти что детский, начал укорять: «Сыночек, как ты мог...
Три дня и твой отец И я искали; не придумать нам... Но люди подсказали наконец И привели нас в храм».
Теперь ему черёд «Зачем же вам искать?» у них спросить. Но жаворонок мне в окно поёт И рвётся мыслей нить.
И снова тишина И пустота бесцветная кругом. Так пропадает замок колдуна, Возникший волшебством.
Рассветный час пришёл, Но глаз раскрыть не пробую ничуть: Всё словно ночь хватаю за подол В желанье сон вернуть.
16 февраля 1861 г. [61]
ТРИ ЗАКАТА
Очнулся он от дум слегка, Взглянул на встречную едва — И в сердце сладкая тоска, И закружилась голова: Казалось в сумерках ему — Сияет женственность сквозь тьму.
В его глазах тот вечер свят: Звучала музыка в ушах И Жизнь сияла как закат, А как был лёгок каждый шаг! Благословлял он мир земной, Что наделял такой красой.
Иной был вечер, вновь зажглись Огни светил над головой; Они проститься здесь сошлись, И шар закатный неживой Покрыла облака парча, Как будто в саван облача.
И долго память встречи той: Слиянье уст, объятья рук И облик, полускрытый мглой, — Из забытья всплывали вдруг, Тогда божественный хорал Во тьме души его звучал.
Сюда он странником потом Вернулся через много лет: Всё те же улица и дом, Но тех, кого искал, уж нет; Излил он слёз и слов поток Пред теми, кто понять не мог.
Лишь дети поднимали взгляд, Оставив игрища в пыли; Кто меньше — прянули назад, А кто постарше — подошли, Чтоб тронуть робкою рукой Пришельца из страны другой.
Он сел. Сновали люди тут, Где зрел её печальный взор В последний раз он. Тех минут Жила здесь память до сих пор: Не умер звук её шагов, Раздаться голос был готов.
Неспешно вечер угасал, Спешили люди по домам, Им слово жалобы бросал Он в забытьи по временам И ворошил уже впотьмах Отчаянья никчёмный прах.
Не лето было; длинных дней Уже закончился сезон. Но в ранних сумерках в людей Упорней вглядывался он. Прошёл последний пешеход; Вздохнул несчастный: «Не придёт!»
Шло время, горе через час Как будто стало развлекать. Страдал он меньше, научась Из мук блаженство извлекать И создавая без конца Видения её лица.
Вот, вот! Поближе подошла, Хоть слышно не было шагов; На миг лишь облик обрела, Но плоти он не знал оков, Как будто горний дух с небес Слетел — и сразу же исчез.
И так в протяжном забытьи Он оживлял фантазий рой, Лелеял образы свои И наслаждался их игрой, Не выдавая блеском глаз Ту жизнь, что разумом зажглась.
Во тьму бесчувственного сна Вгоняет нас подобный бред, Чья роковая пелена От глаз скрывает белый свет; Теряет разум человек В узилище закрытых век.
Мы с другом мимо шли вчера, Вели весёлый разговор; Мы были радостны с утра, А он не радостен — позор! Но, впрочем, кто из нас поймёт, Кого какая боль гнетёт?
Да как же нам предположить Беду счастливою порой? С той мыслью терпеливо жить Сумеет ли какой герой? Мы ждём спокойных дней и лет, Которых в книге судеб нет.
Кого так ждал страдалец — та Пришла, не призрак и не сон. Её лицо — его мечта — Над ним склонилось. Что же он? Сидит незряч и недвижим, Хоть счастье прямо перед ним.
В ней скорбь и жалость — узнаёт Она страдальца бледный лик; Темнея, алый небосвод Ещё на лоб бросает блик, И голову склонённой вдруг Сияющий объемлет круг.
Проснись, проснись, глаза открой! Неужто явь не стоит сна? Она всплакнула над тобой, Но распрямляется она... Ушла. И что теперь, глупец? Закат сереет, дню конец.
Погас последний огонёк, Сменились звуки тишиной, Потом зажёгся вновь восток, Воспрянул к жизни круг земной, А он, непробуждённый, тих — Уже покинул мир живых.
Ноябрь 1861 г. [62]
ЛИШЬ ПРЯДЬ ВОЛОС После смерти декана Свифта среди его бумаг был найден маленький пакетик, содержащий всего только локон; пакетик был подписан вышеприведёнными словами.
Та прядь — в стремнине жизни пузырёк; Она — ничто: «лишь прядь волос»! Спеши следить, как ширится поток, Её же смело брось!
Нет! Те слова так скоро не забыть: В них что-то беспокоит слух — Как бы стремится снова подавить Рыданье гордый дух.
Касаюсь пряди — образы встают: Струи волос из дымки сна; О них поэты неспроста поют В любые времена.
Ребячьи кудри — приникает к ним Ехидный ветер на лету; Вот облаком покрыли золотым Румянца густоту,
Вот нависают чёрной бахромой — Блестит под нею строгий взгляд, А вот со лба смуглянки озорной Отброшены назад;
Затем старушка в круг венцом седым Косичку заплела свою… Затем... Я в Вифании, пилигрим, Бреду сквозь толчею
И вижу пир. Вся горница полна. Расселась фарисеев знать. Коленопреклонённая жена Не смеет глаз поднять.
Внезапный всхлип, и не сдержала слёз — Познал отчаянье порок И вот стирает пыль струёй волос С Его священных ног.
Не погнушался подвигом простым Святой их гость, смягчил свой зрак. Так, не гнушась, почти вниманьем ты Былых сочувствий знак.
Уважь печали сбережённый след; Ему пристанище нашлось. Погас в очах, его любивших, свет, — Осталась прядь волос.
17 февраля 1862 г. [63]
МОЯ МЕЧТА
Я деву юной представлял — Семнадцать лет едва. Ну что ж, прибавить к ним пришлось Ещё десятка два. Я представлял каштан волос, Лазурь в глазах — а тут Каштан какой-то рыжий, глаз — Какой-то изумруд!
Вчера моих касалась щёк, А заодно ушей. Но ждал я всё же, признаюсь, Касаний понежней. Пополнить можно ли ещё Её достоинств ряд? Добавить нечего к нему, Убавить только рад.
Медвежья грация во всём, Подвижность валуна, Жирафа шея, смех гиен, Стопа как у слона. Но — верьте! — я её люблю (Хоть прячу страсть от всех): «В ней всё, что я в ней видеть рад», Но слишком много сверх! [64]
ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД
Был светлый вечер, тишина, Вдали смутнел туман; Была та девушка стройна, Несла свой гибкий стан С предерзкой грацией она.
Хватило взгляда одного, Улыбки, что лгала, — Пошёл я следом. Для чего? Она ли позвала, Но я подпал под колдовство.
Плоды мелькали средь ветвей, Цветочки напоказ, Но всё не так с душой моей В проклятый стало час.
Как бы сквозь сон меня достиг Девицы голосок: «Что наша юность? Всякий миг С подарками мешок». Я возразить не смог.
Пригнула ветвь над головой, Достала дивный плод: «Вкусите сока, рыцарь мой; Я после, в свой черёд».
Ужели я в тот миг оглох? Ужель утратил зренье? Ведь был в словах её подвох, В её глазах глумленье.
Я впился в плод, вкусить стремясь; Мой мозг как пук соломы, Как факел вспыхнул. Разлилась В груди волна истомы.
«Нам сладок лишь запретный плод, — Промолвила девица. — Кто пищу тайно запасёт, Тот вдоволь насладится».
«Так насладимся!» — вторил я, Как будто горя мало. Увы, былая жизнь моя С закатом умирала. Вздымалась чёрная струя.
Девица руку неспроста Мне сжала. Будто отлегло: Поцеловал её в уста, Потом в лилейное чело — Я начал с чёрного листа!
«Отдам всё лучшее! Гляди! — Схватил я за руку её. — Отдам и сердце из груди!» И вырвал сердце самоё — И мне она дала своё... Но вот и вечер позади.
Во тьме я лик её узрел, Но с наступленьем темноты Он весь обвял и посерел, И обесцветились цветы.
