Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Совершители богослужения. Священная иерархия. Богослужебные облачения.



2019-07-03 494 Обсуждений (0)
Совершители богослужения. Священная иерархия. Богослужебные облачения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Священная иерархия. Иерархия существует в Церкви с I века. Будет существовать всегда. Умножение числа священных иерархических степеней невозможно. Их три: священник, епископ и диакон. Есть и низшие степени клира: чтец, иподиакон. Чтецы и иподиаконы не являются представителями священной иерархии.

Богослужебные облачения - одеяния, имеющие общее наименование «ризы», используются священнослужителями (а стихарь – и церковнослужителями, и мирянами) в ходе совершения богослужений.

Подризник – длинная одежда с узкими рукавами светлого (белого, желтого) цвета. Архиерейский подризник имеет гамматы, или источники – ленты, стягивающие рукава у запястья, которые рассматриваются как символическое изображение потока крови из прободенных рук Иисуса Христа. Подризник напоминает хитон (нижнюю одежду), в которой ходил по земле Иисус Христос.

Епитрахиль - длинная лента, огибающая шею и двумя концами спускающаяся вниз. Надевается поверх подризника или рясы. Без епитрахили священник или архиерей не могут священнодействовать. На епитрахили нашивается семь крестов. Шесть спереди (по три на каждой половине), в знак того, что священник может совершать шесть таинств. Еще один крест, седьмой, находится на шее и символизирует то, что священник принял свое священство от епископа и подвластен ему, и несет на себе бремя служения Иисусу Христу.

Поручи - узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Стягивают рукава стихаря у диакона и подризника у священников и епископов. Представляют собой широкие полосы из плотной материи с изображением креста. Поручи напоминают узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.

Фелонь - верхняя одежда священника, надеваемая поверх других одежд. Одежда длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы и большим вырезом спереди, доходящим до пояса, для свободного движения рук. Верхние оплечья фелони твердые и высокие. Задний, верхний край фелони имеет вид усеченного треугольника или трапеции и возвышается над плечами священнослужителя.Своим видом фелонь напоминает багряницу, в которую был обличен страждущий Иисус Христос и толкуется как одежда истины.

Палица - четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса на левом бедре. В символическом значении палица, как и набедренник, имеет тот же смысл духовного меча, то есть Слова Божия, которыми всегда должен быть вооружён пастырь. Символизирует ещё и край полотенца, которым Иисус Христос отирал ноги ученикам. Священникам – награда, епископам – обязательная принадлежность.

Набедренник - четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо за два угла на правом бедре. Награда священникам. Символизирует меч духовный.

Стихарь - длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и широкими рукавами. Стихарь знаменует чистоту души. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам, и прислуживающим в храме мирянам.

Орарь – длинная лента; знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства. Носится диаконом, протодиаконом, иеродиаконом и архидиаконом на левом плече, поверх стихаря (от лат. orare — молиться, или лат. os — уста; также от греч. ωρα — время). Могут носить и не посвященные иподиаконы, крестообразно (по благословению архиерея).

Панагия - (греч. παναγία — Всесвятая) — небольшой образ Богоматери (реже Спасителя, Троицы, святых, распятия, библейских событий), чаще всего округлой формы, носимый архиереями на груди. Епископу «полагается такое изображение «в напоминание своего долга носить в сердце своём Господа Иисуса и возлагать упование своё на заступление Пречистой Матери Его». (прот. Г. Дьяченко).

Омофор - надевается поверх саккоса и символизирует овцу, заблудшую и принесенную добрым пастырем на плечах в дом (Лк. 15:4-7), то есть спасение Иисусом Христом человеческого рода. А облачённый в него епископ знаменует собой Доброго Пастыря.

Саккос - в духовном смысле напоминает о ризе, в которую был облечён Христос (Ин. 19:2-5), напоминает о Его смирении. Звонцы, привешиваемые к саккосу по подобию звонцов на одежде ветхозаветных первосвященников, означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. На саккосе имеются 33 фибулы-пуговицы (по 16 на боках и одна около выреза для головы), которые напоминают о числе лет, прожитых Христом на земле. Под саккос надеваются: епископский подризник, часто называемый подсаккосником, епитрахиль и пояс. Поверх саккоса надеваются омофор, панагия, наперсный крест, палица.

