Основные закономерности развития психики человека и животных
Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем. 1. Психика и среда – чем выше способы отражения, тем более освобождается данный вид животных от непосредственного влияния среды. Существование живых организмов детерминировано условиями среды. 2. Психика и эволюция нервной системы – адекватность отражения зависит от строения органов чувств и н.с. Чем сложнее н.с., тем совершеннее психика. Существует разница между психикой человека и животного: разница в «языке» животных и языке человека и различия в мышлении. Животные – практическое мышление, человек – абстрактное мышление. · Человек поступает сознательно · Человек создает и сохраняет орудия · Различия в чувствах – сопереживание · Развитие психики животных по законам биологической эволюции, развитие психики человека по законам исторического развития, высший уровень психики – сознание. · Роль трудовой деятельности. По Леонтьеву – не только у человека, но и у животного психика «включена» во внешнюю деятельность и зависит от нее. Всякое отражение формируется в процессе деятельности животного. Развитие психики – взаимодействие, представляющее собой материальный жизненный процесс, процесс установления связей между организмом и средой Проблема развития психики имеет 3 аспекта изучения: 1. возникновение и развитие психики в животном мире 2. возникновение и развитие психики человека 3. развитие психики в онтогенезе человека. Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий Развитие психики в животном мире связано с возникновением и развитием нервной системы (головного мозга). Чувствительность возникает на базе раздражимости, чувствительность – первое проявление психики и показатель ее возникновения, т.е. организм начинает реагировать на биологически нейтральные раздражители, лишь сигнализирующие о биологически значимых раздражителях. Важную роль играет взаимоотношение животного с окружающей средой. На стадии элементарной чувствительности – животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира. На стадии предметного восприятия – отражение в виде целостных образов Стадия интеллекта – способ решать задачи. Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врожденные (инстинкт) и приобретенные (навыки) формы поведения. Отсюда следует интеллектуальное поведение, которое является вершиной развития психики животных. Основные закономерности развития психики человека и животного. В развитии психики человека и животного много общего, хотя так считали не всегда. До сер 17 в считали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физеологическом строении, ни з поведении, ни тем более в происхождении. В 19 в. Ч. Дарвин провел исследования эмоций, внешних реакции и практического мышления. В нач. 20в. были проведены исследования индивидуальных различий темперамента среди животных. В конце 20 в. проводятся исследования, связанные с поиском идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животного. Почти все, что имеется в психологии и поведении животного передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения, связанный с обучением и воспитанием. За счет этого человек. достигает большего уровня развития, чем животное. Как человек ,так и животное обладают общими врожденными способностями познавательного хар-ра зрение, слух, осязание и т. д, но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных ф-ий у животного и новорожденного. Эти отличия происходят сразу по нескольким линиям. 1. Познавательные процессы человека обладают особыми качествами: восприятие - предметностью, константностью, осмысленностью; память - произвольностью и опосредованностьго. Именно эти качества приобретаются человеком при жизни.и развиваются благодаря обучению. 2. Память человека более объемна.Он может запоминать, хранить и воспроизводить огромное кол-во информации, благодаря знаковым системам 3. У человека и у животного присутствует сходство в мышлении. Оба его используют для решенич практических задач в наглядно-действенном плане. Но в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении сущ-ет огромная разница. 4. Первичные эмоции ,и у чел-ка и у жив-го, носят врожденный хар-ер. Однако у чел-ка есть высшие нравственнык чув-ва, кот-ых нет у животных. 5. В мотивации поведения есть немало общего в чисто органических потребностях 6. Спорным остается вопрос о потребности в общении 7. социальные потребности можно обнаружить только у чел-ка. Таким образом, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животного. В понимании подличои детерминации челов-го поведения необходимо принимать в рассчет природное и социальное начало.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2492)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |