Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учение об Искуплении современных православных богословов. (“органическая” теория).



2019-07-03 573 Обсуждений (0)
Учение об Искуплении современных православных богословов. (“органическая” теория). 0.00 из 5.00 0 оценок




В XX столетии осознание ограниченности как юридической, так и нравственной теории Искупления привело некоторых богословов к непосредственному обращению к святоотеческому наследию, на основании которого предпринимались попытки преодолеть ограниченность рассмотренных выше теорий. Это возвращение к отцам наблюдается уже у архим. Сергия и затем у многих видных православных богословов XX столетия, среди которых можно назвать В. Н. Лосского, Х. Яннараса, прот. Г.Флоровского, О. Клемана, прот. А. Шмемана и прот. И. Мейендорфа. Правда, никто из современных богословов не называл свои рассуждения о таинстве Искупления теорией. Но условно это учение можно назвать, в противовес юридической и нравственной теориям, теорией «органической». В. Н. Лосский в одной из своих работ говорит, что юридический образ Искупления должен быть дополнен образом «физическим» и «биологическим».

Наименование «органическая» уместно потому, что это слово хорошо выражает православное понимание фундаментальных сотериологических понятий: «грех» и «спасение».

Представители этого третьего направления в учении об Искуплении исходят из того, что невозможно свести Искупление к одному единственному событию земной жизни Христа, к крестной смерти на Голгофе.

Теория: Цель пришествия Христа в мир состоит в том, чтобы соединить человека с Богом таким образом, чтобы каждый из нас мог стать, по слову ап. Петра, «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1, 4). Именно в соотношении с этой конечной целью следует понимать учение об Искуплении. Сын Божий приходит не для того, чтобы уладить тяжбу между оскорбленным Богом и виновным перед Ним человеком, не для того, чтобы Своей смертью удовлетворить Божественной справедливости или утолить праведный гнев Божий. «Дело Сына не в том, чтобы чинить какой-то убогий суд, доставив бесконечное удовлетворение не менее бесконечной мстительности Отца» (В. Н. Лосский, Догматическое богословие). Если и можно говорить о том, что Христос удовлетворяет правде Божией, то только в том смысле, что Он «являет то, чего Бог ждет от творения», т. е., иначе говоря, во Христе замысел Божий о человеке осуществился во всей полноте. И в этом смысле Христос действительно удовлетворил правде Божией, но такое понимание удовлетворения имеет мало общего с учением латинских схоластов.

Но в то же время дело Искупления не может быть сведено, как полагали сторонники нравственной теории, только к научению людей добродетельной жизни, преподанию примера такой жизни путем откровения любви Божией к человеку, потому что «тайна нашего искупления, — по словам В. Н. Лосского («По образу и подобию»), — завершается тем, что отцы называют восстановлением нашей природы Христом и во Христе».

Церковная жизнь в период Вселенских соборов. Клир и иерархия. Условия вступления в клир. Брак и безбрачие клира. Увеличение клира и новые церковные должности. Диаконы и пресвитеры. Епископы. Формы церковного союза: парикия, митрополия и экзархат. Патриархаты: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Римский патриархат и возвышение папства. Притязания Римского епископа на главенство во Вселенской Церкви.

Изначально в Церкви все три степени священства могли занимать как женатые, и так и холостые ставленники: епископы также могли быть женаты. Однако вступление в брак после посвящения было недопустимо. Со временем женатый епископат был упразднен.

В раннехрист. общинах I-III вв. 3 важнейшие церковные должности совпадали с иерархическими степенями: епископ - глава епархии и бывшие в этот период его помощниками с неопределенным статусом пресвитер и диакон. Христианизация Римской империи сопровождалась расширением компетенции церковных должностных лиц. С IV в. значительную роль в жизни городов стали играть местные епископы, наделенные в соответствии с имп. законодательством нек-рыми судебными и адм. полномочиями для решения дел, касавшихся членов церковных общин, и поддержания городского благоустройства. Епископам была передана часть судебных функций гос. судов. В средневизант. период формируется крупный, высокоорганизованный чиновничий аппарат при К-польском патриархе, насчитывающий несколько десятков управленческих церковных должностей. Эти должности объединялись в пентады - группы церковных должностей одинакового ранга.

Элементарную форму церковного союза представляет "приход", "παροικία". С точки зрения древних церковных отношений и для "прихода" необходим особый "епископ", ибо "церковь без епископа не бывает". Но по мере того как христианство переносилось из городов в глубь селений, образуются новые отношения. Возникали общества такие маленькие, что ставить сюда епископа было неудобно, ибо и паства была не велика, и ее границы не широки. Таким образом у церквей-матерей (ecclesia matrix) стали появляться филиальные церкви. Управление ими предоставлялось лицам низших иерархических степеней, так что во главе филиальных церквей мы встречаем не только пресвитеров, но и диаконов.

Экзарха́т (от греч. ἔξαρχος — внешняя власть) — в Византии в конце VI-VII веков административно-территориальная единица, наместничество за пределами митрополии. Начало развитию [экзархатов, respective —патриархатов полагают данным еще в предшествующий период. Уже тогда в ряду христианских епископии выделились так называемые sedes apostolicae, и между ними особенно были знамениты Рим, Александрия, Антиохия. Эти три столицы римского мира, города, в которых церковное значение совпадает с политическим.

Митропо́лия - Из нескольких парикий, управляемых епископами, составлялась епархия, митрополитанский округ, параллельный гражданской провинции и с ней совпадавший. Во главе епархии стоял епископ главного ее города — митрополии митрополит. Этот титул впервые встречается в правилах первого вселенского собора (4, 6), но как всем известный. Собор установляет то, что выработала обычная практика.

Антиохи́йская правосла́вная це́рковь (Антиохийский Патриархат) - автокефальная Поместная Православная Церковь, занимающая третье место в диптихе автокефальных Поместных Церквей. Один из четырёх древних Восточных патриархатов Вселенской Церкви. По преданию, основана около 37 года в Антиохии апостолами Петром и Павлом. С 451 года — Патриархат.

Иерусали́мская Правосла́вная Це́рковь (официально Иерусали́мский Патриархат‎‏‎‎) — древнейшая автокефальная Поместная Православная Церковь, занимающая 4-е место в диптихе автокефальных поместных церквей.

Константинопо́льская Правосла́вная Це́рковь (официально Вселе́нский патриарха́т Константино́поля) — первая в диптихе автокефальная Православная Церковь. В греческой литературе часто именуется Великой Церковью Христовой

Александри́йская Правосла́вная Це́рковь (или Александрийский патриархат) — автокефальная Поместная Православная Церковь, занимающая 2-е место в диптихе автокефальных Поместных Церквей. По преданию основана апостолом Марком.

Римская кафедра. Иннокентий I в письме к Александру антиохийскому как на особенное преимущество римской кафедры указывает на то, что римские епископы — преемники ап. Петра. Развить это воззрение, мотивировавшее права пап таким образом было важно потому, что эти права были правами Римской Церкви. Римские епископы с древнейших времен признавали, что Рим есть место кончины двух апостолов Петра и Павла. Но с течением времени имя Павла как бы стушевывается и выдвигается на первое место имя Петра, от которого римские епископы и начинают выводить свое преемство.



2019-07-03 573 Обсуждений (0)
Учение об Искуплении современных православных богословов. (“органическая” теория). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учение об Искуплении современных православных богословов. (“органическая” теория).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (573)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)