Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие нотариата в России с 1866 до 1917 г.



2019-07-03 1768 Обсуждений (0)
Развитие нотариата в России с 1866 до 1917 г. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

После утверждения 14 апреля 1866 г. императором Александром II Положения о нотариальной части*(57) лицом, наделенным правом совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России, стал нотариус. По мнению историков, в основе этого Положения лежит нотариальное законодательство Западной Европы: французское 1813 г., австрийское 1845 г., баварское 1861 г. Вначале было подготовлено два проекта - 1863 и 1866 гг. Первый был отвергнут Государственным советом, второй принят и утвержден императором*(58). Тем не менее Положение о нотариальной части знаменует новый этап в развитии нотариата в России.

Принятие унифицированного акта о нотариате и введение нотариальных учреждений знаменовали собой новую эпоху в истории развития российского нотариата. Положение представило нотариусов в совершенно новом виде - в таком, в каком до него они не существовали*(59).

В соответствии с ст. 3 данного Положения должности нотариусов учреждались в столицах, губернских и уездных городах, а в случае необходимости и в уездах. Но Положение было введено не на всей территории страны, там, где отсутствовали нотариусы, их функции выполняли мировые судьи, уездные суды, полиция.

В соответствии со ст. 17 Положения нотариусы числились состоящими на государственной службе, им присваивался 8 чин по должности. Однако при этом ни жалованья, ни пенсии от государства они не получали. Статьей 208 Положения нотариусы признавались свободными профессионалами, осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе. Таким образом, в их статус было заложено серьезное противоречие.

За оказанные услуги по соглашению с клиентом нотариус брал определенную плату. В случае отсутствия такого согласия стоимость нотариального действия определялась согласно тарифу. В целях обеспечения исполнения обязательств, которые могли возникнуть вследствие неправильных действий нотариуса, он обязан был при назначении на должность внести залог.

Удостоверение нотариальных документов осуществлялось не от имени государства в целом, а от имени той губернии, где нотариус служил, так как он имел печать с изображением губернского герба.

Нотариус должен был выполнять свои обязанности только в пределах своего нотариального округа. Все предусмотренные законом нотариальные действия должны были совершаться в помещении нотариальной конторы. В соответствии со ст. 37, 114 Положения нотариусы обязаны были ежедневно находиться в своих конторах не менее 6 часов. В исключительных случаях нотариальные действия могли совершаться "на дому", но только в другое, свободное от службы время.

В местностях, где присутствие нотариуса признавалось государством необходимым, но при этом желающих занять имевшуюся вакансию не было, законом предусматривалась возможность назначения нотариуса от правительства. Кандидат в назначаемые государством нотариусы должен был отвечать всем требованиям, которые законодательство устанавливало по отношению ко всем нотариусам.

Назначаемый правительством нотариус являлся государственным служащим, он пользовался всеми положенными госслужащим правами и преимуществами наравне с секретарем окружного суда. Такой нотариус получал жалование, назначавшееся Министерством юстиции, и не предоставлял обязательного нотариального залога.

Помимо должностей нотариусов, законодательство вводило должности старших нотариусов. Их правовой статус отличался от положения обычных нотариусов. Старшие нотариусы состояли на государственной службе, и их содержание, права и привилегии соответствовали содержанию, правам и привилегиям сотрудников окружных судов.

Старшие нотариусы могли иметь помощников, которые по статусу приравнивались к секретарям окружных судов.

Введение должностей старших нотариусов повлекло за собой разделение компетенции. Регистрационные действия в отношении крепостных актов, то есть актов, связанных с переходом права собственности и иными вещными правами на недвижимое имущество, находились в ведении старших нотариусов. Все прочие предусмотренные законодательством нотариальные действия совершались младшими нотариусами (ст. 154-156)*(60).

Согласно ст. 65 Положения круг действий нотариусов был определен достаточно четко. В него входили такие действия, как совершение актов, выдача выписок из актовых книг, копий актов, удостоверение актов, разного рода протестов, принятие на хранение от частных лиц документов. Нотариусы получили право совершать любые акты, кроме актов состояния, служебных и межевых, а также свидетельствовать документы.

