Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Парламентский контроль – важнейшее направление деятельности      парламента



2019-05-24 312 Обсуждений (0)
Парламентский контроль – важнейшее направление деятельности      парламента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Система государственных органов призвана функционировать таким образом, чтобы сделать реальными закрепленные в конституции права, свободы и обязанности граждан. Каждый субъект власти обладает собственными полномочиями и действует присущими ему методами.

Важную роль в деле укрепления конституционной законности играют парламент и конституционный суд. Первый – принимает законы, то есть те акты, которые непосредственно примыкают к конституции и реализуют ее положения, второй при выявлении противоречий между обыкновенными законами и Основным Законом обеспечивает приоритет конституции. Безусловно, что один Конституционный Суд не сможет обеспечить верховенство Конституции. Для этого необходима деятельность всей системы органов власти по укреплению законности, утверждению принципов правового демократического государства как в нормотворчестве, так и на практике.

Если в связи с контрольной деятельностью конституционного суда уже сложилась (или почти сложилась) парадигма, то в отношении контрольной функции парламента существуют различные точки зрения, нет устоявшейся позиции. Более того, даже некоторые депутаты полагают, что такая функция законодательством не предусмотрена. Попробуем разобраться с этим вопросом.

Прежде всего необходимо отметить, что по своей природе парламент как коллегиальный представительный орган, обладающий законодательной (учредительной) властью, для эффективного ее осуществления, получения обратной связи от своих избирателей должен иметь возможность осуществлять контроль. Три функции – законодательная, распорядительная, контрольная – органично присущи любому Парламенту современного государства. Вопрос лишь в объеме и пределах такого контроля.

Анализ белорусской Конституции и законодательства убеждает в наличии широких контрольных полномочий у обеих палат парламента, однако у каждой из них есть свои прерогативы. Конечно, парламентский контроль подразумевает санкции Парламента, например, в отношении органа исполнительной власти. В связи с этим А.В.Шашкова определяет парламентский контроль за правительством как механизм, направленный на проверку деятельности исполнительной власти и ее соответствие параметрам, установленным парламентом, включая наступление ряда отрицательных последствий, среди них – требование политической ответственности правительства[289].

По справедливому замечанию А.Н.Тулаева, парламентский контроль представляет ключевое звено в системе сдержек и противовесов, выстриваемой между законодательной и исполнительной ветвями власти, что способствует цивилизованному управлению государством[290]. Он содействует повышению качества принимаемых правительством решений, является превентивной мерой против недобросовестных действий лиц, работающих в исполнительной власти.

Можно выделить множество форм контрольной деятельности Парламента. Парламент вправе проводить парламентские слушания с приглашением должностных лиц, сфера деятельности которых будет затронута при проведении слушаний.

Парламентские слушания проводятся по решению Палаты представителей. Предложения с указанием темы и обоснованием необходимости проведения парламентских слушаний вносятся в письменной форме субъектами права законодательной инициативы, Советом Палаты представителей, постоянными комиссиями, депутатскими группами.

Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности, для которых отводятся специальные места в зале заседаний Палаты представителей.

Парламентские слушания могут заканчиваться выработкой рекомендаций по обсуждаемому вопросу. По рекомендациям, выработанным в ходе парламентских слушаний, принимается постановление Палаты представителей.

В силу своей природы Парламент (палаты Парламента) вправе осуществлять контрольную деятельность в области исполнения принятых нормативных актов.

Заслушивание доклада Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобрение либо отклонение ее представляет собой средство контроля за исполнительной властью, а также оказания соответствующего влияния на определение вектора развития народного хозяйства, экономической системы (п. 5 ст. 97 Конституции).

Утверждение республиканского бюджета, особенно отчета о его исполнении (п. 2 ст. 97 Конституции) также является свидетельством наделения Палаты представителей не только законодательной, но и контрольной функцией. Причем такой контроль вовсе не должен сводиться только к заслушиванию отчета в стенах (на заседании) палаты. Возможно изучение и хода исполнения бюджета в течение года комиссиями палаты Парламента с целью подготовки к рассмотрению данного вопроса на заседании палаты.

Соответствующие контрольные полномочия есть и у Совета Республики как палаты территориального представительства[291]. В качестве достаточно весомых проявлений данной функции можно назвать право отмены решений местных Советов депутатов, не соответствующих законодательству (это можно сделать только изучив законность решения); принятие решения о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно Конституции одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства. Регламентами палат Парламента детализирована указанная норма. Так, в соответствии со статьей 239 Регламента Палаты представителей Срок проведения такого заседания устанавливается в повестке дня сессии. Решение о проведении совместного заседания для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики принимается в порядке, установленном Регламентом.

