Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лазарева суббота. Неделя ваий.



2019-07-03 408 Обсуждений (0)
Лазарева суббота. Неделя ваий. 0.00 из 5.00 0 оценок




Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря (Лазарева суббота). Это чудо Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших.

Уставные особенности богослужения в субботу ВАИЙ.Служба по своему построению подобна воскресной, но без полиелея. «Бог Господь», тропарь трижды «Общее воскресение». На утрени – стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, после которых поются воскресные тропари: «Ангельский собор...». Царские врата открываются, и бывает каждение по обычаю. Евангелие (на утрени) не читается. После воскресных тропарей – малая ектения, седален и поется (один раз) «Воскресение Христово видевше...». Затем читается 50-й псалом и сразу поются каноны: первый – на 8 (Феофана) и второй – на 6 (монаха Иоанна). От 6-й песни поется четверопеснец, как и в прочие субботы. Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Этот же припев – в Неделю Ваий и в Страстную седмицу. По 8-й песни «Честнейшую...» не поем. Диакон запевает начало ирмоса 9-й песни: «Чистую славно почтим...», а хор продолжает: «Людие, Богородицу, Огнь Божества приимшую во чреве неопально, песньми величаем». После канона и малой ектении поется: «Свят Господь Бог наш» (на 1-й глас) и сразу – «Всякое дыхание...» с хвалитными стихирами. На «И ныне» – «Преблагословенна еси, Богородице Дево», и поется великое славословие. На литургии: «Блаженны», песнь 3-я и 6-я, на 8. По входе, по «Приидите, поклонимся...», поется «Во святых дивен Сый...», но не «Воскресый из мертвых...» – тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак: «Всех радость Христос, истина, свет, живот и мир воскресение сущим на земли явися, Своею благостию, и бысть образ воскресения, всем подая божественное оставление». Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен: «Господь просвещение мое и Спаситель мой...». Апостол – к Евреем, зач. 333, Евангелие – от Иоанна, зач. 39. Вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни канона: «Чистую славно почтим...». Причастен: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу».

ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ. Этот праздник называется еще Неделей ваий (ветвей), или Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресением – от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою. Начало праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на праздник (от III века) принадлежит Мефодию, епископу Патарскому, который оставил поучение на этот день. Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым, но он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста – св. Четыредесятницы и Страстной седмицы. Вся служба праздника отправляется по Триоди, за исключением лишь того случая, когда в этот день случится праздник Благовещения или храмовой праздник и службы этих праздников соединяются.

Уставные особенности богослужения. В Неделю ваий – на вечерни и на утрени – поются два тропаря: первый – «Общее воскресение...» (дважды) и второй – «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся…» (единожды). На УТРЕНИ, по полиелее – величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея...». Прокимен: «Из уст младенец и ссущих...». Евангелие – только праздника (Мф., зач. 83). «Воскресение Христово видевше...» не поется, но сразу читается 50-й псалом, во время которого священник с диаконом совершает троекратное каждение вокруг ваий, поставленных на середине, около аналоя. по 50-го псалме, диакон: «Господу помолимся».Хор: «Господи, помилуй». Свящ. читает молитву на благословение ваий из Триоди: «Господи, Боже наш...» и за тем трижды окропляет св. водой ваии, говоря: «Благословляются и освящаются ваиа сия окроплением воды…» (трижды). Далее хор поет: «Слава: Днесь Христос..», «И ныне» – то же. Затем – «Помилуй мя, Боже...», и стихиру: «Днесь благодать...». Канон – св. Космы Маиумского – на 12, ирмосы по дважды. Ваии раздаются молящимся во время помазания, которые стоят с ними и с зажженными свечами в продолжение канона, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на сретение Господа. На 9-й песни «Честнейшую» не поется. Диакон запевает начальные слова ирмоса 9-й песни канона: «Бог Господь и явися нам», и певцы продолжают. В конце всенощного бдения (и литургии) бывает отпуст праздника: «Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш...» Литургия совершается св. Иоанна Златоуста. Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздника. Входное: «Благословен Грядый во имя Господне...». По входе – тропари : «Общее воскресение ...»и на «Слава» – «Спогребшеся...», на «И ныне»- кондак праздника. Затем – Трисвятое. Прокимен: «Благословен Грядый во имя Господне...». Стих: «Исповедайтеся Господеви, яко благ...» . Апостол – к Филип., зач. 247, Евангелие – от Иоанна, зач. 41. Задостойник: один ирмос 9-й песни (без припева): «Бог Господь, и явися нам, составите праздник...». Причастен: «Благословен Грядый во имя Господне....

Русская Православная Церковь в 1855 – 1881 гг. Реформы Александра II и церковная жизнь. Проект реформы высшего церковного управления А.Н. Муравьева. Мнение святителя Филарета Московского. Митрополит Григорий (Постников). Обер-прокурор Д.А. Толстой. Новые епархии. Русско-Турецкая война 1877-1878 гг. и патриотическая деятельность российского духовенства.

Поражение в Крымской войне убедило нового императора Александра II в необходимости реформ, призванных оздоровить государственный строй и экономику России. Важнейшим преобразованием явилась отмена крепостного права, объявленная манифестом от 19 февраля 1861 года. За этим актом последовал ряд других реформ – земская, военная, судебная.

С обоснованной критикой формализма и бюрократизма в синодальном и консисторском управлении выступил известный церковный ревнитель А.И. Муравьев. Он предлагал ввести полномочия обер-прокурора в те рамки, в которых они держались до Голицына и Протасова и стремился к возвышению Первенствующего члена Синода.

Митрополит Московский Филарет сочувствовал критике Муравьева, но находил его замечания слишком торопливыми и не продуманными до конца.

Первенствующим членом Синода с 1856 года был митрополит Новгородский и Петербургский Григорий (Постников), почитатель и друг митрополита Московского Филарета, в прошлом ректор Петербургской Духовной Академии, основатель выходившего с 1821 года богословского журнала «Христианское чтение». Это был покровитель духовного просвещения (в свое время его очень любили студенты Академии) и замечательный проповедник.

В 1865 году обер-прокурора Ахматова сменил граф Д.А. Толстой. В отношении к Церкви он был вольнодумец, попросту говоря, едва ли верующий и совсем не церковный человек. Д.А.Толстой не скрывал своего пренебрежения к епископату и духовенству. При нем опять значительно усилилось давление на иерархию. Обер-прокурор старался подорвать влияние духовенства на народную и государственную жизнь. Он стремился отстранить духовенство от участия в организации начального образования длякрестьянских детей. Своей реформой гимназического образования, когда главными дисциплинами в школе стали классические языки, Толстой низвел Закон Божий наместо второстепенного предмета. За годы обер-прокурорства его в России закрыто было более 2000 приходов.   

При Александре II открылось несколько новых епархий – Таврическая, Уфимская, Туркенстанская, Енисейская, Якутская, Алеутская.

В 1877 году Россия вступила в войну с Турцией. Православная Церковь благословила русское воинство на военную брань с вековым врагом христианства. Члены Синода пожертвовали все свое жалование за время войны. Свои пожертвования неслиепархиальные архиереи, монастыри, духовные школы, церковные братства, приходское духовенство. Московские монастыри и духовенство во главе со святителем Иннокентием за две недели собрали и отослали в Черногорию более 30 тысяч рублей. В народе война вызвала религиозный и патриотический подъем. В церквахпроизводился кружечный сбор. Прихожане, и не только состоятельные люди, но и простые крестьяне, с радостью жертвовали деньги и даже хлеб на нужды армии ина единоверных братьев.

При монастырях устраивались лазареты для раненых воинов. Около 200 монахов и до 700 инокинь посвятили себя уходу за ранеными и больными солдатами. Монастыри оказывали приют осиротевшим детям убитых воинов. Полковые священники, служившие в действующей армии, утешали раненых, напутствовали умиравших, под обстрелом противника служили молебны и панихиды.

Билет № 40

1. Мессианские пророчества Книги Исаии: пророчество «об Эммануиле» (7 гл.) — исторический контекст и эсхатологическая перспектива; Ис 7:14 — особенности словоупотребления в МТ и LXX; о служении и свойствах Мессии (9:1–7); об «Отрасли от корня Иесеева» (11:1–10).

Пророчество о рождении Эммануила от Девы: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Мессианское пророчество.

Пророчество о возвышении Галилеи языческой: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи….» .Мессианское пророчество. Евангелист Матфей относит это пророчество к выступлению Иисуса Христа в Галилее.

Пророчество о происхождении Мессии из дома Иессеева и о получении Им полноты даров Святого Духа: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11, 1-6).



2019-07-03 408 Обсуждений (0)
Лазарева суббота. Неделя ваий. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лазарева суббота. Неделя ваий.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)