Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правообразование и правотворчество. Законодательный процесс. Стадии законодательного процесса.



2019-05-24 720 Обсуждений (0)
Правообразование и правотворчество. Законодательный процесс. Стадии законодательного процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок




       Правотворчество – деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по разработке, принятию, изменению и отмене норм права; социальный процесс, направленный на возведение государственной воли в определенную правовую форму (нормативный договор, нормативный правовой акт, судебный прецедент). Такое понимание правотворчества в юридической литерату- ре называют правотворчеством в «буквальном» («узком») смысле слова.

       В «широком» смысле «правотворчество» (или «правообразование»): включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права, начиная с возникновения идеи о необходимости урегулировать какие-либо отношения в обществе и мониторинга правовых интересов граждан, действующего законодательства и правоприменительной практики.

       Факторы формирования права: явления, оказывающие непосредственное и косвенное влияние на действие механизма правообразования, на изменение законодательства, на отмену и принятие норм права.

        Объективные факторы формирования права: факторы, которые не зависят от конкретных законодателей и субъектов, обладающих законодательной инициативой, но обуславливают непосредственное влияние на содержания правотворче- ского решения. таким факторам относятся: экономический фактор, социокультурный, экологический, географический, национальный, демографический и др.

       Субъективные факторы формирования права: факторы, влияющие на правотворческий процесс, которые зависят от непосредственной инициативы субъектов правотворчества и субъектов, участвующих в правотворческом процессе. ним относятся: идеи лидеров государства, концепции ученых, законодательные инициативы, выступление депутатов, соблюдение требований нормотворческой юридической техники, проведение различных видов правовых экспертиз.

       Законодательным процессом называют упорядоченную процедуру принятия либо отмены законов, внесение в них необходимых изменений и дополнений, состоящую из ряда последовательных логически завершенных стадий от разработки законопроекта до введения его в действие в форме закона.

       Основные стадии законодательного процесса (на примере Российской Федерации):

• внесение законопроекта в Государственную Думу (законодательная инициатива);

• рассмотрение законопроекта в Государственной Думе и принятие закона;

• одобрение закона в Совете Федерации;

• подписание закона Президентом;

• опубликование (обнародование) закона и вступление его в юридическую силу.

       В качестве дополнительных (факультативных) стадий законодательного процесса можно выделить: разработку законопроекта, рассмотрение отклоненного закона в согласительной комиссии, проведение правового мониторинга реализации закона и др.

 

       Внесение законопроекта. Право законодательной инициативы имеют:

• Президент

• Совет Федерации

• Члены Совета Федерации

• Депутаты Государственной Думы

• Правительство РФ

• Законодательные (представительные) органы субъектов РФ

• КС РФ (по вопросам ведения)

• ВС РФ (по вопросам ведения)

       Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Там слушаются в трёх чтениях.

       1-ое: обсуждается концепция законопроекта, дается оценка актуальности и практической значимости. начинается с доклада субъекта законодательной инициативы, после - представление ответственным комитетом и инициатором. итог: принятие и продолжение работы, одобрение законопроекта или отклонение. в случае принятия устанавливается срок для внесения поправок.

       2-ое: ответственный комитет подготавливает проект постановления по законопроекту, таблицу поправок и текст с учетом поправок

       3-е: голосование в качестве закона

       Принятые Государственной Думой, ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совету Федерации.

       Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.            Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

       Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

       Работы по теме:

• А.С.Пиголкин. Толкование норм права и правотворчество: проблемы соотноше- ния. В сб.: Закон: создание и толкование, М.,1998,

• Правотворчество в СССР / Под ред. А.В.Мицкевича. – М.: Юрид. лит., 1974. – 319 с. (Да, не удивляемся, Арзамасов требует доисторические работы Мицкевича)

• Поленина С.В. Правотворческая политика

• Поленина С.В. Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации // Государство и право. 2007. № 4.



2019-05-24 720 Обсуждений (0)
Правообразование и правотворчество. Законодательный процесс. Стадии законодательного процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правообразование и правотворчество. Законодательный процесс. Стадии законодательного процесса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (720)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)