Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Общественные отношения в Швеции 2 страница



2019-05-24 269 Обсуждений (0)
Глава 2. Общественные отношения в Швеции 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Некоторые скальды бывали в Швеции. Так, например, скальд Сигват Тордарсон в начале XI в. ездил в Швецию в качестве посланца норвежского короля Олафа Харальдссона и описал свою поездку в песне "Строфы о путешествии на Восток" (Austrfavarvisur).

О событиях в Швеции до эпохи викингов и в эпоху викингов рассказывается в разной связи в исландских сагах, которые были записаны в XII-XIII вв. Особенно часто Швеция упоминается в "Хеймскрингле" Снорри Стурлусона (1179-1241). "Хеймскрингла" – сборник саг о норвежских королях, описывает события до 1177 г. Первая сага "Хеймскринглы", "Сага об Инглингах", почти целиком посвящена истории Швеции. В ней описываются жизнь и деяния шведских конунгов из легендарной династии Инглингов, от которых якобы вели происхождение норвежские короли из рода Харальда Прекрасноволосого (86). В разной связи и очень часто о событиях в Швеции говорится и в других сагах "Хеймскринглы". По сравнению с остальными исландскими сагами, "Хеймскрингла" скорее не сага, а историческая хроника (87). В предисловии к ней Снорри перечисляет использованные источники и дает им оценку. Его источниками были древние поэмы и песни скальдов, родословные и древние предания, рассказанные "мудрыми людьми". Наиболее достоверными источниками, как уже говорилось выше, Снорри считал стихи скальдов. "Сага об Инглингах", по его словам, написана на основе "Инглингаталь" и рассказов "мудрых людей" (88). Известно, что летом 1219 г. Снорри побывал в шведской области Вестеръётланд. Он гостил там до осени у лагмана Вестеръётланда Эскиля Магнуссона (около 1175 – около 1227) (89), который, согласно "Перечню лагманов Вестеръётланда", был первым редактором Вестъёталага и "был ученым подобно хорошему клирику" (90). Возможно, именно от него – а может быть, и от других "мудрых людей" в Вестеръётланде – Снорри и узнал те древние шведские предания, которые использовал в "Саге об Инглингах" и других сагах "Хеймскринглы".

В современной историографии широко распространено гиперкритическое отношение к сагам как к историческим источникам (91). Большинство ученых считает достоверным в сагах лишь то, что подтверждается цитируемыми в них стихами скальдов. Такое скептическое отношение к сагам основано на недоверии к устной прозаической традиции: a priori считают, что никакая устная традиция не могла существовать без значительных изменений в течение многих поколений (92). Однако некоторые исследователи ставят это под сомнение (93). Думается, что, проверяя сообщения саг данными других источников, можно выделить в них достоверные сведения.

Некоторые сведения о Швеции содержит хроника датского хрониста Саксона Грамматика (около 1140 – около 1208) "Деяния данов" (Gesta danorum). В первых девяти книгах хроники изложены древнейшие саги; в последних семи – описаны исторические события до 1185 г. Хроника написана на основе устной традиции и письменных источников, в том числе позднее утерянных. В разной связи Саксон описывает события в Швеции и ее отношения с Данией (94).

С середины XII в. появляются первые документы по истории Швеции – дипломы, написанные на латинском языке. Это – папские буллы к королю, знати, духовенству и "народу Швеции", грамоты шведских королей, епископов и магнатов о дарении, обмене, продаже и закладе земли (95). Число документов, в начале незначительное, постепенно возрастает (например, с 1044 по 1106 г. – 8, с 1106 по 1200 г. – 88, с 1200 по 1290 г. – 787 и т. д.). Большая часть документов датирована. Большинство грамот утверждает отчуждение земли королями и светскими магнатами монастырям и другим церковным учреждениям, так как сделки между светскими лицами еще не оформлялись письменными документами, а производились в традиционных формах на тингах. Со второй половины XIII в. в числе дипломов появляются постановления (stadgar) королей и съездов знати (rikis samtalar). От второй половины XIII – первой половины XIV в. сохранились первые описи земельных владений в Швеции – "земельные книги" (jordeböcker) монастырей Ворфруберга (составлена около 1257 г., но сохранилась в копии XVI в.) и Ску (датируется 1302 г., но восходит к 1280 г.) и "Регистр Уппсальской церкви" (1344 г.) – опись земель, принадлежавших архиепископской кафедре (96). Многие дипломы утрачены, а некоторые еще до сих пор не опубликованы.

Среди письменных источников по истории средневековой Швеции особое место занимают так называемые областные законы (landskapslagar). Это сборники законов и обычаев отдельных областей Швеции, составленные в XIII – первой половине XIV в. и сохранившиеся в рукописях конца XIII и XIV в. (97). Всего сохранилось полностью восемь областных законов: Вестъёталаг ("Закон вестъётов" – в двух редакциях: "Старший" – 1220 г., и "Младший" – 1281-1300 гг.), Гуталаг ("Закон гутов" – составлен в 20-х гг. XIII в.), Эстъёталаг ("Закон эстъётов" – составлен, в 70-80-х гг. XIII в.), Сёдерманналаг ("Закон сёдерманов" – в двух редакциях, 1281-1285 и 1327 г.), Уппландслаг ("Закон Уппланда" – 1296 г.), Вестманналаг ("Закон вестманов" – составлен между 1296-1347 гг.), Далалаг ("Закон Даларна" – составлен между 1280-1347 гг.), Хельсингелаг ("Закон Хельсингланда" – составлен в 1320-1347 гг.) и "Раздел о церкви" утраченного Смоландслага ("Закона Смоландов" – конец XIII в.). Упоминаемые в источниках конца XIII в. областные законы (leges terrae) Вермланда и Нерке не сохранились.

По своему типу шведские областные законы – последние (по времени записи) "варварские правды". В отличие от большинства варварских правд континентальной Европы, записанных на вульгарной латыни, они записаны на древнешведском языке (Гуталаг – на древнегутском диалекте). Шведские областные законы еще в большей мере, чем остальные варварские правды, являются записями обычного права. Известно, что вплоть до их записи в большинстве областей Швеции обычное народное право хранилось в устной традиции законоговорителей – лагманов, которые ежегодно обязаны были на тинге области "говорить" (taelia) народу и "толковать" (skilia) право. Следы такого законоговорения – "лагсаги" (laghsagha) – содержатся в сохранившихся областных законах. Почти все сохранившиеся шведские областные законы это – частные записи (исключение составляют Уппландслаг и редакция Сёдерманналага 1327 г., составленные по королевскому повелению), сделанные, вероятно, лагманами. В них почти незаметно влияние канонического и римского права.

Многие обычаи, зафиксированные в сохранившихся областных законах, восходят еще к языческому времени. В "Перечне лагманов Вестеръётланда" говорится: "Первым был Лумб и его именем были названы законы Лумба, потому что он, говорят, придумал и выработал большую часть наших законов. Он родился в Вангире и там он покоится в одном кургане, ибо он был язычником" (98). В предисловии к Уппландслагу сказано: "Создателем закона был Виг Мудрый, язычник в языческое время. То, что мы нашли в его лагсаге (i hans laghsaghu) полезным для всех, то мы включили в эту книгу; то же, что бесполезно и несправедливо, мы решили изъять..." (99).

Древность и консерватизм шведских областных законов убедительно доказал австрийский ученый Карл Вюрер, сопоставивший их нормы с обычаями древних германцев, описанными Тацитом. Между ними (несмотря на 1200-летний разрыв во времени!) обнаруживается поистине поразительное сходство (100). Как и в других варварских правдах, в шведских областных законах содержатся разные слои и напластования; одни их предписания восходят к глубокой древности, другие возникли ко времени записи областных законов. Сравнительное изучение областных законов, дипломов XIII-XIV вв. и Ландслага Магнуса Эрикссона 1347 г. показывает, что областные законы в основном содержат правовые нормы, действительно применявшиеся на практике в отдельных областях Швеции в XIII-XIV вв. (101). Сравнительное изучение областных законов показывает также, что они отражают разные стадии социально-экономического развития.

Областные законы содержат сведения о правах короля, церкви и представителей различных социальных слоев, о порядке наследования, о формах брака и семьи, о характере общины, о формах собственности и т. д. В противоположность дипломам, отражающим единичные явления, о распространенности которых трудно судить, они отражают наиболее общие явления общественной жизни. По целому ряду проблем, например, о рабстве, о семье, о сельской общине, об эволюции форм собственности, областные законы – единственные источники.

