Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Полемика с монофизитством и несторианством после Халкидонского Собора. Ересь монофелитства. Учение о воипостасности человеческой природы во Христе. Лицо Господа Иисуса Христа.



2019-07-03 673 Обсуждений (0)
Полемика с монофизитством и несторианством после Халкидонского Собора. Ересь монофелитства. Учение о воипостасности человеческой природы во Христе. Лицо Господа Иисуса Христа. 0.00 из 5.00 0 оценок




III Вселенский Собор, на котором святитель Кирилл был председателем, защитили Церковь от опасности ереси Нестория, но не дали положительного учения о Лице Искупителя.

Халкидонский Собор 451 года не решил этот вопрос до конца. В оросе Собора имеется недоказанность. С одной стороны, здесь утверждается личностное единство и личностная самотождественность воплощенного Слова. Выражение "Тот же Самый", т. е. Сын Божий, Христос, в тексте употреблено восемь раз. Очевидно, это сделано для того, чтобы подчеркнуть идею единства субъекта во Христе, но, с другой стороны, в оросе прямо не говорится, как понимать единую Ипостась, единое Лицо, в Котором сходятся две природы. Есть ли это Лицо (Ипостась) Божественное или это есть Лицо (Ипостась), которое возникло в результате соединения двух ипостасей и двух лиц, Божественного и человеческого?

Эта недосказанность сделала возможным интерпретировать Халкидонский орос в несторианском смысле. Известно, что сам Несторий, который в 451 году был еще жив, одобрил соборные решения.

Примерно в течение 80 лет после окончания Собора среди сторонников Халкидона не было ясности по этому вопросу. К сожалению, среди богословов, защитников Халкидонского Собора, в течение этого времени не было видных богословов, которые были бы способны аргументировано отстаивать учение Собора, в то время как на стороне противников Собора, наоборот, было немало талантливых богословов. Противниками Собора были монофизиты, которые считали себя преемниками великого Кирилла Александрийского и считали, что Собор предал учение свт. Кирилла и в завуалированном виде утвердил несторианство. Среди монофизитов были крупные богословы - такие, как Филаксен Маббугский, Севир Антиохийский и др.

 

Учение о воипостасности. Православные богословы, начиная со свт. Кирилла, исходят из того, что человечество никогда не существовало отдельно. Само свое бытие оно получает в Ипостаси Бога Слова, возникает «внутри» этой Ипостаси. С самого момента своего возникновения жизнь человечества Христа является всецело содержанием жизни Божественной Личности, Второго Лица Троицы.

Основное достоинство учения о воипостасности состоит в том, что оно позволяет говорить о человечестве Спасителя как о ипостасном, не имея при этом ничего общего с несторианством. При этом человечество Христово и не разлагается в систему свойств, как в монофизитстве, и не является идеальной реальностью в платонистском смысле, но представляет собой конкретную человеческую экзистенцию, индивидуализированную в отношении всякого другого человеческого существа, с той разницей, что в отличие от всех людей, начиная с Адама, принципом индивидуализации человечества Христа является не человеческая ипостась, а предвечная Ипостась Логоса, Которая воипостазирует человечество, делая его жизнь содержанием жизни Божественной Личности

4. Эдикты имп. Юстиниана о трех главах. Оппозиция Запада. Папа Вигилий. Пятый Вселенский Собор в Константинополе в 553 году: состав, ход заседаний. Осуждение Феодора Мопсуестийского и сочинений Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. Следствия Пятого Вселенского Собора. Волнения и расколы на западе из-за V Вселенского Собора.

Ок. 544 г. император издал эдикт в форме трактата, осуждавший Феодора, еп. Мопсуестийского, и его творения, сочинения Феодорита, еп. Кирского, направленные против свт. Кирилла Александрийского и III Вселенского Собора, а также письмо Ивы, еп. Эдесского, к Маре Персу, в к-ром Ива с похвалой отзывался о Феодоре Мопсуестийском и о действиях противников свт. Кирилла во время несторианского спора вплоть до заключения унии 433 г. Несмотря на то что в этом документе анафематствовался всякий утверждавший, что эдикт составлен с целью отмены решений Халкидонского Собора, осуждение «Трех Глав» было неоднозначно воспринято как на востоке, так и на западе империи.