Смятенье овладело мной. Я как затравленный олень Сбежал. И мнилось, за спиной — Безжалостная тень, Летящий зверь ночной.
Но только странно было мне, Иль это я воображал, Что сердце смирно, как во сне, Себя вело, хоть я бежал.
Она сказала: сердце ей Теперь моё принадлежит. Теперь, увы, в груди моей Осколок льда лежит. А небо сделалось светлей.
Но для кого на косогор Упал победный свет, И древних милых звуков хор Кому принёс привет? Меня былого нет.
Смеюсь и плачу день за днём; Помешанным слыву. А сердце — огрубелый ком, Уснувший наяву, Во тьме хранимый сундуком.
Во тьме. Во тьме? Ведь нет: сейчас, Хотя безумен я, Но вновь на сердце пролилась Прозрачного ручья Живая светлая струя.
Недавно на исходе дня Я слышал чудо-пенье. Исторглись слёзы у меня, Слепое наважденье Из глаз и сердца прогоня.
«Поющее дитя И вторящие сада голоса! О счастье, радость пенья, Цветы на загляденье, Вплетённые неловко в волоса — Простая радость бытия.
Усталое дитя, Глядящее на солнечный заход И ждущее, что Вечность, Нелживая беспечность, Мучительные цепи разорвёт, Что дать покою не хотят.
Небесное дитя; Лицо мертво, и только взгляд живой, Как будто с умиленьем Не тронутые тленьем Глаза следят за ангельской душой, Любуясь и грустя.
Будь как дитя, Чтоб радуясь дыханию цвести, Из жизни быстротечной С душою неувечной В одеждах незапятнанных уйти, К блаженству возлетя».
Вернулись краски бытия, И разгорелось чувство В моей душе. Безумен я? Мне сладко то безумство: Печаль и радость — жизнь моя.
Печален — значит, я признал: Лихим возможностям конец — И представляю, как бы сжал Чело сверкающий венец, Когда б желанью угождал.
Я светел — значит, снова смог Я вспомнить лет обетованье: Чело получит свой венок, Хотя бы я, испив страданья, Ушёл за жизненный порог.
9 мая 1862 г.
БЕАТРИС
Свет нездешний в её очах, Не земной она росток: В звёздных ей витать лучах. Пять годочков здесь жила, Пять годочков. Жизни мгла Её не съела. Не зачах Небесный уголёк.
То не ангел ли так глядит? Вдруг в единый миг она В дом небесный улетит? Беатрис! Не знай забот! Образ двух девиц встаёт, Он в облике твоём сквозит; Пора их пройдена.
Вижу бледную Беатрис: Сжаты губы в немой тоске, Уголки опущены вниз И в глазах печаль до слёз: Было время сил и грёз — О весеннее счастье, вернись, вернись! Но оно, увы, вдалеке.
Вижу ясную Беатрис: Из её весёлых очей Голубая лучится высь. Этих глаз полдневный свет Воспоёт не раз поэт, Хотя бы месяц — его девиз В тишине безмолвных ночей.
Но виденья стали дрожать, Истончились за слоем слой, Хоть пытался их удержать. Снова девочка она — Ни лучиста, ни бледна, Только прелестью им подстать И души своей чистотой.
Если, выйдя из недр берлог, Бросив глушь своих болот, Свой тропический Восток, Зверь тайком придёт сюда — Смерти сын, отец вреда — Забывшись, он щенком у ног Малышки припадёт.
Шёрстку зверя сжав кулачком И в кровавый глаз поглядев, Та серебряным голоском Спросит, светло удивясь, Спросит смело, не таясь, Далеко ли у зверя дом, И закроется страшный зев.
Или если отродье зла, Что, под маской людской таясь, Замышляет свои дела, К ней, от прочих вдалеке, Подойдёт с ножом в руке, В миг в душе его злая мгла Просветлеет от чистых глаз.
А, случись, с голубых высот, Из заоблачных полей Светлый ангел снизойдёт И на ту, чей облик свят, В умиленье бросит взгляд — Остановит он свой полёт: Он сестру распознает в ней.
