Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционные факторы безопасности белорусского государства



2019-05-24 351 Обсуждений (0)
Конституционные факторы безопасности белорусского государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Республика Беларусь в соответствии со статьей 1 Конституции является унитарным демократическим социальным правовым государством.

Государству присуще верховенство и полнота власти на своей территории, самостоятельность в осуществлении внутренней и внешней политики. Безусловно, что и в этом случае государство, являясь независимым субъектом, подчиняется общемировому порядку, где важнейшей составляющей является необходимость уважения прав и свобод каждого человека.

В связи с этим можно отметить два важнейших аспекта, которые следует оптимально совместить: 1) меры по самосохранению государства и в этой связи решение им вопросов правового, материального, идеологического, организационного и иного значения; 2) права, свободы и обязанности человека и гражданина. Причем государство должно обеспечить соблюдение тех стандартов в области отношений между государством и человеком, которые утвердились на европейском континенте.

Критериями государственной безопасности, или безопасности государства как элемента политической системы общества (иначе – признаками, от наличия или отсутствия которых можно говорить о той или иной степени защищенности государственных структур), являются политическая стабильность общества; нерушимость государственных границ; целостность государства как единство всех входящих в него частей; наличие материальных и финансовых средств, а также возможность распоряжаться ими для реализации государством своих функций; законность и правопорядок; государственный суверенитет.

Исходя из сказанного, государственную безопасность или, точнее, безопасность государства, можно определить как состояние защищенности его структур, при которой они, располагая материальными и правовыми средствами, могут служить гарантом обеспечения государственного суверенитета, территориальной целостности и политической стабильности общества.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает, что вмешательство в реализацию тех прав, которые в ней предусмотрены, должно быть не только необходимым, но и облекаться в соответствующую форму. Часть вторая статьи 11 этой Конвенции предусматривает, что осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь ограничение прав и свобод человека допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц (ст. 23). Таким образом, оно не может быть произвольным.

Недостаточно установить ограничения в законе, сам закон должен быть качественным. Правовой акт может быть лишен силы вследствие его неопределенности, двусмысленности. Запреты должны определяться четко и ясно.

В принципе человек волен определять свое поведение: будет оно законным или незаконным. Нормы закона должны быть такими, чтобы человек с обычным уровнем интеллекта понимал суть их предписаний. В то же время, законы должны быть ясными для тех, кто их применяет. Нечеткие рамки закона могут привести к превышению полномочий и произволу. Следует также иметь в виду, что «расплывчатый» закон затрудняет реализацию прав и свобод.

Соблюдения такого чисто формального признака, как установление ограничения только в случаях, предусмотренных законом, явно недостаточно – такой закон должен быть ориентирован на определенные цели, в частности обеспечение национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Таким образом, критерий конституционности такого закона «проверяется» вышеназванными целями.

Состояние безопасности государства предполагает систему правовых отношений. Государственная безопасность характеризуется состоянием незыблемости основ, устоев общественного и государственного строя, государственной независимости и территориальной неприкосновенности, военного и научно-технического потенциала и их нерушимости со стороны подрывных акций противника.

В предупреждении опасности, обеспечении состояния надежности и заключается суть безопасности государства, общества, человека.

Управлять государством с помощью насилия нельзя. Причем неприемлемо «насилие», даже закрепленное в актах законодательства, когда устанавливаются явно необоснованные для граждан обременения экономического или иного порядка. Это же касается и правонарушений – ответственность должна быть адекватной тяжести совершенного деяния.

Основную роль в обеспечении безопасности государства играют Президент как Глава государства и в силу этого являющийся Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; Парламент – государственный орган, принимающий законы, в том числе о военной доктрине; Правительство, а также Конституционный Суд Республики Беларусь, наделенный правом проверки конституционности нормативных актов.

Так, Президент Республики Беларусь согласно пункту 22 статьи 84 Конституции в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

Чрезвычайное положение является временной мерой и оно может объявляться с целью скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка.

Конституцией и Законом от 24 июня 2002 г. «О чрезвычайном положении»[292] решены наиболее важные вопросы установления и действия режима чрезвычайного положения.

Принятое Президентом решение о введении чрезвычайного положения в трехдневный срок вносится на утверждение Совета Республики. Вопрос об утверждении решения Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения должен быть рассмотрен в трехдневный срок с момента внесения Президентом соответствующего решения.