Обе палаты участвуют в процедуре импичмента, то есть отстранении Президента от должности.

Принятие палатами к сведению декретов, а также рассмотрение Советом Республики указов Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и принятии по ним соответствующего решения также является средством осуществления контрольной деятельности.

На реализацию контрольной функции может быть направлена и деятельность постоянных и временных комиссий палат Парламента в соответствии с положением о них. Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики также имеют право на запросы, обращения, предложения.

Запрос депутата Палаты представителей, члена Совета Республики – вносимое депутатом Палаты представителей на сессии Палаты представителей, членом Совета Республики на сессии Совета Республики в письменной форме предложение дать официальное разъяснение или изложить позицию по интересующим их вопросам, отнесенным к компетенции государственных органов или должностных лиц.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом, по вопросам, входящим в компетенцию этих органов.

Запрос должен быть включен в повестку дня палаты и при необходимости обсужден. Палата принимает в установленном порядке решение о направлении запроса соответствующему должностному лицу, к которому он обращен. Должностное лицо, к которому обращен запрос, обязано в течение двадцати сессионных дней дать ответ на запрос. Письменный ответ на запрос оглашается на сессии палаты. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе дать оценку ответу должностного лица на их запрос. По результатам обсуждения запроса и ответа на него может быть принято постановление палаты. Запрос, ответ на него и постановление палаты Парламента, принятое по результатам его рассмотрения, подлежат официальному опубликованию.

Обращение депутата Палаты представителей, члена Совета Республики – это изложенное в письменной форме предложение к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий о представлении информации и разъяснений по вопросам, относящимся к компетенции государственного органа, учреждения, организации, предприятия или должностного лица.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, к руководителям учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности и подчинения, иным должностным лицам по вопросам, связанным с их парламентской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов. Должностное лицо, организующее это рассмотрение, обязано известить их о времени и месте рассмотрения обращения заблаговременно, но не позднее чем за три дня.

Если депутат Палаты представителей, член Совета Республики не удовлетворены ответом на свое обращение, они вправе в соответствии с законом сделать запрос.

Лица, которым адресовано обращение депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, несут установленную законодательством ответственность за своевременность, полноту и достоверность представленной по обращению информации.

Предложения и замечания депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, высказанные ими на сессиях Палаты представителей, Совета Республики или переданные в письменной форме председательствующему на заседании, рассматриваются соответственно Палатой представителей, Советом Республики, их постоянными комиссиями и иными органами либо направляются на рассмотрение соответствующим государственным органам и должностным лицам.

Государственные органы, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания, внесенные на сессии Палаты представителей или Совета Республики, не позднее чем в месячный срок рассматривают эти предложения и замечания и о результатах сообщают в письменной форме непосредственно депутату Палаты представителей, члену Совета Республики либо председателю соответствующей палаты или Совету Палаты представителей, Президиуму Совета Республики.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики обладают всей полнотой прав, которые обеспечивают их активное участие в деятельности Палаты представителей, Совета Республики, образуемых ими постоянных и временных комиссий, других органов.

Депутат Палаты представителей обладает правом законодательной инициативы, которое реализуется посредством внесения в Палату представителей проектов законов и постановлений Палаты представителей и поправок к ним, за исключением случаев, установленных Конституцией Республики Беларусь.

По вопросам своей парламентской деятельности депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются правом первоочередного приема должностными лицами расположенных на территории Республики Беларусь государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, иными должностными лицами.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики проводят собрания избирателей округа, населения административно-территориальной единицы, встречи с трудовыми коллективами; информируют избирателей и население, трудовые коллективы о своей работе в Палате представителей, Совете Республики во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

Депутат Палаты представителей ответствен перед избирателями и им подотчетен.

Таким образом, перечисление только этих основных полномочий палат Парламента свидетельствует о наличии у Парламента контрольной функции. При этом ее реализация может осуществляться в формах и пределах, установленных Конституцией при соблюдении правового статуса других государственных органов.

 



2019-05-24 312 Обсуждений (0)
Парламентский контроль – важнейшее направление деятельности      парламента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Парламентский контроль – важнейшее направление деятельности      парламента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)