Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность понятия «методы проектного управления»



2019-07-03 805 Обсуждений (0)
Сущность понятия «методы проектного управления» 0.00 из 5.00 0 оценок




На современном этапе Правительство Российской Федерации активно внедряет и использует в государственном управлении программно-целевой подход. Суть его в том, что теперь стратегия развития страны подкрепляется целевыми показателями, которые, в свою очередь, трансформируются в перечень исполняемых государственных программ, охватывающих все стороны жизни общества и государства в целом. Каждая государственная программа содержит в себе взаимосвязанный перечень основных мероприятий — проектов. Для того чтобы достичь поставленных целей и в современных условиях эффективнее расходовать бюджетные средства, необходимо внедрение и использование новых управленческих инструментов. Один из таких инструментов — проектное управление.

Во всем мире методы проектного управления показали свою востребованность и эффективность. Правительство Российской Федерации, сформировав бюджетный процесс по программному принципу, тем самым создало предпосылки для развития практики проектного управления в российских государственных органах [2]. Ведь государственная программа — это и есть система проектов [47]. На данном этапе возникает потребность соответствующим образом усовершенствовать деятельность органов государственной власти, внедрив эффективные технологии проектного управления. Более того, использование методов проектного управления как ключевого инструмента повышения эффективности деятельности, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти отражено в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года [20].

 В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В. В. Путин выделил Проектное управление в качестве одного из ключевых инструментов эффективного управления в органах государственной власти. А по итогам Петербургского международного экономического форума Президент поручил создать проектные офисы и в регионах страны.

Метод проектного управления – это инструмент проектного управления, чтобы мобилизовать и структурировать ресурсы организации на достижение целей в приоритетных национальных проектах [2].

Метод проектного управления позволяют:

- Определить цели проекта и провести его обоснование;

- Выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);

- Определить необходимые объемы и источники финансирования;

- Подобрать исполнительные, в частности через процедуру торгов и конкурсов; подготовить и заключить контракты;

- Определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;

- Рассчитать смету и бюджет проекта, планировать и учитывать риски;

- Обеспечить контроль за ходом выполнения проекта [6 c, 43].

Методы управления проектами включают сетевое планирования и управление, календарное планирование, логистику, стандартное планирование, структурное планирование, ресурсное планирование, имитационное моделирование на ЭВМ и другое

Менеджерам иногда даже просто не хватает времени, чтобы задуматься о том, какое место в их практической деятельности занимает проектный метод управления. А между тем, этот вопрос весьма серьезен. Во-первых, проектная парадигма управления все больше и больше отвоевывает методологической значимости в контексте общей системы управления современной компании. Во-вторых, знания, умения и навыки в данной сфере все активнее входят в стандартный набор компетенций менеджеров не только высшего, но все чаще среднего и даже низшего звена управления.

История возникновения метода

Принципы историзма и диалектики, используемые для оценки развития способов управления, позволяют более глубоко проанализировать происходящие изменения уровня организации и эффективности управленческих механизмов. В советских ВУЗах на экономических специальностях одним из базовых курсов преподавалась теория политэкономии. Во многих смыслах эта дисциплина представляла собой апологетику социалистического способа хозяйствования. Вместе с тем, у данного курса были и преимущества. Эти знания расширяли горизонт видения будущего специалиста как с позиции истории развития методов управления, так и с точки зрения их возможностей в реальной действительности [7].

Учебный курс раскрывал признаки, принципы и этапы общественно-экономических формаций, через которые общество проходит в своем развитии. Позиция, что каждому общественному устройству соответствует свой доминирующий вид отношений и базовый метод управления производством, на мой взгляд, до сих пор не потеряла своей ценности. На схеме, представленной ниже, продемонстрированы основные этапы-вехи в развитии производственных отношений в мире и соответствующие им качественные сдвиги в управлении.

Рис 1.1.1. Модель развития производственных отношений с начала развития буржуазного общества до наших дней

Известно, что проекты как средство реализации масштабных уникальных задач существуют с незапамятных времен. Вспомним, например, чудеса Света. Пирамиды Хеопса в Египте, очевидно, были возведены проектным методом. Другой вопрос состоит в том, какой метод управления являлся в ходе исторического развития доминирующим. Из показанной выше спиралевидной модели видно, как шло развитие в последние столетия [6, c. 22].

1. Буржуазные революции XVIII-XIX веков окончательно положили конец ремесленному типу производства в Европе и заложили основу для постепенного перехода от функционального метода управления к процессному. Процессное управление в мире наиболее активно стало развиваться в XX веке. Это был первый качественный скачок в новейшей истории производственных отношений, позволивший совершить революцию в методологии управления. [6, c. 43].

2. Начиная с конца 40-х годов прошлого века в США возникает новая методология, которая получила название проектного метода управления. В настоящее время этот метод далеко не исчерпал своего потенциала. Более того, управление данного типа развивается совместно с процессным методом.

Формационный подход к оценке истории во многом утратил свою актуальность. Можно сказать, что сейчас мы живем на переходном этапе к информационному обществу, и допустимо представить некое соответствие доминирующих методов управления форме общественного уклада. В доиндустриальном обществе главенствовали функции. В индустриальном формате доминируют процессные принципы. В постиндустриальном укладе происходит активный переход от процессов к проектам.

Сущность и понятие проектной парадигмы управления, как и для предшествующих методов, лучше всего раскрывается через понимание типа реализуемой задачи, состава операций исполнителей и формы взаимодействия между ними. Если ремесленничество характеризовалось как производство типового продукта единственным исполнителем, фабричное производство выполнялось уже по специализированным функциям рабочими разных профессий. Массовое индустриальное производство стало характеризоваться цепочками взаимосвязанных работ, а не функций, выполняемых разными сотрудниками [21].

Постиндустриальные компании постепенно становятся не только более гибкими, каждый клиент и каждый продукт все больше обретают уникальность. Таким образом, и развитие бизнеса, и сами деловые процессы получают все новые черты, для которых более естественным выглядит именно проектный способ. Но из чего состоит понятие проектной задачи и как ею управлять? Определение проекта мы рассмотрим через позиции, выраженные в официальных международных и российских источниках.

Проект — это единовременный набор мероприятий, ограниченный по времени, создающий конечный уникальный результат, когда объединяют множество проектов, формируют программы проектов, включая государственные программы [8, c. 10].

Проект – это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Проекты имеют временный характер, поскольку указывают определенное начало и окончание. Окончание наступает тогда, когда цели проекта достигнуты или же когда цели проекта не будут и не могут быть достигнуты, либо нет необходимости достигать цели. Также могут быть прекращены если клиент (заказчик, инвестор или ответственное лицо) желает прекратить проект. Руководство РМВОК 5.

Проект – уникальный комплекс взаимосвязанных работ (мероприятий), направленных на создание продукта или услуги в условиях заданных требований и ограниченный.

Проект – ограниченное во времени специально организованное целенаправленное изменение отдельной системы в рамках запланированных ресурсов и установленных требований к качеству его результатов.

Основные признаки проекта:

1. Цель проекта.

2. Уникальность и неповторимость задачи проекта.

3. Ряд ограничений как временных, финансовых и т.п., в условиях жизненного цикла проекта, т.е. начало и окончание проекта. Управление ограничениями в ходе реализации проекта имеет особое значение для успеха решения цели и задач проекта. Так как руководству и проект - менеджеру необходимо знать, с какими ограничивающими факторами придется столкнуться при выполнении проекта. Для этого наглядно подходит средство, как «проектный треугольник» или «треугольник ограничений» [7].

Рис 1.1.3. Схема треугольника ограничений проекта

Основные виды ограничений: финансовые и временные. Эти две характеристики проекта способствуют наполнению уникальности задачи запланированным содержанием и должным качеством (состояние 1). Но не являются исключительными условиями для успеха проекта. Поэтому, снижение их влияния на достижения полноценного результата затруднено. (состояние 2). Вероятнее, что при сокращении бюджета и (или) при сокращении затрат времени содержание и (или) качества также будут урезаны (состояние 2а). Следовательно, проектный треугольник позволяет осознать, что рост содержательной части или повышения качество неминуемо ведет к расширению границ бюджета и продолжительности (состояние 3).

Сущность и принципы проектного метода

Сущность метода проектного управления состоит в том, что решаемые цели и задачи проекта уникальны и представлены в специальных организационных и методологических формах по её проектному управлению. Тем самым подразумевает применение знаний, методов, методологию определенных навыков и технологических решений при реализации задача проекта, с целью достигнуть или даже превысит заявляемые ожидания участников проекта.

Управление проектом – это синтетическая дисциплина, объединяющая как специальные, так и надпрофессиональные знания. Специальные знания отражают особенности той области деятельности, к которым относится проекта (строительные, инновационные, образовательные, экологические, исследовательские, реорганизационные и другие) [6, с. 25].

Рис 1.1.4. Схема цикла проектного менеджмента

На рисунке 1.1.4 показано, что развитие проектного управления происходит по циклической спирали. Национальный и мировой опыт менеджеров, применяющих принципы проектного подхода, сбирают и анализируют, вырабатывая общие подходы к методологии и её развитию, перспективные решения отбираются, адаптируют для распространения в практическом применении. На такой основе построена деятельность международных ассоциаций и выработаны общепринятые стандарты управления проектами. В настоящее время действующие ассоциации и стандарты приведены списком далее.

 



2019-07-03 805 Обсуждений (0)
Сущность понятия «методы проектного управления» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность понятия «методы проектного управления»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (805)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)