Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансовые, образовательные, военные реформы



2016-01-05 596 Обсуждений (0)
Финансовые, образовательные, военные реформы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Потребности капиталистического развития вызвали изменения в финансовой системе России. С 1863 г. была отменена откупная система, при которой отдавался на откуп частным лицам сбор косвенных налогов с населения за соль, табак, вино и т. п. Вместо откупов, изобиловавших злоупотреблениями, была введена более цивилизованная акцизная система, которая регулировала поступление косвенных налогов в казну, а не в карманы откупщиков. Был учрежден единый Государственный банк России. Увеличивались государственные капиталовложения в народное хозяйство. Стали привлекаться иностранные займы и кредиты (ранее почти неизвестные). Был упорядочен государственный бюджет: впервые началась публикация государственных расходов и доходов.

Однако, став более рациональной, финансовая политика сохранила общую сословную направленность. Либеральная реформа налогообложения, введение подоходного налога так и не были осуществлены. Крестьяне, мещане и ремесленники продолжали выплачивать феодальную подушную подать, не учитывавшую размер дохода. Дворянство, духовенство, купечество от нее были освобождены. Более 50% расходов бюджета шло на содержание армии и государственного аппарата и лишь 9% - на народное образование, медицину, социальное обеспечение.

В области образования большое значение имело введение в 1863 г. нового университетского устава, который возвращал университетам автономию. Теперь все вопросы жизни любого университета (включая присуждение ученых степеней и званий, заграничные командировки ученых, открытие и закрытие кафедр) решал его Совет, а должности ректора, проректоров, деканов, профессоров становились выборными, как в 1804 – 1835 гг. В 1864 г. был утвержден новый устав гимназий. Купцы, крестьяне, мещане вновь получили право учиться в гимназиях. Все гимназии разделялись на классические и реальные. В классических главным стало преподавание древних («классических») языков, т. е. латыни и греческого, в реальных – математики и естествознания. Классические гимназии считались привилегированными: их выпускники могли поступать в университеты без экзаменов.

В начале 70-х гг. в России вводится высшее образование для женщин. В 1872 г. открылись женские высшие курсы проф. В. И. Герье в Москве, а в 1878 г. – курсы проф. К. Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге.

В 1865 г. была проведена цензурная реформа: отменялась предварительная цензура для книг объемом не менее 10 печатных листов и периодических изданий, но только в Петербурге и Москве. На провинциальную печать и массовую литературу предварительная цензура сохранялась. Неугодным периодическим изданиям министр внутренних дел мог объявить до трех «предостережений» и после третьего «предостережения» закрыть.

Более радикальной является военная реформа, растянувшаяся на 12 лет (1862 - 1874). Ее инициатором и проводником выступил Д. А. Милютин. В течение 20 лет (1861 - 1881) он занимал пост военного министра и стал самым выдающимся из военных министров за всю историю России. При нем были облегчены условия солдатской службы, отменены телесные наказания от кнута и шпицрутенов до розог. Улучшилась боевая подготовка войск. С 1862 г. началось перевооружение армии нарезным оружием. Было налажено производство стальных артиллерийских орудий. Более современной стала подготовка офицеров. С целью улучшения руководства войсками было создано 15 военных округов.

Главным из всех военных преобразований стала реформа комплектования армии. 1 января 1874 г. был принят закон, вводивший вместо рекрутских наборов всеобщую воинскую повинность. Раньше, с 1705 г., воинскую повинность отбывали в порядке рекрутских наборов только податные сословия (крестьяне, рабочие, ремесленники). Сейчас ее должно было отбывать все мужское население империи с 20 лет, без различия сословий. Были также значительно сокращены сроки военной службы: вместо 25-летней рекрутчины для сухопутных войск – 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе, на флоте – 7 лет действительной службы и 3 года запаса. Лица с образованием служили еще меньше: окончившие вузы – 0,5 года, гимназии – 1,5 года, начальные школы – 4 года. В целом военные преобразования Д. А. Милютина перестроили российскую армию на современный лад, сделали ее значительно боеспособней, что ярко проявилось в ходе русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.

Реформы 60-70-х годов вошли в историю как великие буржуазные реформы. Они преобразовали экономический, социальный и политический уклад страны, способствовали ее превращению из феодальной в буржуазную монархию. Однако ни одна из реформ не стала в полной мере последовательной. Остались нетронутыми многие дворянские привилегии, особенно в местном управлении. Реформы не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлого.

Процесс реформ был продолжен с приходом в правительство в 1880 г. М. Т. Лорис-Меликова, которому удалось добиться у Александра II согласия на создание центрального органа сословного представительства в лице «временных комиссий» (из чиновников и выборных от общества) – совещательного органа при Государственном Совете. Этот проект, получивший название «Конституция Лорис-Меликова», Конституцией вовсе не являлся, а лишь мог бы стать шагом к ней при благоприятном для оппозиции соотношении сил. Однако этот процесс был прерван 1 марта 1881 г. убийством народовольцами Александра II.

Контрреформы Александра III. После смерти Александра II в правительстве взяли верх консерваторы во главе с обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым. В августе 1881 г. было издано «Положение об усиленной и чрезвычайной охране». При введении его в какой-либо местности власти могли высылать нежелательных им лиц, закрывать учебные заведения, передавать дела в военный суд вместо гражданского, приостанавливать периодические издания. Несмотря на его временный характер, как подчеркивалось в положении, оно просуществовало до 1917 г. Была восстановлена предварительная цензура и усилен административный контроль за прессой. Закрывались демократические и либеральные издания – журналы «Отечественные записки» и «Дело», газеты «Голос» и «Земство». Новый университетский Устав 1884 г. отменил выборность ректоров, деканов и профессоров и сузил автономные права университетов. Высшее женское образование было фактически ликвидировано. Указ 1887 г. «о кухаркиных детях» запрещал принимать в гимназии детей из социальных низов общества. Резко возрастает роль церкви в сфере образования. Идет открытое наступление на судебные Уставы 1864 г. Принимаются законы, затрудняющие выход крестьян из общин. Одновременно осуществляются меры, направленные на поддержку помещичьего землевладения (создается Дворянский банк с правом выдачи льготных кредитов).

Правительством Александра III принимаются законы, существенно ограничивавшие местное самоуправление. Среди них особое место занимает закон 1889 г. о земских участковых начальниках. Он подчинил все крестьянское самоуправление, введенное в 1861 г., земскому начальнику, который назначался министром внутренних дел только из потомственных дворян. Все гражданские права крестьян были отданы на произвол земского начальника. Он утверждал и смещал должностных лиц крестьянской администрации, мог штрафовать и арестовывать без объявления причин отдельных крестьян и даже целые сходы. Мировой суд в деревне был упразднен, и его права перешли к земскому начальнику, соединившему в себе как административную, так и судебную власть. Происходит также усиление дворянского влияния в руководстве земств, более жестким становится контроль за земствами и городскими думами.

Таким образом, контрреформы были направлены на восстановление власти государства над формирующимся гражданским обществом. Тем не менее они не могли остановить быстрое развитие капитализма в России. Перерастание сословно-феодального общества в гражданское было лишь замедлено, но не повернуто вспять. Но прерывание процесса общественных преобразований в 80-х – начале 90-х гг. сохранило значительный груз «самодержавно-государственно-крепостнического» капитализма, который не только затруднял дальнейшую модернизацию страны, но и резко усиливал социальную напряженность в обществе.

 



2016-01-05 596 Обсуждений (0)
Финансовые, образовательные, военные реформы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансовые, образовательные, военные реформы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (596)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)