Современная шведская историография относится скептически к возможности ретроспективного анализа областных законов (102). Однако такой скептицизм представляется необоснованным. Сравнивая областные законы друг с другом и с другими источниками (например, с Тацитом, руническими надписями, более древними варварскими правдами, дипломами и Ландслагом Магнуса Эрикссона), можно выделить в них различные исторические слои.

К областным законам примыкает первое городское право Швеции – Бьёркеарэт (Bjärköa rätten), записанное в середине XIII в. (103).

В 1347-1352 гг. был составлен первый общешведский свод законов – Ландслаг короля Магнуса Эрикссона (Konung Magnus Erikssons Landslag) (104). Ландслаг (буквально: "Закон страны") был выработан по поручению короля комиссией лагманов на основе областных законов и королевских постановлений первой половины XIV в. В него были также включены некоторые нормы обычного права, не зафиксированные ни в одном из сохранившихся областных законов; возможно, они были в утерянных областных законах (Вермландслаге, Неркеслаге и Смоландслаге) или действовали где-то де факто. С другой стороны, в Ландслаг не были включены отжившие нормы областных законов (например, о рабстве, о ледунге, об обязанности сородичей участвовать в получении и уплате вергельда и т. д.). Ландслаг почти сразу же после обнародования стал применяться в Эстеръётланде, Вестманланде, Даларна, Уппланде и Сёдерманланде, но в Вестеръётланде и Вермланде он начал применяться лишь в конце XIV в., а в Хельсингланде – только в конце 30-х гг. XV в. (105). Ландслаг не имел раздела о церкви и поэтому и после его издания в отдельных областях Швеции продолжали действовать разделы о церкви прежних областных законов (106). Ландслаг Магнуса Эрикссона официально действовал до 2 мая 1442 г., когда вступил в действие новый Ландслаг – Ландслаг короля Кристофера (Konung Christoffers Landslag) (107), бывший его частичной переработкой. Между 1350 и 1357 гг. был издан Стадслаг короля Магнуса Эрикссона (Konung Magnus Erikssons Stadslag) – второе городское законодательство Швеции (108).

В XIII в. появляются первые шведские хроники, как приложения к древнейшим шведским областным законам.

В рукописи Гуталага (закона острова Готланд) непосредственно после текста закона содержится описание истории Готланда без названия. К. Ю. Шлютер дал ему название "История Готланда" (Historia Gotlandiae), а Карл Сэве "Сага о гутах" (Guta saga) (109). К. Ю. Шлютер разделил "Сагу о гутах" на шесть глав. Глава 1 содержит легенду о первом заселении Готланда и разделении его на "трети" мифическими родоначальниками гутов (готландцев) Гути, Грайпером и Гуннфьяуном. Далее рассказывается об эмиграции с Готланда в древности одной трети населения в Византию и о языческих жертвоприношениях на тингах. В главе 2 рассказывается о договоре гутов с конунгом свеев (шведов), по которому они стали под его защиту и обязались ежегодно платить дань, но в остальном сохранили свою независимость. В главе 3 рассказывается о посещении Готланда норвежским конунгом Олафом Харальдссоном (Святым), в главе 4 – о крещении и строительстве церквей, в главе 5 – о подчинении Готланда в церковном отношении Липчёпингскому епископству и о правах и обязанностях епископа. В главе 6 рассказывается об обязанности, гутов на определенных условиях участвовать в морских походах (ледунге) шведского короля или вместо этого платить особый, платеж (ледунгсламе).

"Сага о гутах", самые важные и подробные части которой описывают государственно-правовое и церковное положение Готланда, служит естественным дополнением Гуталага. Хроника считается достоверным историческим источником. Полагают, что она была написана в 20-х годах XIII в. Автор ее неизвестен, но, судя по стилю, он был ученым (для своего времени) человеком, возможно священником. Хроника, как и Гуталаг, написана на древнегутском языке и проникнута племенным патриотизмом (110).

В приложении к "Старшему" Вестъёталагу – "Замечаниях преста из Видхем" – имеются три хроники: "Лагманы вестъётов" (Waestrae Göta Laghmaen), "Христианские короли Швеции" (Christne Konungar i Swerike) и "Перечень епископов" (Biskopslaengden) (111). Они, как и "Сага о гутах", проникнуты племенным патриотизмом и написаны на древнешведском языке.

