Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Начало христологических споров. Аполлинарий Лаодикийский. Ересь Аполлинария и опровержение ее Святыми Отцами.



2019-07-03 1203 Обсуждений (0)
Начало христологических споров. Аполлинарий Лаодикийский. Ересь Аполлинария и опровержение ее Святыми Отцами. 0.00 из 5.00 0 оценок




Аполлинарий пришел к выводу, что Бог не мог воспринять человеческую природу во всей ее полноте, поскольку два совершенных, «самодвижных» ( «свободных») начала, две разумные природы не могут соединиться воедино. Исходя из неоплатонической антропологической схемы, согласно которой человек состоит из тела, души и ума, Аполлинарий пришел к выводу, что во Христе было лишь человеческое тело и человеческая неразумная душа, это тело оживляющая. Однако ума, который есть источник самоопределения человека, во Христе не было, его заменил Божественный Логос. Таким образом, с точки зрения Аполлинария, можно говорить лишь о воплощении Слова, а не о Его вочеловечении, поскольку Христос не является истинным, совершенным человеком. Учение Аполлинария уже в IV в. осудили многие отцы Церкви, например, святители Григорий Богослов и Григорий Нисский.

Аргументация свв. отцов против докетов всех разновидностей строилась не на философских, а на сотериологических основаниях. Отцы указывали, что цель вочеловечения Бога Слова заключается, во-первых, в воссоединении человека с Богом, а во-вторых, в исцелении всего общего человеческого естества, пораженного грехом.

Личность свт. Кирилла Александрийского и его влияние на богословие в Церкви. Противоборство свт. Кирилла и антиохийцев.

Даты жизни – 378-444 гг. Отец Церкви, христианский египетский экзегет и полемист, возглавивший оппозицию несторианству. Представитель александрийской богословской школы; один из наиболее значительных богословов своего времени. Автор большого количества трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и догматике.

Свт. Кирилл написал многочисленные полемические сочинений против Нестория, в которых утверждалось нераздельное соединение природ в Христе, начиная с момента его рождения в мир; в этих сочинениях был введен термин «ипостасное единство». Свт. Кириллу Александрийскому принадлежат также толкования на ряд ветхозаветных книг, собрание трактатов о Троице —"Θησαυρός" («Сокровище») и апологетическое сочинение, осуждавшее «Речи против христиан» Юлиана Отступника. Среди антиохийских богословов его основным противником был Феодорит Кирский

Основные этапы истории развития богослужения Русской Православной Церкви.

Когда южные славяне пpиняли пpавославие, наиболее pаспpостpаненным как в Константинополе, так и в Солyни был yстав Великой цеpкви, а на Балканах входил в yпотpебление Стyдийский yстав.

Преп. Феодосий Киевопечеpский пpинял в своем новосозданном монастыpе именно Стyдийский yстав, кyда специально по его благословению список этого yстава был пpивезен из Константинополя. Однако со вpеменем как yстав Великой цеpкви, так и Стyдийский yстав начинают вытесняться на pyсской почве Иеpyсалимским yставом, пpичем последний имел на Рyси, до 13 в. достаточно много модификаций.

Пеpеход pyсской Цеpкви со Стyдийского на Иеpyсалимский yстав пpоисходил постепенно и безболезненно: кон. 14 – перв. пол. 15 вв. (связан со свт. Московским Кипpианом, пpеемник святителя Алексия Московского, ввел слyжебник Филофеевско-Евфимьевской pедакции). Один из пеpеводов Иеpyсалимского yстава на цеpковнославянский язык («Око цеpковное») был осyществлен yчеником пpп. Сеpгия Радонежского пpп. Афанасием Высоцким (жил в Константинополе) (Сеpпyховским), основателем соответствyющего монастыpя. При переводе устав в pазyмных пpделах твоpчески пеpеpабатывали и дополняли сообpазно с особенностями и yсловиями pyсской литypгической жизни (слyжбы pyсским святым, дополнены хpамовые главы).

