Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК 10 страница



2016-01-02 563 Обсуждений (0)
ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК 10 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




* Римский историк Тацит повествует, что сарматы, напавшие зимой 68/69 гг. н. э. на провинцию Мезия (Нижнее Подунавье), были вооружены копьями и очень длинными мечами, а их кони и сами они облачены в панцирь -катафракты. Однако скользкий лед, на котором происходила битва и глубокий рыхлый снег, помогли римским легионерам полностью разгромить врагов, т.к. преимущества тяжелой конницы в такой ситуации свелись на нет.


шелковой рубашки пурпурного цвета. Китайские и другие восточные товары могли попадать в Северное Причерноморье по Великому Шелковому пути.

Характерен набор вооружения (мечи с кольцевым навершием, колчанные комплекты железных черешковых наконечников стрел, портупейная амуниция) и конской упряжи в мужских захоронениях. Кроме оружия, найдены золотые пластины, закрывавшие части лица (нагубник и наглазники), погребальные венки из трилистников, ажурные пластины с растительным орнаментом, щиток с рельефным изображением женского божества в высоком головном уборе, золотой кулон с коралловой вставкой.

Почетная херсонесская надпись, которую обычно связывают с деятельностью римского легата* Тита Плавтия Сильвана, перечисляет врагов, напавших на город. В числе их были, вероятно, и сарматы - одно из подразделений аланских племен, ставка которых находилась на скифском городище в устье р. Альмы. Поход римских войск в начале 60-х гг. I в. привел к освобождению Херсонеса от варварской осады и восстановлению политического равнов>есия в регионе.

Во второй половине I и во II вв. н.э. в грунтовых могильниках поздних скифов Крыма возрастает количество погребений с сарматскими чертами обряда: распространяются подбойные могилы и могилы с заплечиками, фиксируются случаи связывания и перекрещивания ног умерших, помещение покойников в деревянную колоду, на подстилку из камыша или коры, посыпка дна могилы мелом, кусками серы, смолы, угля, осколками кремня, расшивка одежды и обуви бусами и бисером и др. Все это может свидетельствовать о постепенном, мирном слиянии близких по языку племен: поздних скифов и сарматов. Многие из вышеперечисленных признаков известны и в некрополях Боспора, где сарматы составляли значительный процент населения.

В середине II в. н. э. в Северном Причерноморье формируется объе­динение кочевников, памятники которого получили в археологии наиме­нование позднесарматская культура (II-IV вв. н. э.). Основой его послу­жила новая волна населения, пришедшая из-за Волги и Средней Азии.

В Крыму позднесарматские памятники II в. н. э. известны на Неаполе Скифском («аланский военачальник»), Битакском и Усть-Альминском могильниках. В мужских захоронениях в это время появляются новые портупейно-поясные наборы, комплекты вооружения (мечи, наконечники копий, стрел) и конской упряжи. На некоторых предметах (зеркала, пряжки, посуда), а также на каменных плитах, стенах пещер (Ак-Кая) известны изображения сарматских знаков - тамг. В этот период ассимиляция сарматами остатков скифского населения достигает своего апогея. Однако, процесс оседания кочевого населения в предгорьях и проникновение его в глубинные горные районы полуострова также был массовым. В предгорьях выходцы из различных сарматских племен селились рядом с местными жителями и хоронили своих родственников на одних кладбищах. Шел активный процесс смешения культурных и художественных стилей. __ Особенно заметны эти изменения в конце II - начале III в. н. э., когда

* Наместник императорской провинции.


Римская империя была вынуждена ввести в Таврику значительные воинские контингента для защиты своих интересов от сарматских набегов, а боспорский царь Савромат II осуществил поход на скифов и сираков.

