Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обратная сила нормативного правового акта



2019-05-24 370 Обсуждений (0)
Обратная сила нормативного правового акта 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Правила придания обратной силы нормативному правовому акту изложены в ряде нормативных правовых актов, среди которых следует назвать Конституцию Республики Беларусь (ст. 104), закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (ст. 67), Уголовный кодекс (ст. 9), Кодекс об административных правонарушениях (ст. 8) и некоторые другие.

Согласно статье 104 Конституции закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Автор в своих публикациях ранее высказывал идею о том, что этот конституционный принцип должен распространяться и на действие всех (не только законов) подконституционных нормативных актов, что в итоге и было реализовано в законодательстве.

На практике часто задают резонный вопрос о том, насколько справедливо в ст. 67 закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» предусмотрена возможность придания нормативному правовому акту обратной силы не только, когда им смягчается (отменяется) ответственность, иным образом улучшается правовое положение лиц, на которых распространяется действие акта, но и когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Полагаем, что здесь действительно есть проблемы, требующие правильного разрешения. В части первой ст. 67 названного закона прямо предусмотрены два случая придания акту обратной силы. С одной стороны, положения более мягкого акта «автоматически» имеют обратную силу, а с другой, нормотворческий орган может принять решение о придании акту обратной силы. Но с учетом редакции части первой ст. 67 закона законодателю остается только придать обратную силу ... более «строгому» нормативному акту. А это в обычных, не чрезвычайных условиях недопустимо. Можно полагать, что лишь с учетом действия статей 23 и 63 Конституции могут быть приняты какие-либо неординарные меры. Поэтому полагаем, что часть первая ст. 67 содержит в себе противоречия.

Считаем, что Парламент, принявший ст. 67 закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в такой редакции подвергать особо суровой критике в этой связи нельзя. Ведь уже то, что конституционный принцип придания обратной силы закону получил более широкое развитие, охватив не только вопросы ответственности, но и «иное улучшение положения лиц», заслуживает на данном этапе одобрения. И прежде всего в силу нестабильности законодательства, его противоречивости, содержания в нем порой двусмысленных формулировок. Хотя, надо признать, что в перспективе часть первую ст. 67 закона следует скорректировать таким образом, чтобы не нарушались принцип равенства, конституционные требования о надлежащем выполнении возложенных обязанностей и др.

В комментарии к Конституции автор настоящей статьи отстаивал идею недопустимости придания обратной силы акту не только при решении вопроса о возложении юридической ответственности, но и в случае такого изменения законодательства, в результате которого ухудшается положение граждан, юридических лиц, в том числе осуществляющих хозяйственную деятельность (см.: Г.А.Василевич. Конституция. Научно-практический комментарий. Мн., Право и экономика. 2000. С. 374–375). То есть в публикациях автора шла речь о недопустимости ухудшать правовое положение субъектов права, а не о том, что всегда (помимо ответственности) более мягкий закон должен иметь обратную силу вопреки воле законодателя. На наш взгляд, будет соответствовать Конституции подход, когда, например, нормам акта о дополнительной налоговой нагрузке не придается обратная сила. В другой ситуации с субъекта хозяйствования, физического лица может и не сниматься обязанность выполнить те обязанности, которые были возложены ранее действовавшим актом, например, уплатить налог за определенный период по той ставке (пусть даже большей), которая была ранее предусмотрена. Если же узко толковать часть первую ст. 67 закона, то в силу «улучшения» положения субъекта хозяйствования следует применять более «льготные» ставки. А это противоречит другим принципам, зафиксированным в Конституции, на что мы уже обращали внимание.

На наш взгляд, часть первую ст. 67 закона целесообразно изложить в следующей редакции: «Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу; при этом нормативному правому акту, ухудшающему положение граждан или юридических лиц, не может быть придана обратная сила».

