Происхождение психики; основные этапы развития психики
Психика – это форма активного отображения объективной реальности, которая возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром. В поведении осуществляет регулятивную функцию. Современное понимание сущности психики разработано в трудах Выготского, Леонтьева, Лурии. Психологический словарь – Психика – общее понятие которое объединяет многие субъективные явления, изучаемые психологией. Есть два различных понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. 1) Материалистическое – психические явления – это свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием самопознания. 2) Идеалистическое понимание – в мире существует не одно, а два начала – материальное и идеальное. Они независимы, вечны, несводимы и невыводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим. Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи. В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, воспитанием и воспроизводством. Это нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования, шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущение, восприятие, память, мышление и т.д. Улучшение структуры и функций Н.С. послужило основным источником развития психики. Дальнейшее развитие психики идет за счет памяти, речи, мышления, сознания и использования знаковых систем. Ускорили психическое развитие людей изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры, возникновение речи. 3) Дуалистическое понимание. Существуют разные подходы к пониманию психики: 1. Психика присуща только человеку (антропопсихизм Декарт) 2. Всей природе (фр. Материализм, панпсихизм) 3. Свойство живой природы (биопсихизм) 4. Свойственна только организмам, которые имеют Н.С. (нейропсихизм Дарвин) 5. Психика только у …… с трубчатой Н.С., имеющих головной мозг (мозгопсихизм Платонов) 6. Наличие чувствительности. Критерий появления зачатков психики. Способность образовывать условные рефлексы. (Леонтьев). Бехтерев – психика – это энергия. Леонтьев – Это свойство живых, материальных тел способных своими … отражать окружающий мир, это свойство высокоорганизованной материи отображать объективную реальность. 3 составляющих психики: действия мозга, взаимодействие с людьми, внешний мир. Психика – особенная способность. Происхождение психики. Начала – материальное, идеальное, дуалистическое. Идеальное – Пьер де Шарден. Материальное – в результате длительной биологической эволюции живой материи. Концепция Фабри и Леонтьева (матер.) 1) Стадия элементарно-сенсорной психики а) низший уровень – простейшие многоклеточные живущие в воде. Характеризуются примитивными элементами чувствительности, развитая раздражимость, слабая двигательная активность. б) высший уровень – черви, улитки. Наличие ощущений, появление органов манипуляции (челюсти), четкая реакция на биологические раздражители. Способность к формированию элементарных рефлексов., развитая двигательная активность. Способность уходить от неблагоприятных условий среды. 2) Стадия перцептивной психики. а)низший уровень – рыбы, моллюски, насекомые. Характеристика – отражение внешней действительности в форме образов в форме предметов. Формирование двигательных навыков. б)высший уровень – птицы и высшие позвоночные. Характеристика – решение задач (элементарные формы мышления). Складывается определенная картина мира. Способность к научению. в)наивысший уровень (стадия интеллекта) обезьяны, собаки, дельфины. Характеристика – способность решать одну задачу разными способами. Создание орудий, способность к познанию, установление причинно-следственных связей. Леонтьев – психика – особое свойство высокоорганизованной материи (мозг) отражать объективный мир. Бехтерев – психика – есть выражение особого напряжения энергии нервных центров. Большаков – психика – есть совокупность химических, механических, электрических, физиологических процессов протекающих в Н.С. Это микрокосмос, где микрокосмос сжимается, собирается в своей само тождественности. Есть виртуальное сжатие природы. Субъективный образ объективного мира, что значит особое свойство высшей организованной материи. Психика возникает только у живых тел и не у всех, а лишь у тех, кто ведет активную деятельность. А это требует активной психической деятельности. Особое свойство – не сводимость к физиологическим процессам, предвосхищение будущего. Особое свойство высокоорганизованной материи (мозга), идеальное как продукт материального органа, мозга. Образ только в сознании (в психике), в отличие от материального. Идеальное – есть отражение материального. Отражение – представленность одной реальности (мира), в другой (в человеке). Отражая действительность человек получает возможность выражать себя и регулировать свое поведение. Отражение не зеркально, оно пристрастно и не объективно. Человек и его психика это не две системы, это единая система. Несмотря на то, что психика субъективна, изначально она социальна. Субъект обладающий психикой творит историю. Психика как процесс и как содержание. Проблема отражения связана с деятельностью. В деятельности психическое раскрывается как система и сама деятельность образует одну из детерминант психических явлений. Формы психического отражения. Внутренняя среда – отражается в потребностях, ощущениях, удовольствия – неудовольствия. Внешняя среда – отражается в образах и понятиях. Отражение внутренней среды – отражаются не раздражители, а их оценка. Внешнее отражение связано с побуждением к действию. Отражение внешней среды: внутреннее состояние, побуждение, движущие силы. Окружающий мир (образы): основа для ориентирования в окружающем мире. Формы проявления психики. Структура психики. 1. Психические процессы: познавательные – ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь; эмоциональные – эмоции, чувства; волевые – механизм волевых действий, волевые качества. 2. Психические состояния: подъем, упадок, уверенность, бодрость. 3. Свойства личности: направленность (интересы, потребности, мотивы), способности, темперамент, характер. 4. Психические образования: знания, умения, навыки, привычки. Содержание психического отражения: образ, отношения, переживание, поведение, побуждение к деятельности. Функции психики: отражение, регуляция поведения и деятельности, предвидение (экспектации). Уровни психического отражения: непосредственное чувственное отражение; уровень предметного восприятия; уровень абстрактно-теоретического мышления. Происхождение и развитие психики (гипотеза Северцева) Через способы приспособления живых организмов к изменениям условий среды: путем изменения строения и функционирования органов (общий для растений и животных); путем изменения поведения без изменения организации (только у животных и связан с развитием психики в 2х направлениях – медленное изменение форм (инстинктов) и развитие способности к научению). Леонтьев: Возникновение психики. Толчком к появлению психического отражения (чувствительности), мог послужить переход от жизни в однородной среде к сложной среде. Чувствительность появилась на базе раздражимости, а это значит, что идея отражения связей между свойствами среды. Как психика развивалась: усложнение форм поведение, совершенствовались способности к научению, усложнение форм психического отражения. Главенство деятельности в развитии психического отражения.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4424)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |