Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста.



2019-07-03 532 Обсуждений (0)
Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста. 0.00 из 5.00 0 оценок




Первая неделя – Торжество Православия. Установлено в честь окончательной победы над иконоборчеством. 843 г. – Утверждение Православия. Раньше 1 неделя называлась – свв. пророков.

Темы Богослужения:1) Свв. пророков. 2) Догмат иконопочитания.

Особенность: Чин Торжества Православия (описан в архиерейском чиновнике)

Вторая неделя – Григория Паламы. Установлен в честь победы учения «о Божественном свете» («о Божественных нетварных энергиях»), «о Фаворном свете». Утверждена в 1376 г. (самая поздняя)

Третья неделя – Крестопоклонная. Версия: установлено в связи с историческим праздником – Перенесения части древа Креста подножию Креста. Темы:1) Середина поста 2) Просвещение оглашаемых 3) Чествование Креста Господня Особенности: – изнесение Честного Креста - малая вечерня - Евангелие читается в апреле - Трисвятое заменяется на «Спаси, Господи, люди Твоя» 3 раза - После Евангелия нет помазания - Помазание на целования Креста - Канон поется на Пасхальный напев - Крест лежит всю неделю: в пн. и ср. – поклонение, пт на 3 часу Крест уносят

- Дополнительная ектения о просвещенных.

Четвертая неделя – преп. Иоанна Лествичника (установлено с 14 в.). По древним уставам в будние дни не разрешалось праздновать память святым, поэтому перенесли на воскресный день.

Пятая неделя – преп. Марии Египетской. В современной практике празднование 2 раза, т. к. разрешено в будние. Эти святые великие образцы поста и покаяния.

 

СУББОТЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА:

Первая – посвящена муч. Федору Тирону. Суббота в древности очень почиталась. Муч. Федор Тирон явился во сне еп. Константинопольскому и посоветовал как от осквернения бежать от вкушения идоложертвенного. В пт. – совершается утреня с «Бог и Господь», вся по Триоди, празднуется память муч. Федора. В сб. – вечерня: стихиры святому; особое молебное пение; Литургия Иоанна Златоустого; в конце чин освящения колева.

Вторая, третья и четвертая – относится к одному типу Богослужения.

Темы:

1) Всех Святых

2) Поминовение усопших (Родительские субботы). Служба с «Аллилуйя» по Триоди, Октоиху и Минеи. На Утрене: «Апостоли, мученицы и пророцы…», «Помяни, Господи, яко благ…» (Тропари)

Эти субботы называются малыми родительскими заупокойными субботами. Их Богослужение не такое полное и торжественное, как во Вселенские Родительские: Мясопустную и Троицкую.

Особенности: – читаются 16 и 17 кафизмы - тропари по Непорочных заупокойные: «Благословен еси, Господи, научи мя…» - служба носит заупокойный хар-р. Тропари, как на Панихиде и отпевании.

Пятая – Суббота Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородицы. Уникальное Богослужение. Празднование установлено в честь неоднократного избавления Константинополя от арабов персов и россов. Особенности: – читается Акафист Божией Матери, тема которого Благовещание и воплощения Сына Божия - в пт – Утреня с «Бог и Господь». Тропарь дня: «Повеленное тайно…»

- в тех местах службы где полагаются седальны поется Акафист. Единственная уставная служба с пением Акафиста

Лазарева Суббота – (отлич. от Великого Поста) – особенная, связана с неделей Вайи в одно целое. Часть воскресной службы перенесена на субботу, т. к. Вайи Господский праздник.

ОСОБЫЕ ДНИ ВЕЛИКОГО ПОСТА: Четверг пятой седмицы – стояние Марии Египетской.

Особенности: – полностью прочитывается Великий канон А. Критского на утрене. На 1 седмице канон делится на 4 части и прочитывается в первые 4 дня на великом повечерии

- читается первая часть жития Марии Египетской - 50 псалом - канон А. Критского целиком (полный канон есть 2 песнь) - по 3-й песни седален - читается 2 часть Марии Египетской.