В 20-30-е гг. III в. в Крым вторгается новая волна восточных мигрантов (близких по происхождению аланам), пришедших из Средней Азии через Поволжье и Северный Кавказ. В середине столетия германские племена готов появляются на Боспоре, а затем совершают походы вглубь полуострова. В огне пожарищ гибнут многие скифские городища. Остатки скифо-сарматского населения вынуждены укрываться в горных районах. В последующие десятилетия отмечается проникновение мигрантов-алан в Предгорный Крым и постепенная ассимиляция ими местного скифо-сарматского населения. Основная часть алан двигалась через Северный Кавказ и по пути приобретала многие черты боспорской античной культуры. В начале IV в. большая часть этих мигрантов вошла в состав гото-аланского союза и была привлечена для охраны границ: Юго-Западного Крыма - на службе у Херсонеса и Римской империи, Центрального Крыма - на службе у Боспора.

В настоящее время известно большое количество могильников конца III-IV вв. н. э., где зафиксированы аланские элементы в погребальном обряде и инвентаре. В Юго-Западном Крыму это памятники в долине Черной Речки, Инкерманский могильник, В долине Качи открыты могальники у ее. Вишневое, Суворово, Красная Заря, Тенистое, на р. Бодрак Озерное III. В Центральном Крыму в последние десятилетия исследованы могильники у ее. Перевальное, Дружное, Красногорское (Нейзац).

Погребальные сооружения представлены грунтовыми склепами, подбойными могилами и простыми грунтовыми ямами. Среди погребального инвентаря преобладает лепная и краснолаковая посуда, нередки находки амфор и стеклянных сосудов. В мужских захоронениях обнаружены железные мечи с вырезами у пяты лезвия, а также без перекрестия - с рукоятью-штырем. В женских погребениях обнаружены украшения из бронзы и серебра (браслеты, серьги, перстни, кольца), стекла, полудрагоценных камней, предметы туалета (гребни, зеркала, пинцеты, шкатулки), орудия труда (иглы, шилья, пряслица). Многие категории и типы вещей известны по находкам из могильников первой половины III в. н.э., что подтверждает гипотезу о вхождении прежнего скифо-сарматского населения в сложившийся в IV в. н. э. гото-аланский союз.

После 375 г. в связи с вторжением в Северное Причерноморье нового кочевого объединения, возглавляемого гуннами, власть аланов в степях была подорвана. Часть из них ушла вместе с гуннской ордой на запад и участвовала в военных действиях царя Аттилы против Римской империи, другая - отошла вглубь горных районов и продолжила свой исторический путь в составе раннесредневекового населения Крыма.

В дальнейшем, на протяжении второй половины I тысячелетия н.э., под политическим и культурным воздействием Византийской империи, произойдет христианизация этого населения, принявшего вместе с монотеистической религией и греческий язык, сохранив, однако, как разговорный бесписьменный готский и, вероятно, аланский языки.


готы

Письменные и археологические источники свидетельствуют, что от берегов Балтики волна германцев, среди которых ведущую роль играли готы, к середине III в. докатилась до Крыма. Первый удар приняло на себя ослабевшее к этому времени Боспорское царство. Его флот перешел в распоряжение пришельцев. На кораблях они пересекли Понт (так античные авторы называли Черное море) и обрушились на его южное побережье (территория совр. Турции). Одно из прозвищ готов, «трапе-зиты», иногда объясняют как происходящее от города Трапезунд, где их добыча была особенно велика. Среди захваченных здесь пленников было уже немало христиан, которые способствовали превращению завоевателей из язычников в последователей единобожия*.

В IV в. германцы и союзные с ними ираноязычные аланы уже расселились в предгорьях полуострова, придвинувшись к важнейшему восточно-римскому, то есть византийскому форпосту на севером берегу Черного моря - Херсонесу. Следствием такого соседства стало привле­чение Херсонесом и Римом гото-аланского союза для охраны границ Юго-Западного Крыма. Около 375 г. через земли нынешнего юга Украины прокатилась лавина гуннского нашествия. Она смела германские поселения в Поднепровье. Часть готов, в том числе и крымские, вынуждены были подчиниться завоевателям. Эти события способствовали установлению союзнических отношений готов с Византией** и закрепления за ними определенной территории в Таврике.

Первые сведения о существовании страны готов на Крымском полу­острове сообщает византийский историк Прокопий Кесарийский (середина VI в) в трактате «О постройках». Он особо отмечает, что населяли ее те готы, которые не последовали за Теодорихом Великим, который в 488 г. увел основную массу остготов в Италию. По словам Прокопия, визан­тийский император Юстиниан I (527-565) укрепил стены главных опорных стратегических пунктов на северном побережье Черного моря, Боспора и Херсона, возвел между ними две крепости: Алустон и Гурзувиты, а также позаботился о безопасности своих союзников, готов, живущих в некоей стране Дори. Правда, автор не указал точного ее положения, отметив, что эта страна лежит где-то на том же побережье, на возвышенности, но земля в ней плодородная. Поскольку готы не привыкли жить, окруженными стенами, то император не строил для них крепостей, а возвел «длинные стены», защитившие их от угрозы извне. Археологами обнаружены остатки укреплений, представлявших крепостные стены, перекрывавшие важнейшие горные проходы, по которым неприятели, прежде всего воинственные номады, могли бы вторгнуться в ближайшую округу Херсона, наиболее населенную готами. Одна из таких стен находилась в полукилометре севернее горы Мангуп в юго-западной части Крыма. На плато Мангуиа в

* Среди участников первого Вселенского собора в городе Никее в 325 г. был епископ Кадм, которого некоторые исследователи считают пастырем крымских готов.

** Образовалась в 395 г. после раздела Римской империи на две части. Взятие в'1453 г. Константинополя турками положило конец Византии.


правление Юстиниана создается мощная крепость, защищенная территория которой составляла около квадратного километра. Есть все основания считать, что именно эта крепость фигурировала у византийских авторов под именем Дорос.

Последнее упоминание о Доросе относится к концу VIII в., когда захват его хазарами вызвал восстание местных христиан под руководством епископа Иоанна Готского. После поражения восстания и пленения вожака, хазары вернули себе крепость. Вероятно, с этого момента появляется новое ее название «Мангуп», этимология которого до сих пор неясна*.

Во 2-й половине VIII в., а по другим предположениям не ранее 1-й половины IX в. появляется церковное административное подразделение -Готская епархия, в 1-й половине XIV в. получившая ранг митрополии. Она просуществовала до конца XVIII в. и прекратила существование ввиду выведения из Крыма в 1778 г. по инициативе Екатерины II христианского населения на северный берег Азовского моря. Среди переселенцев были и потомки крымских готов, утративших к этому времени свой язык и ментальность.

Наиболее раннее свидетельство о крымских готах, как о реальном этническом анклаве, сообщает монах-минорит Виллєм Рубрук, проезжавший через полуостров в 1253 г. Рубрук получил сведения о существовании между Солдайей (Судаком) и Херсоном (Херсонесом) неких «сорока замков», которые населены готами, говорящими по-немецки. Эти замки, до прихода татар в 1223 г., платили дань команам (половцы), кочевавшим по равнинам полуострова с XI в. Возможно под «сорока замками» следует понимать только один укрепленный пункт, располагавшийся действительно между Судаком и Херсоном, ближе к последнему, и тюркское наименование которого Кырк-Ор (или Кырк-Ер) переводится как «Сорок замков», а с XVII в. он чаще стал именоваться Чуфут-Кале (Иудейская крепость). Действительно, именно в юго-западной части полуострова и была сосредоточена основная масса носителей бесписьменного, но тогда еще живого разговорного готского языка.

К началу XIII в., то есть к появлению татар, подавляющая часть оседло­го населения Таврики исповедовала христианство, говорила преиму­щественно по-гречески и была носителем провинциальной византийской культуры. В этих условиях сохранить язык и ментальность без письменности, бытовые традиции без комплекса оригинальной материальной культуры, было крайне трудно, но готам это длительное время удавалось.

По соседству с готами источники XIH-XV вв. постоянно указывают расселение алан. В представлении современников территории обитания этих двух этнических групп были достаточно четко разграничены, но в культурном отношении они представляли, по сути, единый массив, что хо­рошо фиксируется археологически. Лучше всего данная ситуация отра­жена свидетельством венецианского купца и дипломата Иософато Барбаро (середина XV в.) об образовании единой общности - Gothalani: «Далее за

* Во 2-ой половине XIV в. источники сообщают о появлении в Юго-Запад­ном Крыму крепости Феодоро и одноименного с ней княжества. Исследователями I в XIX в. была доказана тождественность Мангупа с Феодоро и Доросом.


Кафой по изгибу берега на Великом море находится Готия, за ней Алания, которая тянется по «острову» в направлении Монкастро (совр. Белгород-Днестровский. -Авт.)... благодаря соседству готов с аланами произошло название готаланы. Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы, они завоевали эти страны и смешали свое имя с именем алан. Таким образом, ввиду смешения одного племени с другим, они называют себя готаланами, и те, и другие следуют обрядам греческой церкви».

В период существования генуэзских колоний (XIII-XV вв.) на южном побережье полуострова от Ускюта (совр.Приветное) до Чембало (Балак­лавы) был образован административный округ, называвшийся «Капитанство Готия». Однако, несомненно, что историческая Готия включала и территорию княжества Феодоро, на которую, кстати, также претендовали генуэзцы, ссылаясь на договоры, заключенные с татарскими властями Крымского улуса (территориальное подразделение Золотой Орды).

В конце XIV в. Крым подвергся нашествию войск Тимура (Тамерлана). Был захвачен и Мангуп. Возрождается город и княжество в 20-е гг. XV в. в правление князя Алексея. Новый расцвет княжества сопровождается острой конфронтацией с генуэзцами и союзническими отношениями с молодым Крымским ханством.

В 1475 г. Оттоманская империя завоевала генуэзские колонии и Феодоро. Завоеватели сделали столицу бывшей Крымской Готии центром кадылыка (судебно-административного округа).

Но о сохранении еще в XVI в. определенной частью населения горного Крыма готского языка и самосознания свидетельствует сообщение барона Бусбека, в 1557-1564 гг. посланника императора Священной Римской империи Фердинанда І в Стамбуле. Здесь он общался с прибывшими из Крыма греком и готом. Последнего Бусбек описал так: «Он был высокого роста, и во внешности его сквозила прирожденная скромность, что делало его похожим на фламандца или голландца. Когда я спросил их о натуре и языке их народа, он ответили мне весьма недвусмысленно, что их народ, готы, весьма воинствен, что он и поныне еще занимает многие области и что они предоставляют татарскому хану, когда ему есть в том нужда, 800 легковооруженных солдат, составляющих ядро татарского войска, что у них есть два главных города — один зовется Мангуп, другой — Скиварин» (вероятно, Сюреньская крепость в верхнем течении Бельбека. — Авт.).Бусбек сообщал, что готы — до сих пор христиане, хотя и окружены иноверцами. Разумеется, в этом рассказе есть явные преувеличения, тем более, что гот уже не владел родным языком, зато сообщил более сотни слов и выражений на явно по происхождению германском языке. После многолетних споров филологи признали, что ученый дипломат Действительно зафиксировал слова реликтового готского языка. Это наиболее позднее достоверное свидетельство о присутствии готского компонента в крымском населении. В дальнейшем он растворяется в христианской греко-язычной и мусульманской татарско-язычной среде, хотя воспоминания о былом присутствии готов еще долго сохранялись у крымских татар, выходцев из горных районов Крыма (светловолосых Жителей деревень в горных селах называли «готфридами»).


ГУННЫ

Считается, что гунны - это потомки кочевого народа хунну, обитавшего в Центральной Азии у границ Китая, с которым они вели беспрестанные войны. В I в. н. э. в одной из таких войн хунну потерпели поражение. Часть из них признала власть китайского императора, а остальные решили покинуть обжитые места и двинулись на запад. По пути следования хунну смешивались и увлекали за собой многие угорские, тюркские, иранские племена Сибири, Урала, Средней Азии и Поволжья. В результате контактов с этим народами первоначальная культура выходцев из глубин Азии сильно изменилась, а сами хунну превратились в гуннов. Под этим именем они и стали известны античным авторам.

