Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возвращение трех архиереев



2019-07-03 261 Обсуждений (0)
Возвращение трех архиереев 0.00 из 5.00 0 оценок




Итак, истинно-православные христиане Греции и Румынии переживали в то время первую фазу своей борьбы с новшествующей государственной церковью, не имея своих епископов, что создавало для них существенные трудности. Ибо хотя свт. Василий и говорит, что лучше вовсе не иметь епископа, нежели иметь плохого, но отсутствие епископов угрожает длительному выживанию Церкви по той простой причине, что без епископа нельзя рукоположить священников. Более того, меньше вероятность, что те из лагеря новшествующих, кто втайне симпатизирует исповедникам, перейдут к ним, если у тех нет епископов.

Тем не менее, как мы уже видели, внутри самой государственной церкви возникло сильное движение в сторону возвращения к юлианскому календарю, и в мае 1935 г. одиннадцать архиереев решили вернуться на старый стиль. Однако, на них было оказано давление, и восемь из них в последний момент отказались. Остались трое: митрополит Герман Димитриадский, заштатный митрополит Хризостом Флоринский (уже отличившийся в начале 20-х гг. тем, что отказался признать избрание Мелетия Метаксакиса) и митрополит Хризостом Закинфский.

12/25 мая 1935 г. Общество Истинно-Православных Христиан предложило трем митрополитам порвать общение с государственной Церковью и возглавить истинно-православных христиан. Они ответили положительно, и в воскресенье 13/26 мая в маленькой церкви Общества, посвященной Успению Божией Матери в Афинах, в присутствии двадцати пяти тысяч верных, они формально объявили о своей принадлежности к Истинно-Православной Церкви. Митрополит Герман был избран председателем нового Синода.

Это радостное событие явилось для людей наградой за их ревностное исповедание веры и необходимым условием дальнейшего успеха священной борьбы Истинно-Православных Христиан Греции.

Три митрополита выпустили затем Исповедание, в котором они среди прочего заявляли: "Те, кто управляет ныне Элладской Церковью, разделили единство Православия посредством календарного новшества и раскололи греческий православный народ на две противостоящих друг другу относительно календаря части. Они не только нарушили Церковное Предание, освященное семью Вселенскими Соборами и утвержденное вековой практикой Восточной Православной Церкви, но затронули также и догмат о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Посему те, кто ныне управляет Греческой Церковью, своим односторонним, антиканоническим и бездумным введением григорианского календаря совершенно отсекли себя от ствола Православия и объявили себя, в сущности, раскольниками по отношению к Православным Церквам, стоящим на основании семи Вселенских Соборов и православных законов и преданий, Церквей Иерусалимской, Антиохийской, Сербской, Польской, Святой Горы и Божественной Горы Синайской и т. д.

То, что это так, было подтверждено Комиссией из лучших юристов и профессоров-богословов Государственного Университета, назначенной для изучения календарного вопроса, одним из членов коей довелось быть Его Блаженству архиепископу Афинскому в его бытность профессором церковной истории в Государственном Университете.

Посмотрим, какое мнение высказала эта Комиссия о новом календаре: "Хотя все Православные Церкви и автокефальны в своем внутреннем управлении, тем не менее, они едины друг с другом посредством догматов, соборных определений и правил. Ни одна из них не может отделяться как частная Православная Церковь и принимать новый церковный календарь, не став при этом в положение раскольнической по отношению к другим".

Поскольку Его Блаженство архиепископ Афинский своей собственной подписью объявил себя раскольником, то какого же еще нам не достает свидетельства, чтобы показать, что он и единомышленные с ним иерархи стали раскольниками из-за того, что нарушили единство Православия календарным новшеством и разделили церковную и национальную души греческого православного народа?" (32).

Этот очень важный документ был подтвержден изложениями Веры Истинно-Православной Церкви в нескольких последующих Исповеданиях (особенно 1950, 1974 и 1991 гг.). Он объявляет новостильников не только раскольниками, но также, что недвусмысленно подразумевается, и еретиками, поскольку они (через экуменизм — истинную цель введения календарного новшества) нападают на догмат о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Относительно смысла, вкладываемого ими в слово "раскольники", три митрополита не оставили ни малейшего сомнения в своем окружном послании от 8/21 июня 1935 г.: "Мы рекомендуем всем, кто следует православному календарю, не иметь никакого духовного общения с раскольнической церковью расколослужителей, от которых благодать Всесвятаго Духа отошла по той причине, что они нарушили постановления отцов VII Вселенского Собора и Всеправославных Соборов, осудивших григорианский календарь. Что раскольническая церковь не имеет благодати и Святаго Духа, подтверждается свт. Василием Великим, который говорит так: "Хотя бы раскольники заблуждались в вопросах и не являющихся догматами, но поскольку глава Церкви, согласно божественному апостолу, есть Христос, от Которого все члены живут и получают духовное возрастание, они отторгли себя от согласия членов Тела, и более не суть члены (того Тела) и не имеют благодати Святаго Духа. Посему кто не имеет ее, тот не может и передать ее другим" (33).