Русская Православная Церковь в 1801 - 1825 гг. Обер-прокурор кн. А.Н. Голицын. «Комитет из духовных и светских лиц». Реформа богословского образования, изыскание способов по обеспечению духовенства. Церковь в период Отечественной войны 1812 г. Духовно-патриотический подъём в русском обществе. Мистические увлечения Александра I и его ближайшего окружения. Адогматический мистицизм, хлысты, усиление масонства. Библейское общество и «двойное министерство». Оппозиция в среде высшего духовенства митрополит Михаил (Десницкий), архимандрит Иннокентий (Смирнов), митрополит Серафим (Глаголевский), архимандрит Фотий (Спасский).

В 1801 году после убийства императора Павла на Российский престол взошел его сын Александр I. В 1803 году обер-прокурором стал друг юности царя князь А.И.Голицын. Мечтательная религиозность, мистическое любопытство сочетались в нем с властным, деспотическим характером.

В 1807 году по утвержденному царем докладу Голицына был образован особый комитет из духовных и светских лиц. В него вошли митрополит Амвросий (Подобедов), архиепископ Феофилакт (Русанов), протопресвитер С. Краснопевков и обер-священник И.Державин, а также Голицын и Сперанский. Комитету поручено было составитьплан реформы духовного образования и изыскать способы лучшего обеспечения духовенства. Через год Комитет с успехом решил свою задачу. В 1808 году началось проведение важнейшей в истории богословского образования реформы.   

В самом начале войны 1821 года Святейший Синод в особом послании благословил православный народ на отпор врагу и защиту Отечества. В храмах служились молебны опобеде русского оружия.

Душевный перелом пережил и Александр I. Относился положительно к масонству. В масонской ложе состоял его брат Константин. Переводились и печатались книгизападных «мистиков» Эккартсгаузена, Сен-Мартена, Гион, Юнга-Штиллинга.

Мощным орудием строителей «внутренней церкви» стало основанное в 1813 году. Петербургское библейское общество, переименованное через год в Российское. Оно действовало как секция английского Библейского общества, и главными заправилами в ней были пасторы Паттерсон и Пинкертон. Первое собрание общества состоялось в доме князя Голицына.

В 1817 году ревнители «внутренней церкви» усилились еще более в результате важной административной реформы. В состав Министерства народного просвещения была включена канцелярия синодального обер-прокурора и департамент по делам иностранных исповеданий, подчинявшийся ранее министру внутренних дел. Новое ведомство получило наименование министерства духовных дел и народного просвещения. Во главе этого «двойного министерства» был поставлен князь Голицын.

Архипастыри высказывались против. Архиепископ Михаил (Десницкий). Под его покровительством составилась «дружина» ревнителей, которые стали открыто выражать свою тревогу и негодование на вредное и опасное направление министра.

Ректор Петербургской Академии архимандрит Иннокентий (Смирнов) отказался от звания члена Библейского общества и написал письмо А.И. Голицыну, в котором потребовал закрыть"Сионский вестник» Лабзина. Он прямо писал министру: «Вы нанесли рану Церкви, вы ее и уврачуйте».  Митрополит Серафим (Глаголевский), переведенный из Москвы, сразу после перевода в Петербург высказался против Библейского общества и вступил с ним в борьбу. Также оппозиционер - архимандрит Фотий (Спасский).

Билет № 38

Раздел «Пророки» в еврейской и христианской Библии. Основные еврейские именования и эпитеты, обозначающие «пророка». Призвание-посвящение «пророка». Богословские аспекты служения «пророка» — миссия Слова. Основные виды пророческого откровения. Библейский критерий истинности «пророка» и «пророчества». Уникальность пророческого служения в Ветхозаветном Израиле. Основная хронология служения «письменных пророков».

Главным предметом пророческих речей у пророков писателей был обетованный Мессия - средоточие и цель всего Ветхого Завета. Пророки изобразили Его происхождение от Давида (Исаии 11:1-3, 10; Иерем. 33:15-16; 23:5-6), рождение от девы (Исаии 7:14) в Вифлееме (Мих.5:2); у них обозначено время Его рождения семидесятью седминами от восстановления Иерусалима после плена Вавилонского (Дан. 9:25-27); показаны начало и успех Его проповеди в Галилее (Исаии 9:1-2), Его чудеса (Исаии 35:3-6), шествие в Иерусалим "на ослице и на молодом осле" (Зах. 9:9), предание за 30 сребреников (Захар. 11:12-13), страдание, воскресение и утверждение Его Царства (Исаии 50:6; 53:1-10; Осии 6:2; Исаии 2:2-4; 49:6; Малах. 1:10-11; 3:1; Аггея 2:8) и проч.

Пророческое служение, начавшееся во времена Моисея, продолжалось в народе Божием беспрерывно до времен Неемии (умер за 408 лет до Рождества Христова). Большинство пророков ограничивали свое служение устной проповедью. Только шестнадцать из них оставили свои книги, а именно: Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Из них первые четыре, т.е. Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, называются большими, а прочие меньшими пророками. По числу пророков писателей и книг их канонических в православной Церкви считается 16, принимая Плач Иеремии за прибавление к книге указанного пророка. Книга же Варуха и послание Иеремии не принадлежат к священному канону, хотя и помещены в Библии наряду с книгами пророческими.

Пророческое служение было одним из самых важных в Ветхом Завете. По мнению священномученика Илариона (Троицкого), «пророки и священники занимали совершенно особое, выдающееся положение не только в религиозно-культовой, но и в гражданской и общественной жизни ветхозаветного еврейства…. Пророчество и священство стоят в самом центре ветхозаветной богооткровенной религии; в этих двух институтах выражается вся ее сущность и ее наиболее типические черты». Библейский термин «nabi» - «пророк».

Следует разделять профессиональных пророков и пророков по призванию. Эти два cлужения имеют совершенно разную природу. Подлинное возвещение Слова Божия отличается от экстатических вспышек, присущих профессиональным пророкам. Таким экстатикам, чьи видения надо расшифровывать и интерпретировать, Священное Писание противопоставляет пророков, которые ясно слышат и возвещают Слово Бога.

Разные способы сообщения пророчеств людям:

1) Первый и самый обыкновенный или общий способ сообщения пророчеств людям состоял в устном непосредственном изложении их перед теми, к кому это пророчества конкретно относились.

2) Второй способ сообщения пророческих откровений людям есть их письменное изложение для массового распространения и для точного сохранения в памяти народа.

3) Третий способ сообщения пророческих откровений людям составляют символические действия. Так Исаия на новом большом пергаменте при свидетелях выставляет надпись "магер-шелал-хаш-баз" (спешат на добычу, бегут на грабеж) и дает тоже имя своему новорожденному сыну в знамение скорого и опустошительного нашествия Халдеев, сначала на царство Израильское, а потом и на Иудею под предводительством Сеннахерима (Ис. 8:1-3); три года ходит наг и бос в предзнаменование предстоящего позорного рабства Египтянам, когда царь Ассирийский поведет их в плен нагими и босыми в посрамление Египту

Взаимосвязь богословия и этики на примере послания к Филиппийцам: призыв к терпеливому перенесению страданий (Флп.1.12-30); христологический гимн как его иллюстрация (Флп.2.1-3.1); толкование гимна и его литургическое употребление; противопоставление «праведности по закону» и «праведности по вере» в контексте цели христианской жизни (преображение со Христом) (Флп.3.2-3.21).

Исключительная особенность: написано без какого-либо «серьезного» повода. Точнее, поводом была постоянная любовь Павла к Фил. общине с того самого дня, когда он обратил ее ко Христу. вера и жизнь для ап. Павла были неразрывно связаны. Обычное деление посланий Павла на часть догматическую и часть практическую к нему неприложимо. Вообще план Флп. стройностью не отличается.

Богословие о Христе было руководством к подражанию Христу. Богословие и этика – взаимосвязаны. «Только живите достойно благовествования Христова»«Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение»

Христологический гимн вводится наставлением самого апостола: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим...»

Гимн в Флп. наивысший момент исповедания Христа, и он представляет собой первую из доступных нам развернутую христологическую концепцию, т.к. здесь ясно засвидетельствованы три модуса бытия Христа: Его предсуществование, Его земной статус и Его после­пасхальное прославление.