4 декабря 1862 г.
КОМПЛЕКЦИЯ И СЛЁЗЫ
Я сел на взморье сам не свой, Уставясь на прилив. Солёный породил прибой Пролить слезу порыв. Но чувствую немой вопрос Насчёт причины этих слёз.
Тут нет секрета: коль опять Меня отыщет Джон, То снова станет приставать, Обидный взявши тон. Опять дразнить начнёт: «Толстяк!» (Что злит меня, не знаю как).
Ах, вот он, лезет на утёс! Меня трясёт озноб! А если он с собой принёс Несносный телескоп! Я от него сбежал на пляж, И он, мучитель мой, сюда ж!
Когда к обеду я иду, И он со мной за стол! Когда б с девицей на беду Я речи не завёл, Меня (он тощий, я толстяк) Спешит он срезать хоть бы как!
Девицы (в этом все они) Твердят: «Милашка Джон!» Причиной этой болтовни Я просто поражён! «Он строен, — шепчутся, — и прям. Отдохновение глазам!»
Но заволок сигарный дым Видение девиц. Удар мне в спину! — был я им Едва не брошен ниц. «Ах, Браун, друг мой, ну и ну! Всё раздаёшься в ширину!»
«Мой вид и вес — мои дела!» «Удачней нету дел! Тебя фортуна берегла, Ты явно преуспел. Секрет удач твоих, видать, Любой захочет разузнать!
Но отойду-ка я, прощай; Всё лучше налегке. С тобой увязнем невзначай По шею мы в песке!» Я оскорблён, хоть впрямь толстяк; И пережить такое как?
ВЕЛИЧИЕ ПРАВОСУДИЯ Оксфордская идиллия
Покинув Колледж вечерком, Шагали в город напрямик Дородный Дон с Учеником. Разговорился Ученик: «Как говорят, Закон — король; Ему Величество под стать. Но из газет мне трудно соль Величия познать.
Наш мрачен Суд, гудит молва; Есть «Вице-Канцлер», вишь, у нас: Студент не платит месяц-два — Так он с него не спустит глаз. И пишут: дело, мол, одно Уж принял наш скромнейший Суд. Где ж правосудье? Суждено! Его как раньше ждут.
Я к правосудью, милый Дон, Не приплетаю всё подряд. Тут полагаться не резон На ритуалы и наряд. Я мнил: на Оксфорд льёт и льёт Его Величье ноне свет. А пишут всё наоборот — У нас Величья нет!»
Тогда, не ведая забот Профессор отвечал дородный: «А Величавость не прейдёт, Ведь существует пункт исходный». Студент воскликнул: «В том и суть! Вопрос давно решаю я. Не знаешь, хоть семь пядей будь, В чём главная статья!
Допустим, скромен Суд у нас; Величья — нет? Но что такого? В глазах Законности баркас Не лучше ялика простого». «Иль вы, — ответил Дон, — не знали, Ил позабыли, мой студент, — Из круга Джоветта изгнали Подобный аргумент».
«Тогда рассмотрим этот рой („Бифштексов едоки” — вот слово!) Пред горностаевым судьёй Во время шествия любого. Да стоит мне узнать свою Прислугу там (в любом обличье) — Слезу (смеясь) ей-ей пролью От этого „Величья“!»
«А-гм! — сказал дородный Дон. — Не в том, уж точно, скрыта суть. Величью не грозит урон, Пусть даже вовсе их не будь. К тому ж, плетутся все вразброд, Наряды розны — Суд пестрит! Таких ли шествий хоровод Величье породит!»
«Так обратимся к парикам; Их буклей жёсткие ряды — Ошеломленье паренькам И гувернанткам молодым». Смеётся добрый Дон в ответ: «Ну, сударь, я скажу не льстя — Точнее указать предмет, По-моему, нельзя.
Да, будь ты важен, как монарх, А всё величина не та. Одно весомо в их глазах — Парик из конского хвоста. Да-да! Был глуп, а стал мудрец; Был неприметен, стал велик! Нашли Величье, наконец: Парик, один парик».