В начале хроники "Лагманы вестъётов" сказано: "Здесь перечислены имена тех мужей, кои выработали и обнародовали законы Вестеръётланда". Далее перечислены 19 лагманов, от язычников Лумба и Бьёрна до Фольке (середина XIII в.), при котором "были отменены многие языческие обычаи в нашем законе". О многих из них сказано очень мало; иногда названо только имя и место рождения, иногда, кроме того, дана краткая характеристика (например, "он был жестоким и злым" или "миролюбивый и справедливый человек"). Но биографии двух лагманов, Карла из Эдсвэры и Эскиля, выглядят настоящими панегириками. В конце биографии первого сказано: "Поэтому его называли хранителем законов и отцом отечества", а о втором автор хроники патетически восклицает: "Что еще могу я сказать о нем, кроме того, что еще не скоро родится подобный ему муж!"

В хронике "Христианские короли Швеции" перечислены 18 королей Швеции, от Олафа Скотконунга (начало XI в.) до Юхана Сверкерссона (1216-1222). Краткие биографии королей сообщают место их рождения и смерти (иногда ее причину) и число лет царствования. Характеристики отдельным королям даются в зависимости от их военных успехов, соблюдения ими законов и прежде всего от их отношения к вестъётам. Особенно тепло описаны короли из ётского рода Сверкера. Только за их души возносятся мольбы к богу.

"Перечень епископов" кратко описывает биографии 17 епископов Скары, от легендарного Зигфрида (начало XI в.) до Стена (первая половина XIII в.). Сообщается о месте рождения и смерти и деяниях каждого из них. Особо отмечается строительство ими церквей, преумножение (или наоборот уменьшение) богатств и земельных владений епископства и их доброе (или плохое) отношение к людям. Так, например, о "добром" епископе Бенедикте сказано, что "он принял одиннадцать имений и оставил девятнадцать, он принял полсотни ландбу (арендаторов. – С. К.) и оставил сотню". Но о епископе Бенедикте Младшем говорится, что "он был жестоким и вспыльчивым как с мирянами, так и с клириками" и "при нем епископство лишилось многих земельных владений".

Хроники датируются примерно серединой XIII в. Их автор (или авторы?) неизвестен. Полагают, что хроника "Лагманы вестъётов" написана на основе главным образом устной традиции, а хроники "Христианские короли Швеции" и "Перечень епископов" в значительной мере на основе письменных источников, анналов, финансовых отчетов и земельных описей, хранившихся в библиотеках церковных учреждений (112).

Политические события, происходившие в Швеции в 1229-1319 гг. и прежде всего борьба между королем Биргером Магнуссоном (1290-1318) и его братьями, герцогами Эриком и Вальдемаром, описаны в рифмованной "Хронике Эрика" (Erikskrönikan) (113), названной по имени ее героя, герцога Эрика. Автор хроники неизвестен. Также неизвестно точное время ее написания, но считают, что она была написана между 1322 и 1332 гг. Полагают, что "Хроника Эрика" написана на основе устной традиции и личных наблюдений автора (114).

Кроме указанных выше источников, мы использовали анналы и жития святых (115), а также (в качестве сравнительно-исторического материала) датские и норвежские законы и варварские правды V-IX вв. и древнерусские летописи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 20, с. 183-185.

2. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 39, с. 68.

3. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 21, с. 170-173.

4. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 39, с. 15.

5. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 6, с. 311, примеч.

6. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 33, с. 7.

7. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 39, с. 68, 69, 72.

8. См., например: Дьяконов И. М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. М., 1959; Массон В. М. Становление раннеклассового общества на Древнем Востоке. – ВИ, 1967, № 5; Лащук Л. П. О характере классообразования в обществах ранних кочевников. – ВИ, 1967, № 3; Итс Р. Ф. К проблеме соотношения классов и государства (по материалам ляншаньских ицзу). М., 1964; Крюков М. В. Социальная дифференциация в древнем Китае (Опыт сравнительной характеристики). – В кн.: Разложение родового строя и формирование классового общества. М., 1968; Гуляев В. И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., 1972; Кочакова Н. Б. Города-государства йорубов. М., 1968; Кабо В. Ф. Становление классового общества у народов Океания. – "Народы Азии и Африки", 1966, № 2; Токарев С. А. Происхождение общественных классов на островах Тонга. – СЭ, 1958, № 1; Казанов А. М. "Военная демократия" и эпоха классообразования, – ВИ, 1968, № 12.

