Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Литургия Преждеосвященных Даров.



2019-07-03 337 Обсуждений (0)
Литургия Преждеосвященных Даров. 0.00 из 5.00 0 оценок




Происхождение. Начало литургии Преждеосвященных даров восходит к первым векам христианства. Причащение Преждеосвященными Дарами сохраняется от времен апостольских, как это видно из свидетельства св. Иустина Мученика, который говорит, что диаконы относили Св. Тайны к отсутствовавшим на богослужении в церкви членам общины, которые могли принять Св. Тайны на другой или на третий день, так как не всегда были к тому готовы. Освящение Святых Даров для литургии Преждеосвященных Даров. Святые Дары для литургии Преждеосвященных Даров заготавливаются в воскресенье, когда совершается полная литургия. На проскомидии священник произносит над первым Агнцем все проскомидийные действия, а затем произносит те же слова и совершает те же действия над каждым из следующих двух (иногда трех) Агнцев в отдельности. Все приготовленные Агнцы полагаются на дискос и покрываются покровом по обычаю. Но во время освящения Даров священник – после призывания Святого Духа – произносит слова: «Хлеб убо сей...», а не во множественном числе: «Хлебы сия...», потому что один есть Христос во всех Агнцах. Точно так же при возношении Святых Даров, священник поднимает сразу все Агнцы, а не каждый в отдельности. Затем, раздробив первый св. Хлеб, он влагает частицу ИС в потир и, влив в него теплоту, начинает напоять остальные Агнцы святой Кровью. Держа в левой руке св. Агнец печатью вниз, а правой рукой лжицу, иерей набирает в нее пречистой Крови и напояет Ею Агнец крестообразно. После этого св. Агнец полагается в дарохранительницу печатью вниз и хранится до литургии Преждеосвященных Даров.

Чин литургии Преждеосвященных Даров. Литургия Преждеосвященных Даров всегда предваряется чтением часов, изобразительных и вечерней, с которой непосредственно соединяется, и состоит из священнодействий и молитв: 1) Благослови, Владыко – Благословенно Царство... 2) Аминь – Приидите, поклонимся..., 103-й псалом, светильничные молитвы. 3) Великая (или мирная) ектенья. Она всегда первая в службе. 4) 18-я кафизма (кроме 5-й седмицы поста; на 5-й седмице поста другой порядок чтения Псалтири). Во время первого антифона, или первой Славы священник вынимает Агнца из дарохранительницы и полагает на дискосе. Во время второго антифона совершается крестообразное каждение Престола. Во время третьего антифона совершается перенесение дискоса с Агнцем с Престола на жертвенник. После каждого антифона глаголется малая ектения. И вот во время этих трех ектений священник читает три светильничные молитвы, которые не читались во время предначинательного псалма. После Великого входа на Преждеосвященной литургии в Чашу кладется Агнец, и наливается просто вино, которое не претворяется в Кровь Господню, никакие соответствующие молитвы не читаются. Кровью Господней напоен сам Агнец заранее на полной литургии. На Преждеосвященной литургии не причащают маленьких детей, которые еще не могут проглотить твердую частицу.

5) Господи, воззвах со стихами. В Великий пост полностью выпеваются все стихи и поются стихиры на 10. – на Славу, и ныне поется Богородичен, и совершается вход с кадилом, а иногда с Евангелием, если на этой Преждеосвященной будет читаться Евангелие. 6) Совершается вход, и поется Свете тихий скромным великопостным распевом. 7) Прокимен Триоди, паримия Триоди, прокимен Триоди второй, диакон: «Повелите». Свящ. «Свет Христов просвещает всех». В это время все кладут земной поклон, и затем читается вторая паримия Триоди. Первая паримия читается из книги Бытия, и вторая – из книги Притчей Соломоновых. 8) Возглас: «Премудрость». И очень знаменитая часть Преждеосвященной – Да исправится: три певца выходят с клироса, Затем трио поет «Положи, Господи, хранение устом моим...», хор снова отвечает: Да исправится. И так пять раз. 9) После великого прокимна молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами. 10) Ектенья сугубая, потом ектенья об оглашенных. Со среды Крестопоклонной, т.е. ровно с середины поста добавляется ектения о тех, кто будет креститься на эту Пасху, их называют «елицы ко просвещению».

11) Вход, во время которого поется песнопение: «Ныне Силы небесные с нами невидимо служат. а на Преждеосвященной литургии переносится уже Агнец – хлеб, который преложился в Тело Христово. 12) Молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами. 13) Просительная ектенья. На полной литургии должен быть Евхаристический канон, а здесь его нет, поэтому сразу следует возглас: «Преждеосвященная Святая святым» и хор поет: «Един Свят...». 14) Отче наш, после чего поется причастный стих, всегда один и тот же для Преждеосвященной литургии: «Вкусите и видите, яко благ Господь…». 15) Причащение священнослужителей в алтаре, с закрытой завесой. 16) Причащение мирян. Выносят Чашу и, как всегда, говорят: «Со страхом Божиим...»..., а хор отвечает не то, что обычно, он отвечает стихом из 33 псалма: «Благословлю Господа на всякое время…». После причащения священник: «Спаси, Боже...» – обычный возглас, а хор поет: «Хлеб небесный, Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь». Свящ. про себя: «Благословен Бог наш», а вслух: «Всегда, ныне и присно...» и осеняет всех Чашей, а хор поет: «Аминь» и «Да исполнятся уста наша...». Следует ектения и «С миром изыдем». 17) «Буди имя Господне...», Слава, и ныне, и псалом 33-й. 18) «Благословение Господне на вас...», «Аминь» и обычное окончание литургии – «Слава Тебе, Христе Боже наш...» и отпуст (на Преждеосвященной поминаются святые двух дней: дня, который уже прошел, который уже кончился, и дня, который наступил).

Русская Православная Церковь в 1825 — 1855 гг. Восстание декабристов. Охранительный курс во внутренней политике. Отношение правительства к переводу Библии на русский язык. Ужесточение духовной цензуры. Обер-прокурор С.Д. Нечаев. Положение митрополита Филарета (Дроздова). Обер-прокурор H.A. Протасов. Устав духовных консисторий. Усиление власти обер-прокурора. Новые епархии. Русская Православная Церковь и Крымская война.

Царствование Николая I началось подавлением декабрьского восстания на Сенатской площади. В 1848 году русские войска помогли разгромить революцию в Европе. Во внутренней политике в этот период по всем линиям усиливался охранительный курс. Всякая оппозиция правительству искоренялась в зародыше. Политика эта распространялась и на Церковь. При Николае I в церковной политике правительства углублялись тенденции, наметившиеся в последний год царствования Александра, когда с удалением Голицына усилилось влияние Аракчеева и Шишкова.

 

В 1833 году обер-прокурором вместо князя П.С. Мещерского былназначен тайный масон С.Д. Нечаев. К духовенству он относился презрительно и враждебно, и сразу повел настоящую войну противиерархов из Синода, причем в этой борьбе не брезговал и интриганскими методами. Он инспирировал ложные доносы на архиереев, в которых те обвинялись вполитической неблагонадежности, а чтобы придать доносам видимость правдоподобия, подталкивал членов Синода выражать недовольство жандармским давлением на Церковь. Нечаев добился того, что под негласный надзор поставлен был митрополит Московский Филарет.

Преемником Нечаева стал граф Н.А. Протасов. Это был один из самых энергичных и умных сановников николаевской эпохи. Протасов хотел сделать государство строго конфессиональным и отрицательно относился к политике широкой веротерпимости, проводившейся при Екатерине II и Александре I. Но на Церковь он смотрел, прежде всего, с точки зрения государственного интереса, государственной пользы, видел в ней одну из опорправительства, и в этом был верным продолжателем линии Петра I и архиепископа Феофана.

Был разработан Устав духовных консисторий, утвержденный в 1841 году, по Уставу епархиальные консистории являлисьсовещательными и исполнительными органами при епархиальных архиереях. Члены консисторий назначались архиереями из числа наиболее заслуженных священников. Кроме них в консисторских штатах состояли светские чиновники во главе с секретарем, которого назначал и увольнял обер-прокурор.

При Протасове границы епархий были приведены в соответствие с административным делением страны на губернии. За годы царствования Николая I открыт был ряд новых епархий – Олонецкая, Саратовская, Новочеркасская, Симбирская, Томская, Херсонская, Варшавская, Камчатская, Кавказская, Рижская, Самарская, Полоцкая и Литовская.

Во время Крымской войны духовенство в войсках и в местах боевых действий заботилось о раненых, утешало их, напутствовало умиравших. Женские обители по всей России готовили бинты для раненых. Немало семинаристов погибли в боях с неприятелем. Епархиальные архиереи, монастыри, духовные школы, церковные причты собирали средства на военные нужды, на помощь раненым, инвалидам, вдовам и сиротам убитых воинов. Некоторые из архиереев пожертвовали свое жалованье за все время войны.

Билет № 39

Пророк Исаия: основные сведения о пророке; время и место служения. Кн. пр. Исаии: особенности построения и проблемы авторства: Ис I, Ис II и Ис III. Ис I: основная тематика пророческого провозвестия; призвание пророка (6) — экзегетический комментарий; пророчество «о возвышении горы дома Господня» (2:1–4) — экзегетический комментарий.

В христианской библейской традиции Исайя почитается одним из 4 великих пророков. Другие 3: Иеремия, Иезекииль и Даниил. Пророк Исайя совершал свое служение между 740 и 700 гг. до Р.Х., по преданию, происходил из царского рода. Являлся советником при царях Ахазе и Езекии, обладал большим литературным талантом. Ис. является самой большой из пророческих книг; она состоит из 66 глав. В Древней Церкви эта книга была самой изучаемой и самой «христианизированной» ветхозаветной книгой. В Ис. множество предсказаний о земной жизни, страданиях и смерти Господа Иисуса Христа. В православной традиции этого пророка называют «ветхозаветным евангелистом».

Призвание: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями» .Важно, что Бог открывается пророку в храме.

Экзегетами XIX и XX веков были обнаружены важные стилистические, исторические и богословские различия в книге пророка Исайи. С учетом этих различий книга пророка Исайи условно была разделена на три части: Исайя (глл. 1-39); Второ-Исайя (глл. 40-55); Трито-Исайя (глл. 56-66).

В 1-39 глл. Исайи нас окружает политическая обстановка Ассирийской империи. Свое служение пророк Исайя начал во время правления царя Озии. На время правления Ахаза пришлась первая половина его служения. Во Второ-Исайе говорится о событиях, происшедших через несколько столетий. Трито-Исайя (глл. 56-66) отличается от Второ-Исайи и по литературному стилю, и по историческому и богословскому фону. Есть мнение, что эта часть книги была написана другим автором, хотя и принадлежащим к «школе Исайи». Однако тот факт, что книга пророка Исайи, по всей видимости, не вся целиком была составлена самим пророком, жившим в VIII веке до Р.Х., отнюдь не умаляет ее значимости и богодухновенности.

В пророчестве о возвышении горы Господней под «горою Господней» в буквальном смысле разумеется гора, на которой стоял Иерусалимский храм, под «холмами» - капища и священные рощи язычников, которые обычно находились на возвышенных местах. Возвышение горы Господней над холмами символизирует возвышение (победу) истинного богопознания над ложным языческим. В духовном смысле «гора Господня» и стоящий на ней «Иерусалимский храм» здесь, как и во многих других местах Библии, означает Церковь Христову. Поэтому собрание всех языческих народов на гору Господню, в Иерусалимский храм (см. ст. З) символизирует церковь, которая распространится среди всех народов.

В третьем стихе указывается цель собрания язычников на гору Господню, в храм Бога Иакова. Под «путем», «законом и «словом Господним», исходящим из Иерусалима, ради которого язычники соберутся на Сион, следует понимать Евангельское благовестие возвещенное людям Господом Иисусом Христом, основавшим Свою Церковь первоначально в Иерусалиме, откуда новозаветное учение постепенно стало распространяться по всему миру. Синайский Закон здесь нельзя подразумевать, так как он уже был дан через Моисея ветхозаветному Израилю

Христологический гимн в послании к Колоссянам (Кол.1.15-20) в контексте осуждения ложных представлений о Христе (т.н. «Колосская ересь» (Кол. 2) и нравственных наставлений (т.н. «Домашний кодекс» (Кол.3 – 4).

Колоссы были небольшим городком на берегу реки Лик, на юге Фригии (юго-запад совр. Турции), который процветал во времена ап. Павла, но уже давно не существует в действительности. Таким образом, Кол., как и Рим., — еще одно послание, адресованное Павлом общине, в которой он сам никогда не был, но был хорошо осведомлен об их христианской жизни.

Стиль Кол. отличает определенная тяжеловесность, контрастирующая с полемичной живостью Гал. или Рим.; сложность и чрезмерная удлиненность предложений и т. п.

Причины написания: в чем-то схожи с причинами написания Послания к Галатам. Вновь Павел противостоит не столько внутренним церковным нестроениям (как, например, в случае с коринфянами), сколько внешней доктринальной угрозе, которая может исказить христианское Благовестие. Как и галаты, колоссяне были в основном христианами из язычников. Правда, обличительный тон в Кол. гораздо спокойнее.

Христологический гимн в послании к Колоссянам. Из-за очевидной торжественно-гимнической формы его не без оснований относят к числу раннехристианских гимнов.

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное».

Здесь выражены две темы: 1) Христос и творение , 2) Христос и Церковь . Возможно, что гимн был составлен еще до Павла и использовался в колосской церкви или во всем Ефесском регионе. Предположительно, Павел приводит его как очень уместный в полемике с лжеучением, вставив лишь, может быть, некоторые фразы для обострения смысла. Последователи Колосской ереси Христа почитали простым человеком, подобно Моисею и др. пророкам. В гимне это опровергается – подчеркивается Его достоинство. Главный тезис, который выдвигает апостол Павел, — Христос есть Бог, средоточие всего бытия. Христос есть начало и новой твари. Это уже вторая, экклезиологическая часть гимна — новая тварь во Христе образует Его Церковь, которой Он есть глава.



2019-07-03 337 Обсуждений (0)
Литургия Преждеосвященных Даров. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Литургия Преждеосвященных Даров.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)