Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рождество Христово. Обрезание Господне и память свт. Василия Великого. Богоявление.



2019-07-03 416 Обсуждений (0)
Рождество Христово. Обрезание Господне и память свт. Василия Великого. Богоявление. 0.00 из 5.00 0 оценок




I-часть. Начало обычн.; 6 псалмов (4-й, 6-й, 12-й. «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне» и псалмы: 24-й, 30-й и 90-й.); «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3). «Слава, и ныне». Хор: «С нами Бог...», Чтец читает прочие до 20-м стихом: «Отец будущаго века». Хор: припевает к каждому стиху: «Яко с нами Бог» и после конечного стиха пение: «С нами Бог». Чтец: «День прешед...», «Верую». Стихи: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных». «Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите...» и т.д.; Трисвятое по «Отче наш». Хор: Тропарь праздника (Царские врата открываются). Чтец: «Господи, помилуй (40). «Честнейшую...» и читает заключительную молитву св. Василия Великого: «Господи, Господи...».

2-часть. Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы 50-й, 101-й, молитва Маноссии, Трисвятое по «Отче наш». Вместо тропарей: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» – поется кондак праздника (Царские врата открываются). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую...» и читает заключительную молитву: «Владыко, Боже Отче Вседержителю».

3-я часть. Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы 69-й, 142-й и вседневное славословие. После этого бывает выход духовенства на литию при пении стихир праздника. Окончание великого повечерия опускается. После литии – утреня, как на обычной праздничной всенощной.

Схема Утрени на Рождество Христово (и на Крещение). возглас «Благословение Господне на вас» – шестопсалмие. По полиелее – величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея...» Прокимен гл. 4 «Из чрева прежде денницы родих Тя...» Евангелие (Мф., зач. 2). По 50-м псалме вместо «Молитвами» поется: «Слава: Всяческая днесь радости…». «И ныне»: «Христос родися в Вифлееме...» Стих: «Помилуй мя, Боже...». И стихира: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем...» Канонов два – св. Космы Маиумского и св. Иоанна Дамаскина: первый с ирм. на 8 и другой на 8, ирм. на дважды. По 3-й песни-ипакои: «Начаток языков», по 6-й – кондак и икос. Вместо «Честнейшую...» – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую…». И ирмос: «Таинство странное вижду и преславное...». К каждому тропарю 1-го канона свои припевы. Ко 2-му канону свой припев: «Днесь Дева раждает Владыку...» Катавасия на 9-й песни – ирмос второго канона: «Любите убо нам, яко безбедное страхом…». ирмос «Любити убо нам» вместе с первым припевом 9-й песни является Задостойником на литургии. По 9-й песни светилен: «Посетил ны есть свыше...» (трижды). В конце утрени отпуст праздника (Служебник): «Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш...» и прочее до конца.

Литургия на Рождество Христово. Антифоны праздника: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем...» и прочее. Входный стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову». Сразу поются тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен: «Вся земля да поклонится Тебе...», стих: «Воскликните Господеви вся земля, дадите славу хвале Его». Апостол (Галатам, зач. 209). Евангелие (Мф., зач. 3). Задостойник служит ирмос 9-й песни канона: «Любити убо нам» с припевами. Причастен: «Избавление посла Господь людем Своим». Примечание: Антифоны, входное, «Елицы» поются только в день праздника.

Вечерня в день праздника (Служба с великим славословием). На следующий день после праздника Рождества Христова, 26 декабря празднуется Собор Пресвятой Богородицы. На вечерни вход с кадилом, прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог великий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». На утрени каноны праздника оба, как на самый праздник. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы канонов праздника.

Обрезание Господне и свт. Василий Великий: 1 (14) января. Это не двунадесятый, но великий праздник. Единственный в своем роде, т. к. в этот день Господский праздник соединяется с праздником святого – свт. В. Великого.

Подвижники иноческого благочестия. Преподобный Федор (Ушаков). Преподобный Паисий (Величковский). Святитель Тихон Задонский. Религиозно-нравственное состояние общества в XVIII веке (после Петра I). Народное благочестие, отношение к духовному образованию. Западные влияния (деизм, скептицизм, атеизм). Падение нравов в высших слоях общества. Масонство. Церковная жизнь и церковное искусство в XVIII веке (после Петра I). Канонизация святителя Дмитрия Ростовского – первая в синодальный период, чудотворные иконы. Церковное зодчество. Богослужебное пение.

Преп. Феодор (Ушаков), инок редкой духовной крепости и мудрости.

Возобновитель традиций древнего иночества великий старец схиархимандрит Паисий (Величковский) (1722-1794 гг.).

Великим иноком-аскетом был святитель Тихон Задонский (1724-1783 гг.)

При Екатерине II правительством была осознана необходимость не только профессиональной выучки, но и широкого об­щего образования. В связи с этим среди прочих предметов в светских школах стали вводить и Закон Божий, но в обществе уже укоренилось отношение к нему как к «поповской науке», будто бы ненужной будущему чиновнику или офицеру.

Во второй половине столетия верхушка дворянства стала ближе знакомиться с европейской, особенно французской культурой. Увлечение Вольтером и энциклопедистами прививало полуобразованному русскому дворянству скептическое пренебрежение к религии. Кощунственные выходки в этом кругу считались проявлением образованности, а набожность и верность христианскому долгу хулилась как ханжество и суеверие. С углублением теоретического вольнодумства ниже падала общественная нравственность.

В последние десятилетия ХVIII столетия общество стало ощущать религиозный голод. Но люди, воспитанные иноземными гувернерами, получившие образование из французских книг, настолько безнадежно оторвались от родного народа и от отеческой веры, что в поисках духовности обращались не к святым отцам, а к западным богословским ирелигиозно-философским книгам в надежде обрести истину либо в католической церкви, либо в расплодившихся в России в конце 70-х годов масонских ложах.

Видными масонами в Москве были профессор химии Шварц, журналист и издатель Новиков, в Петербурге – И.В. Лопухин, Херасков. Масоны вели идейную борьбу на два фронта против «лжемудрознаний Вольтеровской шайки» и против Православной Церкви, хотя борьба с Православием велась тонко искрыто, и несомненно, многими из мало «посвященных» членов лож и не сознавалась как борьба. В конце XVIII в. стали приниматься крутые меры против распространения либеральных идей, а заодно и против масонских лож. Правительство усилило цензуру, запретило бесконтрольный ввоз в страну французских книг, распорядилось закрыть вольные типографии. В 1791 году запрещены были масонские ложи.

В 1757 году канонизирован свт. Димитрий Ростовский. В 1730 году от Смоленской иконы Божией Матери, находящейся в Троице-Сергиевой Лавре, получил исцеление псаломщик. Память об этом событии празднуется 28 июля. В 1760 году установлено празднование иконы Божией Матери «Утоли моя печали», хранившейся в Московском храме святителя Николая в Пупышах, в память обисцелении больной женщины пос­ле молебна перед этим святым образом. Многие исцеления от икон Пресвятой Богородицы совершались во время чумы 1771 года.

В 1748 году на окраине города, на месте старого смоляного двора знаменитый зодчий Растрелли начал сооружать монастырь, получивший название Смольного. В 1753—1762 годах по проекту архитектора С.И. Чевакинского у пересечения Екатерининского и Крюкова канала сооружался Никольский Морской Собор. В конце века, в 1790 году, закончилось сооружение Троицкого собора в Александро-Невской Лавре.

Композиторы: замечательными мастерами были М. Березовский (1777 г.), который составил музыку полной Литургии, написал много причастнов и концертов, и А.Ведель (1806 г.), написавший великопостное песнопение «Покаяния отверзи ми двери», сохранившееся в церковном обиходе и поныне

Билет № 37



2019-07-03 416 Обсуждений (0)
Рождество Христово. Обрезание Господне и память свт. Василия Великого. Богоявление. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рождество Христово. Обрезание Господне и память свт. Василия Великого. Богоявление.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)