9. Из-за недостатка места укажу лишь его основные работы: Неусыхин А. И. Собственность и свобода в варварских Правдах (Очерки эволюции варварского общества на территории Западной Европы в V-VIII вв.). – В кн.: Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974; Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI-VIII вв. М., 1956.

10. См. Неусыхин А. И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родоплеменного строя к раннефеодальному (на материале истории Западной Европы раннего средневековья). – В кн.: Проблемы истории докапиталистических обществ, кн. 1. М., 1968.

11. Корсунский А. Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963.

12. Из-за недостатка места укажу лишь его монографию: Гуревич А. Я. Свободное крестьянство феодальной Норвегии. М., 1967.

13. Конференция "Возникновение раннеклассового общества". Тезисы докладов. М.. 1973.

14. Машинопись этой диссертации хранится в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина.

15. История Швеции. М., 1974, с. 54.

16. Там же, с. 56.

17. Там же, с. 58.

18. Там же, с. 59.

19. Там же, с. 72.

20. Там же, с. 70-71.

21. Там же, с 72

22. Там же.

23. Там же, с. 79.

24. Там же, с. 82.

25. Там же, с. 83.

26. Там же, с. 92.

27. Там же, с. 91.

28. Там же, с. 101

29. Piekarczyk S. Studia nad rozwojem struktury spoleczno-gospodarczej wczesn ó sredniowiecznej Szwecji. Rozprawy uniwersytetu Warszawskiego. Warszawa, 1962.

30. Ibid., s. 21-31, 53.

31. Ibid., s. 42-49.

32. Ibid., s. 49-52.

33. Ibid., s. 136-142.

34. Ibid., s. 136-142.

35. Ibid., s. 34-38.

36. Ibid., s. 97.

37. Ibid., s. 72, 75 H.

38. Ibid., s. 109 ff.

39. Ibid., s. 107 f.

40. Piekarczyk S. Op. cit., s. 17, 56.

41. Ibid., s. 110.

42. Ibid., s. 126 f.

43. Ibid., s. 133.

44. Ibid., s. 134.

45. Ibid., s. 156. Подробнее о взглядах С. Пекарчика см. ниже. См. также: Пекарчик С. К вопросу о сложении феодализма в Швеции (до конца XIII в.). Опыт постановки проблемы. – "Скандинавский сборник", VI. Таллин, 1963, где сжато изложена его концепция.

46. Большую ценность представляют, в частности, статьи о Швеции в энциклопедическом издании "Kulturhistorisk leksikon for nordisk middelalder fra vikingatid til reformationstid" (København, 1956). Они, как правило, написаны ведущими современными шведскими (и другими) учеными на основании источников и литературы и содержат библиографию вопроса. Некоторые из них можно считать "последним словом" в современной науке.

47. См., например: Landtmanson I. S. Träldomens sista skede i Sverige. Ett kapitel ur vår alder rättshistoria. – SHVU, V, 6, 1897; Hasselberg G. Den s. k. Skarastadgan och träldomens upphörande i Sverige. – "Västergötlands fornminnesförenings årsskrift", V, 3, 1944; Neveus C. Trälarna i landskapslagarnas samhälle. Uppsala, 1974; Ingers E. Bonden i svensk historia, d. 1. Stockholm, 1943; Lindberg F. Hantverkarna, d. 1. Medeltid och alder Vasatid. Stockholm, 1947; Tunberg S. Det världsliga frälsets uppkomst. – HSHH, 1908; Löfqvist K.-E. Om riddarväsen och frälse in nordisk madeltid. Studier rörande adelsståndets uppkomst och tidigare utformning. Lund, 1935; Andrae C. G. Kyrka och frälse i Sverige under äldre medeltid. Studia historica upsalensia, IV. Uppsala, 1960.

48. Nordström J. J. Bidrag till den svenska samhällsförfattningens historia efter de alder lagarne till sednare hälften af sjuttonde seklet. Afd. I-II. Helsingfors, 1839; Hildebrand E. Svenska statsförfattningens historiska utveckling. Stockholm, 1896; Westman K. G. Svenska rådets historia till 1306. Diss. Uppsala, 1904; Lönnroth E. Statsmakt och statsfinans i det medeltida Sverige. Studier over skatteväsen och länsförvaltning. – GHÅ, 46: 3. Göteborg, 1940; Jägerstad H. Hovdag och råd under äldre medeltid. Lund, 1948; Schück H. Kansler och capella regis under folkungatiden. – HT, 1963; Fritz B. Jarladömet – sveahertigdömet. – HT, 1971; idem. Hus, land och län. Förvaltningen i Sverige 1250-1434. Stockholm, 1972.