Во второй главе св. апостол внушает филиппийцам к полному, единодушию и взаимной любви присоединить второе важное качество, которым характеризуется истинно христианская жизнь, - смиренномудрие. Высочайшим образцом смиренномудрия и примером подражания для христиан является Сам Христос, смиривший Себя до смерти крестной: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, Который, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» — здесь рисуется потрясающая душу картина Божественного самоуничижения, самоумаления, «Божественное истощание» ради спасения людей как вдохновляющий пример для подражания.

Тут — естественное побуждение к смирению для всех истинных последователей Христовых. А так как в этих словах говорится о воплощении сына Божия, о явлении Его в мир как человека, то это место послания к Филиппийцам следующими тремя стихами (ст. 9-11) читается за Божественной литургией в Богородичные праздники. Смирение Сына Божья послужило к Его возвеличению: «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (ст. 9) — конечно, здесь говорится о превознесении воплотившегося Сына Божия по Его человечеству, то есть о том, что за Его смирение и самое человечество, принятое Им на Себя, превознесено до высоты Божеской, введено в славу и силу Божества.

Следствием этого смирения Сына Божия должно быть то, что перед Ним «всякое колено поклонится небесных, и земных, и преисподних», то есть вся тварь — небесная, или Ангелы Божьи, земная — люди живущие, и преисподняя, под которой разумеются умершие. «Чтобы всякий язык исповедовал, что, Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» (ст. 11), то есть: все прославят Его как Господа Бога, равного по славе Богу Отцу. «Праведность по закону» в Флп. противопоставляется «праведности по вере» в контексте цели христианской жизни.

Завершение третьей главы – идея о преображении со Христом. «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» (Флп. 3, 20-21).«Ап. Павел мыслит это превращение тел как действие чудесной силы Господа Иисуса Христа и как простирающееся на всех христиан, как живых, так и умерших» (Лопухин)

3. Существенные свойства истинной Церкви Христовой. Единство Церкви. Святость Церкви.

Истинная Церковь Христова есть Церковь единая, святая, соборная и апостольская. Этими названиями определяется самое существо Церкви со стороны ее свойств или признаков, которые отличают истинную Церковь, как от всех человеческих обществ, так и от церквей или, точнее, обществ неправославных. Соответственно этому упомянутые свойства Церкви называются существенными, т.е. такими, при отсутствии которых никакое религиозное общество Церковью в истинном, собственном значении этого слова названо быть не может.

Единство Церкви. Истинная Церковь Христова есть Церковь единая. Христос Спаситель в словах: "Созижду Церковь Мою", дает понятие об одной Церкви, а не о многих. Следует различать единство Церкви внутреннее и внешнее - внутреннее - главное и существенное, внешнее производное, - выражение во вне внутреннего единства. Единство Церкви внутреннее и внешнее особенно ясно указывается в изречении ап. Павла: " Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего, Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех" (Еф. 4, 5-6).

Церковь едина во внутренней своей жизни, потому что имеет Единого Главу - Христа и Единого осуществляющего Церковь Духа Святаго. Дух Божий соединяет всех в единое Тело Христово, в единый духовный организм, как душа в человеке дает единство всему составу его тела. Едина Благодать, проникающая Тело Церкви. Это таинственное объединение наиболее полно и осязательно проявляется в Евхаристии.

Внешнее единство выражается в том, что все верующие составляют один союз, одно общество. В этом обществе исповедуется один Символ веры (единство учения), совершается единое богослужение и признаются единые таинства (ед.молитвы), сохраняется единство иерархического преемства, церковных правил (единство церк. устр). Символ, богослужение и устройство - три единства, определяющие единство Церкви. Могут существовать многие отдельные поместные церкви, с особыми обрядами и обычаями, с особым богослужебным языком, но все они составляют единую во Христе Церковь, если у них единение в вере, единение в молитвах и таинствах, подчинение единым канонам и единой по своему апостольскому происхождению иерархии.

Святость Церкви. Церковь - святая в существе своем, естественно, свята и по плодам своим: "Аще ли начаток свят, то и примешение; и аще корень свят то и ветви".Мы освящаемся святостью Церкви, но Церковь не оскверняется нашими грехами, потому что ее святость не от нас, а от Бога чрез Христа, а наша греховность не относится к Церкви. Церковь свята, и Божественна потому, что освящена Кровию Иисуса Христа и дарами Духа Святаго.



2019-07-03 532 Обсуждений (0)
Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (532)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)