Март 1863 г.
ДОЛИНА СМЕРТНОЙ ТЕНИ
С последним проблеском ума Лежащий произнёс: «Уж сумрак с дальнего холма Сюда почти дополз. Я так всегда встречаюсь с ним: Меня дыханием своим Обдаст как ветром ледяным И дальше тянет нос.
Мне вспоминается, мой сын, Тот давний день. Увы! Его я тщился до седин Изгнать из головы. Но память горькую не смыть, Не разорвать тугую нить, Она и в ветре будет ныть, И в жалобе листвы.
Велит поведать ныне смерть Про тот давнишний страх. Не смог из памяти стереть, Так изолью в словах. Отсрочка, сын мой, так мала! Не расскажу про ковы зла; Как к пропасти душа пришла, Не вспомнить второпях.
Про чары зла — источник ран, Наследие греха, Пока час Воли, всуе зван, Не дал плода, пока... Пока, оставив бренность дел, Гонимой птицей не влетел Я в лес, что тёмный холм одел, Манил издалека.
Там в дебрях я нашёл овраг, Самой земли уста; В нём полдень не развеет мрак, Не веет в те места Весенний ветер; звук там глух, Я медлил, мой страшился дух, И будто кто-то молвил вслух: „То Смертные врата.
Заботой людям иссыхать, Томясь, как в смутном сне; С утра о вечере вздыхать, А вечером — о дне. Твой полдень пламенный угас, Забавы вечер не припас, Чего же медлишь ты сейчас? Укройся в глубине.
В прохладной тени тех глубин Усталый дух уснёт. К спасенью путь всего один — Войти в подземный вход. Он как бокала ободок, Что средство сладкое сберёг Для тех, кто свой торопит срок, Кто забытьё зовёт!“
Вечерний ветер тут вздохнул, Листвою задрожал, Верхушками дерев взмахнул, И холод сердце сжал — То ангел мой, спаситель мой Предупреждал, маша рукой; Почуяв ужас неземной, Оттуда я сбежал.
И вот я вижу: огород, Уютный сельский дом, Детишек двое у ворот — Игрою как трудом Они уже утомлены; Головки мирно склонены, Читают вслух. Слова слышны — Ведь тишина кругом.
Как бы с уступов два ручья Смешались меж собой: Каштановых волос струя Сплелася с золотой. Не хладного сапфира блеск У них в глазах — лазурь небес; Взглянут сквозь чёлочки навес Небесною звездой.
Мой сын, любой, любой из нас Порой теряет дух; Рукою слабой в этот час Он не разит. И вслух Кричат: „Спасайся!“ Воин скор Тогда на бегство. Чуть напор — И день выносит приговор: Разбиты в прах и пух.
Невзвидел света я. Глаза Покрыла пелена. Но зазвучали небеса, Чтоб я прозрел сполна. „Ко мне, усталые, ко мне, Кто тяжко трудится, ко мне, Кто ношу выносил, — ко мне, Вам радость суждена“.
И Бог, как некогда в Раю, Призвал туман ночной, Чтоб землю выкупать свою И напоить росой. И как тогда, глядел с высот Темнеющий небесный свод — Не в гневе, что откушан плод, — Но доброй синевой.
В тот день услышал в первый раз Я милой голосок. Дарил он радость в смутный час, От суеты берёг. Не знал ты матери, мой сын! Не дожила и до крестин. Я воспитал тебя один, Любимый наш сынок!
Пускай, со мной разлучена, В сиянье неземном Голубкой унеслась она Назад в небесный дом, Но в души смерть не ворвалась: Жива любовь, святая связь Меж разлучённых, не прервясь В небытии самом.
С надеждой дни влача свои, Я знал: в конце концов Две разделённые струи Сольются в море вновь. В душе скорбя о горьком дне, Я благодарен был вполне Судьбе, что подарила мне Отраду и любовь.
И если правду говорят, Что ангелы порой, Хоть их не различает взгляд, Нисходят в мир земной, То здесь она... Знать, вышел срок... Я это чувствую, сынок... » Но тут рассвет зажёг восток И Смерть привёл с собой.
