Воображение и креативность, их взаимосвязь, функции и диагностика
Вбо^ажёнйё^^^ййвёрсаЖная^человёч[способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практич, чувствен, интелект, и эмоц-смыслов опыта. В психологии существует традиция рассматривать воображение как отдельного психич процесса наряду с восприятием, памятью, мышлением. В поел время распространено понимание вообр как всеобщего свойства сознания, занимает промежуточное место между друг психич процессами. При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и струкрурировании образа мира. Благодаря вообр человек творит, разумно планирует свою деят-ть и управляет ею. Почти вся челов культура (матариальн и духовная) является продуктом воображения и творчества. Вообр выводит человека за рамки сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. Воображ является основой наглядно-образного мышления, позволяет чел ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От восприятия вообр отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии. Основные виды: · Активное - человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, · пассивное - образы возникают спонтанно, по мило воли и желания человека, · ут.-. продуктивное воображение - в нем действительность сознательно конструируется чел. а не просто механически копируется или воссоздается, при этом творчески преобразуется, п-,о.й^ · репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в котором она есть (хотя тоже присутствует элемент фантазии, однако больше напоминает восприят или память, чем твор-во Функции: · представлять действительность в образах, пользоваться ими, · регулирование эмоциональных состояний (при помощи вообр чел способен отчасти удовлетворять потр-ти, снимать порождаемую ими напряженность - психоанализ), · участие вообр в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека (восприятии, внимании, памяти, речи, эмоций), · формирование внутреннего плана действий - спос-ть выполнять их в уме, · планирование и програмирование деят-ти. Воображение и творчество. Образы фантазии никогда не бывают полностью оторваны от реальности, в любом продукте фантазии можно отыскать элементы действительности. Сущ 2 вида творческ фантазии: конкретный (образное воспр мира,связ с доминир правого полушария); абстрактный (логический, доминир левого полушария). Воображ выступает как отражение свойств личности чел, его психического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Этот факт нашел отражение в психодиагностических методиках (ТАТ. Роршак) основаны на механизме проекции, по кот человек приписывает другому свои личностные кач-ва и состояния. Методологические принципы исследования личности в глубинной психологии. Методология – учение о наиболее общих принципах, структуре, методах и средствах познания. Движущие силы развития психики – врожденные и бессознательные. Детерминанта психического развития – адаптация к среде, равновесие со средой (биологическая детерминанта – все живые существа стремятся адаптироваться к социуму. Психика – способ адаптации к среде. Цель психического развития – установить равновесие со средой). Психика имеет материальную основу. Отношения между личностью и обществом всегда конфликтны, антагонистичны. Фрейд считал, что этот конфликт не может быть разрешен, у других ученых – может. Т.к. отношения между личностью и обществом конфликтны, то путь развития человека – насильственная социализация. Наибольшее значение для психического развития имеют первые годы жизни (до 5-7лет). Идею бессознательного впервые ввел Лейбниц (берет начало из нем. психологии). Предмет – глубинные структуры. Метод – психоанализ, прямой, вытаскивание символов. Границы между нормой и патологией нет. Понятие – невротик. Энергетическая теория – энергия разума по всему континууму – это норма. «Ид» и «Эго» – врожденные, «СуперЭго» – приобретенное к 5годам, идентификация сначала по внешним признакам, а затем по внутренним. «Ид» – расширяется, объем «Эго» сужается до объема своего тела – кризис 1года. 7-8лет – структура личности устанавливается. Главная идея нормы и коррекции – трансфер – перенос, эмоциональный контакт, обеспечивающий комфорт ребенку. Отношения в классическом психоанализе – взрослый-ребенок (директивные), современный психоанализ – отношения партнерства. Методы защиты. · Вытеснение – самый плохой, не идет разрядка энергии · Регрессия – идет частичная разрядка (вредные привычки) · Проекция – эффективный метод, если нет барьера между объектом на который проецируешь · Сублимация – полная разрядка Энергетическая основа психики Идея детерминизма – биологическая адаптация к среде Психоанализ как метод лечения строится на вытеснении.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (962)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |