Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Памяти Генерала-Майора Е. Г. Булюбаша.



2019-05-24 286 Обсуждений (0)
Памяти Генерала-Майора Е. Г. Булюбаша. 0.00 из 5.00 0 оценок




Газетное известие принесло нам сообщение о кончине на 93 году жизни в штате Вест-Вирджиния генерала-майора Евгения Григорьевича Булюбаша. В его лице ушел из этой жизни один из лучших представителей прежнего Российского подлинно-христолюбивого воинства.

Вспоминается Храм-Памятник русским воинам, павшим на Карпатах в великую войну, в главном городе Подкарпатской Руси Ужгороде (Чехословакия). Было это в тридцатых годах. Совершаю я в будничный день Божественную литургию; в храме почти никого нет, прислуживать в алтаре некому. Вдруг входит в храм среднего роста сухощавый человек с ярко-выраженной бравой военной выправкой с седеющими баками, в гимнастерке, военного типа брюках и сапогах. Постояв немного и видя, что в алтаре некому прислуживать, он решительно направляется в алтарь, испрашивает у меня благословения и начинает очень умело пономарить: подавать кадило, выходить со свечей, звонить, когда положено, в колокол и т. д. «Настоящий Суворов» — невольно подумал я и глубоко подумал я и глубоко умилился. После литургии я пригласил его к себе на чай, он представился.

Это был не кто иной, как последний перед революцией начальник прославленного Павловского Военного Училища ген. майор Булюбаш. Мы разговорились, и он еще больше поразил меня своей глубокой искренной верой и настоящей, столь редко теперь встречающейся церковной настроенностью. Поделился со мной своей скорбью. В Парижской газете «Возрождение» было помещено объявление о «Бале Русских Военных Инвалидов», который должен состояться в субботу накануне Недели Крестопоклонной, как раз когда на всенощном бдении выносится для поклонения Крест Господень. Генерал Булюбаш послал в редакцию этой газеты очень обоснованный прекрасно-составленный протест против устройства такого «бала» в такое неуместное время. Увы! протест этот даже не был напечатан. «А мы все надеемся вернуться в Россию» — с горечью говорил генерал, «но разве заслуживаем мы этого?» Не раз он писал статьи и обращения о необходимости для нас, православных русских людей, общего всенародного покаяния, если только мы желаем получить милость Божию и заслужить возвращение на обновленную и освобожденную от ига безбожников Родину.

Вновь пришлось мне встретиться с генералом Булюбашем в годы нашего пребывания в Мюнхене (1945-1951 г. г.) Генерал заметно постарел, но выглядел все таким же бравым воином, нисколько не теряя своей бодрости и энергии. Трудно было поверить, что ему так много лет. Его очень любил и глубоко уважал наш покойный Первоиерарх Владыка Митрополит Анастасий, однажды при встрече, добродушно шутя сказавший ему: «Мы все стареем, а вы, генерал, все молодеете!»

Как и все мы, генерал Булюбаш оказался затем в США. Тут он вел прежний свой образ жизни, приезжая изредка в наш Св. Троицкий Монастырь, к которому относился с большим уважением, регулярно и внимательно читал нашу «Православную Русь», часто в письменной форме отзываясь с одобрением на разные помещавшиеся в ней статьи. Идеологию нашу он полностью разделял и всегда выражал искреннюю скорбь и даже негодование, когда узнавал, что кто-либо нас не понимает и осуждает: он был сторонником прямого и честного пути, без всяких компромиссов и лукавства, чего он вовсе не терпел. Не знаю наверное, кто посвятил его в сан иподиакона, но он настолько высоко ценил это свое церковное звание, что, когда писал нам письма, всегда подписывался не иначе, как «Недостойный иподиакон Евгений».

Вот если бы больше было у нас таких генералов и вообще военных, верится, не погибла бы наша Россия!

Вечная тебе память, новопреставленный иподиакон Евгений! Молись за нас у престола Божия, молись за нашу несчастную Родину-Россию, чтобы она вновь стала тою СВЯТОЮ РУСЬЮ, верным и преданным сыном которой ты был!

Приветственное Слово
Архиепископа Аверкия Митрополиту Филарету
в день его Ангела – 1-го декабря 1967 года.


Ваше Высокопреосвященство
Высокопреосвященнейший Владыко
Милостивый наш Первосвятитель!

Братия и трудники Св. Троицкого Монастыря, преподаватели и студенты Св. Троицкой Духовной Семинарии почтительнейше приветствуют Вас с торжественным днем Вашего тезоименитства и молитвенно желают Вам мира, здравия, милости и помощи Божией в архипастырских трудах Ваших на благо нашей Русской Зарубежной Церкви — единственной теперь Церкви, еще не запятнавшей себя никаким соглашательством с силами мiрового зла, — и во спасение душ православных русских людей, во изгнании и разсеянии сущих.

Что хотелось бы пожелать Вам еще в нынешний знаменательный день?

Мы переживаем сейчас страшное время. Но не только потому что силы мiрового зла все больше и больше захватывают власть над мiром, а еще больше потому, что — страшно сказать! — многие высшие иерархи Церкви Христовой совершают самое настоящее предательство нашей святой веры и Церкви. Провозглашается какая-то совершенно новая эпоха в христианстве. Замышляется создание новой Церкви, в которую должны войти не только все православные, но и инославные, и даже — магометане, иудеи и язычники. Говорят даже о каком-то «диалоге» с атеистами! Вместо истинной веры и истинной Церкви возникает, таким образом, лжеверие, или по выражению нашего великого духоносного светильника Епископа Феофана Затворника, — зловерие и лже-Церковь.

И вот, в это-то страшное время мы хотим видеть в Вашем лице нашего стойкого и непоколебимого вождя духовного, вдохновляющего всех нас на святую борьбу — святую брань — за истинную веру и истинную Церковь против этого лжеверия и лже-Церкви.

Вот, чего мы хотим! И только этого!

Приимите же от нас этот образ св. праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского чудотворца, который так живо предрекал о наступающих страшных временах, указывая и пути избытия — спасения от них, и прославление которого совершилось под Вашим возглавлением и духовным руководством. И, да поможет Вам наш великий всероссийский праведник всех нас, верных чад Русской Зарубежной Церкви, прямым и незаблудным путем, минуя все современные соблазны, ввести в тихое пристанище вечного спасения!

„Убойся лицемерия!..”

(К НЕДЕЛЕ МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ.)

Так взывал, обращаясь к нам, православным русским людям, еще слишком сто лет тому назад, наш отечественный подвижник и наставник духовной жизни святитель Игнатий (Брянчанинов), столетие со дня блаженного преставления которого в истекшем 1967 году мы вспоминали, — в заключении своего замечательного труда под названием «Отечник».

«Убойся лицемерства» — писал он, — «во-первых, в себе самом, потом — в других: убойся именно потому, что оно — в характере времени и способно заразить всякаго при малейшем уклонении в легкомысленное поведение.»

Конечно, «лицемерство», или лицемерие, всегда было одним из главных нравственных недугов падшего человечества, и мы знаем, как с особенной силой обличал в нем Господь Иисус Христос современных Ему книжников и фарисеев, но оно, по предречениям святых подвижников, о чем и учит святитель Игнатий, должно стать, а, видимо, уже и стало, самой характерной чертой нашего лукавого времени — «последняго времени», каковым еще в предреволюционные годы считали его все великие столпы нашей Российской Церкви, как Митрополит Филарет Московский, Епископ Феофан Вышенский, Епископ Игнатий и особенно — св. праведный Иоанн Кронштадтский. Этим утверждением отнюдь не предрешаются сроки, которые остаются нам неизвестными, а только констатируются факты, на основании коих мы в полном праве, в согласии с учением Слова Божия и предсказаниями Святых Отец, судить и говорить о приближении конца.

«Ныне почти нет истиннаго благочестия», — приводит святитель Игнатий слова св. Тихона Задонского, сказанные еще раньше, — «ныне — одно лицемерство». И действительно сама жизнь свидетельствует о том, как все более и более прогрессирует лицемерство в жизни людей по мере приближения к неизбежному и неотвратимому концу всего. Все меньше и меньше остается людей честных и искренних, которые показывают себя такими, каковы они суть на самом деле.

Прежде — человека, более или менее, сразу было видно, чем он дышит и как он настроен: честный он или преступник, с которым опасно иметь дело.

А теперь — на каждом шагу фальшь, лукавство и обман во всем: в мыслях, в словах, в поступках, во всем поведении.

На словах одно, — а на деле совсем другое!

Поверишь человеку, его честности, его правдивости, его искренности, а потом — переживаешь жестокое разочарование: оказался он совсем не таким, каким представлялся. Теперь нередко бывает, что под прикрытием набожности, патриотизма и других возвышенных идей и настроений скрывается лишь преследование собственных корыстных интересов и даже — совсем грязные дела.

В прежние времена, когда люди грешили, они делали это более или менее откровенно, часто открыто для других, и все это видели и знали, и давали каждому греху надлежащую, правильную оценку. Теперь не так! В наше время, греша, весьма искусно прикрывают свой грех всевозможными благовидностями, «пуская пыль в глаза», обманывая и себя и других.

Сколько всевозможных оправданий и самооправданий придумано грешащими в наши дни — и не счесть!

И получается: грех не в грех! На каждый грех найдется основательное хитроумное объяснение, которое многих способно поставить втупик: да и в самом деле, может быть, никакого греха тут и нет, и все в порядке.

Да и общие нравы теперь стали таковы, что многое, еще недавно считавшееся грехом, больше как грех не разсматривается или считается «простительной слабостью». Кто, например, в наше время серьезно считает грехом блудный образ жизни или супружескую измену? В прежние времена — мы не говорим уже о Ветхом Завете, когда за эти грехи полагалось наказание смертью — от таких людей все отвращались, руки им не подавали.

А теперь?

Не их грязные деяния, а, наоборот, осуждение их считается «грехом», причем вспоминают еще при этом и слова Христовы: «Не судите, да не судимы будете» (Матф. 7, 1), криво их понимая и толкуя.

А одни наши «благотворительные балы» чего стоят?

Прежде, когда устраивались подобные «развлечения», никому в голову не приходило прикрываться «благотворительностью», и все знали: люди хотят «повеселиться» в свое удовольствие — и все тут! А теперь даже балы устраиваются не иначе, как только с какими-нибудь «высокими целями».

И так во всем! На каждом шагу — сплошное лицемерие, фальшь, обман!

А самое отвратительное, что весьма часто практикуется, это — прикрытие своих греховных страстей и порочных наклонностей, стремлений и замыслов какими-либо возвышенными «идеями», громкими, кричащими лозунгами, красивыми обольстительными словами.

Нередко подобные авантюры лицемерства разыграются в больших масштабах, производя немалые общественные потрясения и вызывая целые бури смущающих толков и соблазнов.

Вот откуда у нас — все почти ссоры, распри, нестроения, разделения, партийность и страшная взаимная вражда.

Кого-кого только и в чем не обвиняют, но ни у кого нет желания обвинить прежде всего самого себя в отсутствии прямоты, честности, искренности — в наличии фальши и лицемерия, откуда все зло нашей жизни и идет.

Тот же самый злостный недуг лицемерия проявляет себя и в таких больших и важных проблемах, как отношение Церкви и верующих к безбожной или даже богоборческой государственной власти, как отношение нас, православных, к инославным, иноверцам и атеистам. Духом ужасающего, леденящего душу лицемерия проникнуты эти взаимоотношения в атеистических государствах современности. Тот же дух лицемерия в так называемом «экуменическом движении», которое всякую духовно-здоровую, чистую душу отталкивает от себя своей фальшью, слащавой, деланной, мнимо-христианской любовью, во имя которой должна быть почему-то попрана Истина. А уж сколько фальши и лицемерия во всех этих истерических криках «о мире всего мiра», — не надо и говорить! Надо только трезвыми глазами взглянуть на то, что делают эти радетели всеобщего мира сами.

Наблюдая современную жизнь, нельзя не придти к заключению, как прав был святитель Игнатий (Брянчанинов), еще более ста лет тому назад сказавший:

«Лицемерство — в характере времени и способно заразить всякаго при малейшем уклонении в легкомысленное поведение» («Отечник» — Заключение).