По глубоко символичному "совпадению", именно в это время — в июне 1935 г. — вошел в силу турецкий закон, запрещающий православному духовенству носить духовное одеяние. Хотя это предписание и встретило сильный отпор со стороны Вселенского патриарха Фотия, низшее духовенство встретило его с восторгом, скандируя: "Да здравствует Ататюрк!" И в самом деле, лишенной теперь внутренней одежды благодати и водимой по преданиям человеческим, по стихиям мiра, а не по Христе (Кол. 2:8) патриархии подобало лишиться даже и внешнего признака ее былой славы (34).

23, 24, 25 и 26 мая 1935 г. три митрополита рукоположили четырех новых епископов: Германа Кикладского (Варикопулоса), Христофора Мегарского (Хаджи), Поликарпа Диавлейского (Лиоси) и Матфея Вресфенского (Карпадакиса). За это они подверглись суду со стороны государственной церкви и были сосланы полицией в три различных монастыря. Несколько позже новопосвященные епископы были также осуждены и запрещены. Двое из них — Поликарп Диавлейский и Христофор Мегарский — затем обратились к государственной церкви с прошением о прощении, но двое оставшихся — Герман Кикладский и Матфей Вресфенский — отказались признать решение суда. Еп. Герман был затем сослан, тогда как еп. Матфея его духовные чада скрыли в Кератейском монастыре.

32 МйфспрплЯфзтКБЛЛЙПРЙПУ (ГЙБННБКПХЛПРПХЛПУ) Ренфбрьлещт, ФN РЬфсйб. Ф. 7. (Рейсбйеэт, 1987) 43.
33 ГЙБННБКПХЛПРПХЛПУ, ФN РЬфсйб... 277–278.
34 См.: Alexis ALEXANDRIS, The Greek Minority of Istambul and Greek-Turkish Relations, 1918–1974 (Athens: Centre for Asia Minor Studies, 1983) 200.

Знамения с небесе

Сосланный митр. Хризостом Закинфский вскоре покаялся и был восстановлен государственной церковью на своей кафедре. Однако, в октябре два других митрополита были неожиданно досрочно освобождены правительством (один министр, Г. Кондилис, симпатизировал истинно-православным). В декабре митрополит Хризостом Флоринский отправился в Иерусалим и Дамаск, чтобы обсудить возможность созыва Собора для пересмотра календарного вопроса. Оба патриарха встретили его дружелюбно и пообещали помощь в этом деле. Но когда он собрался домой в Грецию, греческий консул в Иерусалиме, действуя под диктовку Афин, отказался поставить визу в его паспорт.

Несколько месяцев томился митрополит Хризостом в Иерусалиме как пленник греческого консула. Но Божественное Провидение, чрез заступление "плененных свободителя" св. Георгия Победоносца, указало для него выход. Сам Хризостом так вспоминал об этом чуде:

"Я был подавлен своим пленением, поскольку не имел сведений о ходе Священной борьбы и не знал, каковы будут последствия моей задержки в Иерусалиме.

Угнетенный этой серьезной заботой, я пошел на следующий день, 23 апреля, к Божественной литургии. Со скорбью и с верой я просил св. Георгия помочь мне: "Святый великомучениче Христов Георгие, иже плененных свободитель и нищих защититель, сотвори чудо твое и избави мя от плена сего".

Вечером того же дня, когда я был у себя дома, прежде чем я лег спать, послышался стук в дверь.

— Войдите.

Дверь немедленно отворилась, вошел молодой человек приятной наружности и сказал:

— Можете уезжать спокойно. Никто не помешает вам.

— Сходите, посмотрите мой паспорт".

Молодой человек быстро вышел и, вскоре вернувшись, сказал:

— Все готово".

Архиерей собрался было дать юноше "на чай", но тот, к его изумлению, исчез. Он недоумевал, что бы это значило, но сердце его было исполнено мира и радости.

На следующий день он опять пошел в церковь. Взглянув на икону св. Георгия, он вспомнил вчерашний случай и заметил, что лицо у святого на иконе было точь-в-точь как у того юноши.

С великим воодушевлением он пропел тропарь святому: "Яко плененных свободитель и нищих защититель..." — и затем обратился к нему, как бы к своему близкому другу: "Святый Георгие, я тоже пленник. Но раз ты обещал, что никто меня не задержит, я иду. Защити меня".

Из церкви он сразу пошел домой и сказал хозяйке: "Я еду в Пирей". — "Но, Ваше Преосвященство, куда же Вы поедете? У Вас ж в паспорте нет визы". — "Святой Георгий поможет мне".

Когда он приехал в Хайфу, откуда ходили пароходы в Пирей, он снова забеспокоился, поскольку не знал языка, и ему не с кем было поговорить.

Как только он вступил на корабль, он сразу же увидел незнакомого монаха, который подошел к нему, поклонился и сказал по-гречески: "Ваше Преосвященство, чем я могу услужить вам?" — "Чем вы можете услужить мне? Я хочу уехать, но у меня в паспорте нет визы, которую ставит греческий консул".

Монах взял паспорт, пошел в пароходное агентство и, хотя в паспорте не было печати греческого консула, раздобыл билет (35).

Государственная церковь по-прежнему преследовала двух митрополитов. Так, в 1937 г. гражданский суд привлек митр. Хризостома к ответственности по делу о его служении в храме Трех Святителей в Фессалониках. Он был признан невиновным, но в 1938 и 1940 гг. последовали дальнейшие судебные разбирательства (36).

Но Господь также продолжал подавать знамения с небесе Своим верным.

Так, однажды истинно-православные христиане собирались служить всенощное бдение на Воздвижение Креста в одноименной церкви на вершине горы Кофина.

"Накануне праздника, в воскресенье (13 сентября 1937), когда начало темнеть, верные прибывали небольшими группами из разных окрестных деревень, кто пешком, кто верхом... Старики вместе со священниками о. Димитрием из Крусоны и о. Харлампием из Капетанианы ждали их в небольшой церквушке Рождества Богородицы, находившейся у подножия Кофины. В тот вечер над пиком Кофины стояла изморось и густой туман, и подниматься было очень тяжело. Верных было свыше пятисот, а по другим сведениям свыше тысячи человек.

В десять вечера прибыл отряд полиции под командой младшего лейтенанта. Они объяснили свое присутствие тем, что "пришли поддерживать... порядок"! Конечно, на самом деле их намерения были как раз обратными, но когда они увидели количество собравшихся верующих, им пришлось передумать.

В полночь священники начали петь акафист Честному Кресту. Несмотря на туман, холод и сильный ветер, верующие молились на коленях и все вместе подхватывали "Радуйся, блаженное древо" или "Алиллуиа".

К концу акафиста ветер внезапно прекратился, туман стал рассеиваться. Вершина Кофины с церквушкой Животворящего Креста показалась вполне отчетливо.

Прежде, чем люди поняли, что происходит, все пространство вокруг осветилось светом, и чудный мир облагоухал все. И вот, со страхом и вместе с невыразимой радостью, они увидели крест из света, сияющий на вершине Кофины и озаряющий своими лучами всю местность. Ночь внезапно превратилась в день! Слышны были только бесконечные "Господи, помилуй" и сдержанные рыдания верных. Никто из очевидцев не мог потом сказать, как долго продолжалось это чудо.

Наконец, по прошествии довольно длительного времени после своего появления, оно постепенно исчезло... И снова, как и в начале, начал дуть ветер, и густой туман покрыл все.

Верные продолжали с обновленной ревностью и покаянием молиться всю ночь. Священники служили Божественную литургию в маленькой церкви Пресвятой Богородицы. На заре литургия подошла к концу, и вся масса верующих пришла в движение, расходясь по своим деревням и домам, обсуждая друг с другом и с полицейскими небывалое чудо божественного явления Честного Креста..." (37).

35 Е. БГГЕЛПРПХЛПУ, Д. МРБФЙУФБФЗУ, МзфспрплЯфзтрс. ЦлщсЯнзтЧсхуьуфпмптКбвпхсЯдзт (Qгщнйуфxтфyт EПсипдпоЯбткбr фп™ hинпхт) (EБиyнбй, 1981) 21–25.
36 Уэнфпмпт jуфпсйкx ресйгсбцx фyт EЕкклзуЯбтф§нГнзуЯщн EПсипдьощнЧсйуфйбн§н FЕллЬдпт... 23–24.
37 МйфспрплЯфзтКБЛЛЙПРЙПУ (ГЙБННБКПХЛПРПХЛПУ) Ренфбрьлещт, ФN РЬфсйб. Ф. 6 (Рейсбйеэт 1984) 67–74.

Гонение в Румынии

В это время Истинно-Православные Христиане Румынии также претерпевали гонения (38).

"Румынской король Карл II, — пишет митрополит Власий, — оставил свою супругу Марию, происходившую из Константинополя, и вновь женился на иудейке. Карл II не хотел покидать престол, но был вынужден отречься, т. к. женился на нехристианке. Его сыну Михаю было только восемь лет, так что нужен был регент, и им стал патриарх Мvрон. Политические условия в то время сложились так, что правительство было распущено, и чтобы сохранить конституцию, регент должен был стать премьер-министром. Таким образом, патриарх в 1936 г. стал регентом и премьер-министром — полным хозяином страны. Он имел власть уничтожить нашу Церковь, и он воспользовался ею в полной мере: разрушил все наши церкви, арестовал все духовенство, монашествующих, всех предводителей старостильных групп.

Это был первый сильный удар по нашей Церкви, многие не пережили его, но несколько свидетелей тех гонений осталось. Вот, например, о. Евфимий — он был в концентрационном лагере три года вместе с о. Памвой, и он рассказал нам, как его пытали: бросали в ручей, а других заключенных заставляли ходить по нему, как по мосту; было ему тогда около двадцати семи лет" (39).

Митрополит Киприан знакомит нас с дополнительными деталями этого гонения.

"В период 1935–36 гг. Румынский патриарх Мvрон — бывший униат — принял драконовские меры против старостильников. Он приказал сравнять с землей все церкви истинно-православных христиан и заключить в тюрьму тех священнослужителей и монахов, которые отказались подчиниться его власти. Монахи и монахини были заключены в двух монастырях, где с ними обращались с неслыханной жестокостью. Некоторые из них приняли мученическую смерть. В их числе иеромонах о. Памва, основатель старостильного монастыря Добру (этот монастырь по приказу патриарха трижды разрушался, но каждый раз отстраивался вновь). Во время разрушения монастыря Кукова пять мiрян-старостильников были утоплены в монастырском колодце...

В сентябре 1936 г., во время большой демонстрации в городе Пятра-Нямец, многие били убиты, а иеромонах о. Гликерий был арестован и под стражей доставлен в Бухарест. Там он был приговорен к смерти. Однако о. Гликерий был чудом спасен от смертной казни по заступничеству Божией Матери, которая явилась во сне жене министра юстиции и повелела ей, как новой Прокуле, ходатайствовать перед мужем за Гликерия. Министр не последовал примеру Пилата и заменил смертный приговор заточением в отдаленном монастыре.

С началом II Мiровой войны в 1939 г. о. Гликерий вышел на свободу и вместе со своим любимым соратником, иеродиаконом о. Давидом (Бидаску), прятался в лесах шесть лет. Там они жили вдвоем в неописуемых лишениях и тяготах. Особенно тяжело было в зимнее время, когда в период зимних снегопадов их немногочисленные тайные помощники не могли доставлять им скромное пропитание. Однажды о. Гликерий и о. Давид были даже вынуждены есть червей. Однако Божест- венный Промысел хранил их от преследователей: даже птицы небесные заметали своими крыльями следы, оставляемые о. Гликерием и о. Давидом на снегу. Несмотря на суровые морозы (в Румынии зимой температура воздуха достигает иногда –30°С), они ни разу не разжигали огня, чтобы дым не выдал их местонахождения. Прочие подвижники также скрывались в пустынях: о. Дамаскин, о. Паисий и иные" (40).

38 См.: V. BOLDEWSKUL, The Old Calendar Church of Romania // Orthodox Life. Vol. 42, № 5 (October–November 1992) 11–17.
39 ПравославнаяРусь. № 2 (1479) (1993) 6–7
40 Metropolitan CYPRIAN, The True Orthodox Christians of Romania... 6–7.



2019-07-03 261 Обсуждений (0)
Возвращение трех архиереев 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возвращение трех архиереев

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)