6. Учреждение патриаршества в Русской Церкви. Начало смутного вемени. Царь Феодор Иоаннович. Характеристика личности. Роль царского шурина боярина Бориса Годунова при царском дворе. Предпосылки учреждения патриаршества в Русской Церкви. Визит патириарха Иеремии Второго (Траноса) в Московское государство.Поставление патриарха св. Иова. Решение Собора 1593 года. Патриарх св. Иов и царь Борис Годунов. Начало смуты.Лжедмитрий Первый. Низложение патриарха Иова. Лжепатриарх Игнатий

Фёдор I Иоа́ннович, известен также по имени Феодор Блаженный, (11 мая 1557, Москва — 7 (17) января 1598, Москва) — царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. КанонизированПравославной Церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский. Со слов самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». От брака с Ириной Фёдоровной Годуновой имел одну дочь (1592), Феодосию, прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям — скончалась в 1594 году). В конце 1597 года он смертельно заболел и 7 января 1598 года в час ночи скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты).

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, началось Смутное время.

Фактически с 1585 года, 13 из 14 лет правления Фёдора Иоанновича, Россией правил Борис Годунов (1552-1605).

 

Игнатий – (1540, Крит — 1620, Вильно) — православный церковный иерарх греческого происхождения, был избран и поставлен на архиерейском соборе в 1605 году Патриархом Московским и всея Руси при царе Лжедмитрии I. В 1606 году Игнатий на церковном соборе был лишён Патриаршества и архиерейского сана.

Патриарх Иеремия II - один из участников учреждения Патриаршества на Руси. 1588 г. – посещение Руси. Процедура избрания и поставления патриарха была утверждена на основе чина Патриаршего поставления в Византийской Церкви и рус. чина митрополичьего поставления 1564 г. Поставление 1-го русского Патриарха – Иова - происходило в Успенском соборе Московского Кремля 26 янв. 1589 г.

В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. Бунт. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедмитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Претерпел поношения. Сослан в монастырь. Почил в 1607 г. Прославлен в 1989 г.

1589 г. - поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси. На Константинопольском соборе 1593 года утверждено патриаршество в России.

Билет № 23

1. Книги Паралипоменон: именование, структура и общее содержание. Источники Книг Паралипоменон, вопрос авторства и времени происхожления. Основные особенности повествования истории народа Божия и богословский смысл.

В еврейской Библии книги Паралипоменон составляют одну книгу, которая называется «Диврей - аямим», что означает «Словеса дней», то есть дневник или летопись. В переводе семидесяти и в других греческих списках книга состоит из двух частей, озаглавленных «Первая и вторая книги Паралипоменон». Греческое слово, означает: «содержащее добавление», «пропущенное».

В латинской Библии книги надписаны Chronicorum (то есть хроники или летописи). Название это им дал блаженный Иероним, и оно, как удачное, вошло во многие издания Библии.

Авторство. Составитель не известен. По мнению исследователей, книги написаны одним лицом. Это подтверждается единством плана обеих книг, единством цели, языка и манеры изложения. Сами книги об авторе не дают никаких сведении, но по характеру их можно заключить, что составитель был, по всей вероятности, иерусалимский левит, тесно связанный со своей средой. Древнее еврейское предание называет автором книг священника Ездру.Это косвенно подтверждается тем, что конец Второй книги Паралипоменон и начало Первой книги Ездры буквально сходны.

Время и цель написания. Анализ текста дает возможность установить, что книги писались в эпоху политического, а главное, религиозно-церковного возрождения иудейской нации, возвратившейся из вавилонского плена, то есть после 450 г. до Р.Х.

Целью написания книг было стремление указать иудеям на древние постановления и предписания о разделении Земли Обетованной между коленами Израилевыми, чтобы восстановить царство еврейское в том виде, в каком оно существовало в эпоху своего расцвета.

Источниками книг Паралипоменон послужили различные книги Ветхого Завета. Это и Моисеево Пятикнижие, и книги Иисуса Навина, Судей, Руфь.

Богословские идеи. Поскольку центральное место в жизни богоизбранного народа занимал принцип теократии, главенствующий в повседневной религиозной жизни и особенно в богослужении при Храме, писатель стремится возбудить любовь к богоучрежденному порядку. В этой связи становится понятным, почему автор столь подробно описывает богослужение при Храме, распределение священников по чредам и прочие детали их жизни. С особой любовью останавливается автор на благочестивых царях: Давиде, Соломоне, Иосафате, Асе, Езекии и Иосии. Историю нечестивых царей автор фактически опускает.

Содержание. Материал, изложенный в обеих книгах Паралипоменон, условно можно поделить на 4 части.