49. Palme S. U. Stånd och klasser i forna dagars Sverige. Stockholm, 1947.

50. Ibid., s. 5.

51. Ibid., s. 7-8.

52. Ibid., s. 24.

53. Ibidem.

54. Ibid., s. 8.

55. Ibid., s. 11-12.

56. Ibid., s. 8-11.

57. Ibid., s. 14.

58. Ibid., s. 17-19.

59. Ibid., s. 20.

60. Ibid., s. 12-13.

61. Ibid., s. 26-27.

62. Ibid., s. 29-43.

63. По археологии Швеции имеется огромная литература. Новейшая сводная работа: Stenberger M. Det forntida Sverige. Stockholm, 1964.

64. Так некоторые исследователи на основании данных археологии делают ошибочный вывод о возникновении феодальных отношений в Швеции еще в первой половине VI в. См. Слаский К. Экономические отношения западных славян со Скандинавией и другими прибалтийскими землями в VI-X веках. – "Скандинавский сборник", VI. Таллин, 1963, с. 63.

65. Gai Plinius Secundus. Historia naturalis, IV, 14; Tacitus. Germania, 44; Ptolemaeus. Geographia, II, 11, 35; Jordanes. De origins actibusque Getarum, 16-26; Procopios. De bello Gothico, II, 15.

66. Beowulf, v. 2382, 2473, 2923, 2925, 2947, 3002.

67. Nerman B. Sveriges äldsta konungalängder. – "Fornvännen", 1917, s. 9-12.

68. Ynglingatal, 6: "Ok ek þess opt / of yngva hrør fróða menn / of fregit hafðak". Cp. 8, 15, 16 и 17.

69. См. Rimberlus. Vita S. Anscharii, IX, XV и XVI.

70. Ibid., VIII-X, XIII, XIV-XVIII, XXIII-XXV, XXVII.

71. Adamus. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum, IV, 21-31.

72. Ibid., IV, 21, 27, 30, schol. 142 (138).

73. Hjärne H. Kyrkliga inflytelser inom Sveriges äldre statsrätt. – Bidrag till Sveriges medeltidshistoria tillegnade C. G. Malmström af historiska seminariet vid Upsala universitet, I. Upsala, 1902, s. 5.

74. Они опубликованы в издании "Sveriges runinskrifter, utgivna av Kungl. Vitterhets Historie och Antikvitets Akademien", bd. I-IX. Stockholm, 1900-1957, с транслитерацией и транскрипцией на древнеисландский и переводом-толкованием на шведский, а также с комментариями. Некоторые из рунических надписей до настоящего времени не дешифрованы.

75. Wessén Е. Om vikingatidens runor. – VHAA. Filologiskt arkiv, d. 6 Stockholm, 1957, s. 7.

76. Например, U 133, 194; Sö 55.

77. Например, U 235, Sö 18, Öl 32.

78. См. Ruprecht A. Die Ausgehende Wikingcrzeit im Lichte der Runeninschriften. Göttingen, 1958; Wessén E. Historiska runinskrifter. – VHAA. Filologisk-filosofiska serien, d. 6. Stockholm, 1960.

79. Например, Sö 137.

80. Например, U 29, 130, 131, Sö 145, Vg 4.

81. Подробнее о рунических надписях см. Friesen О. v. Runorna, NK, VI, Stockholm, 1933; Jansson Sven B. F. Runinskrifter. – KL, bd. 14. København, 1969, sp. 481-494.

82. Издания скальдической поэзии: Jónsson F. Den norsk-islandske Skjalde-diktning, bd. A-B. København, 1908-1915; Kock E. A. Notationes norroenae. Anteckningar till Edda och skaldediktning. Lund, 1923-1944; idem. Den norsk-islandska skaldediktningen, bd. 1-2. Lund, 1946-1949.

83. Snorri Sturluson. Heimskringla. Steingrimur Pálsson bjó undir prentun, d. 1. Reykjavik, 1944, Prol., bis. 2: "Tökum vér þat allt fyrir satt, er i þeim kvaeðum finnst um ferðir – þeira еðа orrostur. En þat er háttr skálda at lofa þann mest, er þá eru þeir fyrir, en engi myndi þat þora at segja sjálfum honum þau verk hans, er allir þeir, er heyrði, vissi, at hégómi vaeri ok skrök, of svá sjálfr hann. þat vaeri þá háð en eigi lof". – См. мнение об этих словах Снорри – Стеблин-Каменский М. И. Культура Исландии. Л., 1967, стр. 102.