В соответствии с волей законодателя, при совершении любого нотариального действия должны были присутствовать два свидетеля, а при составлении купчих на недвижимое имущество требовалось три свидетеля.

Статьей 31 Положения были определены строгие правила ведения нотариальных реестров - в них не допускались подчистки и неоговоренные исправления.

Положение содержало нормы, посвященные нотариальной тайне. Она должна была соблюдаться относительно всех нотариальных действий*(61).

Положение о нотариальной части как источник права имело ряд особенностей.

Во-первых, его прохождение через Государственный Совет как главный законосовещательный орган и последующее утверждение императором позволяет охарактеризовать этот акт как полноценный закон.

Во-вторых, это положение создавалось на основе масштабных заимствований зарубежного опыта, прежде всего, германских нотариальных актов.

В-третьих, это положение с самого начала рассматривалось как временное и было введено в действие не на всей территории страны.

В-четвертых, Положение о нотариальной части не регулировало весь круг вопросов, которые относились к нотариальной деятельности. Ряд важных вопросов, связанных с нотариатом, регулировался определялся на основе Учреждений судебных установлений. Меры юридической ответственности нотариусов определялись нормами Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.

Ответственность нотариусов за возможные должностные злоупотребления и упущения, в том числе имевшие характер наказуемых проступков, в рассматриваемый период регулировалась Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., которое с 1885 г. действовало в новой редакции.

В соответствии с уголовным законодательством, ответственность нотариусов наступала по тем статьям, которые касались преступлений и проступков чиновников ведомства крепостных дел.

К преступным деяниям применительно к нотариусам закон относил следующие деяния, совершенные как по неосмотрительности, так и по злому умыслу:

1) неисполнение обязанностей, возложенных на нотариусов законом;

2) злоупотребление предоставленными законом полномочиями.

Уложение о наказаниях предусматривало три вида нарушений нотариусами своих обязанностей:

- совершение по неосмотрительности акта от имени лиц, которые не имели в соответствии с законом права на участие в нем (акты купли-продажи, заклада, раздела или иного действия);

- совершение нотариального акта без удостоверения тождества и точной воли лица, или удостоверение такого акта по небрежности, невниманию нотариуса на основании сведений, которые не могли служить доказательством чьей-либо "самоличности";

- участие нотариуса в противозаконной продаже имения, состоящего под запрещением, опекой или в секвестре, при наличии неосмотрительности нотариуса или неполноты имевшихся справок.

К числу злоупотреблений предоставленными полномочиями, которые влекли за собой уголовную ответственность, относились следующие деяния:

- сознательное и по злому умыслу совершение нотариусом акта без наличия предусмотренного законом числа свидетелей, а также без оговорки пробелов и поправок;

- совершение, свидетельствование, утверждение подложных сделок, а также сделок, совершенных путем насилия и обмана;

- сокрытие нотариусом факта отсутствия у одной из сторон законного права на совершение нотариального акта;

- сокрытие нотариусом факта наложенного на имущество законного запрещения отчуждения и необъявление о том покупателю;

- совершение нотариусом от чьего-либо имени заведомо подложных крепостей или заочное совершение актов от имени отсутствующих, без надлежащей на то доверенности, равно как и от имени вымышленных лиц;

- совершение нотариальных актов задним числом;

- сокрытие, истребление или заведомая порча книги актов*(62).

Если неисполнение нотариусом возложенных на него обязанностей произошло по его неосмотрительности, небрежности или невниманию, то на основе судебного приговора следовало отрешение его от должности с запрещением занятия ее в будущем. За злоупотребление нотариусом предоставленными законом полномочиями полагался арест и последующее заключение в тюрьму.

Если нотариус совершал какой-либо акт, содержавший в себе распоряжения, явно противоречащие действовавшему законодательству или основам государственного строя, ему грозило тюремное заключение на срок до двух лет, а в случаях особой важности - лишение всех прав состояния и ссылка в Сибирь.

Несмотря на определенные проблемы и недостатки, принятие этого акта стало большим и важным шагом в развитии отечественного нотариата. В результате этого события нотариальная стала осуществляться на законной основе, в четких правовых рамках. Это объективно способствовало укреплению авторитета нотариата как правового и социального института.

Несмотря на то, что нотариусы имели достаточно полномочий по совершению нотариальных действий направленных на оформление отношений гражданского оборота, в России в конце XIX в. существовали еще три группы органов и должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия.

К их числу относились:

1) биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры;

2) узкоспециализированные маклеры: судоходных расправ, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов;

3) магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые приставы, торговые словесные суды, которые выполняли функции нотариуса или маклера при их отсутствии*(63).

Временное положение о нотариальной части вызывало справедливые критические замечания, касающиеся лишних формальностей оформления нотариальных актов, а также требований, которые затрудняли деятельность нотариусов и ложились тяжелым бременем на их клиентов.

По Высочайшему повелению о пересмотре всей системы нотариальной части от 19 мая 1899 г., при Министерстве юстиции Российской империи была создана Комиссия по пересмотру действующего Положения о нотариальной части. Данная комиссия работала с 1902 по 1904 г. В результате был составлен проект обновленного Положения о нотариальной части.

Существенно предлагалось изменить положения, касающиеся устройства нотариата, порядка совершения нотариальных действий, утверждения крепостных актов, нотариального тарифа, применения нотариальных правил на особых территориях Российской империи (Варшавский округ, Прибалтийские губернии, Бухарское и Хивинское ханства и др.).

В новом акте были повышены требования к кандидатам в нотариусы. Прежде всего, это относилось к возрастному цензу. Если раньше для занятия должности нотариуса было достаточно достижения совершеннолетия (21 год), то новый проект предусматривал повышение возрастного ценза до 25 лет, чтобы привлекать в нотариусы более зрелых, обладающих некоторым жизненным опытом людей.

Однако, принятие нового Положения о нотариальной части постоянно откладывалось. К тому же, как отмечали заинтересованные современники, проект имел существенные недостатки: в нем не было точного изложения всех должностных обязанностей нотариуса; не был решен вопрос осуществления эффективного контроля нотариальной деятельности со стороны окружных судов; не нашли решения вопросы корпоративной организации нотариусов, в частности, проблемы создания нотариальных советов и проведения съездов нотариусов. В проекте Положения фактически не затрагивалась насущная и дискуссионная проблема заработка нотариусов. Эта неопределенность осложняла перспективную возможность привлечения в нотариат квалифицированных юристов.

На страницах периодической печати того времени отмечалось, что нововведения, которые предлагали авторы законопроекта, недостаточны, поверхностны и не достигают цели качественного улучшения нотариальной деятельности*(64).

В конечном итоге, можно говорить о том, что задуманная нотариальная реформа в начале ХХ в. потерпела неудачу. Причины этого имели комплексный характер и в целом могут быть выражены в следующих положения:

1) при разработке проекта реформирования нотариата не учитывались в полной мере интересы субъектов нотариальной деятельности, права и законные интересы подданных Российской империи;

2) в правящих элитах не было необходимой решимости принципиально реформировать нотариальную деятельность;

3) в научном и юридическом сообществе не сложилось единой позиции по главным вопросам реформирования нотариата;

4) отсутствие корпоративных начал в российском нотариате не дала нотариусам как заинтересованным субъектам возможности сформировать и выразить свою консолидированную волю по дискуссионным вопросам реформирования нотариального законодательства.

Первая мировая война и изменения в политическом и экономическом устройстве в России в 1917 году окончательно помешали исполнению этого плана.

 

Доктрина. "Особого публичного органа для выполнения нотариальных функций в России не возникло, хотя определенные предпосылки и потребность в нем существовали. В этих условиях правительство имело возможность сделать логичный для себя выбор в пользу заимствования соответствующего зарубежного опыта. Образцы такого опыта были представлены в виде нотариального законодательства Франции, Германии и Австрии, вместе с Россией входивших в состав романо-германской правовой семьи. Западный опыт развития нотариата не в полной мере соответствовал отечественному опыту, но со времен Петра Великого на собственный опыт привыкли не слишком обращать внимания, довольствуясь иноземными образцами"*(65).

 



2019-07-03 1768 Обсуждений (0)
Развитие нотариата в России с 1866 до 1917 г. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие нотариата в России с 1866 до 1917 г.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1768)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)