Здесь указана еще одна важная черта: «легкомысленное поведение». Вот это весьма важно знать и помнить: легкомысленное поведение способствует впасть в лицемерие. И как это оправдывается самой жизнью: никогда еще легкомыслие так не процветало, как в наше время — время почти полного изсякновения серьезного отношения к жизни, к делу спасения своей души, время увлечения легким времяпрепровождением в одних чувственных удовольствиях и наслаждениях. Где теперь серьезные занятия, серьезное размышление, серьезное чтение? Все заменено пустыми, пошлыми зрелищами — даже самый интимный домашний очаг отравлен ими в виде так называемой «телевизии», около которой просиживают, не отрываясь целыми часами, и взрослые и дети, оскверняя свои души тем, что там показывается. А ведь это изобретение само по себе замечательное, и сколько оно могло бы принести пользы при другой постановке, при других запросах.

Итак: легкомысленное поведение естественно приводит к лицемерию. И это понятно и естественно: пустой, легкомысленный человек сам стыдится своей пустоты, своего легкомыслия, и стремится прикрыть эту свою внутреннюю пустоту от других людей чем-то фальшивым, напускным, то есть прибегает к лицемерию, желая показать себя каким-то другим — лучшим, чем он есть на самом деле.

Вот, где обильный источник столь сейчас распространившегося среди людей лицемерия!

Но страшная участь ожидает лицемеров.

Еще в Ветхом Завете было сказано, что «надежда лицемера погибнет» (Иов. 8, 13).

А в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос многократно изрекал «Горе» лицемерам, обвиняя постоянно в грехе лицемерства иудейских книжников и фарисеев и говоря:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Матф. 23, 13 и др.).

Раба, который не ожидал прихода господина своего, в евангельской притче, господин, придя «в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, разсечет его и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 24, 50-51).

Своих учеников Господь Иисус Христос неоднократно предостерегал от «закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лук. 12, 1).

Вот почему перед наступлением Великого поста, в первую приготовительную неделю к нему, Св. Церковь предлагает нашему вниманию в евангельском чтении за Божественной литургией притчу Господа о мытаре и фарисее, внушая нам, что если мы хотим по-настоящему каяться предстоящим Великим постом, мы должны далече отринуть «возносливый и злобный, горделивый и дерзкий нрав» лицемерного фарисея, его «высокохвальную гордыню, возношение лютое и дмение мерзкое» и усвоить себе настроение смиренного мытаря, искренно сознающего свои грехи, не рисующегося ни перед самим собой ни перед другими людьми, а искренно, из глубины души вопиющего: «Боже, милостив буди мне, грешнику!» (Служба на Неделю Мытаря и фарисея).

Отвержение всякого фарисейского лицемерия и искреннее, нелицемерное сознание себя грешником есть первое и главное условие истинного покаяния, без чего покаяние – не покаяние, а тоже одно лицемерие, думающее обмануть и Бога и людей, и только усугубляющее греховность так лживо, лицемерно кающегося.

Страшно за тех, кто так мнимо кается!

Единственное верное средство излечения от лицемерия, а с ним вместе и от всех зол современности святитель Игнатий предлагает нам в нижеследующем богомудром своем наставлении:

«Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и безсознательно в направлении его, прикрывающих служение мipу служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям». («Отечник» — заключение).

Иными словами: кто хочет быть истинным христианином и приносить действительное, а не мнимое покаяние Богу в своих грехах, тот должен быть совершенно непримирим к лицемерию в себе и в других: и сам не должен допускать лицемерия и других лицемеров не поощрять и не покрывать, угождая им и идя навстречу их лицемерству, по каким бы то ни было видам и соображениям.

С такими мыслями и чувствами, с такой внутренней настроенностью надлежит нам готовить себя ко вступлению в приближающийся Великий пост, если мы желаем действительно провести его плодотворно, с пользою для душ своих.

"Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? доколе унынием слезиши? что не помышляеши о страшном часе смерти? что не трепещеши вся страшнаго судища Спасова?" (Стихира в Неделю Мясопустную).

 „Господь грядет, и кто стерпит страх его?”

Перед наступлением Великого поста, желая настроить нас соответственным образом и расположить к покаянию, Святая Церковь в евангельских чтениях и богослужебных песнопениях рисует перед нашим мысленным взором живые и яркие образы, способные воздействовать на нашу совесть, если она еще не заглохла в нас окончательно, если еще теплится в нас хотя бы самый слабенький огонек жизни духовной, для которой мы созданы Богом.

Более всего мешает искреннему покаянию гордость, самолюбование и самохвальство. Пока гордость не сломлена, не может быть и речи о настоящем покаянии. Вот почему в первую приготовительную неделю к Великому посту притчей Господа о мытаре и фарисее Св. Церковь внушает нам «бежать высокоречия фарисеева злейшаго» и «навыкнуть смирению мытареву изряднейшему» — «возненавидеть гордынный глас фарисея» и «поревновать благоумиленной молитве мытаря», взывая, как он, с сердечным сокрушением и с глубоким сознанием своего недостоинства, своего непотребства: «Боже, милостив буди мне грешнику!»

Искреннее сознание своей греховности иного может привести в отчаяние. И вот, дабы никто не отчаивался в возможности получить для себя прощение, во вторую приготовительную неделю к Великому посту Св. Церковь трогательной притчей о блудном сыне убеждает нас в том, что «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102, 8) — что Он, как любящий Отец, принимает каждого кающегося грешника, сколь бы велики ни были его грехи, лишь бы он по-настоящему каялся.

Но если опасно и губительно отчаяние от безнадежья, то столь же опасно и губительно чрезмерно надеяться на милосердие Божие тем, кто не желает каяться, кто упорно продолжает грешить и не стремится исправить свою жизнь. И вот в третью приготовительную неделю к Великому посту св. Церковь устами Самого Господа напоминает нам, что настанет некогда «день страшный всенеизглаголаннаго пришествия Христова», «страшный день суда» и «час испытания», «егда имамы вси нази и яко осуждени, неумытному Судии предстати» — день и час последнего Страшного Суда Божия над всем человеческим родом, когда «книги разгнутся, и деяния обличатся» и каждый из нас получит праведное воздаяние по делам своим. Это напоминание о Страшном Суде безусловно необходимо нам, дабы удерживать нас от грехов и побуждать нас к искреннему и нелицемерному покаянию, коль скоро мы согрешили.

«Помышляю день страшный, и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю безсмертному Царю? Коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя!» — так учит нас взывать Св. Церковь при этом спасительном для нас помышлении о Страшном Суде.

«Наста день, уже при дверех Суд, душе бодрствуй, идеже царие вкупе и князи, богатии и убозии собираются: и восприимет по достоянию содеянных от человек кийждо» — вот как учит св. Церковь нас хранить постоянное памятование о Страшном Суде, который уже «настает», совсем близок — «при дверех».

И как естественный результат такого памятования — слезная молитва:

«Пощади, пощади, Господи, раба Твоего, да не когда предаси мене горьким мучителем ангелом лютым: в нихже несть тамо покоя обрести» (Служба в Неделю Мясопустную).

И, наконец, перед самым наступлением Великого поста, чтобы живее и сильнее побудить нас к покаянию, св. Церковь живописует перед нашим мысленным взором печальнейшее событие в истории человеческого рода — грехопадение наших прародителей и изгнание их из рая, объясняя этим самое происхождение греха и необходимость каяться, дабы получить прощение от Бога и снова возвратить себе то райское блаженство, для которого мы созданы были Богом.

Но чтобы получить прощение от Бога, мы должны, по заповеди Евангелия, сами простить нашим ближним их грехи против нас. Вот почему и установлено св. Церковью в этот последний — четвертый воскресный день пред наступлением поста взаимно испрашивать друг у друга прощение, в полном согласии с увещанием Господа:

«Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Матф. 6, 14-15).

Как ясно видно из притчи о немилосердном должнике (Матф. 18, 21-35), прощать мы должны ближним их грехи против нас, а не их грехи вообще, что вправе делать только Бог. К сожалению, в наше время обычно бывает как раз наоборот: ближним прощают все, кроме личных обид. А между тем, Господь повелевает нам прощать именно наших личных врагов и только под этим условием прощает нам наши грехи.

На другой день после этого воскресного дня — «прощенаго дня» — наступает, наконец, сам Великий пост, который мы призываемся проводить в строгом воздержании — душевном и телесном.

К подвигу воздержания от известных родов пищи, что совершенно необходимо для духовного поста, поскольку душа и тело тесно связаны, св. Церковь также готовит нас постепенно: сначала мы должны отказаться от ядения мяса — в третью приготовительную неделю бывает «мяса отпуст», то есть прекращение ядения мяса, отчего эта неделя и называется «Мясопустной», но еще разрешается вкушать сыр и молочную пищу в течение всей последующей «сырной» седмицы, или «масленицы»; а затем в последний воскресный день перед постом бывает «сыра отпуст», то есть прекращение ядения сыра, почему эта неделя называется «Сыропустной».