Если в результате чрезвычайных обстоятельств члены Совета Республики не смогут срочно прибыть, а заседание Совета либо сессия не может состояться в здании, может быть избрано другое место проведения сессии, о чем через средства массовой информации или иным способом должны быть извещены члены Совета Республики.

По решению Совета Республики вопрос о чрезвычайном положении может рассматриваться без предварительного изучения в комиссиях палаты.

При утверждении Советом Республики указа Президента о введении режима чрезвычайного положения и предусмотренных им мер в силу вступают лишь те положения, которые одобрены. О принятом решении Совет Республики должен уведомить Президента и сделать сообщение через средства массовой информации.

Согласно упомянутому Закону, если постановление об утверждении указа Президента о введении чрезвычайного положения не набрало большинства голосов от полного состава Совета Республики, решение о введении чрезвычайного положения не утверждается, что оформляется постановлением Совета Республики. В этом случае указы Президента не имеют юридической силы. В Законе следовало, на наш взгляд, предусмотреть положение о том, что если Совет Республики в силу сложившейся ситуации не смог собраться на сессию в необходимом составе и по этой причине не было получено необходимое число голосов, то должен сохранять силу указ Президента о введении чрезвычайного положения. Забегая несколько вперед, заметим, что аналогичный подход должен быть закреплен и в отношении введения военного положения. Возможно, что для случаев введения военного или чрезвычайного положения в Конституции следовало закрепить действие указов Президента, если они не могли быть одобрены Советом Республики из-за отсутствия необходимого кворума либо существенно его (кворум) уменьшить. (В настоящее время заседания палат Парламента правомочны при условии присутствия не менее двух третей членов палаты, а решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава палаты.)

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Беларусь, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток.

По истечении этого срока чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение данного срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Республики Беларусь с соблюдением требований, установленных указанным Законом для введения чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение отменяется Президентом Республики Беларусь ранее срока, установленного в соответствии с указанным Законом, при устранении обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население Республики Беларусь или ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Важно, что Законом закреплены гарантии прав граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения, в том числе определены пределы применения чрезвычайных мер и временных ограничений в условиях чрезвычайного положения, гарантии имущественных и социальных прав, порядок задержания граждан, нарушивших правила комендантского часа, ответственность лиц, участвующих в обеспечении режима чрезвычайного положения, предусмотрено функционирование судебной системы в обычном режиме и недопустимость создания чрезвычайных судов.

Согласно пункту 23 статьи 84 Конституции в случаях, предусмотренных законодательством, Президент вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок. Таким образом, в законе должны быть предусмотрены случаи, когда проведение забастовки, право на которую закрепляет статья 41 Конституции, будет отложено или она будет приостановлена, но не более чем на трехмесячный срок.

Забастовки запрещены в Вооруженных Силах, органах внутренних дел, гражданской обороны, государственной безопасности, прокуратуры, государственной власти, на предприятиях и в организациях энергетики, централизованного теплообеспечения и газообеспечения, в учреждениях неотложной и скорой медицинской помощи, а также на предприятиях, прекращение (приостановление) работы которых создает угрозу жизни и здоровью людей.

В случаях стихийного бедствия, крупных аварий и катастроф, эпидемий и эпизоотий, а также при массовых беспорядках Президент Республики Беларусь может на срок до двух месяцев отложить начало проведения забастовки или приостановить забастовку, которая уже началась.

В президентских республиках Глава государства обычно является Главнокомандующим Вооруженными Силами. Он же назначает на должности и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил. Поэтому вполне уместным выглядит также закрепление в Конституции Республики Беларусь указанных выше правомочий (п. 28 ст. 84).

Вооруженные силы Республики Беларусь предназначены для защиты Республики Беларусь, охраны ее Государственной границы, суверенитета и территориальной целостности.

Согласно Закону от 3 ноября 1992 г. «О Вооруженных Силах» (в редакции Закона от 24 июля 2002 г.)[293] ответственность за боевую и мобилизационную готовность, подготовку Вооруженных Сил к выполнению задач в военное время, материально-техническое обеспечение, развитие организационной структуры, вооружения и военной техники, оперативную и боевую подготовку, воинскую дисциплину, обеспечение защиты секретной информации и противодействие иностранным разведкам, соблюдение законодательства несет Министерство обороны Республики Беларусь.

