Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ектении: их виды и место в богослужении. Священнические молитвы и возгласы вечерни, утрени и Литургии.



2019-07-03 540 Обсуждений (0)
Ектении: их виды и место в богослужении. Священнические молитвы и возгласы вечерни, утрени и Литургии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ектения – (букв. по-гречески – «распространение», также значит «усердный», т.е. усердное моление) – название ряда молитвенных прошений, составляющего существенную часть всех церковных богослужений; возглашается диаконом (или священником, если служба церковная совершается без диакона) и заключается возгласом священника.

 

Великая ектения, начинающаяся словами: «Миром (т. е. в мире друг с другом и со всеми) Господу помолимся», – самая древняя: основной текст ее читается еще у Климента Александрийского (ум. 217). Она состоит обычно из 11 прошений. Великая – Мирная, всегда неизменна + прошения по случаю. Возглас священника: «Яко подобает …» (совершается в начале вечерни, утрени и Литургии).

В ектении просительной «Исполним (утреннюю или вечернюю) молитву нашу» молящиеся просят дня сего (или вечера) совершенна, свята, мирна в безгрешна; ангела мирного, верного наставника, хранителя душ и телес; всего доброго и полезного душам, мира всему миру; чтобы кончина жизни была безболезненна, непостыдна, мирна; чтобы иметь добрый ответ на суде Христовом. В Великой и сугубой ектениях, по распоряжению высшего церковного управления, нередко на время присоединяются другие, имеющие отношение к каким-либо чрезвычайным обстоятельствам времени (напр. во время эпидемий).

Сугубая ектения (двойная, усиленная) начинается словами: а) полная: «Рцем вси…». Припев: «Господи, помилуй»; б) сокращенная: «Помилуй нас, Боже…» (на мал. вечерне, в нач. утрени, на двупсалм., на Пасхальной полунощн.). Припев: «Господи, помилуй» 3-жды.

Малая ектения состоит лишь из трех прошений и начинается словами: «Паки и паки Господу помолимся». Кроме исчисленных четырех главных ектений есть еще ектении: 1) об оглашенных (остаток глубокой древности) и 2) об умерших. Обе ектении произносятся на литургии, а последняя, кроме того – на панихидах и при погребении умерших. Наконец, на всех чинопоследованиях (при совершении таинств и т. д.) произносятся особые ектении, содержание которых приспособлено к предмету священнодействия.

Священнические молитвы.

Эти молитвы в основном читаются тайно. Это молитвы литургии, но и богослужение времени содержит тайные молитвы священника. На вечерне это молитвы светильничные, которые читаются во время чтения 103-го псалма на будничной службе (священник выходит на солею и стоит перед Царскими вратами), а на бденной – во время пения 103-го псалма (ныне на практике это происходит в алтаре). Светильничные молитвы древнее предначинательного псалма, сначала они относились к «антифонам вечерни», т.е. к псалмам, которые пелись по стихам с припевами, аналогично припевам нового времени к «антифонам на литургии». Число этих молитв - есть священное число, соответствующее семи дням творения и промышления. Зажигание в это время светильников – прекрасный символ ветхозаветных упований.

На утрени - особые молитвы: во время чтения шестопсалмия, по прочтении трех псалмов, священник выходит и молится перед Царскими вратами. Шестопсалмие – это покаянный вопль о помиловании, и священник зримо является нам как ходатай о наших согрешениях пред Богом.

Возгласы. Возглас – начало богослужения – всегда произносит священнослужитель. В нашем богослужении используются три возгласа. Самый торжественный: «Благословенно Царство...» – этим возгласом начинаются только три таинства: Евхаристия, Крещение и таинство Брака, а, кроме того, новогодний молебен. Следующий по торжественности возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков» (кратко его называют Слава Святей). Этот возглас звучит на утрени и в начале всенощного бдения, а также благодарственного молебна. Все остальные богослужения (малая вечерня и др.) и чинопоследования начинаются возгласом «Благословен Бог». Каждый из этих возгласов имеет свою особенность. Возглас «Премудрость», то по контексту «Свете Тихий» и «Премудрость» относились к Господу Иисусу Христу. В практике древнерусской Церкви здесь произошло такое изменение. Тогда диакон произносил слова: «Премудрость, прости. Свете Тихий», а певцы или чтец продолжали, начиная от слов «Святыя славы» до конца, почему и сама песнь в ХVI в. называлась «Святыя славы».

Возгласа: «Мир всем»- является приветствием, происходящим от Самого Господа Иисуса Христа («Мир вам» Ин. 20,19-26).

Возглас: «Вонмем» – встречался уже в памятниках IV века. Возглас:«Премудрость» – сравнительно более позднего происхождения. Он встречается в памятниках VIII-Х вв.

Русская Православная Церковь в 1725 - 1762 гг. Статус Синода при Екатерине I. Реставраторские тенденции при Петре II. Положение Церкви при императрице Анне Иоанновне. Бироновщина. Репрессии в отношении духовенства. Архиерейские процессы. Деятельность Феофана (Прокоповича). Изменение положения Церкви при императрице Елизавете Петровне. Личность государыни и её религиозность. Восстановление прав Священного Синода. Епархиальное управление. Подвижники благочестия (святитель Иоасаф Белгородский, праведный Феодор Ушаков, блаженная Ксения Петербуржская).

Указом Сената в 1726 году учрежден Верховный Тайный Совет, в руках которого и сосредотачивалась вся полнота правительственной власти. В результате этой административной реформы Синод оказался зависимым не прямо от миропомазанного монарха, как это было установлено при Петре, а от коллегии, лишенной всякой сакральности, к тому же не вполне православной по вероисповеданию своих членов. Манифестом 1726 года Синод был разделен на два департамента.

1730 год – воцарение Анны Иоанновны; она передоверила управление Россией своему любимцу Бирону – ненавистнику Православия. Многие из епископата пострадали, многие были уволены со своих кафедр.

Архиепископ Феофан (Прокопович) сыграл важную роль в теоретическом обосновании и практическом осуществлении церковной реформы, в упразднении патриаршества и учреждении Синода. Упрочил свое положение в 1730-е годы, при расправляясь с противниками посредством доносов в Тайную канцелярию.

1741 год – воцарение Елизаветы Петровны. Сразу же началось возвращение из тюремных уз и ссылок неправедно осужденных клириков. Религиозна. Дала обещание никого не казнить и сдержала его. Отказалась упразднить должность обер-прокурора и Коллегию экономии. Согласилась лишь на подчинение Коллегии экономии Синоду – при Анне II апартамент, переименованный в Коллегию экономии, был передан в ведение Сената.

В области епархиального управления в 1744 году произошла важная перемена: вместо архиерейских приказов в великорусских епархиях по образцу южнорусских вводилась коллегиальная форма управления в виде консисторий. Значительно увеличилось число епархий.

Святитель Иоасаф Белгородский (1705-1754). Три года был наместником Троице-Сергиевой Лавры. По назначении на Белгородскую кафедру умел защитить клириков от произвола сильных мирских начальников. Был щедрым благотворителем. Все доходы кафедры раздавал бедным. Нищие всегда имели к нему свободный доступ.

Святой праведный воин Феодор Ушаков (1745-1817). Много блистательных побед, в том числе - у мыса Калиакрия, за которую ему был пожалован орден святого Александра Невского. Турецкий флот был полностью уничтожен, и 29 декабря 1791 года в Яссах турки подписали мирный договор. Российское государство «твердою ногою встало на завоеванных им берегах Черного моря».

Св. блаженная Ксения Петербургская родилась между 1719 и 1730 годами и свой спасительный подвиг несла в Петербурге. Скончалась не позднее 1806 года. Прославлена в 1988 году.

Билет № 32

1. Книга Иова: именование, структура и общее содержание. Вопрос авторства и времени происхождения. Основные темы речей Иова.

Среди ветхозаветных книг книга Иова стоит первой в числе учительных, состоит из 42 глав, то есть имеет довольно большой объем. Относительно времени написания книги существует множество различных мнений. А.П. Лопухин предполагает, что это был век Соломона – т.е. XI век до Р.Х. Сам автор книги Иова не сообщает никаких определенных сведений о времени составления своего труда. В других священных книгах книга Иова упоминается только у пророка Иезекииля, одного из четырех великих пророков, который говорит: «Ной, Даниил и Иов... не спасли бы ни сыновей, ни дочерей от четырех тяжких казней» (Иез. 14,14-21). Соответственно, к VII веку до Р.Х. – времени, когда жил этот пророк, книга Иова уже была написана.

Личность автора является предметом споров. Лопухин отрицает, что автором книги может быть Моисей. Святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст предполагали, что автором может быть Соломон. В пользу этого говорит и язык изложения. П.А. Юнгеров писал: «По дидактическому характеру, даже по содержанию и языку, книга Иова близко примыкает к учительным писаниям Соломона».

Что же касается вопроса о подлинности книги Иова, то здесь такой проблемы (как с определением времени написания и авторства) нет. По сообщению А.П. Лопухина, сомнению подвергаются «лишь отдельные ее части» - пролог, эпилог и некоторые другие. Насчет остального сомнений не возникает.

Книгу Иова можно поделить на 2 части: прозаическую (пролог и эпилог) и поэтико-драматическую. В прологе (1:1 – 2:13) повествуется о том, как Сатана поставил под сомнение бескорыстность Иова-праведника и получил от Бога право испытать его. Лишившись всех своих богатств, потеряв детей, пораженный тяжким недугом, Иов не ропщет на Бога и его терпение посрамляет Сатану.

В прологе показаны кротость и смирение Иова, его не-привязанность к земным благам. Это – свидетельство того, что и очень состоятельный человек может быть благочестивым, а также пример для всех людей, как нужно относиться к материальным благам – не привязываться к ним сердцем. Не поддался праведник и на увещевания супруги специально похулить Бога. Он сказал ей: «ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2, 10).

В поэтико-драматической части книги (3:1 – 42:6) содержатся три цикла бесед Иова с его тремя друзьями (Елифаз, Вилдад и Софар), которые пришли выразить ему свое сочувствие и пытаются объяснить ему причину его страданий.Поднимаются вопросы: «Являются ли скорби и болезни наказанием за грехи?», «Является ли долголетие и благополучие, в таком случае, признаком праведной и благочестивой жизни?», «Справедливо ли, когда страдают неповинные?» и др. Эти актуальные вопросы ставятся и решаются в ходе трех собеседований св. Иова с друзьями; этим и обуславливается популярность книги Иова. В ней решается сложный вопрос ветхозаветного богословия об отношении земного благополучия и страдания человека к его благочестию и нечестию и выполнении Божия правосудия в земной жизни человека и вне ее настоящих условий.

Взаимосвязь практических наставлений апостола Павла с его богословским учением на примере послания к Римлянам: судьба Израиля и язычники в домостроительстве спасения (Рим.9-11); вопрос об отношении к властям (Рим. 13.1-7); проблема «немощных в вере» (Рим.13.7-5).

Послание к Римлянам – самое вероучительное и догматическое из посланий апостола Павла. В этом его главная содержательная особенность. Еще одной особенностью Рим. является то, что оно обращено к общине, в которой Павел еще ни разу не был

Совершенно исключительное место – и в Послании в Римлянам, и во всем Новом Завете (да и во всей христианской литературе) – занимает подробное рассуждение апостола Павла о том, каковы роль и судьба народа Израиля в Священной истории, или, иначе говоря, в чем состоит его драма как драма избранного народа, в основной своей массе не принявшего Христа.

Важно:

Первый ответ - исходит из того, что Бог безусловен и никому не подвластен в Своих решениях и выборе. Как безусловным был выбор Иакова, а не Исава, так безусловно всегда Божие избрание: «Кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает».

Второй ответ. Это «обвинение самого Израиля». В сущности, оно состоит в том же, в чем ап. Павел обличал иудействующих христиан, а именно в желании стяжать оправдание посредством «дел Закона», тогда как Христос – «конец Закона». Говорится и о том, что Израиль и в Ветхом Завете многократно являл образец «непослушания и упорства» ,в чем его непрестанно обличали пророки.

Если первый ответ имел в виду безусловный Божественный фактор, то второй целиком имеет в виду не менее суверенный человеческий фактор.

Суть третьего ответа заложена уже в самой постановке вопроса, в его интонации: «Неужели Бог отверг народ Свой?» (Рим. 11, 1).

Предписывается послушание властям. Однако же преувеличивать пиетет, который ап. Павел и другие апостолы питали к римской государственности, ни в коем случае нельзя. Во-первых, власть эта была языческой, и в увещаниях к молитве за власть явно слышится желание христианизировать эту самую власть. Во-вторых, власть – какая бы она ни была – принимается как данность, которую нужно терпеть ради поддержания порядка. Повиноваться следует «не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13, 5).

Составляющие Искупления: Боговоплощение. Учение Господа нашего Иисуса Христа. Чудеса Спасителя. Крестная смерть. Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом. Воскресение Господа Иисуса Христа. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо. Вечное царствование Иисуса Христа по Вознесении на небо.

(подробнее–Давыденков О. Догматическое богословие). Для ответа достаточно перечислить все составляющие, которые есть уже в названии вопроса.

Предпосылки раскола. Исторические и богословские аспекты. Патриархи Константинопольские свт. Игнатий и свт. Фотий. Папа Николай I и его отношение к свт. Фотию. Отношение римских пап Адриана II и Иоанна VIII к свт. Фотию. Соборы этого периода.

Патриа́рх Игна́тий (около 797 — 23 ноября 877) — Патриарх Константинопольский (4 июля 847 — 23 октября 858 и, вторично, 23 ноября 867 — 23 октября 877). Святой Православной церкви, почитается в лике святителей. Был смещен с патриаршества. В 867 году новый император Василий I Македонянин возвратил Игнатия на патриарший престол.

Папа Николай I (800-867) — папа Римский с 24 апреля 858 по 13 ноября 867 года. Идеолог папоцезаризма, самый значительный понтифик эпохи Каролингов. Папа Николай I выступил против определений Константинопольских соборов 858 и 861 года по делу патриарха Фотия, а самого Фотия объявил лишенным сана (863). Собором в Константинополе в 867 году Николай был сам лишён сана и анафематствован. Конфликт, известный как «фотиева схизма», продолжался при его преемнике папе Адриане II.

Патриа́рх Фо́тий I (около 820—896) — византийский богослов, Патриарх Константинопольский (858—867 и 877—886 гг.). После Григория Богослова и Иоанна Златоуста, это третий из отцов церкви, занимавший константинопольскую кафедру. 4 группы аргументов против Filioque.

Адриан II(792, Рим — 14 декабря 872) — папа Римский с 14 декабря 867 по 14 декабря 872 гг. В 869 году Адриан осудил действия патриарха Константинопольского Фотия I против папского престола. Фотий вскоре после совета, на котором он анафематствовал папу Николая I, был изгнан из патриархии новым императором, Василием Македонянином, который благоприятствовал его сопернику Игнатию. Был созван собор 869-870 (Четвертый Константинопольский, у католиков – Восьмой Вселенский). Не путать с нашим Четвертым Константинопольским собором под председательством патр. Фотия, созванным в 879 г.)

Папа Иоанн VIII - старался привлечь на свою сторону императора Византии Василия I Македонянина, признал патриарха Фотия I, отлучённого его предшественником, и послал своих легатов на собор в Константинополе (879-880 гг.).

5. Будничное богослужение. Служба, когда поётся «Аллилуиа» и когда поётся «Бог Господь…». Будничные вечерня и повечерие. 9 глава Типикона.

Вечерня - по различию дней вечерня бывает «великая», совершаемая в воскресные и праздничные дни; «малая», «поемая» перед воскресными и праздничными днями, в которые положено всенощное бдение; и, наконец, вечерня «вседневная», или будничная, которая собственно принадлежит к кругу ежедневного богослужения. Состав песнопений, положенных на вечерне, дан в Часослове (чины вечерни), а иерейские молитвы, возгласы и диаконские ектении находятся в Служебнике (чин вечерни).

Будничная вечерня начинается с возгласа: «Благословен Бог наш». Вечерня и чтения Пс 103. Затем следуют мирная ектения, кафизма (устав о кафизмах изложен в 17-й гл. Типикона), малая ектения (если кафизмы нет, она опускается). На «Господи, воззвах» поется 6 стихир (3 Октоиха и 3 Минеи (при службе без знака вне пред- и попразднств) или все 6 из Минеи); во время пения «Господи, воззвах» совершается каждение; входа не бывает. После стихир и «Свете тихий» (к-рый по Уставу должен читаться; на практике его поют, обычно самым простым напевом) следует прокимен дня. В отличие от праздничной вечерни перед прокимном нет преподания мира. После прокимна читается «Сподоби, Господи», произносится просительная ектения и поются стихиры на стиховне (обычно из Октоиха). Далее «Ныне отпущаеши», Трисвятое, тропарь святого и сугубая ектения (по сравнению с праздничной службой - без 2 начальных прошений). На повечерии должен петься рядовой богородичный канон гласа (из Октоиха), к к-рому может присоединяться к.-л. не спетое в свое время минейное последование.

Повечерие. Повечерие бывает великое и малое: великое повечерие совершается в дни Великого поста и на праздники Рождества Христова и Богоявления; малое – во все прочие дни года. Малое повечерие положено совершать по «вечери», т.е. после вечерней трапезы (ужина), перед отходом ко сну. Малым оно называется за свою краткость сравнительно с великим, которое (великое) состоит из 3-х частей.

Русская Православная Церковь в 1762 – 1796 гг. Петр III и проект реформы Церкви. Екатерина II: личность, религиозно-философские взгляды, церковная политика. Опора на иерархов великороссов. Секуляризация монастырских земель и её последствия. Оценка реформы (традиционная точка зрения и мнение И.К. Смолича). Св. Арсений (Мациевич). Проект церковной реформы обер-прокурора Святейшего Синода И.И. Мелиссино. Бедственное положение Православной Церкви в Речи Посполитой. Архиепископ Георгий (Конисский). Меры, предпринятые русским правительством по облегчению положения православных. Разделы Польши и их последствия для Православной Церкви.

Сразу по воцарении Пётр III заявил освоём намерении сократить число икон в православных церквах. Тогда же в беседе с Новгородским архиепископом Димитрием (Сеченовым) он выразил желание, чтобы русское духовенство брило бороды и одевалось в короткое платье, как одеваются немецкие пасторы. О Православии отзывался презрительно.

В 1762 году Петр III издал указ о полной секуляризации церковных недвижимостей с передачей ведавшей ими Коллегии экономии Сенату. Через три месяца после издания указа скончался. В основе воззрений императрицы Екатерины II на отношения между Церковью и государством лежала острая неприязнь к католической доктрине «двух мечей», ко всякому клерикализму, в котором она, совершенно напрасно, подозревала православное духовенство. 1764 год - указ окончательно упразднял церковное землевладение в России. Все церковные имения передавались Коллегии экономии, и церковные учреждения совершенно устранялись от управления ими.  Резкий протест выразил митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич). Суд над митрополитом Арсением состоялся 14 апреля 1763 года в Москве. Синод приговорил его к лишению архиерейского сана. Ненависть императрицы. Поместный Собор 1917—1918 гг. отменил неправедный приговор Синода о митрополите Арсении и посмертно возвратил ему архиерейское достоинство.

В 1767 году обер-прокурор И.И. Мелиссино представил на рассмотрение Синода проект, в котором, помимо введения неограниченной веротерпимости, предлагал ослабить и сократить посты, отменить вечерни и всенощные, а вместо них ввести краткие молитвы с поучениями народу, прекратить содержание монахов, епископов и белого духовенства из казны и пр. Синод отказался рассматривать.

В Белоруссии и на правобережной Украине православный русский народ, оставшийся под польским гнетом, терпел в XVIII веке неслыханные страдания. В 1717 году запрещено было строить новые православные храмы и чинить ветхие. В 1736 году по требованию католических епископов издан был универсал, по которому для рукоположения православного священника требовалось соизволение короля.

Архиепископ Георгий (в миру — Григорий Осипович Конисский; 20 ноября 1717, Нежин, Черниговский полк, Русское царство — 13 (24) февраля 1795, Могилёв, Российская империя) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский. Философ, педагог, богослов и общественный деятель Речи Посполитой, а затем, Российской империи. Причислен к лику местночтимых святых Белорусского экзархата Русской православной церкви в 1993 году

Билет № 33

1. Книга Иова. Основные аргументы речей друзей Иова. Речи Елиуя. Структура и основной смысл речей Господа -----три цикла бесед Иова с его тремя друзьями (Елифаз, Вилдад и Софар), которые пришли выразить ему свое сочувствие и пытаются объяснить ему причину его страданий. Также позднее упоминается Елиуй. В ходе бесед решается сложный вопрос ветхозаветного богословия об отношении земного благополучия и страдания человека к его благочестию и нечестию и выполнении Божия правосудия.Первый цикл бесед - с 3 по 14 главы, второй - с 15 по 21 главы, и третий - с 22 по 31 главы. Следует отметить: -напряженную обстановку, в которой велись все три собеседования;-остроту, живость разговоров Иова с друзьями.Ход мыслей Елифаза заключается в следующем: Бог вознаграждает праведников и наказывает грешников; в ответ на это Иов требует доказательств того, что он настолько грешен. Вилдад косвенно намекает на то, что причина несчастий Иова может быть во грехе, Софар же говорит об этом уже прямо: «Итак знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению» (Иов 11, 6).

Речи троих друзей Иова различаются по содержанию и стилю речи. На их основании можно сделать вывод о характере этих людей. Однако у всех троих собеседников Иова есть общая черта: причиной страдания друга, скрыто или явно, они полагают греховность. Все трое защищают традиционное учение о земном воздаянии: если Иов страдает – значит, он согрешил, он может казаться праведным в собственных глазах, но не перед Богом.

Он является прообразом Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи мира, и ярким примером правильного отношения к скорбям, болезням и лишениям для христиан всех поколений. Праведный Иов, как и Христос, страдал безвинно, не за свои грехи. В страшной болезни Иов был оставлен всеми, как и Христос во время крестных страданий был оставлен учениками и поносим от врагов. Самое тяжкое в страданиях Иова – богооставленность. Вопль богооставленности вырвался на Кресте и из уст Спасителя. После своих страданий Иов был вознесен Богом выше прежнего своего состояния. В Иове является прообраз ВеликогоПервосвященника Христа, потому что он, Иов, приносит ходатайственную жертву о прощении своих согрешивших друзей.