Знают ли все это современные христиане и так ли они проводят эти дни?

Увы! Страшно сказать, как оскверняются эти святые дни приготовления к великопостному подвигу воздержания и покаяния!

«Божественнаго покаяния преддверия», «светлая предпразднства воздержания», «светлая предпутия поста», — когда Церковь поет: «Постов входы и преддверия, вси да не оскверним зле невоздержанием и пьянством»... современные христиане, вместо того, чтобы готовиться к наступающему посту, действительно оскверняют невоздержанием и пьянством, устраивая в эти дни нескромные увеселения и развлечения в виде «балов-маскарадов» и тому подобные игрища.

Удивительно, что это чисто-языческое празднование «масленицы» дожило до наших дней, и многими считается чуть ли не священной национальной русской традицией, которую надо заграницей поддерживать. А между тем, еще св. Тихон Задонский так решительно боролся с этим недостойным христианского звания празднеством, утверждая, что оно ведет свое начало от языческого бога Вакха, или Бахуса, — бога пьянства и безчинных увеселений.

И ведь когда все это устраивается?

В самые страшные и печальные по воспоминаниям для христианина дни — дни воспоминания последнего Страшного Суда Божия над всем человеческим родом и изгнания наших прародителей из рая! Можно ли себе представить большее надругательство над святынями нашей христианской веры?!

Церковь напоминает нам Второе Пришествие Христово и Страшный Суд... а у нас объедаются, напиваются и пляшут.

Церковь вспоминает мрачное событие грехопадения наших прародителей и потерю ими райского блаженства... а у нас веселие и «бал-маскарад».

Где же тут простой здравый смысл, если только мы действительно христиане, а не напрасно носим это святое имя?

Но страшно сказать!

Современное безумие охватило всех настолько, что даже сами православные священнослужители устраивают теперь иногда это празднование «масленицы», с музыкой, с песнями — «в пользу церкви» и... совсем что-то невероятное: с «православными танцами», с «православным балом» и с выборами «православной королевы»!!

Доколе, Господи!...

Ведь это — откровенное ниспровержение нашей святой православно-христианской веры, какими бы благовидными, лицемерными доводами оно ни прикрывалось!

Это — уже не право-славие, а зло-славие, хотя бы догматы веры и оставались неповрежденными, ибо истинное Православие заключается не в одном только голом, формальном исповедании догматов, но и в жизни по вере.

Вот почему эти люди, столь любящие поесть, попить, развлекаться и увеселяться, так не любят напоминания о Втором Пришествии Христовом, о кончине мiра и о Страшном Суде, а некоторые позволяют себе даже кощунственно смеяться над всем этим.

Это напоминание мешает им весело и в свое удовольствие проводить время: оно «портит» им «хорошее» настроение!

Вот каким страшным разлагающим ядом наполнены души и сердца многих современных людей и даже — из числа еще считающих себя «христианами»!

А между тем, постоянное помышление о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде должно занимать центральное место во всей внутренней, духовной жизни каждого истинного христианина, о чем так ясно свидетельствуют и Слово Божие, и наши ежедневные келейные молитвы, и церковное богослужение, и поучения святых отцев-подвижников и наставников христианской веры.

Ведь это — наша надежда, наша конечная цель, венец всех наших стремлений и упований.

«Сей Иисус, вознесыйся от вас на Небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на Небо» (Деян. 1, 11) — сказали небожители, явившиеся Апостолам при Вознесении Господнем на небо.

И этой мыслью о Втором Пришествии Христовом и о торжестве Правды Божией только и жили первые христиане, начиная с самих Св. Апостолов.

«Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Апок. 22, 20) — молились они.

В этой святой и радостной надежде вновь увидеть Господа, «грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца», они находили утешение в постигавших их скорбях и напастях. Вот почему многие толкователи и книгу Апокалипсис называли не иначе, как «утешительной книгой».

А что скажем мы о нашем, переживаемом нами времени?