Президент, являясь Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, ответствен перед народом за обеспечение надежной защиты государства, выполнение международных соглашений по обороне, осуществление военной политики и военной доктрины Республики Беларусь. Он назначает высший командный состав Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Принципы обеспечения военной безопасности государства посредством применения политических и военных мер закреплены в Законе от 3 января 2002 г. «О Военной доктрине Республики Беларусь»[294], который является программным законом и принимается квалифицированным большинством голосов членов палат Парламента. Наряду с ним следует назвать такие важные законы, направленные на обеспечение безопасности государства, как законы от 3 ноября 1992 г. «Об обороне» (в редакции Закона от 17 июля 2002 г.)[295], от 5 ноября 1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе» (в редакции Закона от 22 июля 2003 г.)[296].

В случае военной угрозы или нападения Президент вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

Согласно Закону от 13 января 2003 г. «О военном положении»[297] военное положение на территории республики либо в отдельных ее районах вводится в случае военной угрозы или нападения.

Указ Президента Республики Беларусь о введении военного положения подлежит немедленному официальному опубликованию, а также распространению через все другие средства массовой информации, каналы связи и оповещения.

После обнародования указа Президента Республики Беларусь о введении военного положения члены Совета Республики обязаны прибыть к месту проведения заседания Совета Республики в возможно короткие сроки без специального вызова.

Совет Республики рассматривает указ Президента Республики Беларусь о введении военного положения и не позднее чем в трехдневный срок после его внесения принимает соответствующее решение.

Указ Президента Республики Беларусь о введении военного положения, не утвержденный большинством голосов от полного состава Совета Республики, утрачивает силу сразу же после принятия соответствующего решения Советом Республики, о чем население Республики Беларусь оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

В период военного положения в соответствии с законом существенно ограничиваются права и свободы граждан. В связи с этим принципиально важным является то, что правосудие в период действия военного положения осуществляется только судом в соответствии с законодательством, действующим на момент введения военного положения. С учетом того, что вряд ли в условиях военного положения может быть какое-либо улучшение правового положения граждан, указанную норму можно рассматривать не как ограничение права законодателя на совершенствование законодательства, а как важнейшую гарантию прав и свобод граждан. Не допускается создание каких-либо чрезвычайных судов.

Военное положение, введенное на территории Республики Беларусь в соответствии с названным Законом, отменяется указом Президента Республики Беларусь после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население Республики Беларусь оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

С момента отмены военного положения нормативные правовые акты Республики Беларусь, принятые (изданные) для обеспечения режима военного положения, не применяются и подлежат отмене государственными органами (должностными лицами), их принявшими (издавшими), если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

С момента отмены военного положения государственные органы и органы военного управления в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, прекращают осуществление полномочий в области обеспечения режима военного положения.

Законодательными актами достаточно детально определены полномочия других государственных органов. В Конституции решены некоторые наиболее важные и принципиальные вопросы. Так, если по общему правилу срок полномочий Парламента – четыре года, то в случае войны они могут быть продлены.

В период действия военного положения не допускаются роспуск Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, проведение выборов и референдумов.

В случае истечения в период действия военного положения срока полномочий выборных государственных органов и должностных лиц срок их полномочий продлевается до прекращения периода действия военного положения, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном названным Законом.

На наш взгляд, проблема безопасности государства является более многоплановой и не может сводиться только к указанным выше аспектам. Она включает также вопросы экономической безопасности, экологической безопасности, социального мира и религиозной веротерпимости, демографической безопасности.

Важно, чтобы государство строило свои отношения с другими субъектами международных отношений на основе мира и сотрудничества. Следует подчеркнуть, что в соответствии с требованиями Конституции в своей внешней политике Республика Беларусь должна исходить из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силы, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 18).

Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным. В целях достижения безъядерного статуса Беларусь в 1996 году вывела со своей территории ядерное оружие, находившееся там со времени существования СССР.

В условиях мирного и добрососедского сотрудничества на первый план сейчас выходят вопросы развития экономической системы, совершенствования политической и правовой системы, развитие национальной культуры и языка, борьба с преступностью, углубление отношений с европейскими структурами и прежде всего с Советом Европы, Европейским Союзом. Нахождение в европейской семье, развитие нормальных межгосударственных отношений с Россией и другими государствами СНГ являются важнейшей гарантией суверенитета Беларуси и ее безопасности.

 



2019-05-24 351 Обсуждений (0)
Конституционные факторы безопасности белорусского государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционные факторы безопасности белорусского государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)