1 часть – (1 Пар., 1-9 главы). Родословные таблицы ведутся от Адама. Подробно изложены родословные колена Иудина, Левиина и Вениаминова.

2 часть – (1 Пар., 10-29 главы). Царствование Давида.

3 часть – (2 Пар., 1-9 главы). Царствование Соломона.

4 часть – (2 Пар., 10-36 гл.).История преемников Соломона царей Иудейских.

В последней, 36 главе-указ царя Кира о восстан. разрушенного иерус. Храма.

Пятидесятница (Деян.2.1-4). Особенности перевода Деян 2.3. Связь с Синайским Богоявлением. Богословское значение Пятидесятницы в Деян. Перечень народов (Деян 2.9-11) как предвкушение миссии «до края земли» (1.8)».

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4).

Особенности перевода Деян. 2, 3. «Языки, как бы огненные». Как шум без ветра, так и языки без огня, лишь подобные огненным. «Прекрасно говорит: «как бы огненные», «как бы» от несущегося ветра, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе

Шум был при этом знаком удостоверения сошествия Св. Духа для слуха, языки — для зрения. И то и другое возвышало для апостолов величие события и воздействие его на душу, которая собственно и была главным предметом чуда этого обетованного крещения Духом Святым и огнем.

«Разделяющиеся языки» — «разделени языцы». Впечатление момента сошествия Св. Духа было очевидно таково, что из какого-то невидимого, но близкого источника внезапно надвинувшегося и исполнившегося дом шума вдруг начали выделяться как бы огненные языки, поделяясь между всеми присутствующими — так, что чувствовался при этом один и тот же общий источник всех их.

«Апостолы стали говорить на чужих языках, а не на отечественном, и, что особенно чудно, стали говорить не учившись. Это знамение для неверных, а не для верующих, и оно долженствовало послужить к обвинению неверных, как написано: иными языки, и устны иными, возглаголю людем сим, и ни тако послушают Мене, глаголет Господь .Слышаху же (Деян. 2, 6), Остановись здесь не надолго и подумай, как разделить речь. Ибо в речении есть обоюдность, устраняемая знаком препинания. Так ли слышали, каждый на своем наречии, что, так сказать, глас исходил один, а слышны были многие гласы, по причине такого сотрясения в воздухе, или, яснее скажу, из одного гласа происходили многие? Или, остановившись на слове: слышаху, слова: глаголющих своими гласами, отнести должно к последующему, чтобы вышел смысл: произносящих гласы, которые были свои для слушающих, а сие значит, гласы иноязычные. С последним я более согласен; потому что первое было бы чудом, которое относилось бы более к слушающим, нежели к говорящим, а последнее относится прямо к говорящим, которых и укоряют, что они пьяны, из чего видно, что по действию Духа сами они чудодействовали в произнесении гласов» (Григорий Богослов, свт. Слово на Святую Пятидесятницу).

«Но по какой причине Он явился в виде языков? — Дабы показать, что Он — сроден Слову Божию; ибо нет ничего родственнее слову, чем — язык. Но также — и ради благодати учительства: ибо учитель о Христе нуждается в облагодатствованном языке. Почему же — огненные языки? — Не только по причине единосущия Духа с Отцем и Сыном, — ибо Бог наш есть Огнь, и то — Огнь, поядаяй беззаконие, — но также и по причине сугубости действия Апостольской проповеди: ибо она должна была вместе и благодетельствовать и карать; как огонь устроен для того, чтобы и просвещать и опалять, так и слово учения о Христе — просвещает слушающих, а упорно же противящихся предает огню и вечному мучению. Языки же эти были, говорит Апостол Лука, — не «огненные», но — «как бы огненные», чтобы кто не подумал, что оный огонь (в «огненных языках») был чувственным и материальным, но так сказано — чтобы на основании примера — у нас было бы представление о явлении Духа. Почему языки явились для них разделенными? — Потому что единственному только Христу, сошедшему с небес, не в меру дается Дух от Отца, ибо Он, также и по плоти, обладает всецелою силою и действием; ни на ком из иных не почила всеобъемлющая (Паса Хорити) благодать Духа, но частично каждый — один одно, другой — другое получает из благодатных дарований, дабы кто не подумал, что даемая от Духа благодать Святым, является Его не действием, а самым естеством»(Григорий Палама, свт. Омилия 24).



2019-07-03 494 Обсуждений (0)
Совершители богослужения. Священная иерархия. Богослужебные облачения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Совершители богослужения. Священная иерархия. Богослужебные облачения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)