В наше жуткое время почти повсюдного уже торжества сатанизма, безъидейности, безпринципности, лукавства, лицемерия, подмены подлинных духовных ценностей фальшивыми, вплоть до подмены самой веры и Церкви Христовой, — лже-верием и лже-церковью — чем нам жить и чем утешать себя, чтобы не впасть в отчаяние, как только все тою же радостной мыслью о Втором Пришествии Христовом, об уничтожении диавольского зла и о торжестве Божиего добра, Божией правды?

Так относиться к мысли о Своем Втором Пришествии повелел нам и Сам Господь Иисус Христос, когда сказал, перечислив предварительно все признаки близости его: «Начинающым же сим бывати, восклонитеся и воздвигните главы ваша, зане приближается избавление ваше» то есть: «когда же начнет (все Мною сказанное) сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лук. 21, 28).

С радостию, а не с паническим ужасом должны мы помышлять о Втором Пришествии Христовом.

Но как же тогда и в молитвах и в богослужебных книгах говорится о «страхе»?

«О! Кий страх тогда, ангелом предстоящим в страсе, и реце огненней влекущей!»

«Трепет неисповедимый и страх тамо!»...

Да ведь и сам суд Божий называется «Страшным Судом».

Все это так, но что делает Второе Пришествие Христово и Страшный Суд страшными для нас?

Грехи наши .

Не сами по себе Второе Пришествие Христово и Суд Его страшны, а наше упорное закоренение в греховных страстях и пороках, наша ожесточенная нераскаянность делают их для нас страшными.

Разумным и обоснованным для истинного христианина может быть только сыновний страх пред лишением Отчей любви, а страх животный, панический свидетельствует лишь о нечистой совести. Люди с нечистой совестью, запятнанной многими грехами, нежелающие каяться и исправляться, совсем и слышать ничего не хотят о Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде и даже сердятся, негодуют, а иногда и богохульствуют, когда им напоминают об этом общем, ожидающем нас всех конце. Не хотят слышать о нем и все чрезмерно-привязанные к этой земной жизни со всеми ее призрачными тленными благами, за которые они легко продают свою совесть, в безумном ослеплении успокаивая себя, что еще не скоро Господь придет, хотя Сам Господь говорит: «Ей, гряду скоро!» (Апок. 22, 20) и в целом ряде своих бесед и притчей учит нас всегда ожидать Его и всегда быть готовыми к Его Второму Пришествию (напр. Матф. 24, 42-51; 25, 1-13 и др.).

«И еще бо мало елико елико, Грядый приидет, и не укоснит» — уверяет нас Слово Божие, то есть: «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр. 10, 37).

Антихристианское то мудрование, которое не желает слышать речей о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде!

А Св. Церковь, напоминая нам об этом всегда, нарочито и в особенно живых и ярких образах напоминает всем верным своим перед наступлением Великого поста, желая этим представлением сильнее подвигнуть нашу волю к покаянию и исправлению нашей жизни.

Помня всегда об ожидающем нас Страшном Суде, мы не так легко будем поддаваться греховным соблазнам, не так безпечно будем грешить, о чем говорил еще в Ветхом Завете Премудрый Сирах:

«Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сирах. 7, 39).

 "СЕ ВРЕМЯ БЛАГОПРИЯТНОЕ, СЕ ВРЕМЯ ПОКАЯНИЯ,
ОТЛОЖИМ ДЕЛА ТЬМЫ, И ОБЛЕЧЕМСЯ ВО ОРУЖИЯ СВЕТА!"

"Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов, помышляеши о страшном часе смерти? что не и спасение человеков, вернии возопиим: Боже, помилуй нас!" (Стихира в понед. 1-й седмицы).

Вот и вновь сподобил нас Господь дожить до спасительных дней Великого поста! Вновь призывает нас св. Церковь к покаянию, радостно восклицая: «Се время благоприятное, се время покаяния!.. » и тут же поясняет, в чем должно состоять это покаяние: «... отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света!.. » (стихира на вечерне в неделю Сыропустную).

Без покаяния нет спасения, а потому пришедший на землю спасти нас Единородный Сын Божий Господь Иисус Христос и начал свое общественное служение человеческому роду призывом к покаянию: «покайтеся, приближися бо Царство Небесное» (Матф. 4, 17) и предупреждал: «аще не покаетеся, вси такожде погибнете» (Лук. 13, 3).

Но в чем состоит истинное и спасительное покаяние?