Пеpвое печатное издание Типикона в России («Око цеpковное») в 1610 годy. В 17 веке большyю pаботy по yпоpядочению богослyжения пpовел митp. Киевский Петp Могила (В основном он pефоpмиpовал частное богослyжение – Тpебник. Придал ему более стpойный и завеpшенный вид, ввел разного рода молебные пения). Сеpедина 17 века – pефоpма патpиаpха Hикона: в основном пpавился месяцеслов (службы русских святых внесены «под число»).

Совpеменная pyсская pедакция Типикона восходит к изданию Типикона пpи патpиаpхе Московском Иоакиме в 1682 годy. В связи с редакцией других богослужебных книг (главным образом из-за исправлений минеи месячной) потребовалась еще одна редакция Типикона в 1695 годy пpи последнем пеpед синодальным пеpиодом pyсском патpиаpхе Адpиане.

Дальнейшие изменения Типикона имели характер корректур (указания на службы новым святым). Всеpоссийский поместный Собоp 1917-1918 годов сделали много pазного pода констpyктивных пpедложений для ypегyлиpования богослyжения. Но Типикон – это идеал, поэтому редактировать его не стали, появились другие проблемы.

Работа над новой pедакцией Типикона пpодолжается вплоть до настоящего вpемени в дyховных академиях pyсской Цеpкви.

Православие в Литве и Польше. Дискриминационные меры против православных. Злоупотребление «правом подавания» (jus donandi), как способ подбора кадров высшей церковной иерархии. Унионалбные тенденции. Деятельность ордена иезуитов по подготовке унии. Братства в борьбе за Православие. Преподобный Иов Почаевский. Развитие просвещения и регулярного образования. Деятельность К. Острожского, А. Курбского, игумена Артемия. Брестский Собор 1596 года. Заключение унии. Восстановление иерархии в 1620 году. Деятельность митрополита Петра Могилы.

Часто были случаи злоупотребления «правом подаванья», усвоенного королям. По этому праву короли назначали на епархиальные кафедры епископов, а в церкви и монастыри ó священников и настоятелей, раздавали «хлебы духовные» исключительно по своей воле, допуская часто самые возмутительные злоупотребления.

Иезуиты. «Общество Иисуса» было образованно испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждено в 1540 г. папой Павлом III с целью оказания противодействия распространению в католической церкви еретических учений и охраны прав Римского престола. В Польше иезуиты появились в 1564 году по приглашению кардинала Станислава Гозии. В миссионерской практике иезуиты использовали множество действенных способов пропаганды, причём одним из наиболее ярких средств следует назвать диспуты.

Брестская церковная уния (1596 г.) — решение ряда епископов Киевской митрополии Константинопольской Православной Церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке. Акт о присоединении к Римско-католической церкви был подписан в Риме 23 декабря 1595 года и утверждён 9 (19) октября 1596 года на униатском соборе в Бресте.

Преп. Иов Почаевский. По просьбе князя Константина Острожского Иов был переведён в находившийся в его владениях Дубенский Крестный монастырь и более 20 лет был его настоятелем. Будучи настоятелем Иов проводил просветительскую деятельность, при нём в типографии князя Константина была Иваном Фёдоровым напечатана Острожская Библия (первая полная славянская Библия). Под его руководством выполнялись переводы трудов Отцов Церкви. Недовольство по поводу его просветительской деятельности со стороны католиков и униатов заставили его около 1604 года перейти в окрестности Почаевской горы в поисках места для аскетических подвигов. Он поселился в пещере и изнурял своё тело постом. Умер в возрасте 100 лет.

Князь Константин Острожский, как и А. Курбский, вел обширную переписку с панами и поддерживал своими средствами и влиянием галицкие братства.

Восстановление иерархии. В 1620 году, возвращаясь из Москвы в Святую землю, по территории Западнорусской митрополии проезжал Иерусалимский Патриарх Феофан. Он получил разрешение от польского правительства посетить православные монастыри, церкви и временно остановился в Киево-Печерской обители — сердце казачьей республики. Ее глава — казачий гетман гарантировал патриарху защиту и свободу. Сюда же, под предлогом празднования престольного праздника монастыря — Успения Божией Матери, собрались делегаты от православных союзов и братств со всех районов Польско-Литовского государства. Тайно, под покровом ночи в Киево-Печерском монастыре состоялся собор Западнорусской митрополии. На нем патриарх Феофан восстановил православную иерархию. Были избраны, а затем рукоположены митрополит и несколько епископов.

Митрополи́т Пётр (Могила) (1596 - 1647, Киев) — епископ Константинопольской православной церкви, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола, представитель боярского рода Могила.

Благодаря трудам митр. Петра Могилы возобновилась православная жизнь в древних киевских храмах, включая Софийский собор. В 1632 добился у польского короля Владислава IV признания независимого от униатов существования Православной Церкви.

Билет № 22

1. 3 и 4 Царств. Повествования о пророках Ильи (3 Цар 17 - 4 Цар 2) и Елисее (4 Цар 2- 13): основные события и смысл их деятельности.

3-я и 4-я книги Царств в еврейской Библии первоначально составляли одну книгу «Цари», евр. Melachim, и только с начала XVI в. по Р.Х. эта книга является разделенной на две — начиная с Бомбергского издания еврейской Библии 1517 года, две части неразделенной прежде книги называются особыми титлами: Melachim I и Melachim II, — несомненно, под влиянием греческой Библии LXX-ти.

Содержание. повествование о последнем общееврейском царе Соломоне и о царях царства Иудейского и царства Израильского. Третья и четвертая книги Царств могут быть разделены на три главные части:

-история Соломона

-история Иудейского и Израильского царств до падения Изр. царства

-конец истории Иудейского царства

Цель написания. Общей целью написания всех книг Царств можно предположить изображение политического состояния еврейского народа в связи с религиозно-нравственной его жизнью или состояния веры при царях.

Идея: одна, строго выдержанная точка зрения — теократическое воззрение о зависимости исторических судеб Израиля от искренности и чистоты его веры.

Период времени, обнимаемый содержанием 3-й и 4-й книг Царств равняется приблизительно 450 годам: с воцарения Соломона — около 1015 года до Р. X. до освобождения в Вавилоне из темницы царя Иехонии (4Цар. 25:27-30) в 37 году по его переселении в плен, т. е. (599 г. —37 г.) в 562 году до Р. X.

Время написания 3-й и 4-й книг Царств может быть с вероятностью определено — из упоминания об освобождении Иехонии (562 г.) и отсутствия в книгах указания о конце плена и указе Кира (536 г.), второй половиной вавилонского плена, около половины VI столетия до Р. X. Писатель книг неизвестен: определенных указаний на автора в книгах нет. Талмудическое предание считает писателем 3-й и 4-й книг Царств пророка Иеремию.

Вознесение Христово (Деян.1.9). Сопоставительный анализ повествования в св. писаниях Луки (Деян.1.9; Лк.24.50-51). Анализ образа «облака» в контексте повествования свв. Евангелий. Эсхатологическое значение Вознесения.

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки и Деяниях св. апостолов. Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка

После Воскресения Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа.Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца ,Господь вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон, и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях:начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим, где через несколько. дней на них сошел Св. Дух

Некоторые различия в рассказе о Вознесении. в Евангелии от Луки и в Деяниях св. апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором – на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях св. апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Св. Духа на апостолов (напр., согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в Деян.1:12, должно начаться наступление Дня Господа – Зах.14:4).

Облако – символ теофании (явления Бога). Сотериологическое значение Вознесения в свете повествования Первого послания к Фессалоникийцам: «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4, 17).«Хотя мертвые восстанут первыми, однако и мы, живущие, конечно, достойные, подобно им, будем восхищены на облаках, как и Господа подъяло облако. Если Господь имеет сойти, то для чего будут восхищены верующие? Чести ради. Ибо, как когда царь въезжает в город, почетные граждане выходят к нему навстречу, а преступники внутри ожидают судию, так и тогда будет. Грешники, хотя бы они были и христиане, ожидают внизу, а праведники восхищаются, и таким образом получают блага во всем обилии, всегда пребывая со Христом» (Лопухин).

Православное учение о Лице Искупителя. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе. По отношению к Нему Самому. По отношению к Пресвятой Троице. По отношению к Деве Марии.

Сам по себе образ соединения двух естеств недоступен нашему пониманию, поэтому выразить эту тайну мы можем только в отрицательных терминах, т. е. апофатически.   Существует четыре термина, посредством которых описывается соединение двух природ. Они содержатся в оросе IV Вселенского собора, хотя они и не были изобретены отцами этого Собора. Эти термины встречаются уже в творениях свв. отцов III-V вв., в частности у свят. Кирилла Александрийского: неслитно, неизменно, или непреложно, нераздельно, неразлучно.

Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому. Одно и то же Лицо воплотившегося Бога Слова может именоваться и Богом, и Человеком. Человеческая природа обожена в Иисусе Христе. Господу Иисусу Христу как единому Лицу, как Богочеловеку подобает единое нераздельное Божеское поклонение, потому что обе природы соединены в Нем нераздельно. В Иисусе Христе две воли и два действования.

Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Пресвятой Троице. После воплощения отношения между Лицами Пресвятой Троицы, которые выражаются ипостасными свойствами, не изменились. И после воплощения Воплотившийся есть Тот же Сын Божий, Сын по естеству, а не по усыновлению, и человечество в Нем не имеет особого лица, собственной ипостаси. А значит, воплощение, во-первых, не вводит в Троицу четвертого лица, а во-вторых, не рассекает единого Лица Сына Божия.

Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Деве Марии. «Все догматическое учение о Владычице нашей выражено в двух Ее именах: Богородица и Приснодева»

Третий Вселенский собор. «Соборик» Иоанна Антиохийского. Заседания Эфесского Собора под руководством свт. Кирилла и осуждение Нестория. Последующая судьба Нестория. Распоряжения имп. Феодосия Младшего относительно Собора в Ефесе. Завершение Собора. Положение дел после Собора. Согласительное исповедание 433 года. Судьба несторианства после соборного осуждения.

Эфе́сский (Ефесский) Собо́р, Третий Вселенский Собор — Вселенский Собор христианской церкви, проходивший в городе Эфесе (Малая Азия) в 431 году. Созван по инициативе императора Восточной Римской империи Феодосия II (Младшего). Деятельность Ефесского собора протекала в трудной и тяжелой обстановке. Главным борцом за православие был святой Кирилл, поддержанный местным епископом Мемноном и римскими легатами. Несторий пользовался поддержкою императора, и уполномоченный императором для открытия и наблюдения за порядком во время собора комит Кандидиан открыто препятствовал действиям православных. Открытие Собора задерживалось. После двухнедельного ожидания, свт. Кирилл решил начать собор, несмотря на резкое противодействие Кандидиана и Нестория и протесты его сторонников. Председательствовал на открывшемся соборе святой Кирилл. Были рассмотрены все догматические материалы. Несторий низложен. Несогласие среди епископов.

Согласительное исповедание 433 года (Антиохийская уния 433 года) — компромиссное христологическое исповедание, составленное по поручению архиеп.Иоанна Антиохийского и подписанное архиеп. Кириллом Александрийским для преодоления доктринального разделения в Церкви Римской империи.

Иоанн архиепископ Антиохии (429–443) Известен участием в Эфесском соборе, поддерживал Нестория. После перешел на сторону Кирилла Александрийского и Прокла Константинопольского. Вел переписку, в которой советовался о том, как бороться с остатками несторианства во вверенной ему епархии.

 III Вселенский собор, который возглавил свят. Кирилл Александрийский, защитил Церковь от опасности ереси Нестория, но не дал положительного учения о Лице Искупителя.Халкидонский собор 451 г. также не решил проблемы: в оросе Собора есть недосказанность



2019-07-03 1203 Обсуждений (0)
Начало христологических споров. Аполлинарий Лаодикийский. Ересь Аполлинария и опровержение ее Святыми Отцами. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Начало христологических споров. Аполлинарий Лаодикийский. Ересь Аполлинария и опровержение ее Святыми Отцами.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)