Вопрос об осуждении Феодора, еп. Мопсуестийского, Феодорита, еп. Кирского, и Ивы, еп. Эдесского, неоднократно поднимался в течение столетия, прошедшего после III Вселенского Собора.

Для преодоления негативной реакции на Западе по решению св. Юстиниана в столицу был вызван папа Вигилий. Папа Вигилий в присутствии своего клира и зап. епископов осудил новый эдикт имп. св. Юстиниана, пригрозив отлучением всякому, кто его примет; через Феодора Аскиду, еп. Кесарийского, потребовал от императора уничтожить все экземпляры эдикта.

Итогом деятельности православных богословов середины VI в., учение которых нашло свое выражение в решениях Пятого Вселенского собора 553 г., является безусловное признание во Христе двух совершенных и различных природ, Божественной и человеческой. Наряду с этим исповедуется вера в единое Лицо Спасителя, поскольку два естества соединены в единую Ипостась воплотившегося Бога Слова.

Осуждены Платон, Ориген, Евагрий Понтийский, Дидим Слепой, Аполлинарий Лаодикийский, Феодор Мопсуестийский, Несторий, их сочинения, платонизм и идеализм в целом, арианство, позднее арианство (Аномейство, Македоний I, Фотин Сирмийский), аполлинаризм, а также некоторые сочинения блаженного Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, близкие к учению Нестория. Богородица признана Приснодевой.

Собор был признан практически повсеместно на Востоке без к.-л. осложнений, известны единичные случаи высылки в изгнание сторонников «Трех Глав» (гл. обр. в К-поле). Монофизиты, обращения к-рых так желал император, остались к Собору равнодушны. На Западе долго сохранялась оппозиция; сравнительно легко подавленная в Африке и Иллирике, она оказалась достаточно упорной на севере Италии.

Возникшую в Медиолане и Аквилее после Собора схизму удалось окончательно залечить лишь к концу VII в

5. Седмичный богослужебный круг. Литургические темы дней седмицы. 11 глава Типикона. Октоих. Система осмогласия. Самогласны и подобны.

Дни седмицы имеют следующие посвящения: воскресенье - воспоминанию и прославлению Воскресения Христова; понедельник – Бесплотным Силам; вторник – ветхозаветным пророкам, и особенно – св. Иоанну Предтече, среду – преданию Спасителя на страдания и смерть, четверг – прославлению апостолов, святителя Николая Чудотворца, пятницу – страданиям и смерти Господа Иисуса Христа (особое поклонение в среду и пятницу – Кресту), субботу – поминовению усопших.

Как всегдашняя Предстательница за христиан перед Престолом Сына Своего, Пресвятая Матерь Божия воспоминается и прославляется Церковью во все дни седмицы, по преимуществу же в воскресенье, среду и пяток.

Службы седмичного круга совершаются по Октоиху, где они расположены по дням и по порядку гласов. Окто́их (греч.: восьмигласный) – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий восьми гласов на каждый день недели. Составлен в начале VII в.; в VIII в. отредактирован и дополнен св. Иоанном Дамаскиным. Осмогласник (Октоих), напечатанный в 1491г., является первенцем славянского книгопечатания. Существуют два вида октоиха: богослужебный, содержащий словесные тексты песнопений, и певческий – с записью напевов воскресных песнопений. Вместе с Триодью и Минеей Октоих охватывает круг изменяемых песнопений на весь год.

11 глава Типикона - О канонах утрени всех дней седмицы.

Система осмогласия - над музыкально-техническим ее совершенствованием трудились великие песнотворцы: на Западе – папа Римский святой Григорий Великий, или Двоеслов († 604), на Востоке – святой Иоанн Дамаскин († 776). Труды святого Иоанна Дамаскина способствовали становлению осмогласия основным законом богослужебного пения в практике всей Восточной Церкви.

Подобен - Песнь, которая по содержанию, но чаще по размеру или тону, или по тому и другому вместе, подобна другой песни Минеи или Октоиха, начальные слова которой и пишутся сразу после слова: подобен. Почти всегда песнь, подобная другой по размеру, подобна и по гласу.

Самогласны - песни, написанные совершенно самостоятельно относительно размера, тона и содержания, и глас, на который они поются, назначен им применительно к их содержанию, независимо от других песен. Для самогласных изобретены особые напевы, отличающиеся от обыкновенных церковных гласов. Однако над ними надписывается часто и глас Октоиха, на который они должны быть спеты

Русская Церковь при патриархе Никоне. Личность патриарха Никона. Жизнь и деятельность до восшествия на патриарший престол. Взаимоотношения с царём Алексеем Михайловичем. Избрание на патриаршество. Начало литургической реформы. Взгляд патриарха Никона на церковно-государственные отношения. Оппозиция патриарху в среде московской аристократии. Конфликт с государем. Оставление Москвы. Дело Зюзина. Осуждение и ссылка патриарха Никона.

Патриарх Никон (1605-1681). Около 20 лет стал священником. Был женат. Примерно к 30 годам принял монашество, его супруга – также. Β 1646 году он был в Москве по монастырским делам и был замечен царем, которого поразила его величественная наружность и сильная речь. По своей религиозности и впечатлительности Алексей Михайлович скоро совсем подчинился Никону, сделал его своим другом. По желанию царя, он был определен архимандритом Новоспасского монастыря. В 1649 году царь назначил его митрополитом в Новгород. Здесь ему удалось оказать правительству важные услуги во время новгородского бунта 1650 года. Народ избил его, но затем просил прощения.

Патриарх - с 1652 г. Церковные реформы патриарха Никона, которые он начал в 1650-х годах, были направлены на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Они вызвали раскол Русской Церкви и повлекли возникновение многочисленных старообрядческих течений.

Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами, что противоречило актам Поместного Стоглавого Собора 1551 года, закрепившим двоеперстие. Далее Никон продолжил реформу, собирая соборы.

Собор 1654 года положил начало делу унификации московских книг по греческим книгам, напечатанным в XVI веке на Западе. И если определения сего Собора были рассмотрены и согласованы на Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриарха Паисия, то решение поместного Московского собора 1656 года, на котором всех, крестящихся двумя перстами, объявили еретиками и предали анафеме, противоречили ему. Поспешная анафема собора 1656 года на всех крестящихся двумя перстами, впоследствии отменённая Поместным собором РПЦ 1971 года, и стала главнейшей причиною Раскола XVII века.

Размолвка. Повелением царя к титулу патриарха «Великий Господин» был добавлен царский титул «Великий Государь». Такое положение вызывало зависть и недовольство бояр и духовенства. Так, протест вызвало принятие Соборного уложения 1649 года, умалявшего статус духовенства, ставившего Церковь фактически в подчинение государству. Вследствие сего, а также интриг со стороны части бояр и духовенства, имевших влияние на царя и враждебно настроенных к патриарху Никону, произошло охлаждение отношений между царём и патриархом. 10 (20) июля 1658 года Никон в качестве протеста оставил Москву: не отказавшись от Московской кафедры, он удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который (наряду с Крестным и Иверским монастырями) сам основал в 1656 году и имел в своей личной собственности.

В 1666 году он был извержен из патриаршества и стал простым монахом.

Боярин Никита Зюзин находился в дружеских отношениях с патриархом Никоном. В 1658 году Никита Зюзин неоднократно посылал к Никону в монастырь письма, безуспешно призывая его вернуться на патриарший престол. Эта переписка – причина преследования. 18 декабря 1664 года Никон вернулся в Москву и прибыл в Успенский собор, чем разгневал царя. Никон вынужден был удалиться в Воскресенский монастырь. В столице начался розыск, кто писал письма Никону и приглашал его вернуться в Москву. Арест, приговор. Смертная казнь заменена на ссылку в Казань. Конфискация имущества

Билет № 26



2019-07-03 673 Обсуждений (0)
Полемика с монофизитством и несторианством после Халкидонского Собора. Ересь монофелитства. Учение о воипостасности человеческой природы во Христе. Лицо Господа Иисуса Христа. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Полемика с монофизитством и несторианством после Халкидонского Собора. Ересь монофелитства. Учение о воипостасности человеческой природы во Христе. Лицо Господа Иисуса Христа.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (673)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)