Многие в наше время думают, что покаяние — это значит: придти на исповедь к священнику, пересказать ему свои грехи, или даже только выслушать от него перечисление обыкновенных человеческих грехов, получить разрешение в своих грехах, а затем по-прежнему безстыдно и безстрашно продолжать свою, вошедшую уже в привычку, греховную жизнь.

Но это — увы! — совсем не есть то покаяние, какого ждет от нас Господь.

Святые отцы — наставники христианской жизни учат нас, что если кто с таким легкомысленным настроением придет на исповедь, не думая об исправлении своей жизни, то может случиться, что когда духовник будет произносить: «прощаю и разрешаю тя... », Господь скажет: «А Я осуждаю». И самое причащение Святых Христовых Таин после этого будет не «в оставление грехов и жизнь вечную», а «в суд и осуждение».

Истинное покаяние состоит в том, к чему призывает нас св. Церковь в вышеприведенной нами стихире: «отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света!» Истинное покаяние — это коренное изменение своей жизни. Покаяться — это значит: твердо решиться стать другим человеком – лучшим, чем ты был прежде.

Без этого — покаяние не покаяние, а лишь выполнение никому и ни на что не нужной формальности — одно лицемерие.

Великий пост и назначен Церковью для того, чтобы помочь нам по-настоящему покаяться, дабы мы, хотя на время, отвлеклись от порабощающих нашу душу мiрских забот, суеты и развлечений, и углубились со вниманием в себя, ища, что в нас подлежит решительному искоренению и исправлению, как противное Закону Божию и препятствующее нашему вечному спасению. Тщательно проверив себя, свой внутренний мiр, надо затем решиться оставить свои излюбленные страсти, свои порочные наклонности и стремления, осудив и возненавидев их, и поставить себе целью начать отныне совершенно новую жизнь, во всем согласную с Законом Божиим.

В этом, собственно, и должно состоять то «говение», которое должно предшествовать исповеди и причащению Св. Христовых Таин. А ради большей успешности, оно всегда соединяется с усердными молитвами, домашними и церковными, и с подвигом всестороннего воздержания душевного и телесного.

Все ли современные христиане так понимают «пост» и так проводят его?

Если нет, то и «христианство» их — христианство только по имени, ибо сущность христианства в обновлении жизни, в новотворении падшего грехом человека силою освящающей благодати Божией.

Ибо мы, христиане, «спогребохомся Ему (Христу) крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Римл. 6, 4) — учит нас Слово Божие.

«Аще кто во Христе, нова тварь» (2 Коринф. 5, 17).

Кто не хочет этого обновления, тот, следовательно, и не христианин.

Вот Великий пост и служит делу нашего духовного обновления: если мы постимся по-настоящему, как заповедует св. Церковь, каемся во грехах своих и решаемся исправить свою жизнь, мы становимся новою тварью во Христе, к чему нас призывает и чего ждет от нас Св. Церковь.

Как вести это дело нашего исправления и духовного обновления?

С чего начинать?

Конечно, с самого главного: с наших взаимоотношений к любящему нас Отцу и Творцу и Спасителю нашему Богу и учрежденной Им для нашего спасения Св. Церкви, попечительной Матери нашей.

Самый страшный грех, губительный для душ наших, это — грех неверия или зловерия: полное отвержение Бога или извращение веры в Него, самоизмышленная вера, вместо веры истинной, Богопреданной.

«Иже не имет веры, осужден будет» говорит Сам Господь (Марк. 16, 16).

«Без веры невозможно угодити Богу», свидетельствует св. Апостол (Евр. 11, 6).

Но вера должна быть истинная, не искаженная и не извращенная человеческими мудрованиями, а та самая, которую проповедал пришедший на землю, ради нашего спасения, Единородный Сын Божий, а затем — Его святые ученики и Апостолы и их законные преемники Святые Отцы.

Это — вера Апостольская, вера Отеческая, вера Православная.

Невозможно закрывать глаза на то, как строги были св. Апостолы ко всем извратителям этой чистой Христовой веры — еретикам-лжеучителям.

«Аще кто приходит к вам, и сег<



2019-05-24 286 Обсуждений (0)
Памяти Генерала-Майора Е. Г. Булюбаша. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Памяти Генерала-Майора Е. Г. Булюбаша.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)