Елиуя – это четвертый друг праведника, который ранее не участвовал в беседах. Елиуй был моложе остальных участников бесед. Этим объясняется тот факт, что долгое время он хранил молчание, не смея вмешиваться в разговор старших. Цель речи Елиуя автор книги Иова поясняет так: «воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова» .Суть упреков Елифаза, Вилдада и Софара состоит в следующем: страдания - неизбежное возмездие за грехи. Это традиционное ветхозаветное представление. В отличие от них, Елиуй по-другому понимает Божественную справедливость: человек, по его мнению, может быть неправ перед Богом не потому, что совершил сам какое-либо преступление, но в силу той общей испорченности, которая присуща человеку.«Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия, то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились…» .Елиуй представляется молодым и невероятно искренним богословом, — «в этом его мудрость выше «житейской мудрости» трех друзей. Елиуй искренне стремится постигнуть Бога — и, в результате, приходит к пониманию печальной истины: «Вседержитель! мы не постигаем Его» .В своей речи четвертый друг Иова говорит также о воспитательном значении страданий. Однако и его речи, как и речи предыдущих троих друзей, содержат лишь человеческую мудрость. Когда Елиуй закончил свою речь, из бури раздался голос Бога. Господь явил свидетельства Своего всемогущества, величия и премудрости. После этого Иов признал себя неправым, но раскаялся не в нарушении заповедей, которого и не было, а в том, что заблуждался насчет отношения к нему Бога.«Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42, 5-6).

В славянском и русском текстах книги Иова имеются две неканонические приписки – к 2 и к 42 главам. Вставка во 2 главу, содержащая второй вариант слов жены Иова, сделана из апокрифического завещания Иова на греческом языке. Неканоническая приписка к 42 главе имеет весьма древнее происхождение и взята из апокрифической «Сирской книги».

Эпилог книги Иова читается в Великую Субботу, накануне Пасхи, в числе других отрывков, пророчески открывающих тайны Христовой жертвы и Воскресения мертвых. В нем говорится о том, что Господь возвратил Иову его потерю и даже приумножил его состояние. После этого Иов жил еще 140 лет. Конечно, возмещение потерь изображается весьма символически; нельзя обрести здоровья вдвое больше прежнего здоровья; тем более нельзя возместить утрату близких.

Автор лишь изображает возмещение того, что можно возместить. В первую очередь, этим говорится, что земное и тварное благополучие – непостоянно и зыбко; в этом автор книги солидарен с Екклесиастом. Но, кроме того, дети и друзья, имущество и здоровье – все это символы жизни, которая основывается только на доверии к Богу и устремленности к Нему.

Основные принципы христианской свободы на примере 1 послания к Коринфянам: нравственная проблема коринфской общины (1 Кор.5; 6.9-7); суды между христианами (1 Кор.6.1-8); проблема идоложертвенных яств (1 Кор.8.1-27; 10.19-33); вечеря Господня и проблема поведения на богослужебном собрании (1 Кор.10.1-21; 11.1-34); духовные дарования в едином Теле Церкви (1 Кор.12-14).

В Коринфе появился грех кровосмешения. «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего» (1 Кор. 5, 1). Апостол увещевает христиан.

 

Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа: Освобождение от наказания. Очищение от грехов. Примирение с Богом. Плоды искупительного подвига по отношению к следствиям падения. Дарование полноты благ.

Освобождение от наказания. Свободно претерпев наказание смертью, которое мы должны были нести за грех, Господь освободил от наказания всех нас. Вследствие искупительного подвига Христа изменяются отношения между Богом и человеком: Бог прощает человека, люди перестают быть по природе чадами гнева Божия (Еф.2:3).

Очищение от грехов. Сила искупительного подвига Христа такова, что если человек направит свою свободную волю в направлении искупления, то сможет воспринять плоды искупительной жертвы, в частности освободиться от своих грехов. В силу этого жертва Спасителя называется также и очистительной жертвой.

Примирение с Богом. Следствием прощения и освобождения от грехов является примирение людей с Богом и восстановление союза между ними. Согласно ап. Павлу, Бог во Христе примирил с Собою мир... (2 Кор.5:19).

Плоды искупительного подвига по отношению к следствиям падения.    Грехопадение имеет четыре следствия,являющиеся преградами между Богом и человеком: грех, проклятие, диавол и смерть. Господь в Своем человечестве был свободен как от первородного греха, так и от личных грехов. Таким образом, во Христе как в своем начатке человеческая природа вновь обретает безгрешность. Своей Крестной жертвой Господь освобождает нас от проклятия, которое выражается прежде всего в отлученности от Бога, в невозможности для человека богообщения, и возвращает нам возможность общения с небом и небожителями. Своим сошествием во ад Господь освобождает человека от тирании диавола и злых духов. Своей смертью Господь освобождает нас и от смерти, победа над которой была явлена в Его Воскресении.

Дарование полноты благ. Дарование полноты благ означает возможность в церковной жизни получать освящающую нас благодать, причем эта благодать изливается на человека неограниченно, «ибо не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3, 34).

События 1054 года. Политические предпосылки. Полемические трактаты. Архиеп. Лев Охридский и Никита Стифат. Личность патриарха Михаила Керулария. Личности папы Льва IX и кардинала Гумберта. События июля 1054 года.

Патриа́рх Михаи́л I Керулла́рий (около 1000-1059 гг.) — Патриарх Константинопольский, при котором произошёл раскол Христианской Церкви на Западную и Восточную.

Узнав о тайных переговорах императора с папой, патр. Михаил Керулларий решил показать силу Константинопольского Патриархата. По его поручению архиеп. Лев Охридский написал сочинение против латинских обрядов. Лев Охридский писал об опресноках, посте в субботу, употреблении удавленины, пении "Алиллуиа" на Пасху. В этом сказалось сужение богословского мышления Византийских епископов (это уже не уровень Фотия). За этой обрядовой полемикой патр. Михаил скрывал защиту Восточной Церкви от навязываемой ему императором капитуляции перед Римом.

Лев IX написал послание, в которм на все обрядовые вопросы Охридского он ответил до крайности заостренным вниманием на исповедании папизма. Лев писал: "Никто не может отрицать того, что, как крюком управляется дверь, так Петром и его преемниками определяется порядок и устройство всей Церкви. В заключении послания папа рисовал Константинопольскую церковь, как заблуждающуюся, грешную, скандальную, которую Римская церковь лишь по снисхождению, а не по заслугам удостоила второго места после себя. Такая система воззрений исключала единство Востока и Запада.

Никита Стифат, преп. - пресвитер Студийского монастыря, богослов, полемист и писатель. Был приверженцем исихазма. В 1054 году по поручению патриарха Михаила Керуллария в рамках усиливающейся полемики между восточной и западной церквями, которая вскоре после того привела к расколу, Никита написал ряд сочинений против латинских заблуждений: поста в субботу, целибата и особенно опресноков. Сочинения эти получили известность не только среди греков, но и на Западе. Кардинал Гумберт написал против них опровержение, и, отправившись вскоре в составе латинской делегации в Константинополь, захватил его с собой.

Гумберт Сильва-Кандидский (между 1000 и 1015 — 5 мая 1061) — кардинал, родился в Бургундии, был монахом в Лотарингии, в 1050 году был хиротонисан папой Львом IX в сан архиепископа Сицилии и возведён в ранг кардинала. Гумберт был во главе посольства, отправленного в Константинополь для решения вопроса о главенстве церквей, римской и константинопольской. Возложил на престол храма Святой Софии папскую грамоту о низложении и отлучении от Церкви патр. Михаила Керуллария.

16 июля 1054 года, уже после смерти самого папы Льва IX (1002-1054 г.), в соборе Святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Керуллария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля Патриарх предал анафеме легатов.



2019-07-03 540 Обсуждений (0)
Ектении: их виды и место в богослужении. Священнические молитвы и возгласы вечерни, утрени и Литургии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ектении: их виды и место в богослужении. Священнические молитвы и возгласы вечерни, утрени и Литургии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (540)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)