Военные успехи сметавшей все на своем пути, неукротимой гуннской конницы во многом связываются с использованием луков и седел новых типов. Особенностью гуннского лука являлись его большие размеры (1,2-1,6 м) и асимметричная форма. Он был составным, т. е. изготовлялся из нескольких кусков дерева и имел костяные обкладки, придававшие ему дополнительную жесткость. Стрела, выпущенная из лука такой конструкции, летела быстрее и дальше, а использование более крупных наконечников стрел позволяло пробивать самые прочные защитные доспехи. Еще одним изобретением гуннов явилось жесткое седло. В отличие от мягкого кожаного седла «сарматского» типа, напоминавшего подушку, гуннское седло имело жесткую деревянную основу, скрепленную металлическими пластинами. В таком седле, лучше державшем всадника на лошади, было значительно удобнее сражаться в бою. Греческий историк IV в. Аммиан Марцеллин отмечал: «Племя гуннов... превосходит всякую меру дикости... они отличаются плотными, крепкими частями тела, толстыми затылками и вообще столь страшным и чудовищным видом, что можно их принять за двуногих зверей... При столь неприятном человеческом облике они так дики, что ни употребляют ни огня, ни приготовленной пищи, а питаются кореньями полевых трав и полусырым мясом всякого скота, которое кладут между своими бедрами и лошадиными спинами и скоро нагревают парением... Все они, не имея ни определенного места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жены ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужалости, никто из них не может ответить на вопрос, где его родина... Подобно неразумным животным, они не имеют никакого понятия о чести и бесчестии; они уклончивы и темны в речах, .. .не связаны уважением к религии; они пылают неудержимо страстью к золоту...»

В ходе своего движения на запад в конце IV в. центральноазиатские варвары обрушились на обитавших в степях Предкавказья, Подонья и Приазовья алан, которые стали первым европейским народом, пострадавшим от гуннской агрессии. Вторгшись в Северное Причерноморье, они всколыхнули весь варварский мир, спровоцировав перемещение огромных масс разноязычного населения в западном направлении - к границам Римской империи. Раздираемая внутренними противоречиями, разделенная


в 395 г. на две части, некогда самая могущественная держава Средизем­номорья, оказалась не в силах противостоять бесчисленным варварам. В конечном счете, их натиск привел к падению в 476 г. Западной Римской империи и краху античной системы рабовладения, на смену которой пришли феодальные отношения эпохи средневековья*.

Разорив стойбища алан, основной массив гуннской конницы обогнул Азовское море с севера, а отдельные отряды через Боспор Киммерийский проникли в Крым. Современники отмечали, что из-за наносов ила Кер­ченский пролив время от времени действительно превращался в мелко­водье, давая возможность перейти его «сухим путем». Существует и еще одно объяснение: гунны переправились через Боспор Киммерийский по льду. Судя по археологическим данным, Боспорское царство от вторжения гуннов сильно не пострадало и, похоже, они подчинили его, не вступая в сражение. Видимо, правители Боспора предпочли признать верховенство пришельцев, выплатив им дань. Удалось избежать столкновения с гуннами и Херсонесу, правда, не без помощи Рима, выделившего средства на ремонт городских оборонительных стен. Еще одной мерой безопасности стало расселение на подступах к городу готов и алан, которые за предоставленную землю и денежные выплаты должны были охранять последний форпост Византии в Северном Причерноморье. Варвары, выполнявшие подобные функции по договору, назывались «федератами». Единственными, кто испытал существенную дестабилизацию в связи с приходом гуннов, оказались жившие в предгорьях сарматы, аланы и германцы, которым пришлось переселиться в труднодоступные районы Главной гряды Крымских гор. В результате, большая часть полуострова превратилась в кочевье гуннского племени, названного историков VI в. Иорданом альциагирами. По описанию внешности гуннов, а также по данным антропологических исследований, гунны, в отличие от других народов, которые оказывались в Крыму в предшествующие эпохи, относились не к европеоидной, а к монголоидной расе. Язык гуннов, по мнению специалистов, принадлежал к тюркской алтайской языковой семьи..

Связываемые с гуннами погребения, которых всего известно около десятка, равномерно распределены в степной части Крыма. Как и все кочевники, гунны не оставляли больших родовых кладбищ. Их одиночные захоронения совершены либо в насыпях курганов, либо в склепах предшествующих эпох. Возможно, впрочем, что это могилы не собственно гуннов, а входивших в состав их войска других народов. По этой причине археологи обобщенно говорят о них, как о «погребениях гуннского времени». Не смотря на дикость и жестокость нравов покорителей Европы, гуннская эпоха демонстрирует яркую и самобытную материальную культуру с оригинальными, изящно выполненными предметами в красно-желтой Цветовой гамме. За таким ювелирным направлением, когда поверхность золотых изделий разделялась на ячейки, в которые помещались вставки

* Появление в южнорусских степях гуннов открыло новую эпоху в истории Европы - эпоху Великого переселения народов. Так называется крупнейшее миграционное движение германских, иранских, тюркских, а позднее и славянских племен, которое с конца IV - по VII вв. н.э. сотрясало всю Европу и привело к кардинальному изменению ее этнополитической карты.


из альмандинов, сердоликов или стекла, закрепилось название «гуннский полихромный стиль». В этом стиле оформляли серьги, диадемы, пряжки, фибулы, рукояти и ножны мечей, детали конской упряжи. Помимо высокохудожественных образцов «полихромного стиля», характерными признаками гуннской культуры являются также бронзовые котлы, которые, вероятно, являлись ритуальными сосудами, предназначенными для варки мяса жертвенных животных.

В начале V в. гунны, прибывавшие до этого в относительном мире с Римской империей, достигли Дуная и перешли его границу. В этой время ими предводительствовал мудрый политик и талантливый полководец Аттила, получивший прозвище «бич божий». Правление Аттилы стало триумфом гуннов в Европе, временем их наивысшего могущества. Расширяя свои территории, Аттила грабил богатые города, уничтожая их жителей, а в 434 г. даже осадил Константинополь. Жажда золота довела азиатов до Галлии (Франция), где и решилась судьба Европы.

Ранним утром 21 июня 451 г. в 150 километрах восточнее Парижа на Каталаунских полях в беспощадном поединке сошлись воинство Аттилы и римская армия под командованием полководца Аэция. И хотя решающей победы в сражении, которое вошло в историю как «битва народов», не одержала ни одна из сторон, военная мощь гуннов была подорвана. Через год Аттила вновь собрал войско, вторгся в Галлию, но так и не смог ее завоевать. Вскоре он умер. Его эфемерная держава, существовавшая лишь благодаря силе оружия и авторитету вождя, распалась. Разрозненные гуннские орды направились в северопричерноморские степи, а одно из племен - утигуры, оказалось в Крыму.

Здесь гунны-утигуры столкнулись с готами-трапезитами, охранявшими западные рубелей Боспора. Выполняя свои обязательства, они пытались организовать оборону против надвигавшихся кочевников. Однако, не чувствуя силы сопротивляться врагам, часть готов вступила с гуннами в соглашение и, переправившись вместе на азиатский берег Киммерийского пролива, они обосновались в районе нынешнего Новороссийска. Другая часть готов осталась в Крыму, продолжая жить в горных местностях юго-западного Крыма. Степные пространства полуострова занимали вернувшиеся гунны.

В правление византийского императора Юстиниана I (527-565 гг.) эпоха Великих миграций, в целом, завершилась. «Старый Рим» пал, настал звезд­ный час «нового Рима» - венценосного Константинополя. Сюда стекались товары со всего мира, двор византийских императоров манил своей рос­кошью. Византия всегда стремилась укреплять свои позиции в варварс­ком мире, для чего в ход шли интриги, подкуп, пропаганда византийского образа жизни. В итоге византийцам удалось превратить вчерашних врагов в друзей империи, победив их не столько оружием, сколько дипломатией. Немалая заслуга в этом принадлежала и проповедникам христианской веры.

Дальнейшая судьба уцелевших в междоусобицах и столкновениях с Византией гуннов связана с тюркютами. Это было новое объединение тюркских кочевых народов, появившееся в Северном Причерноморье в 70-е гг. VI в., в массе которых гунны бесследно растворились.


СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КРЫМ

Эпоха раннего средневековья.Начиная с гуннского времени (IV — V вв.), горные районы полуострова стали своеобразной контактной зоной, пролегшей между побережьем и степью. Они не были столь надежно защищены от внешних влияний как, например, внутренние районы Кавказа. Лишь Южный берег представлял собою изолированную Главной грядой территорию, труднодоступную для степняков, но беззащитную от нападений со стороны моря.

В начале 70-х гг. IV в. гуннами были подчинены северокавказские аланские племена, а в конце IV в. ими были завоеваны пространства между Волгой и Доном. В состав образовавшегося гуннского союза племен входили и территории степного Крыма. Но, не сумев одержать победу в «битве народов» на Каталаунских полях (территория совр. Франции) в 451 г. , это огромное политическое объединение быстро распалось. Однако на Керченском полуострове и в Приазовье еще около столетия сущест­вовало гуннское княжество, ликвидированное Византией путем прямой военной экспансии в правление императора Юстиниана I.

Во 2-й половине VI в. степные районы Приазовья и Северного Кавказа вошли на непродолжительный период в состав гигантской империи номадов — Тюркского каганата. После его падения в результате междоусобных раздоров из его состава выделились новые этнополитические образования, среди которых особенно заметными становятся хазарское и болгарское.

К середине VIIв. сформировался Хазарский каганат, объединявший в основном тюрко-языческие племена. В 60-е гг. VIIв. хазары* разгромили болгарскую конфедерацию, известную как Великая Болгария, в которую входили также оногуры. Часть болгар, не смирившись с хазарским господством, под предводительством хана Аспаруха ушла на Дунай и Добруджу, где в начале 80-х гг. VIIв. начинается формирование первого болгарского государства. Те же массы болгар, что подчинились хазарам-, в конце VII— начале VIIIвв. продвигаются в степные и предгорные районы Восточного и Центрального Крыма. Распространение их отмечено довольно многочисленными памятниками салтово-маяцкой культуры. Следует отметить при этом, что тюрко-болгары не проникли в глубинные районы Юго-Западной Таврики, будучи встреченными там христианизированным населением, смешанным по своему составу (преимущественно аланы и готы). Возможно, Внутренняя гряда Крымских гор на участке между современными поселками Почтовым и Куйбышево Бахчисарайского района создавала своеобразную границу между этими двумя этническими массивами, и, соответственно, здесь сформировались две зоны политического влияния: хазарская и византийская.

* Вопрос об их происхождении до сих пор не получил однозначного ответа. Скорее всего, предки хазар проживали в Центральной Азии на границах с Китаем, где письменные источники зафиксировали их под именем «коса». Пользуется популярностью версия о том, что хазары говорили на одном из прототюркских языков, современным наследником которого считают чувашский. К сожалению, до наших дней не дошло ни одного текста на их оригинальном языке.


Основные этапы этнической истории Крыма в VII-XIX вв.

 

Хро­ноло­гия Равнинная часть полуострова и Внешняя гряда Внутренняя и Главная гряды, ЮБК Приморье без ЮБК, Керченский полуостров
Хв. Печенеги в причерно­морских степях. Появи­лись оіш здесь в ГХ в., нарушив спокойствие степей, сохранявшее­ся со 2-й пол. VII в. Вытеснение хазар Визан­тией. Большую часть Юго-Западного Крыма хазары захватили еще в VIII в. В IX в. хазары приняли иудаизм. Возвращение Боспора* под власть Византии (с VII в. Боспор находился под властью хазар). Поход Киевского князя Владимира на Херсон, принятие им христианства.
XI в. Половецкое господ­ство в причерномор­ских степях. Оно сохранилось и в XII в. Ослабление влияния Византии, испытавшей нашествие турков-седъд-жуков. (ХІІ в. - первое упоминание Ялты) Тмутараканское княжество, древ­нерусское, во главе - черниговс­кие князья, население: греки, рус­ские, евреи, адыги. Разгром его половцами, захват ими Боспора.
ХШ в. 1223 г. - первое втор­жение мопголо-татар в Крым, разгром по­ловцев. С 30-х гг. -Крым в составе Зо­лотой Орды. 1299 г. - разгром ордой эмира Ногая Херсона, Кырк-Ора (Чуфут-Кале) и других населенных пун­ктов Юго-Западного Крыма. Январь 1223 г. - разгром Су-рожа. 60-е гг. - основание г. Солхата (Крыма) - столицы зо-лотоордьшского наместничества, и г.Каффа - столицы генуэзских колоний.
XIV в. 1313 г. - принятие при хане Узбеке ислама государственной ре­лигией в Орде. 1380 г, - поражение Мамая в Куликовс­кой битве от Дмитрия Донского. Ослабле­ние власти Орды. 1 -я половина - зарождение княжества Феодоро. Разру­шение его в 90-е гг. из-за междоусобицы золотоор-дьшских ханов Тимура и Тохтамыша. 40-е гт. - зах­ват татарами Кырк-Ора -центра области расселения крымских алан (асов). Расцвет генуэзских колоний; захват Судака у венецианцев и Чембало (Балаклава) у кня­жества Феодоро. 90-е гт. - разгром Каффы, Судака, Херсона, Мапгупа и других городов на полуострове войском хана Тимура в период войны с ханом Тохтамышем (Тохтой).
XV в. 20-30-е гг. - борьба за обособление Кры­ма от Золотой Орды. 40-е гг.. - образование самостоятельного Крымского ханства, во главе с Хаджи-Гиреем (1433-1466). 20-е it. - возрождение кня­жества Феодоро. 1475 г. - завоевание кня­жества Феодоро турками. Образование Кефинского с; подразделение в структур которого стоял санджакбеї крупной территориальной 1475 г. - захват генуэзских ко­лоний турками (итальянские по­селения в Крыму просущест­вовали чуть более 200 лет). піджака (воеіпю-адмшшстративіюе іе Османской империи, во главе 1, войдет в состав эйалета - более единицы в Османской империи).
XVI в. Переход татарского населения к оседлос­ти. 30-е гг. - основание Бах­чисарая. Последние упо­минания о готах. Преобразование Кефинского санджака в эйалет, управляв­шийся бейлербеем или визиром.
XVII в. Высший расцвет Крымского ханства (кр.татары, ногайцы, армяне, греки, караимы, крымчаки.цыгане). Походы казаков на приморские города - владения турков в Крыму.
XVIIIb. Русско-турецкие вой­ны. 1783 г. - Мани­фест Екатерины Но включении Крыма, Тамани и Кубанской земли в состав Рос­сийской империи. 1778 г. - переселение хрис­тиан (греки, армяне) из Крыма на северный берег Азовского моря. 80-е гг. - выезд с ЮБК части му­сульманского населения в Турцию. 1774 г, - ликвидация турецких владений в Крыму Сбывшие феодоритские и генуэзские земли отошли к России) и освобож­дение Крымского ханства от вассальной зависимости от Тур­ции, продолжавшейся 300 лет.
XIX в. Переселение в Крым крестьян из России и Украины, а также немцев, болгар, эстонцев, чехов и других колонистов. 50-6'0-е гг. - массовая эмиграция крымских татар и ногайцев в Турцию.

* С закатом в конце V в. Боспорского царства термин «Боспор» приме няется в дальнейшем как псевдогеографический штамп к территории, вклю­чающей пролив (ныне Керченский) и обжитые районы на его берегах.



2016-01-02 563 Обсуждений (0)
ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК 10 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК 10 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (563)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)