Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие нотариата в России с 1917 до 1993 г.



2019-07-03 953 Обсуждений (0)
Развитие нотариата в России с 1917 до 1993 г. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

После революции 1917 г. произошли существенные изменения в отношениях собственности и их правовом регулировании. Декретами о суде от 24 ноября 1917 г. N 1*(66) и от 15 февраля 1918 г. N 2*(67) также были признаны утратившими силу все законы, которые противоречили новому политическому строю. Нотариат, как составляющая прежнего правопорядка, выпал из общей системы государственных органов и, практически, перестал существовать. При этом, нотариальные функции были распределены между отделами юстиции, органами загса, судьями.

В связи с разрешением частной торговли и промышленности в 1921 году (НЭП) и принятием нового гражданского законодательства появилась потребность в нотариальном засвидетельствовании сделок, совершаемых между государственными хозяйственными организациями и частными лицами, договоров отчуждения строений, договоров подряда или поставки. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 12 августа 1921 г.*(68) было установлено, что засвидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиции. В развитие этого документа циркуляром Народного комиссариата юстиции от 13 августа 1921 г. было предусмотрено учреждение указанных нотариальных столов.

4 октября 1922 г. СНК РСФСР было принято Положение о государственном нотариате РСФСР*(69), которым предусматривалось создание государственных нотариальных контор*(70). Нотариат был учрежден как государственный орган, а нотариус признавался должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия. Также, согласно указанному Положению с определенными ограничениями совершение некоторых нотариальных действий делегировалось народным судьям.

14 мая 1926 г. постановлениями ЦИК и СНК СССР было принято постановление "Об основных принципах организации государственного нотариата"*(71). Осуществление нотариальных функций было возложено на государственные нотариальные конторы. Отдельные нотариальные действия и на определенной территории возлагались на иные государственные органы (консульские учреждения, исполкомы). Государственный нотариус не мог занимать "иных государственных должностей, за исключением должностей выборных и преподавательских, состоять членами коллегии защитников, служить по найму в кооперативных и общественных организациях и у частных лиц, а равно участвовать в торговых и промышленных предприятиях" (п. 4). Вознаграждение за свой труд государственный нотариус получал только от государства*(72). Государственному нотариусу, а также сотрудникам государственной нотариальной конторы вменялось соблюдения нотариальной тайны. В компетенцию государственных нотариальных контор входило удостоверение сделок, свидетельствование подлинности подписей, удостоверение некоторых фактов, хранение документов, регистрация арестов, свидетельствование верности копий, совершение протестов.

С 1929 г. фактически проводилась политика, направленная на ликвидацию нотариата. 20 июля 1930 г. Положение о государственном нотариате РСФСР, утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР*(73). В нем были закреплены функции нотариальных органов. Указывалось, что выполнять нотариальные действия могут не только нотариальные конторы, но и районные или соответствующие им исполнительные комитеты, а также городские советы городов и поселков, не являющиеся районными центрами, но только в случае отсутствия в населенном пункте нотариальной конторы (п. 2). Общее руководство государственным нотариатом возлагалось на судебные органы*(74).

Характеризуя данный период развития нотариата, А.Я. Кодинцев пишет: "Сокращалась сфера деятельности нотариата из-за отмены ряда нотариальных удостоверений и из-за общего сокращения гражданского оборота. Большинство нотариальных контор было закрыто. К 1 января 1937 г. в СССР осталось всего лишь 122 конторы, в том числе в РСФСР - 74 (в 1924 г. было 414, в 1935 г. - 59)"*(75).

Восстановление полноценного государственного нотариата началось после принятия Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1936 г. "О реорганизации нотариальных органов"*(76).

В период Великой Отечественной войны совершение отдельных нотариальных действий имело свои особенности. В частности, 15 сентября 1942 г. СНК СССР было принято Постановление "О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время"*(77). Указанный акт разрешал удостоверение завещаний командованием воинских частей и начальниками госпиталей.

Новое Положение о государственном нотариате РСФСР было утверждено Советом Министров РСФСР 31 декабря 1947 г.*(78) Оно предусматривало, что нотариальные действия в государственных нотариальных конторах, расположенных в республиканских, краевых, областных центрах и городах республиканского (РСФСР) подчинения, совершают старшие нотариусы, а в остальных нотариальных конторах - нотариусы. Также предусматривалась возможность совершения ряда нотариальных действий исполнительными органами сельских Советов депутатов трудящихся (станиц, хуторов, аулов).

Согласно Положению, нотариусами государственных нотариальных контор могли быть лица, имеющие высшее или среднее юридическое образование. В отдельных случаях нотариусами могли быть лица, имеющие не менее двухлетнего стажа работы в качестве судей, прокуроров, следователей, юрисконсультов или нотариусов.

Назначение на должность нотариусов производилось только по прохождении лицом стажировки и сдаче испытаний.

30 сентября 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было утверждено Положение о государственном нотариате РСФСР*(79).

Согласно ст. 1 этого Положения задачами государственного нотариата РСФСР являются укрепление социалистической законности, предупреждение правонарушений, охрана прав и законных интересов граждан, а также государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций путем удостоверения сделок и совершения других нотариальных действий. Положение предусматривало, что на должность нотариуса мог быть назначен только гражданин СССР. Устанавливался более высокий образовательный ценз - наличие высшего юридического образования. При этом ст. 13 вводила исключение, ставшее во многом правилом: в отдельных случаях на должность нотариуса могут быть назначены лица, не имеющие высшего юридического образования, при условии, что они не менее трех лет работали в должности судьи, прокурора, государственного нотариуса, юрисконсульта или адвоката. Предусматривалось также прохождение стажировки, которая не являлась обязательной.

Руководство деятельностью государственных нотариальных контор осуществлялось судебными органами. Верховный Суд РСФСР утверждал сеть государственных нотариальных контор. Председатель Верховного Суда РСФСР назначал и освобождал от должности старших нотариусов первых нотариальных контор. Нотариальные конторы содержались за счет республиканского бюджета по смете Верховного Суда РСФСР.

19 июля 1973 г. Верховным Советом СССР был принят Закон СССР "О государственном нотариате"*(80), сохранявший модель государственного нотариата. Нотариат получил многозвенную систему. Первая государственная нотариальная контора наделялась особым статусом, в ее функции входили совершение наиболее сложных нотариальных действий и методическая помощь остальным нотариальным конторам. Руководство нотариатом было передано органу общей компетенции (Совету Министров, Советам народных депутатов, исполнительным комитетам и т.д.), а также органам юстиции.

Государственные нотариусы подразделялись на старших государственных нотариусов, заместителей старших государственных нотариусов, государственных нотариусов. Государственный нотариус не был независимым участником правоотношений, он лишь фиксировал волю сторон. Исходя из концепции советского права, приоритета публичного интереса над частным, законодательство вменяло нотариусу в обязанность активно воздействовать на стороны гражданского оборота.

Согласно ст. 8 Закона СССР "О государственном нотариате" государственные нотариусы и другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, обязаны оказывать гражданам, государственным учреждениям, предприятиям и организациям, колхозам, иным кооперативным и другим общественным организациям содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность и другие подобные обстоятельства не могли быть использованы им во вред. Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении происходило в судебном порядке; жалобы на государственных нотариусов, не связанные с совершением ими нотариальных действий, должны были подаваться в органы юстиции. За совершение нотариальных действий взималась государственная пошлина, строго регламентированная действовавшим законодательством.

Закон содержал перечень нотариальных действий, которые могли совершать государственные нотариальные конторы. В ст. 10 говорилось, что эти конторы совершают следующие нотариальные действия:

- удостоверяют сделки (договоры, завещания, доверенности и др.);

- принимают меры к охране наследственного имущества;

- выдают свидетельства о праве на наследство;

- выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

- налагают запрещения отчуждения жилого дома;

- свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

- свидетельствуют подлинность подписи на документах;

- свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

- удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

- удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

- удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке;

- удостоверяют время предъявления документов;

- передают заявления граждан, государственных учреждений, предприятий и организаций, колхозов, иных кооперативных и других общественных организаций другим гражданам, государственным учреждениям, предприятиям и организациям, колхозам, иным кооперативным и другим общественным организациям;

- принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

- совершают исполнительные надписи;

- совершают протесты векселей;

- предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

- принимают на хранение документы;

- совершают морские протесты.

Список не являлся исчерпывающим, так как законодательством Союза ССР и союзных республик на государственные нотариальные конторы могло быть возложено совершение и иных нотариальных действий.

На должности государственных нотариусов назначались граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством союзных республик, на должности государственных нотариусов могли назначаться лица, не имеющие высшего юридического образования.

Нотариус являлся обыкновенным служащим и получал заработную плату, практически не зависящую от результатов его работы. Учитывая, что работа была во многом чисто механической, связанной с проверкой правильности заполнения утвержденных бланков договоров, доверенностей, заявлений, а также низкооплачиваемой, выпускники юридических вузов не стремились занять должность нотариуса*(81).

Государственные нотариусы не могли состоять на службе в других учреждениях, организациях и на предприятиях. Исключения могли быть сделаны для государственных нотариусов, занимавшихся преподавательской или научной работой.

Закон РСФСР от 2 августа 1974 г. "О государственном нотариате"*(82) практически воспроизводил текст Закона СССР "О государственном нотариате" с развитием некоторых положений, связанных с порядком совершения каждого нотариального действия.

 



2019-07-03 953 Обсуждений (0)
Развитие нотариата в России с 1917 до 1993 г. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие нотариата в России с 1917 до 1993 г.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (953)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)