Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Несторианство: краткая история и суть ереси. Победа над ересью на Третьем Вселенском соборе. Православное учение о Пресвятой Богородице.



2019-07-03 3257 Обсуждений (0)
Несторианство: краткая история и суть ереси. Победа над ересью на Третьем Вселенском соборе. Православное учение о Пресвятой Богородице. 4.33 из 5.00 3 оценки




Несторианство - христологическая ересь. Возникла в начале V века. Основатель - монах Несторий, бывший в 428-431 годах патриархом Константинопольским. Вероучение несториан вобрало в себя некоторые элементы осужденного на I Вселенском Соборе в 325 году учения Ария, отвергавшего божественную природу Иисуса Христа. Основным догматическим отличием несторианства от православия является умаление божественной природы Иисуса Христа. Христос по нему был не Бог, а человек, в котором жил Бог, при этом природа Божественная и человеческая в Нем отделимы друг от друга. В связи с таким взглядом, мать Христа, считается у несториан не Богородицей, а Христородицей и не является объектом почитания. На III Вселенском Соборе в 431 году вероучение Нестория было осуждено как ересь.

В Православии Пресвятая Богородица почитается Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Пресвятой Девой, пребывающей в девстве до и после Рождества Господа Иисуса Христа – Сына Божия.

Монофизитство. Учение архим. Евтихия. Осуждение Евтихия на поместном соборе в 448 году в Константинополе. Личность Диоскора архиепископа Александрийского и его участие в деле Евтихия. «Разбойничий собор» в Ефесе в 449 году и его деяния. Оправдание Евтихия, осуждение и смерть свт. Флавиана Константинопольского. Император Маркиан. Четвертый Вселенский собор в Халкидоне в 451 году: его история и решения. 28 правило Халкидонского собора и его значение.

Евтихий (ок. 370 — после 454) — константинопольский архимандрит, игумен одного из константинопольских монастырей. Евтихию приписывается создание ереси, названной по его имени евтихианством. В конце VII века входит в оборот альтернативное название, отражающее смысл этой ереси — монофизитство.

Сущность монофизитства состоит в том, что Христос признается истинным Богом, но не является истинным, совершенным человеком (хотя на словах обычно и называется таковым) . Поскольку монофизиты преимущественно не различали понятий «природа» и «ипостась» в христологии, то, утверждая единство природы во Христе, они вынуждены были так или иначе жертвовать полнотой человечества. В монофизитских христологических системах, даже наиболее приближенных к православию, всегда присутствует момент ассимиляции человечества Божеством, человечество не рассматривается как полноценное, активное, самодвижное начало. Евтихий осужден на Константинопольском поместном соборе 448 года.

Второй Эфесский собор был открыт 1 августа 449 года . Евтихий изложил своё, основанное на Никейской и Эфесской вере исповедание и анафематствовал Манеса, Валентина, Аполлинария и Нестория. Поскольку в этом исповедании собором не было обнаружено никакой докетической или аполлинаристской ереси, константинопольский игумен был оправдан. Соответственно собор осудил и низложил всех зачинщиков дела против Евтихия во главе с Константинопольским патриархом Флавианом.

Халкидо́нский Собор, Четвёртый Вселенский Собор —созванный в 451 году императором Маркианом по согласию с папой Львом I в Халкидоне. Учение Евтихия осуждено. Затем отцы занялись определением вероучения. Им предстояло изложить такое учение о двух естествах в лице Христа, которое было бы чуждо крайностей несторианства и монофизитства. Среднее между этими крайностями учение именно и было православным. Приняв за образец православного учения изложение веры Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание Льва римского к Флавиану, они таким образом определили догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств.

30 правил. Главные предметы правил — церковное управление и церковное благочиние.

Важнейшее значение имело правило 28-е-- верховенство кафедры епископа Константинополя на Востоке:«сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской, и так же епископы у иноплеменников вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви: каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано Божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быть, как речено, Константинопольским архиепископом, по учинении согласнаго, по обычаю избрания, и по представлении ему онаго».

5Часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к Таинству Крещения. Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».

Главы Типикона.

Глава 22. Подобает ведати, когда кадит иерей.

Глава 23. О завесе святаго олтаря, когда отверзается, и когда затворяется.

Глава 24. О вжигании свещ,

како подобает в церкви вжигати, в неделю, и на праздники Христовы, и Богородицы, и святых, и прочия дни.

Глава 25. О вседневном вжигании свещ. Устройство храма. 22–25 главы Типикона.

6. Русская Церковь и преодоление смуты. Патриотический подвиг святителя Гермогена. Героическая оборона Троице – Сергиева монастыря. Роль русского духовенства в преодолении смуты. Патриарх Филарет. Дуумвират царя и патриарха. Дело «справщиков»: архимандрита Дионисия, монахов Антония и Арсения Глухого, попа Ивана Наседки.

Святитель Гермоген – первый казанский митрополит. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом - нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. Все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. Патриарх Гермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой Лавры на caмоотверженную героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Скончался в 1612 году.

Известные другие архиереи: Иосиф Коломенский и Феодосий Астраханский. последний едва не был убит астраханцами за то, что старался удержать их от признания самозванца царем, а по воцарении Лжедмитрия, будучи привезен в Москву, не убоялся в лицо обличать его в самозванстве и этим так его озадачил, что самозванец даже не наказал его и оставил невредимым.

Патриарх Филарет (1553-1633). Патриаршество Филарета было временем полного развития патриаршей власти. Оставаясь главным, начальным человеком в России, русский первосвятитель еще во время междуцарствия успел возвратить себе высокое государственное значение, которое было подорвано при Грозном. Все распоряжения верховной власти выходили от имени обоих великих государей; обоим делались доклады, обоим представлялись иностранные послы. Великий государь патриарх был постоянным пособником и руководителем великого государя царя во всех государственных делах.

Дуумвират. Двор патриарший был устроен по образцу царского. Сильный отец царя завел у себя все чины и должности широкого дворцового обихода. Β 1625 году патриарх выпросил у царя жалованную грамоту, по которой все духовенство его епархии, монастыри и церкви с своими слугами и крестьянами подчинены были гражданскому суду одного патриарха и только в исках на посторонних имели дело с приказами, где ведомы были ответчики. Β управление патриаршей епархии этим вносилось больше единства и порядка.

Дело справщиков. Арсений Глухой - один из видных справщиков XVII века. Когда в 1615 г. предпринято было первое исправление богослужебных книг, был назначен в помощь Дионисию и попу Ивану Наседке. Сличая московские издания с несколькими десятками славянских и греческих списков, Арсений и его товарищи рассмотрели Требник в 1602 г., Цветную триодь, Октоих, Общую минею, Месячную минею, Псалтырь, Каноник и Церковный устав в 1610—1618 гг. Дионисий отвез в Москву исправленный текст.

Недовольство; созван собор, который занялся не обсуждением исправлений, а осуждением справщиков. Все доказательства, приведенные справщиками в оправдание своё, не привели ни к чему; они были осуждены и подвергнуты целому ряду истязаний. В июле 1619 г. справщики по ходатайству патриарха Иерусалимского, гостившего тогда в Москве, были освобождены, а по возвращении Филарета Арсений снова был приставлен к книжному делу и долго работал на печатном дворе.

Билет № 24

1. Книги Ездры и Неемии: именование, структура и основное содержание. Исторические и хронологические проблемы повествования. Деятельность Ездры и Неемии по возрождению религиозной и гражданской жизни Израиля.

Именем Ездры в наших текстах библии надписываются три книги, из которых одна (первая) считается канонической, а две (вторая и третья) принадлежат к разделу неканонических. Каноническая книга Ездры в древности соединялась с кн. Неемии.

Иудейские книжники издавна придавали огромное значение деятельности Ездры. Его изображали как своего рода второго Моисея. Это объясняется тем, что Ездра сумел реорганизовать ветхозаветную Церковь на принципах Закона. Он впервые торжественно кодифицировал полное Пятикнижие в качестве действующего религиозно-гражданского права для всего народа и тем самым вывел Общину из затяжного кризиса.

Кроме 1 Кн. Ездры ему приписывали еще две книги, носящие его имя: 2 Кн. Ездры (составленную из 2 Пар, 1 Ездр и Неем) и 3 Кн. Ездры (апокалиптическое произведение конца I в. по Р.Х.).

Содержание. По своему содержанию кнн. Ездры и Неемии представляют изложение истории восстановления иудейской общины после окончания вавилонского плена.

Авторство первой книги Ездры. Среди рус. дореволюционных исследователей по вопросу авторства этой книги высказывались различные мнения. Автор вступления и комментария на эту книгу в «Толковой Библии» А. П. Лопухина В. П. Рыбинский считал «предполагаемое многими исследователями единство кн. Ездры и Неемии с кн. Паралипоменон» одним из отличий «воззрений критики от традиционных»; тем не менее он признает возможность того, что эти книги «составлены одним автором», отказываясь при этом считать их «частями одного целого».

 

Вопросы хронологии. Поскольку Кн. Ездры была создана уже после его смерти, многие эпизоды расположены в ней не в строгом хронологическом порядке. Экзегеты потратили немало усилий, чтобы уточнить последовательность событий, описанных в Кн. Ездры-Неемии.

В тексте они даны в следующем порядке: первым в Иудею пребывает Ездра-отделяет иудеев от иноплеменников. А затем,в 445 г., приезжает Неемия и строит иерусалимские стены. После этого Ездра публично читает Закон и объявляет об официальном основании Общины, управляемой нормами Торы.

Реформы Ездры и Неемии по искоренению смешанных браков. 1 делом Ездры по прибытии в Иерусалим было искоренение смешанных браков. Но не все см. браки были расторгнуты. Через 25-30 лет,прибыл в Иерусалим=обнаружил немало таких браков. Не настаивал на немедленном расторжении, но заклинал не заключать такие браки.С первосвященническим сыном -строже

Анализ проповедей апостолов в книге Деяний. Экзегеза ветхозаветных пророчеств в речах апостолов (1.6, 16-25; 2.14-36, 38-40; 3.12-26; 4.8-12, 19-20, 24-30; 5.3-4, 8-9, 29- 32; 6.2-4; 7.2-56; 8.20-23; 10.34-43; 11.4-17; 13.16-41; 14.15-17; 15.7-11, 13-21; 17.22-31; 20.18-35; 22.1-21; 24.10-21; 26.2-29).

Проповедь ап. Петра, обращение трех тысяч- полна великого дерзновения, она торжественна, ясна и вразумительна. В лице собравшихся святой Петр обращается ко всем жителям Иерусалима. Завершение речи – призыв к покаянию и Крещению. Обращение трех тысяч.

Проповедь ап. Петра после исцеления хромого.Эта речь распадается на две части: в первой части святой Апостол Петр указывает народу истинного Виновника совершения этого чуда и цель его совершения, поясняя, что не они, Апостолы, совершили это чудо, но Бог для прославления Господа Иисуса, отвергнутого и умерщвленного Израилем; во второй части увещевает народ покаяться и обратиться ко Христу, чтобы получить оставление грехов и стать участником в обетованных пророками мессианских благословениях.

Речь ап. Павла в Антиохии Писидийской. состояла в кратком, но сильном изображении истории еврейского народа от времен патриархов до Давида. Целью этого исторического обзора было, как это сделал раньше и святой Стефан, указать на имевшие место тогда великие благодеяния Божьи. Затем он непосредственно перешел к истории Господа Иисуса Христа и учению о прощении грехов через Него, с сильным предостережением против неверия в Него. Речь его обращена не только к природным иудеям ("мужие Израильтяне"), но и к прозелитам врат ("боящиеся Бога"), которые занимали особые места на собраниях синагоги. Речь эта разделяется на три части:

Вступление с 16 по 22 стих, носящее чисто исторический характер, которое говорит о попечении Божьем над Израильским народом от патриархов до Давида;

Главная часть речи с 23 по 37 стих, содержащая учение о Господе Иисусе Христе, как о Мессии, предсказанном в Ветхом Завете — здесь говорится о проповеди Иоанна Крестителя, об осуждении Господа Иисуса Христа, о смерти Его и воскресении; характерно, что и святой Павел, подобно Апостолу Петру, приводит те же самые слова Псалмопевца Давида из 15 псалма, утверждая, что невозможно приложить их к Давиду и что они могут быть приложены только ко Христу;

Заключение носит чисто-практический характер (стихи 38-41) — в нем Апостол возвещает о прощении грехов всем, кто уверует во Христа, и предостерегает от неверия словами пророка Аввакума (1:5).Эта речь имела большое значение. В. Певницкий упоминает ее в числе трех речей апостола Павла, которые, по его мнению, собственно имеют значение для истории возвещения христианского учения».

Остальные две речи, о которых говорит В. Певницкий - речь, сказанная Павлом в афинском ареопаге), и речь, сказанная в Милете ефесским пресвитерам. Евангелист Лука говорит, что после речи, произнесенной Павлом в синагоге Антиохии Писидийской, множество язычников обратилось к Христу.

Речь ап. Павла перед Агриппой (Деян.26:1-32). Важно: рассказывает подробно, как произошло его обращение ко Христу на пути в Дамаск со всеми подробностями, подобно тому, как это он сделал в своей речи перед народом в Иерусалиме (гл. 22). Здесь имеются некоторые особенности, отличающие этот рассказ и от первого рассказа самого Апостола и от повествования Дееписателя в 9 гл., но в общем и существенном все три рассказа совершенно одинаковы. Самой важной особенностью является более подробная передача содержания речи явившегося Господа Савлу, где Господь открывает ему цель Своего явления в том, что хочет сделать его Своим служителем и свидетелем наравне с прочими Апостолами. Далее важно то, что Господь, по словам Павла, Сам обещал являться Своему новоизбранному свидетелю и открывать ему волю Свою, что мы действительно и видим в его истории, как например, 22:17; 23:11 и др



2019-07-03 3257 Обсуждений (0)
Несторианство: краткая история и суть ереси. Победа над ересью на Третьем Вселенском соборе. Православное учение о Пресвятой Богородице. 4.33 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Несторианство: краткая история и суть ереси. Победа над ересью на Третьем Вселенском соборе. Православное учение о Пресвятой Богородице.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)