84. См. Стеблин-Каменский М. И. Происхождение поэзии скальдов. "Скандинавский сборник". III. Таллин, 1958, с. 184, 187.

85. См. Johnsen А. О. Er Einar Skulesons fyrstedikt "...lutter historiske og historisk nøjaktige..."? – "Det Kgl. Norske Videuskabers selskabs skrifter 1965", № 2. Trondheim, 1906.

86. Русский перевод " Саги об Инглингах " опубликован в СВ, 36, М., 1973.

87. Labuda G. Fragmenty dziejów Słowiańszczyzny zachodmej, t. 2. Poznań, 1964, s. 194, прим. 8.

88. Snorri Sturluson. Heimskringla, d. 1, Prol., bls. 1: "Eftir þjóðólfs sögn er fyrst ritin aevi Ynglinga ok þar við aukit eftir sögn fróðra manna".

89. Geschichten vom Sturlungengeschlecht. Jena, 1930, S. 135, 136.

90. VgL IV, 14: 17: "...han hafð þi ос claerkdom aerlikaen iaemth goð þom claerkum".

91. Обзор взглядов на саги как исторические источники см. в статье. Rehfeldt В. Saga und Lagsaga. – ZSSR, GA, Bd. 72, 1955.

92. См. Baetke W. Christliches Lehngut in der Sagareligion. – Das Svoldproblem. – Zwei Beiträge zur Sagakritik. "Berichte über die Verhandlungen der Sächsischen Akademien der Wissenschaften", Phil.-hist. Kl., Bd. 98: 6, Berlin, 1951, S. 17, 19.

93. См. Liestøl K. Norske aettesogor. Kristiania, 1922, s. 157 ff.; Rehfeldt B. Op. cit., S. 43-45; cp. Nordbø H. Aettesögor fra Telemark. Oslo, 1928.

94. Weibull C. Saxo. Kritiska undersökningar i Danmarks historia från Sven Estridsens död till Knut VI. – "Historisk tidskrift för Skåneland", bd. 6, Lund, 1915-1916; Weibull L. Nekrologierna från Lund, Roskildekrönikan och Saxo. – "Scandia". 1928; Olrik J. Studiur over Saxes historiske Kilder. – DHT, 1932-1933.

95. Дипломы с раннего времени до 1355 г. и за 1361-1362 гг. изданы в "Diplomatarium Suecanum", vol. I-VI, VIII: 1. Stockholm, 1829-1959.

96. Fogdö (Vårfruberga) klosters jordebok. – VSLÅ, 1945; Sko klosters medeltida jordehböker. – SVSL 42. Lund, 1953; Registrum ecclesiae upsalensis опубликован в Diplomatarium Suecanum, vol. V и в Scriptores rerum Svecicarum medii aevi t. III (под названием Ärkebiskopskrönikan).

97. Классическое издание шведских областных законов: Samling af Sweriges gamla lagar (Corpus juris sveo-gothorum antiqui), bd. 1-13. Stockholm-Lund, 1827-1877. Имеется перевод на современный шведский с комментариями: Svenska landskapslagar tolkade och förklarade för nutidens svenskar av Å. Holmbäck och E. Wessén, ser. 1-5. Stockholm, 1933-1946.

98. VgL IV, 14 : 1. "Fyrsti war lumbaer. ос af hanum aeru lums lagh callaeðþ. fore þy. at ban sighs. hawae huxaet. oc gört en mykin loth aff laghum warum. han war föðaer. i. wangum. oc þaer liggaer han. i. enom collae. loreþy at han heðþen".

99. Samling af Sweriges gamla lagar, bd. 3, s. 6: "...Laghae yrkir war wiger spa. heþin i. heþnum timae. Hwat aer wi hittum. i. hans laghsaghu aer allum mannum þarfflikt aer. þaet saetium wir. i. bok þessae. þаеt о þarfft aer. ok þungi aer. at þaet wilium wir utaen lykkia".



2019-05-24 269 Обсуждений (0)
Глава 2. Общественные отношения в Швеции 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Общественные отношения в Швеции 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)