При такой редакции логичным будет закрепление права нормотворческих органов придавать своим актам обратную силу. Речь, конечно же, идет о тех из них, где предусматриваются дополнительные гарантии, льготы, преимущества и т.п., то есть когда законодатель вправе (но не обязан) это сделать. Такой подход ни в коей мере не поколеблет устоявшиеся в праве подходы при решении вопросов юридической ответственности.

В юридической литературе ранее уделялось определенное внимание вопросу об обратной силе закона. Больше эта проблема интересовала специалистов в области уголовного и административного права. Однако в условиях нестабильного законодательства, «запаздывания» нормотворческих органов с корректировкой правового регулирования правильное применение правила об обратной силе закона стало актуальным и в других сферах, например, в области экономических отношений, особенно налогообложения.

Так, сегодня возникают вопросы о том, с какого времени возникает обязанность уплачивать республиканский сбор в связи с совершением сделок о передаче транспортных средств юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Отдельные граждане опасаются, что соответствующему нормативному акту будет придана обратная сила, а некоторые должностные лица полагают, что для этого есть основания, разъясняя соответствующим образом законодательство.

Указом Президента Республики Беларусь от 22 марта 2004 г. № 140 «Об установлении республиканского сбора за использование в предпринимательской деятельности и передачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям транспортных средств» установлено, что: за транспортные средства, ввезенные физическими лицами на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве товаров, предназначенных не для коммерческих целей, с уплатой таможенных пошлин и налогов по единой ставке, установленной законодательством Республики Беларусь для такой категории товаров, в случае их использования в предпринимательской деятельности по осуществлению перевозок грузов и (или) пассажиров лицами, ввезшими эти транспортные средства, или передачи в собственность либо во владение, пользование и (или) распоряжение на основании гражданско-правовых сделок юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в течение двух лет после их таможенного оформления уплачивается республиканский сбор за использование в предпринимательской деятельности и передачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям транспортных средств (далее – республиканский сбор).

Плательщиками республиканского сбора согласно Указу являются:

вышеназванные лица, ввезшие транспортные средства на таможенную территорию Республики Беларусь, в случае использования их в предпринимательской деятельности по осуществлению перевозок грузов и (или) пассажиров;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие указанные транспортные средства в собственность либо во владение, пользование и (или) распоряжение на основании гражданско-правовых сделок.

Объектами обложения республиканским сбором являются следующие обстоятельства, при наличии которых у плательщика возникает налоговое обязательство:

использование физическими лицами ввезенных ими транспортных средств в течение двух лет после их таможенного оформления в предпринимательской деятельности по осуществлению перевозок грузов и (или) пассажиров;

получение ввезенных физическими лицами транспортных средств, в течение двух лет после их таможенного оформления в собственность либо во владение, пользование и (или) распоряжение на основании гражданско-правовых сделок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Указом определен размер республиканского сбора в зависимости от года выпуска и объема цилиндра двигателя.

Возникает вопрос, с какого времени следует руководствоваться положениями Указа. Названный акт вступает в силу через месяц после его официального опубликования. Он опубликован 25 марта 2004 г. в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь (2004 г. № 44), а в «Советской Белоруссии» – 24 марта 2004 г. Соответственно, с 25 апреля Указ вступает в силу.

На наш взгляд, юридических оснований для придания ему обратной силы нет.

Как уже отмечалось, согласно части шестой статьи 104 Конституции закон не имеет обратной силы за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Согласно действующей редакции ст. 67 указанного закона нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Поэтому лишь при совершении сделок о передаче транспортных средств в собственность (владение, пользование, распоряжение), начиная с 25 апреля 2004 г., указанные лица обязаны уплатить республиканский сбор.

Предложенная нами новая редакция ст. 67 указанного закона позволит обеспечить более строгую защиту интересов субъектов правовых отношений, т.к. однозначно исключит возможность нормотворческому органу придавать обратную силу акту, ухудшающему положение граждан или субъектов хозяйствования.

 



2019-05-24 370 Обсуждений (0)
Обратная сила нормативного правового акта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обратная сила нормативного правового акта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (370)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)