Апрель 1868 г. [65]
МЕЛАНХОЛЕТТА
Сестрица пела целый день, Печалясь и тоскуя; К ночи вздохнула: «Дребедень! Слова весёлы всуе. К тебе ещё печальней песнь Назавтра обращу я».
Кивнул я, слышать песни той Не чувствуя желанья. Из дома утренней порой Ушёл я без прощанья. Авось, пройдёт сама собой Тоска без потаканья.
Сестра печальная! Узнай: Несносны эти ноты! Твой хмурый дом совсем не рай, Но нет тебе заботы. Лишь засмеюсь, хоть невзначай, Ревёшь тогда назло ты!
На след’щий день (прошу простить Моё произношенье ) Мы в Садлерс Веллсе посетить Решили представленье (В сестре весёлость пробудить Должно же впечатленье!).
С собой трёх малых звать пришлось — Каприз весьма понятный, — Чтоб меланхолию всерьёз Отправить на попятный: Спортивный Браун, резвый Джонс, А Робинсон — приятный.
Я сам прислуге дал понять, Какие выраженья Способны жалобы унять, Как масло — вод волненье; Лишь Джонсу б даме дух поднять Достало обхожденья.
Мы чушь несли про день и вид (Следя её отдачу), Провентилировав «on dit» И цены кож впридачу; Сестрица ныла: «Всё претит... Не забывай про сдачу».
«Бекаса ешь — остынет он. Ах, ах! Венец природы!» — «Мост Ахов, господа, смешон; В Венеции всё воды...» — Такой вот Байрон-Теннисон (Вполне во вкусах моды).
Упоминать и нужды нет Что слёзы в блюда нудно Лились, что скорбный наш обед Глотать нам было трудно И стать одною из котлет Желал я поминутно.
Начать беседу в сотый раз Хватило нам терпенья. «У многих, — подал Браун глас, — Встречаются влеченья К рыбалке, травле... А у вас Какие предпочтенья?»
Она скривила губы — так Мы в пальцах кривим ластик: «Ловить на удочку собак, Стрелять по щукам в праздник, По морю прыгать натощак. Мне кит — что головастик!
Дают-то что? “Король... ах, Джон”? — Заныла, — Скука, позы!» И, как всегда, тяжёлый стон, И вновь ручьями слёзы. Вот взвился занавес вдогон Помпезным фуриозо.
Но смехом дружный наш раскат Она не поддержала. Перевела в раздумье взгляд С оркестра к балкам зала; Произнесла лишь: «Ряд на ряд! » — И тишина настала [66].
ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ Отчего так, что Поэзия никогда не была подвергнута тому процессу Разбавления, который с такой выгодой показал себя в отношении сестринского искусства, Музыки? Разбавляющий вначале подаёт нам несколько нот какой-то хорошо известной Мелодии, затем дюжину тактов собственного сочинения, затем ещё некоторое количество нот первоначального мотива и так далее попеременно; таким образом он оберегает слушателя если не от малейшего риска признать пьесу сразу, то по крайней мере от чрезмерного волнения, которое способна вызвать её передача в более концентрированном виде... Воистину, подобно тому как прирождённый эпикуреец любовно медлит над ломтем превосходной Оленины и при этом всеми фибрами души словно шепчет: «Excelsior!», — однако прежде чем приступить к лакомству, проглатывает добрую ложку овсяной каши; и подобно тому как тонкий знаток Кларета позволяет себе лишь чуточку пригубить, а потом уж пойти и выдуть пинту или более пива в буфете, точно также и —
Не звал я дорогой Газели В свою конюшню. Мил товар, Да вот торговцы оборзели — От этих цен бросает в жар.
Меня утешить томным оком Примчался с улицы сынок. Подбитый где-то глаз уроком Послужит, жаль, на краткий срок.
Едва обняться мы посмели — На шею сел мне сорванец. Да что со мною, в самом деле? Пора встряхнуться, наконец,
И тёмный рок томатным соком Запить для верности слегка, И закусить бараньим боком, И ждать взросления сынка [67].
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |