Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Знаки праздников месяцеслова (47-я глава Типикона)



2019-07-03 621 Обсуждений (0)
Знаки праздников месяцеслова (47-я глава Типикона) 0.00 из 5.00 0 оценок




Месяцеслов – это система неподвижных праздников годового круга, тех, которые закреплены за определенным числом определенного месяца. В Типиконе все праздники имеют знаки, которые соответствуют разным типам службы.

Великие праздники имеют знак «крест окружен», т.е. в Типиконе напротив дня, на полях стоит знак ,, изображ. красным цветом. Совершается бдение.

Далее в Типиконе говорится о средних праздниках, они имеют два знака. – крест с полукружием (красного цвета) – этот знак означает, что в праздники, имеющие этот знак, служба совершается тоже бденная, и состав служб дневного круга точно такой же, как и при знаке «крест окружен красный».

Еще знак средних праздников – «крест един точию красный». Такой тип службы называют «полиелей», по самой праздничной части богослужения.

Малые праздники. Знак «три точки, несовершенно окружены». Знак может быть двух цветов: черный и красный.

При красном знаке совершаются службы суточного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение называется службой с великим славословием.

При черном знаке (такую службу называют шестеричной) богослужение строится так: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, будничная утреня, первый, третий, шестой час. В Типиконе есть еще один тип службы, это служба без знака. При службе без знака совершаются те же дневные службы и в том же порядке, как и при знаке «три точки несовершенно окружены черный».

Вечерня бывает великая, малая и будничная.

Минеи служебные и Общая.

Минея – от греч. «месяц». Первый вид – Минея месячная. Минея месячная содержит изменяемые песнопения неподвижных праздников. Минея содержит Бо-городичны. Минея месячная состоит из 12 книг по числу месяцев. Она содержит службы годового круга. Тексты в минеях располагаются согласно богослужениям дневного круга – вечерни, утрени и т.д. В минеях содержатся стихиры, каноны, седальны, кондаки и икосы Господским и Богородичным праздникам и отдельным святым по дням года. Минея праздничная не является необходимой книгой для совершения богослужения. Это удобный богослужебный сборник, из Минеи месячной в неё выбраны праздники: двунадесятые – Господские и Богородичные, некоторых, наиболее чтимых икон Божией Матери, великих святых. Минеей праздничной пользуются чтецы.

Основное содержание Минеи общей – это изменяемые молитвословия, которые Церковь назначила святым того или иного лика. Службы расположены здесь не по дням месяца, а по разрядам святых или праздников. Богослужебные тексты имеют обобщенный характер и носят соответствующее обобщенное наименование типа «службы праздникам господским», «служба праздникам богородичным», «службы апостолу», и т.д. Тексты составлены так, что прославляют подвиг святого в его общих чертах, а в большинстве песнопений оставлены пробелы: имярек – вставляется имя того святого, которому мы служим.

Церковный раскол. Основные деятели начального периода старообрядчества. Протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Братья Андрей и Симеон Денисовы. Начало разделений в старообрядчестве. Поповцы и беспоповцы. Поиски иерархии. Основныетечения в современном старообрядчестве. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года: оценка никоновской реформы и взгляд на дониконовский обрядовый строй. Старообрядные приходы Русской Православной Церкви.

Протопоп Аввакум (1620-1682) - протопоп города Юрьева-Повольского, противник церковной реформы патриарха Никона. Духовный писатель, ему приписывают 43 сочинения — знаменитое «Житие протопопа Аввакума», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и другие. Сложным было отношение его к таинствам реформированной Церкви. Отрицая действительность таинства рукоположения в ней священников и уча паству прибегать в силу необходимости к всевозможным обманам при контактах с ними, он тем не менее еще в 1669 г. не только разрешил своим духовным детям ходить в те храмы, где новопоставленные священники служили по старым книгам, но и позволял им брать таких священников в духовники. Серьезные догматические заблуждения: так, отрицал единосущие Лиц Пресвятой Троицы.

Феодо́сия Проко́фьевна Моро́зова (в девичестве Соковнина́, в иночестве Феодо́ра; 21 (31) мая 1632[1] — 2 (12) ноября 1675, Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая.

Андрей и Симеон Денисовы - деятели старообрядческого поморского согласия.

Разделению способствовало новое учение об антихристе. Возникло новое учение о священство. Разделение на поповцев и беспоповцев. Некоторые из старообрядцев стали учить, что священство окончательно прекратилось и безвозвратно погибло: не стало истинных священников, а оставшиеся стали слугами антихриста. Таким образом, в старообрядческой среде стало оформляться течение, которое потом получило название «беспоповства».

Поспешная анафема собора 1656 года на всех крестящихся двумя перстами впоследствии была отменена Поместным собором РПЦ 1971 года.

В настоящее время поповцы делятся на две основные группы: Русская православная старообрядческая церковь и Русская древлеправославная церковь. Крупнейшее объединение беспоповства — Древлеправославная Поморская Церковь

Билет № 27

1. Жанр "литературы мудрых" на Древнем Ближнем Востоке (Египет и Месопотамия). Основные этапы становления и развития "традиции мудрых" в Израиле.

Учительные книги Ветхого Завета содержат учение Ветхозаветной Церкви о предметах веры и благочестия. Они написаны богодухновенными мужами Ветхого Завета. Всего учительных книг Ветхого Завета в составе Библии перевода 70-ти имеется семь. Из них 5 книг канонических: Иова, Псалтирь, Притчей, Екклезиаста и Песнь Песней; и две: Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова - неканонические.

Особенность учительных книг Ветхого Завета по содержанию и по форме изложения состоит в том, что предметом их учения являются преимущественно истины нравоучительные, определяющие религиозно-нравственное поведение ветхозаветного человека, и редко - чисто догматическое. Если же в них излагается догматическое учение, то оно опять-таки имеет уклон практический, т.е. преследует нравственную цель.

Особенность учительных книг Ветхого Завета по форме литературного выражения содержащегося в них учения состоит в том, что учение в них излагается в поэтических действиях и образах стихотворным языком.

Послание апостола Иакова. Личность апостола Иакова. Литературные образы и их употребление в послании. Учение апостола Иакова об отношении к богатству (три аспекта) (1:9–11; 2:1–9; 5:1–6). Сопоставительный анализ учения апостола Иакова и апостола Павла о вере и делах. Книга Экклесиаст в послании апостола Иакова.

Соборное Послание ап. Иакова стоит первым в ряду Соборных посланий. Озаглавленное авторитетным именем ап. Иакова, оно содержит очень веские суждения и увещания, особенно в области христианской общественной нравственности и социального служения.

Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа... (Иак. 1, 1) - так обозначает себя автор Иак. Из этого краткого представления никак нельзя вывести какого-либо точного указания, какой Иаков имеется в виду. Однако методом исключения все же делаются некоторые более определенные выводы.

В Новом Завете упоминается несколько человек с этим именем. Двое из них — Иаков, брат ап. Иоанна Богослова и Иаков Алфеев — были среди двенадцати учеников Христовых.В Евангелиях упоминается и еще один, третий Иаков — его имя значится среди братьев Иисуса.

«Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф. 13, 55; ср. Мк. 6, 3)

Сей Иаков не был среди Двенадцати. Более того, в Евангелиях мы то и дело читаем о непонимании Иисуса со стороны его родственников, братьев, и даже о неприязненном и насмешливом к Нему отношении. В Евангелии от Иоанна прямо говорится: «Братья Его не веровали в Него» (Ин. 7, 5).

Итак, Иаков, брат Иисуса, уверовал после евангельских событий и именуется апостолом в широком смысле слова.В этом качестве он упоминается уже в ранних посланиях ап. Павла, а также в ряде апокрифов (Евангелие Евреев 7; Евангелие Фомы 12), в которых он именуется Иаковом Праведным. Как бы там ни было, Иаков становится не просто видной фигурой, а предводителем и духовным авторитетом — иными словами, предстоятелем или, говоря языком церковной каноники, архиереем, причем первым архиереем иерусалимской церкви.

Теоретически возможно, что Иак. было написано в раннюю пору истории первоначальной Церкви, даже до Апостольского собора 49-51-го годов. Но все-таки более предпочтительной выглядит поздняя дата (не ранее 60-го года).

Иак. — писание иудео-христианское, в нем большую долю занимает этическое учение, унаследованное Христианской Церковью. Иудейский характер Иак. состоит также в том, что в нем достаточно широко используется материал ветхозаветного Предания: много параллелей с отдельными ветхозаветными, например, учительными книгами (Притч., Прем.), или для подражания приводятся примеры ветхозаветной праведности:

«В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5, 10-11).

О богатстве: «Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих» (Иак. 1, 9-11).«Бедного, но терпящего свою бедность по закону Христову, истинная мудрость научает высотою своего христианского звания, остающегося в силе и при полном внешнем унижении, а богатого, но желающего по-христиански пользоваться богатством, она научает хвалиться унижением, смирением своим, именно — вольною нищетою» (Лопухин).

Иак. 2, 1-9. Апостол  обличает порок лицеприяти и указывает в нем нарушение главного закона нравственной жизни — царственного закона любви к ближним, известного в качестве такового уже в Ветхом Завете (Лев.19:18), но еще более проясненного в Новом Завете

Иак. 5, 1-6. Вся обличительная речь Апостола к богачам распадается на два отдела: Иак.5:1-3: возвещение ожидающей богачей кары гнева Божия, и Иак.5:4-6 — характеристика поведения богачей, их преступлений, — как основание или причина грядущего суда Божия. Цель апостольского призыва богачей к рыданию не состоит только в том, чтобы внушить ужас и сознание величайших бедствий, идущих на них, но и побудить их к покаянию и исправлению жизни, пока не поздно.

Сравнение. В Гал. 2, 16-20 ап. Павел говорит об оправдании верой. Если сжать до предела основную мысль этого отрывка, то она будет следующей: человека оправдывают (а, следовательно, вводят в блаженство вечной жизни) не его дела, но только вера. Эта мысль уже в древности вызвала известное возражение, высказанное в Послании Апостола Иакова: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? … Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2 14, 20). Спор о «вере и делах» имел продолжение в новейшей истории христианского мира. Возможное разрешение: апостолу Павлу даже в голову не приходило, различая «веру» и «дела», отделять одно от другого. Высказывание Апостола Иакова «вера без дел мертва» столь же справедливо и для Апостола Павла. Доверие любящему Богу в Иисусе Христе, вера Евангелию любви и спасения, отказ от себя, от своих «дел праведности», от своих «заслуг», полное вверение себя Господу Иисусу Воскресшему, отворение своего сердца действию Духа Святого – вот прямой путь к спасению. Вверив себя благодати Божией, Апостол мог воскликнуть: «Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия». Но такая вера не мыслится без ее следствий: без любви, являющей себя в делах. Лишь риторически Апостол Павел пишет о парадоксе – вере без любви: «Если имею … всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13:2).

Предостережения против гнева выражены почти одинаково в книге Екклесиаст и Послании Иакова («Не будь... поспешен на гнев» - Еккл 7. 9; «всякий человек да будет... медлен на гнев» - Иак 1. 19)

3. Понятие об Искуплении в свете Священного Писания. Необходимость Искупления для спасения человека. Цель Искупления. Изменение отношений между Богом и человеком вследствие Искупления. Искупление – Откровение Божественной любви к человеку. Библейские и святоотеческие образы Искупления. Священное Писание различает:а) истину уже совершенного Христом спасения людей;б) истину «совершения» спасения каждым верующим во Христе, т. е. личного усвоения открытого для нас во Христе спасения. Следовательно, само понятие спасения имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона — это все то, что сделано ради нашего спасения Богом и не зависит от нашей воли, но является даром Божиим. Субъективная сторона — усвоение это дара каждым отдельным человеком, что невозможно без приложения со стороны спасаемого необходимых усилий. Таким образом, спасение синергично, оно предполагает соработничество Бога и человека.

В положительном аспекте цель искупления совпадает с конечной целью творения, которая есть обожение человека и через него — всего мира. В отрицательном же аспекте искупление состоит в устранении тех преград, которые с определенного момента отделяют человека от Бога.Искупление – Откровение Божественной любви к человеку.Библейские и святоотеческие образы совершенного Христом спасения: «юридический», пастырский, воинский, образ врача, дипломатический

4. Династия Ираклидов. Имп. Ираклий и его церковная политика. Патриарх Сергий и папа Гонорий. Издание имп. Ираклием в 638 г. «Изложения веры» (Экфесиса) и появление монофелитства. Деятельность против монофелитства прп. Максима Исповедника. Πапа Мартин I и Латеранский собор 649 г. Суд над прп. Максимом Исповедником. Имп. Константин Погонат и Шестой Вселенский Собор в 680-681гг. Трулльский собор 691-692 гг. Каноны Трулльского собора и Римская церковь.

Ираклиды - династия византийских императоров, правившая в 610—711. Основателем династии был император Ираклий.В церковной политике известен тем, что с помощью константинопольского патриарха Сергия стремился преодолеть разобщенность поместных региональных Церквей империи, а также Церквей вне её, порожденную богословским противостоянием со времен Халкидонского собора. Смысл его реформы (с 630 года) состоял в том, чтобы найти богословский компромисс между сторонниками и противниками Халкидонского собора, то есть диофизитами-халкидонитами и миафизитами-антихалкидонитами. В этот процесс были вовлечены также диофизиты сиро-персидской (несторианской) традиции Церкви Востока

В 638 г. издание «Изложения веры». Два естества, но одна воля. Монофелитство. Императору идея двух воль казалась компромиссной. Папа Гонорий Гонорий I, православно исповедовавший, согласно Максиму Исповеднику, антропологическое монофелитство (единство воли человеческого ума и воли плоти во Христе),На Шестом вселенском соборе, где монофелитство было объявлено ересью.

Типикон, его состав.

По своему содержанию Типикон разделяется на два отдела, каждый отдел включает в себя 60 глав. Причем, первый отдел в свою очередь можно разделить на три части:

I часть (1-46 гл.) – «Общая», содержащая общие указания, о богослужении в воскресные (Тип. 1-8 гл.), седмичные (9-11) и субботние дни (12-15 гл.);

указания о некоторых песнопениях (гл. 16-21), о священнодействиях (22-23), излагаются правила, как стоять в храме (26-31), указывается на образ жизни монашествующих (32-46).

II-я часть (47-51) – «Частная» содержит в себе указания о «знамениях» (знаках) праздников и исследования богослужений (указания) для всех дней в году как неподвижных, так и подвижных.

III-я часть (52-60) – «Дополнительная» содержит в себе:

1) указания на краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни оной и той же седмицы;

2) самые молитвословия, на которые в ней есть указания.

Второй отдел Типикона (60 глав) составляет так называемые «Храмовые главы», где указывается, каким образом должно совершать службу в храмовый праздник или святому при совпадении с другими праздниками. Храмовые главы в Типиконе имеют свой счет и расположены так же, как последования во 2-й части Типикона, а именно:

С 1 до 25-й находятся главы о праздниках, какие бывают во время пения Минеи с Октоихом, т.е. с 1 сентября до недели Мытаря и Фарисея.

С 25 до 48 гл. – о храмовых праздниках, которые случатся во время пения Постной Триоди.

С 48 по 58 гл. — о храмовых праздниках, случившихся во время пения Цветной Триоди.

59 гл. – припевы, которые поются на 9-й песни канона в Господские и Богородичные праздники.

60 гл. – Индиктион, Зрячую пасхалию и Лунник.

В Типиконе, изд. 1954 г., в 60 гл. содержится Приложение с тропарями святых, службы которых содержатся в Дополнительной Минее.

Русская Церковь от патриарха Никона до патриарха Адриана. Патриарх Иоасаф Второй. Продолжение работы Большого Московского Собора 1666 – 1667 годов. Решения Собора о неподсудности духовных лиц мирским чиновникам, о недопустимости перекрещивания католиков, о неучастии духовенства в свадебных пирах и мирских потехах. Нереализованная программа, начертанная Собором; значительное увеличение числа епархий, образование митрополичьих округов, учреждение училищ для противодействия расколу. Причины нереализованности соборных решений. Учреждение Нижегородской епархии. Патриарх Питирим. Патриарх Иоаким – «малый Никон». Личность и характер патриарха, его влияние на государственные дела, его позиция в переломные моменты истории («хованщина» и выступления стрельцов, инициированные царевной Софьей Алексеевной). Упразднение Монастырского приказа как разультат возросшего влияния патриарха. Воссоединение Киевской митрополии. Жёсткие меры против старообрядцев. «Хлебопоклонническая ересь».

Патриарх Иоасаф II (почил в 1672 г. ) — патриарх Московский и всея Руси (1667—1672), преемник Никона на Патриаршем престоле. При нём изданы первые полемические сочинения против «раскольников»: «Сказание о соборных деяниях» и «Жезл правления» (1667) Симеона Полоцкого. Из Печатного двора вышли также: «Большой катехизис» и «Малый катехизис» (Симеона Полоцкого), «Цветная триодь» (1670) и «Постная триодь» (1672).

Большо́й Моско́вский собо́р (известен также как «большой собор», «собор 1666—1667 годов», «собор, осудивший Никона») — церковный собор Русской церкви, созванный в Москве повелением русского царя Алексея Михайловича, самый представительный по числу участников из бывших до того в Русской церкви. Кроме суда над Московским патриархом Никоном, известен началом активной борьбы с «расколом», то есть противниками церковной реформы патриарха Никона, и уточнением применения ряда канонических норм. Упорствующие в непринятии обрядовой реформы были анафематствованы. Помимо прочего,собор настаивал на усилении образования в духовенстве и на возвышении его внешнего положения; велено строже производить выбор ставленников на церковные места, а духовным лицам внимательнее относиться к обучению своих детей.

 

Патриарх Питирим (почил в в 1673 г). Был приближенным Патриарха Никона, и после его низложения, Питирим был одним из претендентов на Патриарший престол. Однако его избрали только после смерти Патриарха Иоасафа II.Крестил императора Петра I .Заступился перед царем за боярыню Федосью Морозову и сестру ее.

Патриарх Иоаким (1621-1690) - 26 июля 1674 года возведён на престол Московских патриархов. В 1686 году исходатайствовал царскую грамоту о неподсудности лиц духовного сана гражданским властям. В 1687 установил общую для всех епархий норму церковных даней и пошлин. Решительно противодействовал планам коронации Царевны Софьи, что породило в среде её партии план низложения (и даже убийства) Иоакима и возведения на Патриарший престол Сильвестра Медведева. Во время событий августа 1689 фактически стал на сторону Петра в его противостоянии с Софьей, оставшись с ним в Троицком монастыре.

В 1677 году Фёдор Алексеевич упразднил Монастырский приказ, передав его дела Приказу Большого Дворца, а финансовые дела Приказу Новой чети.

1620 г. – восстановление православной Киевской митрополии; православные киевские митрополиты вновь стали носить титул митрополита Киевского и всея Руси. В 1688 г. в результате воссоединения Украины с Россией была упразднена Московским патриархатом.

Хлебопоклонничество – ересь, осужденная на Соборе 1690 г. (подробнее см. Знаменский. История Русской Церкви).

Билет № 28

1. Книга Притчей Соломона: именование, структура и общее содержание. Вопрос авторства и времени происхождения книги. Основные различия текста книги в Септуагинте и Масоретском тексте.

По составу содержания - три главные части, причем вторая и третья части имеют некоторые добавления.

Первую часть составляет собрание увещательных речей, обнимаемых первыми девятью главами I-IX: это - по преимуществу книга Мудрости, изображаемой в качестве высшего блага и единственно достойного предмета стремлений человека. Часть первая может быть подразделена на три отдела, по три главы в каждом; в первом отделе содержатся: отрицательные и положительные побуждения к мудрости (гл. I), свойства премудрости и благие плоды и последствия ее для жизни человека (гл. II), и частные обнаружения мудрости в отношении к Богу и ближним (гл. III); во втором отделе (гл. IV-Vl) частнее и подробнее излагаются побуждения к снисканию мудрости и требования, предъявляемые ею человеку (гл. IV), затем предлагаются увещания - избегать сладострастия и любопытства (гл. V), а также быть осторожным, честным, добросовестным в исполнении гражданских, общежитейских и иных обязанностей (гл. VI); в третьем отделе изображаются глупость и мудрость, как мыслящие, живые образы или лица, каждая с своими отличительными внутренними свойствами и действиями: в противовес обольщениям глупости, олицетворяемой в виде блудницы (гл. VII), выступает олицетворенная мудрость с авторитетными призывами к людям, чтобы они следовали за нею, как за единым истинным благом (гл. VIII-IX).

Вторую часть книги образуют "Притчи Соломона" (гл. X-XXII:16), с двумя прибавлениями: "слов мудрых" - XXII:17 - XXIV:23-34. Здесь, на основании изложенных в первой части книги общих понятий о мудрости и благочестии, предлагаются частные многоразличные правила и наставленья для религиозно-нравственного поведения и общежитейских отношений людей.

Третью часть книги составляют притчи Соломоновы, которые собрали и вписали в книгу друзья Езекии, царя Иудейского (гл. XXV-XXIX), здесь преобладают притчи политические и практические (в отношении к гражданской и общественной жизни). Заключение книги состоит из двух прибавлений к притчам Соломоновым (гл. XXX-XXXI): а) притчей некоего Агура, в весьма искусственной и замысловатой форме научающей истинной мудрости и проведению ее в жизнь (гл. XXX), и б) наставлений матери Лемуила царя (XXXI:1-9) и похвалы добродетельной жене (ст. 10-31).

Паремии из книги Притчей читаются на службах Кресту, Богородице, святителям. Притчи читаются за богослужением во все будние дни Великого Поста.

Три воззвания Премудрости. Третье – содержится в 9 главе и читается в качестве паремии в Богородичные праздники. «Премудрость созда себе дом…».

2. Первое послание апостола Петра. Личность апостола Петра. Богословие мученичества (2:19–25; 3:13–22; 4:1–2, 12–19; 5:8–9). Предвечный совет о спасении людей (1 Петр.1:18-20). Проповедь Воскресшего Христа находящимся в темнице духам: особенности перевода деепричастия πορευθεὶς в 3.18,22. Богословское значение повествования (1П 3:18-22). Наставление пастырям (5:1–5). Наставление супругам (3:1–7). Отношение к светской власти (2:11–18).

Можно сразу отметить его большую богословскую насыщенность, заметно близкую к учению апостола Павла. Речь идет прежде всего о том, сколь новым, славным и великим открывается путь спасения человека во Христе. Среди Соборных посланий 1 Петр. имеет наиболее убедительный и очевидный авторитет авторства: ап. Петр имел к его написанию самое непосредственное отношение.

На протяжении всего Послания в качестве своеобразного рефрена повторяется мысль о том, что христиане постоянно подвергаются непониманию и злословию со стороны окружающего нехристианского мира. Пример. «Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1 Пет. 3, 16).

Предвечный совет. «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1 Пет. 1, 18-20). «В качестве новых и сильнейших побуждений к святой жизни Апостол указывает теперь на сыновние отношения читателей и всех христиан к Богу (ст. 17), а затем — на искупление их бесценною Пречистою Кровью Иисуса Христа» (Лопухин).

Догмат о сошествии Христа во ад. В 1 Петр. содержатся два и притом наиболее отчетливые из немногочисленных новозаветных упоминаний о сошествии погребенного Христа во ад перед Его тридневным Воскресением: 1) «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1 Петр. 3, 18-20). 2) «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Петр. 4, 6).

Наставление пастырям.  Апостол подробно раскрывает евангельский образ истинного пастыря; трогательно и настойчиво увещает духовных пастырей стада Божия пасти и охранять вверенное им наследие Божие (ср. Деян 20:28). Раскрывая понятие истинного пастырства, Апостол предостерегает пастырей от трех нравственных недостатков и вместе требует он три, противоположные этим недостаткам, добродетели: пастыри должны пасти стадо Божие 1) не по принуждению, но охотно и богоугодно, 2) не по корыстолюбию, а усердно, 3) не по честолюбию или властолюбию, но подавая в себе самих добрый пример.

Наставление супругам. Предписывает женам повиноваться мужьям. Повиновение не носит рабский характер. Ссылается на пример Сарры. «Пример Сарры был особенно внушителен для христианок из евреек, но и христианки из язычниц могли быть названы дочерьми Сарры по духу, как всех христиан Ап. Павел именует детьми Авраама, отца верующих (Рим 4:16)» (Лопухин). Удерживает мужей от строгости по отношению к женам.

Отношение к светской власти. В 1 Петр. много говорится о необходимости соблюдать общепринятые социальные нормы и подчиняться государственному порядку: «...будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти... Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» (1 Петр. 2, 13. 17-18).

Эти увещания оттеняют разницу христианства как жизненного пути-странствия от жизни нехристианского общества и одновременно предполагают лояльное отношение к существующему государственному и общественному порядку.

 

Юридическая теория спасения: происхождение, главные положения, представленность в католическом и православном богословии, ошибка католического богословия, сильные и слабые стороны.

«Отцом» этой теории является западный схоласт Ансельм Кентерберийский (1033—1109 гг.). Тенденции истолковывать тайну искупления в юридических категориях появились на Западе уже в IV столетии1061, однако Ансельм был первым, кто, объединив эти тенденции, создал на их основе стройную богословскую теорию. Свои взгляды Ансельм изложил в работе «Cur Deus homo» («Почему Бог стал человеком»).

Суть ее состоит в следующем. Первородный грех, по Ансельму, есть преступление справедливого порядка, установленного Богом. Нарушив данную ему в раю заповедь, человек обесчестил (exhonorare) Бога и нанес оскорбление (contumeliam) Божественному величию.

Масштабы виновности определяются в соответствии с рангом оскорбленной стороны, т. е. Бога. Бесконечное величие и справедливость Бога требуют и бесконечного искупления совершенного против Него преступления. Однако конечность человеческого существа не позволяет ему выполнить условия бесконечного искупления, даже если все человечество в целом будет принесено в жертву ради удовлетворения Божественной справедливости. Поэтому Сам Бог в Лице Своего Сына берется принести безмерный выкуп, дабы справедливость была удовлетворена. Христос был осужден на Крестную смерть вместо грешного человечества, чтобы открыть тому доступ к благодати.

В русской богословской науке эта теория утвердилась и получила широкое распространение в XIX столетии благодаря авторитету митр. Макария (Булгакова), который использовал ее в своем «Догматическом богословии». Следует отметить, что тех крайностей, которые имели место у Ансельма и его последователей, у митр. Макария нет. Он сознавал, что спасение предполагает не только удовлетворение Божественной справедливости, но и изменение самой падшей природы человека: для этого надо было «потребить грех во всем существе человека, просветить его разум, исправить его волю, восстановить в нем образ Божий, потому что и по удовлетворении правде Божией, если бы существо человека оставалось греховным... общение между Богом и человеком не могло бы состояться...».

Тем не менее для митр. Макария восстановление человеческой природы в его начальном достоинстве является чем-то вторичным; основное ударение митрополит делает на удовлетворении Божественной справедливости, или правде, и излагает учение об искуплении в категориях юридических.

Юридическая теория нашла отражение и в «Пространном катихизисе», где утверждается, что искупительный подвиг Христа представляет собой «совершенное удовлетворение правосудию Божию... и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам грешным прощение грехов и благодать...»

В русской богословской школе наиболее видными представителями юридической теории были: проф. догматики Казанской духовной академии Е. Будрин, проф. Киевской духовной академии М. Скабалланович, проф. И. Айвазов. Последовательными защитниками этой теории в XX в. были митр. Елевферий (Богоявленский) и архиеп. Серафим (Соболев).

В догматических системах прот. Николая Малиновского и архиеп. Сильвестра (Малеванского) учение об искуплении также излагается в соответствии с основными принципами юридической теории, хотя последний стремился несколько смягчить ее крайности и избегать таких схоластических терминов, как «удовлетворение», «заслуга», «оскорбление».

Положительные стороны юридической теории.   Существенным положительным моментом юридической теории является акцент на невозможности для человека спастись своими собственными силами.   В этой теории подчеркивается также, что для спасения человека от греха и смерти необходимо радикальное изменение отношений между Богом и человеком. Те отношения, которые сложились после грехопадения, должны быть исправлены, причем изменение этих отношений должно иметь объективный характер, т. е. не зависеть только от желания самого человека.   Кроме того, данная теория привлекательна также простотой и четкостью формулировок, что импонирует людям с рационалистическим складом ума.

Отрицательные стороны. «Все существенные черты этой теории построены на базе обычно практикующихся (греховных, себялюбивых) отношений между людьми и облечены в форму строгого юридизма. Они несовместимы с понятием Бога любви» (мнение архим. Гурия (Степанова).

Иконоборческий период в истории Церкви. Мотивы иконоборческого движения. Имп. Лев Исавр и начало иконоборческого движения. Патриарх Герман и прп. Иоанн Дамаскин защитники иконопочитания. Имп. Константин V и иконоборческий собор 754 г. Орос иконоборческого собора, его смысл и аргументация. Отношение к иконопочитателям имп. Льва Хазара.

Иконобо́рчество (греч. εἰκονομαχία; также иконоклазм — от греч. εἰκόνα — «изображение» (икона) + греч. κλάω — «разбивать») — религиозно-политическое движение в Византии в VIII — начале IX веков, направленное против почитания икон. Вопрос об изображениях был спорным в Церкви с самого начала христианства, поэтому нельзя сказать, что основными виновниками иконоборческой ереси были императоры. – мнение А. Дворкина.

Причины: богословские и политические. Иконоборцы основывали свои взгляды на одной из десяти заповедей, данных Богом Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» (Исх. 20:4-5). Еще возможная причина – суеверное отношение в народе к иконам. Политические причины: 1) связанные с иудаизмом и исламом 2) борьба с властью Церкви.

В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон. Итогом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально закреплено на Иконоборческом соборе в 754 году при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося против иконопочитателей, особенно монахов.

Патриа́рх Ге́рман I (VII век — 740) — патриарх Константинопольский (715—730), противник иконоборчества. Почитается как святитель. В 715 году избран Константинопольским патриархом. После начала иконоборческих гонений патр. Герман начал обличать императора Льва III в ереси. Лев приглашал его на заседание Тайного совета, но патриарх на вопрос об иконопочитании отвечал, что не согласен вводить что-нибудь новое в делах веры без вселенского собора. 17 января 729 года император пригласил патриарха на заседание верховного совета и вновь поднял вопрос об иконопочитании. Патр. Герман возражал против политики иконоборчества, но, не находя поддержки среди императорского окружения, сложил с себя патриаршую власть.

Лев IV Хазар (25 января 750 — 8 сентября 780) — византийский император из Исаврийской династии, правивший в 775—780 годах. Сын императора Константина V. Прозвище «Хазар» — указание на этническую принадлежность его матери, императрицы Ирины, дочери хазарского кагана Вирхора. Назначен соправителем отца в 751 году. В его короткое царствование гонения на иконы почти прекратились. Но лишь на короткое время показал себя благочестивым. Лишь незадолго до смерти он вновь изменился и возобновил гонения на иконопочитателей.

Преп. Иоанн Дамаскин (почил около 753 г.) - один из Отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф. В полемикесв. Иоанн Дамаскин мог ответить императору богосло<



2019-07-03 621 Обсуждений (0)
Знаки праздников месяцеслова (47-я глава Типикона) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Знаки праздников месяцеслова (47-я глава Типикона)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (621)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)